«ОБА КЛАССНЫЕ РЕБЯТА: ПОРЯДОЧНЫЕ, УСПЕШНЫЕ, РАССУДИТЕЛЬНЫЕ...»

В субботу, 19 мая, гибелью закончился в Мензелинске совместный прыжок двух парашютистов — 34-летнего Рушана Сибгатуллина и 47-летнего Олега Щелканова. Два опытных спортсмена получили смертельные травмы после жесткого приземления.

Доследственная проверка следственного комитета РФ по РТ восстановила картину трагедии. Всего в совместном прыжке участвовали семеро спортсменов, которые выполняли свободное падение с 4 тыс. до 1,6 тыс. метров. «После выполнения упражнения они стали раскрывать парашюты. В этот момент один спортсмен влетел в уже раскрывшийся парашют второго. В результате удара оба потеряли сознание и спустились на запасном парашюте. В результате полученных телесных повреждений один скончался в карете скорой помощи, второй — спустя несколько часов в больнице», — сообщает пресс-служба следственного комитета.

Наши источники в Мензелинске утверждают, что скорая, которая везла парашютистов в Мензелинскую ЦРБ, переполошила весь город, так как нечасто в небольшом городке кареты медиков ездят с включенной сиреной. Более того, машина ехала с препятствиями, потому что водители якобы не хотели ее пропускать.

Свою проверку по факту случившегося проводит республиканская прокуратура, сообщил старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев. «В случае выявления нарушений законодательства будут приняты исчерпывающие меры реагирования», — говорится в сообщении надзорного ведомства.

Как передала «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь министерства здравоохранения РТ Альфия Хасанова со слов главврача Мензелинской ЦРБ, один мужчина погиб практически сразу, при транспортировке в больницу, второй скончался в машине скорой помощи при перевозке в Набережные Челны. «Медики сделали все возможное, однако мужчина получил травмы, несовместимые с жизнью», — отметила собеседница издания.

«Если бы в мензелинском аэроклубе был бардак, то я бы не привез туда своих родителей 46-го года рождения, которые прыгали в тандеме» «Если бы в мензелинском аэроклубе был бардак, то я бы не привез туда своих родителей 46-го года рождения, которые прыгали в тандеме» Фото: Олег Спиридонов

Опрошенные сотрудники аэроклуба рассказали, что за плечами у каждого из погибших не менее 600 прыжков. Однако товарищи спортсменов комментируют произошедшее неохотно и просят дождаться официальных результатов расследования. Вся стена группы «ДЗ Мензелинск» в соцсети «ВКонтакте» исписана соболезнованиями и записью BSBD, которая расшифровывается как blue sky — black death («голубое небо — черная смерть»). Никаких комментариев, как-то проясняющих случившееся, на стене тоже нет, кроме разве одного — от пользователя Сергея Щелчкова: «Жалко, что это происходит в простейших прыжках... Думайте и планируйте свои прыжки заранее, продумывая все этапы...»

Один из завсегдатаев клуба на условиях анонимности все же прокомментировал трагический случай. «Обоих знаю, оба классные ребята, порядочные, успешные, рассудительные. Я и сам еще не могу поверить в то, что произошло, даже не могу в прошедшем времени о них говорить. Разные люди на ДЗ (дропзона — термин, который используют парашютисты прим. ред.) Мензелинск, порой только спустя время узнаешь, кто они по профессии. Я сам из Казани, Рушан тоже, но встречались мы только на ДЗ, не припомню, чтобы в Казани пересекались, Меня, если честно, мало интересует, чем человек занимается, парашютный спорт, увы, недешевое увлечение, в основном им занимаются люди, достигшие определенного уровня достатка», — рассказал нам парашютист, имеющий 8-летний стаж в этом спорте.

Он также рассказал об уровне безопасности в мензелинском аэроклубе, сообщив, что «если бы там был бардак, то я бы не привез туда своих родителей 46-го года рождения, которые прыгали в тандеме». «Мое мнение о безопасности: все делается, чтобы обезопасить прыжки. Много вопросов задают письменно, справки из диспансера, страховка, перед прыжком врач проверяет давление и все остальное, тренировочная отцепка, предпрыжковый инструктаж утром, погода, ветер, советы — на что обращать внимание, проверка снаряжения, перед прыжком проверка — включен ли страховочный прибор, очередность отделения и распределение мест в самолете — и все это порой не успеть за день сделать. На каждый парашют, независимо свой или клубный, есть паспорт, все строго», — рассказал наш собеседник. Однако и он не исключил «фактора случайности». «Все что угодно может быть — разве можно предугадать? Сердце остановилось, например. Скажу напоследок: прыжки дело добровольное, и все, думаю, осознают, чем занимаются, никто никого не заставляет это делать», — высказывает возможные версии приятель погибших.

