Конная и пешая полиция на улицах и обилие временных постов в центре — так выглядит Казань за 2,5 недели до старта мундиаля. Помимо тщательного досмотра в метро особые знаки внимания от сотрудников ГИБДД получают водители — уже несколько дней инспекторы тормозят машины без разбора под предлогом проверки документов. Эксперты «БИЗНЕС Online» нарушений в работе силовиков не заметили, объясняя их активность задачей застращать нерадивых автомобилистов, чтобы в период ЧМ они реже пользовались машинами.
ОХРАНЯТЬ ПОКОЙ В КАЗАНИ ПРИЕХАЛИ ПРАВООХРАНИТЕЛИ ИЗ СИБИРИ И ИНСПЕКТОРЫ ИЗ КРАСНОЯРСКА
Жителям Казани, пережившим Универсиаду и чемпионат мира по водным видам спорта, не привыкать к ограничениям, вводимым из-за проведения в городе крупных спортивных мероприятий. Однако в сравнении с надвигающимся главным футбольным событием четырехлетия даже прошлогодний Кубок конфедераций проходил в щадящем для жителей режиме.
Вместе с резко возросшим за последние дни числом патрулей полиции в центре Казани и появлением конной полиции на Кремлевской, усилились и меры безопасности в метро. Это проявляется в усилении традиционной процедуры досмотра — вещи некоторых пассажиров, включая женщин, подвергаются более тщательной проверке, полицейские порой доходят даже до просьбы вывернуть карманы. В самом метро прибавилось блюстителей порядка — корреспондент «БИЗНЕС Online» в час пик неоднократно замечал военнослужащих в полевой форме и с дубинками наперевес. На погонах у них были прикреплены буквы «К», что, вроде бы, говорит об их принадлежности к кадетскому корпусу. Но на рукаве одного из молодых людей наш журналист заметил шеврон Новосибирского военного института им. Яковлева. Молодые люди в военной форме оказались не общительны, но один из них подтвердил корреспонденту, что их специально доставили из Сибири для охраны покоя казанцев во время мундиаля. Таким образом, история Кубка конфедераций, когда для охраны города автобусами и поездами привозили полицейских из соседней Кировской области, Марий Эл, Башкортостана, Удмуртии и других близлежащих регионов, повторяется, но масштаб «воронки» на этот раз шире — под стать охвату самого ЧМ.
Но автовладельцев гораздо больше интересуют знаки внимания, которые оказывают им сотрудники ГИБДД. Причем, водителей начали еще несколько месяцев назад «готовить» к суровым условиям работы инспекторов — как уже сообщало наше издание, пользователи соцсетей и мессенджеров распространяли тревожные вести о грядущем жестком прессинге со стороны сотрудников ГИБДД. Якобы руководство ведомства поставило перед подчиненными план — лишить прав 30% водителей в городах, где проходят матчи чемпионата мира по футболу, а машины с помятым кузовом и битыми бамперами будут отгонять на штрафные стоянки. Впрочем, источники нашего издания в правоохранительной среде называют это уткой, которая на руку самой ГАИ — в действительности никто не будет арестовывать машины и тем более лишать прав на месте, но нарушителей после таких «страшилок» на дорогах станет меньше.
С минувшей пятницы водители Казани и сами ощутили на себе пристальное внимание инспекторов, которые не только без причины останавливают машины для проверки документов, но и проверяют багажники автомобилей. Республиканских сил на эти цели не хватило, и на время мундиаля в Казань откомандировано множество инспекторов практически из всех городов России. Корреспондент «БИЗНЕС Online» отправился в рейд по городу проверить, как работают инспекторы ГИБДД на улицах Казани. Судя по автомобильным номерам, машины ГАИ к нам съехались и из Уфы, и из Красноярска.
«ЕСТЬ ЖЕ КАМЕРЫ, КАКОЙ СМЫСЛ ОСТАНАВЛИВАТЬ ВОДИТЕЛЯ?»
Несмотря на добродушие и открытость, сами инспекторы напрямую общаться с журналистами отказываются, предлагая обращаться за комментариями либо в МВД по РТ, либо в республиканскую УГИБДД. Вот и инспекторы с машиной УВД Нижнекамска, стоящие напротив Центрального стадиона, вежливо, но твердо отказываются от комментариев.
— Чего там комментировать — служба, — немногословно роняет один из них.