ПАРТНЕР КОЛЕСОВА И БЫВШИЙ ОБОРОНЩИК

Рушан Сибгатуллин, чья жизнь так рано и так трагично оборвалась, был родным братом Айрата Сибгатуллина, первого вице-президента ГК «КАН Авто». Рушан и сам был тесно связан с рядом предприятий, входящих в группу, — по данным справочного сервиса «Контур.Фокус», он был гендиректором ООО «КАН Авто-6», ООО «Сервис Авто-6», ООО «Авто-Брокерс» и ООО «КАН Брокерс-6» — во всех этих предприятиях 100-процентным учредителем является Александр Колесов, а их совокупная выручка по итогам 2016 года превысила 1,1 млрд рублей.

Сибгатуллин руководил также оборонным предприятием АО «Стелла-К», которое занимаемся производством радиолокационной, радионавигационной аппаратуры и радиоаппаратуры дистанционного управления. Само предприятие, образованное в Казани 14 августа 2015 года, позиционирует себя как «единственный в мире производитель военной продукции особого назначения». Генеральный директор — Леонид Капелюшник. Учредители фирмы с уставным капиталом в 1,2 млрд рублей — ООО «Бизнес и Инвестиции» и АО «Высокие Технологии», предположительные конечные владельцы — учредители этих компаний Денис Краснопольский и Денис Самонов. «Стелла-К» является акционером ПАО «Тамбовский Завод „Электроприбор“». Кроме того, Сибгатуллин возглавлял «Азино авто», дилерский центр Renault и был первым директором казанского АО «Стелла К», которое выпускает вертолетные бортовые комплексы обороны «Витебск» и «Президент С».

Сибгатуллин, судя по «Инстаграму», занимался также бейсджампингом, прыгая с парашютом со скал. В частности, одна из недавних съемок была сделана в Salto Angel в Венесуэле. К своему хобби Рушан приобщил даже любимого пса по кличке Шерлок — видео прыжка с ним также есть на страничке Сибгатуллина.

Второй погибший Щелканов, по данным системы «Контур.Фокус», учредитель и директор трех челнинских предприятий и одного ИП. Выручка одного из них — ООО «ТК „АвтоДвигатель“» — в 2016 году составила 414,5 млн рублей, чистая прибыль — 2,4 млн рублей. Компания, которой руководил Щелканов с момента основания 15 лет назад, занимается продажей автомобилей «КАМАЗ», спецтехники, а также поставкой широкой гаммы запасных частей к большегрузам автогиганта, являясь также дилером «Ремдизеля» и авторизованным пунктом по продаже продукции Liqui Moly.

Судя по личным страничкам парашютистов в соцсетях, Щелканов еще 10 лет назад проходил прогрессивный курс обучения свободному падению Accelerated Freefall (AFF). Кроме этого, он занимался полетами на парапланах в Сарманово и катался на скейтборде. В альбомах много фотографий и видео, где он и его друзья по клубу составляют воздушные фигуры в небе. Судя по всему, любовь к небу у Щелканова была еще с армии — опять же в числе фотоснимков есть и те, где он запечатлен с парнями в голубых беретах.

Как рассказали нашему изданию в компании, которой руководил погибший, его близкие о случившейся трагедии узнали практически сразу после того, как она произошла, а другие работники предприятия только сегодня утром, когда пришли на работу. Трагическая весть стала для всех настоящим шоком. Подчиненные не скрывали своих слез, даже разговаривая с нашим корреспондентом по телефону. О том, что директор увлекается экстремальным видом спорта, в компании знали практически все.

«У нас все знали о том, что Олег Владимирович увлекается прыжками с парашютом. Сколько лет уже этим спортом занимается, постоянно ездит на прыжки в Мензелинск, он очень опытный парашютист», — всхлипывая от внезапного горя, рассказала сотрудница фирмы.

На просьбу корреспондента «БИЗНЕС Online» как-то охарактеризовать своего директора, она сказала: «Таких директоров, как Олег Владимирович, никогда не было, нет и не будет, наверное, уже. Очень хороший был человек — веселый, жизнерадостный, отзывчивый, добрый, здоровый мужик, Господи. Всегда в нем горела жизнь, строил большие планы на будущее. Нашел себе увлечение — парашютный спорт. Почему небеса забирают всегда лучших? Несправедливо! Медицина у нас на самом последнем месте, его могли бы спасти, но не справились. Нам, конечно не скажут об этом, вскрытие ничего не покажет, но, сопоставляя все факты, складывая часы, моменты, мы уверены, что человека можно было бы спасти. Четыре часа он пролежал в реанимации в мензелинской больнице. Врачи ничего там не сделали и после этого повезли в БСМП Набережных Челнов. В карете скорой помощи он и умер».

У Щелканова остались жена и взрослый сын. Хоронить его, как сказали в компании, планируют завтра на молодежном кладбище в Набережных Челнах. Сибгатулина хоронят сегодня на мусульманском кладбище на Самосырово.

«ВИНЫ НАШЕЙ В ЭТОМ НЕТ»

Мензелинский филиал центрального аэроклуба РТ (МФ АНО ЦАК РТ ДОСААФ России) находится на аэродроме «Мензелинск» в 2 км от самого Мензелинска и в 40 км от Челнов и пользуется большой популярностью как у новичков, так и у профессиональных спортсменов. Местный аэроклуб — это далеко не провинциальный кружок любителей парашюта, а спортивный центр федерального масштаба, где проводится полноценное обучение и соревнования. Все это было достигнуто благодаря местным любителям авиации и парашютного спорта и руководства района. Благодаря такой продвинутости минобороны даже выделило для Мензелинска два самолета — L-410 и вертолет Ми-8.

Не случайно именно в Мензелинске в 2010 году проводился чемпионат мира по парашютному спорту (19-й чемпионат мира по групповой парашютной акробатике, 14-й чемпионат мира по купольной акробатике, 8-й чемпионат мира по артистическим видам), а в 2011-м — Кубок России по вертолетному спорту. А с 2011-го в Мензелинске проходят парашютные сборы российского отряда космонавтов. Мензелинск выбран из-за хороших бытовых условий, оснащения, надежной системы охраны. В аэроклубе есть столовая, гостиница, летние и зимние укладочные и так далее. Эксперты-авиаторы не раз отмечали, что в Мензелинске любители при поддержке главы сотворили настоящий прорыв, причем на весьма скромные средства.

Прыжки с парашютом там — на любой вкус. Прежде всего тандемные — с инструктором и специальным парашютом для двоих человек. Далее можно повысить мастерство. Например, это AFF (Accelerated FreeFall) — семиуровневая программа интенсивного индивидуального обучения для желающих заниматься парашютным спортом. Потом можно отработать действия в группе — этим руководят преподаватели местной кафедры личного мастерства. Есть возможность заниматься построением так называемых больших купольных формаций — до них допускаются только опытные спортсмены. И, наконец, вершина экстрима — вингсьют (костюм-крыло из ткани). Теория по вингсьюту в аэроклубе занимает два часа, затем студент отрабатывает элементы на земле и делает контрольный прыжок в костюме. Но принимаются на курс тоже только опытные спортсмены — не менее 200 прыжков с 4 тыс. метров.

Местный аэроклуб – это далеко не провинциальный кружок любителей парашюта, а спортивный центр федерального масштаба, где проводится полноценное обучение и соревнования Местный аэроклуб – это далеко не провинциальный кружок любителей парашюта, а спортивный центр федерального масштаба, где проводится полноценное обучение и соревнования Фото: Олег Спиридонов

В воскресенье корреспондент БИЗНЕС Оnline отправился в мензелинский аэроклуб в надежде застать очевидцев трагедии. Однако кроме администратора и охранника, который устроился в аэроклуб на днях, больше никого не было. Администратор сказала, что на смену пришла сегодня и о произошедшем накануне почти ничего не знает. Руководство, по ее словам, уехало в Казань — на допросы. На вопрос о том, часто ли подобные смертельные случаи происходят в аэроклубе, женщина ответила, что «на ее памяти было пару раз», а она здесь работает уже 8 лет.

На станции метеослужбы, которая находится тут же на территории клуба в маленькой избушке, тоже находился сотрудник, который заступил на вахту уже после трагических событий. «Это случилось вчера около 4 часов дня. Утром ветер был до 12 часов, а потом хорошая погода была», — все, что смог сказать синоптик, как бы подтвердив тем самым, что погодные условия вряд ли могли повлиять на исход прыжка спортсменов.