Спустя какое-то время корреспондент, внимательно наблюдающий за работой инспекторов, видимо, начинает нервировать служителей правопорядка, и они уезжают на другую точку.
Наш корреспондент тоже меняет дислокацию и оказывается вблизи перекрестка улиц Чернышевского и Право-Булачной. Стоящие здесь офицеры также немногословны, но водители припаркованных рядом машин более разговорчивы. К примеру, Алексей считает, что пока не заметил, что водителей стали проверять чаще.
— У меня пока все нормально, никаких инцидентов не было. Хотя видно, что патрулей ГИБДД стало больше стоять на перекрестках. Понятно, что это, скорее всего, связано с предстоящим чемпионатом мира по футболу. Я к этому отношусь спокойно, ведь инспекторы просто выполняют свою работу. Главное, чтобы местные жители могли спокойно передвигаться по дорогам, чтобы не было проблем с движением, — считает он.
Другой водитель — Виталий — подчеркивает, что относится к такого рода проверкам спокойно.
— Лично меня пока не останавливали, но я, проезжая мимо, вижу, что водителей тормозят. Я к этому совершенно спокойно отношусь. Они же выявляют какие-то нарушения, неисправности, людей в состоянии опьянения за рулем. Они делают только хорошее. Я думаю, что все это из-за чемпионата мира по футболу, так что нужно все-таки потерпеть, — поясняет водитель.
Еще одна точка, где мы пытаемся взять комментарии у инспекторов ГИБДД, находится перед поворотом улицы Пушкина на площади Тукая. Здесь, у парковки перед ночным клубом «Арена», еще один пост инспекторов, которые одного за другим «выдергивают» водителей из потока движения, предлагая им показать документы и открыть багажник. На наше предложение автолюбитель — мужчина восточного типа — растерянно отвечает: «Да мне сейчас как бы не до газеты...» А его коллега по несчастью, назвавшаяся Олесей, соглашается поговорить. Она тоже заметила, что сотрудников ГИБДД на дорогах Казани стало больше.
— Меня за последние три дня останавливают уже второй раз. Меня это, в принципе, не раздражает. Проверяют стандартные вещи: права, страховку. Меня вот сейчас за дело остановили, я ехала без включенных фар. Но я, честно говоря, скоро на время чемпионата мира уеду из города, и я очень рада этому, — подчеркивает она.
С ней согласен еще один водитель, которому предлагают сесть в патрульную машину.
— Раньше меня один раз в месяц могли остановить или в два месяца, а на прошлой неделе два раза остановили для проверки документов, сегодня еще раз остановили, — сетует Константин. — И я бы не сказал, что мне это не мешает. Есть же камеры — по ним можно зафиксировать нарушение, затем прислать штраф. Какой смысл тогда останавливать водителя? Есть знаки, есть камеры. Нарушил — значит нарушил. А подряд останавливать водителей я смысла не вижу.
А вот еще один наш собеседник, который припарковался неподалеку, отмечает, что лично у него никаких проблем с проверками сотрудниками ГИБДД нет вообще.
— У меня водительский стаж 40 лет. Я просто езжу и не нарушаю. А ведь они не всех подряд останавливают. Таких культурных, как я, не останавливают. Ну посмотрите — выражение лица, опрятная одежда. Сразу видно, что едет хороший человек, солидный. Если ты едешь на чистой машине, никаких нарушений не делаешь, то никто останавливать не будет. С другой стороны, останавливать машины для проверки — это правильно. Но в пределах разумного! И когда инспекторы ведут себя корректно, культурно, то у меня претензий нет, — считает Ренат.
«ЦЕЛЬ СЕЙЧАС — РАСПУСТИТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПАНИЧЕСКИХ СЛУХОВ, ЧТОБЫ ВОДИТЕЛИ САМИ БОЯЛИСЬ КУДА-ТО ВЫЕХАТЬ»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты высказались о том, к чему приведет усиление мер безопасности на дорогах.
Рамиль Хайруллин — представитель федерации автомобилистов России в РТ:
— Смотрите, они прибыли буквально только в эти выходные дни, в пятницу или субботу. Я пока, по сути, не вижу каких-то перегибов. И в социальных сетях пока что тишина, [не вижу] что у нас что-то странное творится. Они пока только прибыли. Но уже можно заметить, что на дорогах их стало очень много. При этом каких-то облав я не видел. То есть они просто стоят в наблюдательном режиме. Просто наблюдают за дорогой. Массовых остановок я пока не замечал. Может быть, ближе к дате икс что-то и начнется...