Владельцем клуба, юридическое название которого именуется как ООО «Мензелинское авиационное предприятие», выступает Сергей Серендеев, экс-президент федерации парашютного спорта России. Выручка предприятия на протяжении последних несколько лет стабильная — на уровне 8–10 млн рублей. Чистая прибыль за 2016 год составила 3,7 млн рублей. Помимо этого Серендеев является хозяином базы отдыха «Тонус» на территории нацпарка «Нижняя Кама», и ООО «Торгово-промышленный холдинг «ПромРесурс», а также является совладельцем ООО «СЛК-Авто» с пропиской в Московской области.

Отметим, что нынешняя трагедия не первая для мензелинского аэроклуба. В августе 2016 года там разбилась 38-летняя опытная парашютистка Евгения Кукета. Выпрыгнув из самолета, она потеряла сознание и пришла в себя уже у самой земли, совершив жесткую посадку. Она скончалась спустя день, не приходя в сознание... В январе 2006 года во время тренировок запутался в стропах 33-летний Игорь Лыжин — он получил тяжелые травмы ног.

Сегодня любители авиации опасаются, что новое ЧП вновь поднимет волну негатива в отношении парашютного спорта и в частности аэроклуба. «На дорогах десятки тысяч человек гибнут, на пожарах — сотни, и все привыкли, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ дельталетчик и дельтапланерист, преподаватель лицея №35 Радик Туйкин. — А в парашютном спорте из-за того, что это редкость, сразу делают выводы, что авиационный спорт опасен, хотя статистика говорит: трагедий на количество прыжков и число занимающихся минимально. Это несчастный случай, от которого никто не застрахован».

Такую же точку зрения в беседе с «БИЗНЕС Online» высказал начальник МФ ЦАК РТ Равиль Нурмехаметов: «Не хотелось бы сейчас какие-то комментарии давать — идет следствие. Но надо понимать, что это максимально экстремальный вид спорта. Люди бьются и на дорогах, и в хоккее, и у нас статистика такова, что на определенное количество прыжков происходит трагедия. Как правило, это человеческий фактор. В данном случае, по всей видимости, то же самое. Ребята были опытные — у каждого свыше 600 прыжков... Завтра уже можно будет что-то сказать о причинах случившегося. Вины нашей в этом нет».

«ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДО КОНЦА НЕ ИЗВЕСТНЫ»

В федерации парашютного спорта России ситуацию с мензелинским аэроклубом комментировать отказались. «Пока информации никакой не можем сказать, идет расследование. Сейчас нет никого, кто мог бы с вами поговорить, все в разъездах», — ответили «БИЗНЕС Online» в приемной и добавили, что такими делами следственные органы занимаются совместно с департаментом авиации ДОСААФ России.

Директор департамента Леонид Скубенко пообещал, что полная картина трагедии будет ясна завтра к утру. «Обстоятельства как бы очень простые. Расследуются несколько факторов, один из них — человеческий: несвоевременное открытие парашюта (или рано, или поздно) и направление движения парашютистов не по установленной схеме. Все остальное сегодня изучим по полной программе с участниками, руководителями, с первыми объективными данными на месте в виде кадров съемки», — рассказал Скубенко.

По его словам, есть две технологии расследования подобных несчастных случаев: специальная комиссия создается на уровне регионального отделения ДОСААФ либо формируется Центральным советом ДОСААФ России. «Сейчас обстоятельства до конца не известны — если там будут факты, связанные с некими недостатками по аэроклубу, то будут представители центрального совета. Если окажется, что это чисто вина спортсменов (объективным доказательством является видеосъемка), то тогда будут расследовать на региональном уровне», — пояснил Скубенко.

К счастью, случаев, когда опытные парашютисты погибают при таких обстоятельствах, мало, но год на год не приходится. Как сообщил Скубенко, в России число подобных трагедий варьируется от 5 до 10 в различных организациях, осуществляющих парашютную деятельность. В основном гибель связана с поздним открытием парашюта, приземлением на препятствие или недопустимым маневром у земли — «доворотом», когда спортсмену хочется красиво приземлиться.

«Буквально две недели назад в Твери парашютист приземлился в пожарный водоем — утонул, — рассказал Скубенко. — Другой приземлился на линию электропередач — замкнуло. По России, по нашим скромным данным, ежегодно минимум с десяток такого формата случаев. По линии ДОСААФ, слава богу, единичные случаи — где-то кочка на аэродроме, по ветру приземлился — ноги поломал, руку подвернул.... Но это данные только по легальным компаниям, а есть уйма нелегальных. Парашютная деятельность не лицензируется, этим занимаются и мало-мальски организованные компании».