Знаете, я так вам скажу: во время Универсиады было все шикарно — в том плане, что дороги были пустые. Стояли на каждом столбу. Как раз из-за таких вот распространений в сетях очень много водителей тогда решило не выезжать. Думаю, что цель сейчас такая же — распустить как можно больше панических слухов, чтобы водители просто уже сами боялись куда-то выехать. Перегибы? Наверное, не без этого. Идеально все быть не может, наверное, что-то и было во время Универсиады. Но вот на Кубок конфедераций мы вообще не заметили ничего такого. Наше ГИБДД как-то своими силами справилось, сюда не нагоняли из других регионов сотрудников. На этот раз согнали, да. Как они себя будут вести и какая им задача поставлена? К сожалению, не могу сказать. Не знаю, поставлена им задача по максимуму машины с дорог убрать или не поставлена. Это мы поймем только тогда, когда гул начнется в соцсетях. Пока я сотрудников только визуально вижу, они везде есть, стоят в наблюдательном режиме. Да, останавливают одного-двух, проверяют документы, открывают багажники. Это, мне кажется, пока не повод для паники. Время еще есть до чемпионата, посмотрим. При этом мы всегда всю информацию собираем, готовы оказать содействие, если понадобится юридическая помощь. Мало ли что... Мы бдим, стоим на страже, ждем, если что вдруг — готовы подключиться и помочь. Вдруг на самом деле такие перегибы начнутся.
Вячеслав Лысаков — депутат Госдумы, лидер партии «Автомобильная Россия»:
— Жалобы [на действия инспекторов ГИБДД] бывают, но единичные. Надо понимать, что есть правила дорожного движения и есть кодекс об административных правонарушениях. Выйти за рамки и того и другого инспекторы, при всем своем рвении, не имеют права. Если они останавливают автомобиль и если есть основания объективные привлечь к административной ответственности водителя, то они могут это сделать, обязаны это сделать. Но использовать неадекватные меры, не соответствующие КоАПу, никаких прав, конечно, у них нет. Ни за какой скол забрать машину на штрафстоянку или за неправильно тонированный автомобиль они не могут. Мы давно отменили снятие номеров, прав не лишают, даже когда зафиксировано в медицинском учреждении опьянение водителя, это делает только суд. За каждое правонарушение есть свое наказание. Ничего сверх нормы инспекторы, даже такого продвинутого в техническом отношении региона, как Татарстан, не в праве делать.
Это просто психологическое давление. Видимо, была устная установка руководства — застращать автомобилистов, чтобы они на это время меньше пользовались автомобилями. Тут прозвучало обращение неких чиновников воздержаться от поездок во время проведения чемпионата мира. Но законных оснований ограничивать передвижение граждан России по территории Российской Федерации просто не существует в природе. У нас есть Конституция, единое пространство, есть свобода передвижений. У нас же нет военных действий, чрезвычайных положений не объявлено. Поэтому все остальное — это лишь благие пожелания. Можно просить, требовать, но законных оснований ограничивать передвижение граждан нет. Возможно, ваши чиновники перегибают палку в том смысле, что пытаются создать нервозную обстановку автовладельцам, чтобы те сами от греха подальше не пользовались транспортом. Но если у меня машина исправна, нет помятого бампера или трещин на стекле, если я не нарушил ПДД, то ко мне не должно быть никаких претензий. Я хочу пожелать автовладельцам следить за техническим состоянием автомобиля, что в их же интересах, и не нарушать ПДД. Любые претензии и незаконные требования инспекторов, которые теоретически могут быть предъявлены, надо обжаловать. У вас, кстати, судебная система более прогрессивна, чем судебная система Москвы.
Павел Стенников — начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси «Максим»:
— Действительно, перевозчики сервиса «Максим» сейчас отмечают более частые проверки со стороны сотрудников ГИБДД. Подобное было накануне Универсиады и Кубка конфедераций. Случаев, когда у наших партнеров-перевозчиков транспорт забирали бы на штрафстоянку из-за ненадлежащего внешнего вида, не было. Они ведь не могут в принципе выполнять заказы на автомобилях с мятым кузовом и трещинами на стеклах, поскольку у сервиса «Максим» есть свои довольно строгие требования и действует система контроля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 236
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.