«Во многих мечетях в разы, по сравнению с предыдущими годами, поредели ряды верующих на молитве таравих – одном из главных атрибутов Рамадана – хотя в некоторых мечетях еще тлеет отблеск былого размаха»

«ЛЮДИ ОТ ВСЕОБЩЕГО МОЛЕБНА ПОСТЕПЕННО НАЧАЛИ РАЗБРЕДАТЬСЯ К ТЕКУЩИМ БУДНИЧНЫМ ЗАБОТАМ»

ДУМ РТ, как и многие подобные структуры, теряет паству. Она неумолимо тает, словно нежданно выпавший июньский снег. Мы помним, как в далекие  90-е из-под развалин СССР на свет Божий вышли толпы страждущих новой истины. Сбросив с пьедестала прежних  кумиров, они воздвигли на их место других, новых, точнее хорошо забытых старых, глашатаев всеобщего спасения. Чиновники, еще не остыв от социалистических соревнований, стали наперегонки тягаться друг с другом в делах благочестия: новоявленные нувориши – в строительстве мечетей, ну а простые люди – массово закупать тюбетейки и четки. Это был настоящий карнавал веры.

Но праздник кончился. Люди от всеобщего молебна постепенно начали разбредаться к текущим будничным заботам. Родители уже не спешат отправлять своих детей в медресе, некоторые из которых даже закрылись. А пару сотен татарстанских мечетей  вообще пришлось наглухо запечатать  амбарными замками, не снимаемыми даже в пятницу.

Цирк уехал, а хазраты остались. В этом году их социальное одиночество обнажилось  особенно  остро. Во многих мечетях в разы, по сравнению с предыдущими годами, поредели ряды верующих на молитве таравих – одном из главных атрибутов Рамадана, хотя в некоторых мечетях еще тлеет отблеск былого размаха. Грустно смотреть на эту статистку опустения.

Кризис – лучший осеменитель креатива. Он и зачал мысль о проведении в Татарстане республиканского ифтара, который стал новым воплощением старой идеи: воздвигнуть показной фасад для потемкинских деревень. Эта декорация была призвана скрыть стремительный исход людей из религии. Вот почему было так важно задавить числом. Поэтому и была поставлена задача — организовать массовое действо в 10 тыс. человек. Сказано – сделано. И вот в сторону Казани двинулись автобусы мусульман, которые районные мухтасибы наскребают по разнарядке, спущенной сверху. У всех пилигримов праздничное настроение – они участвуют в важном действе, будто едут в великий хадж. И в самом деле, как тут не чувствовать себя героем духа, когда, скажем, из Уруссу нужно добираться порядка 6 часов! И это в пост! Без глотка воды!

Только мало кто из них задумывается над абсурдностью всей  этой сюрреалистической постановки. Постники стекаются в столицу Татарстана с одной единственной целью – плотно поесть. Словно тарелка плова стала их Каабой, а накрытый стол – намазлыком. Большего  надругательства над смыслом поста и вообще месяца Рамадан сложно себе представить, как и невозможно вообразить, чтобы Пророк, являющийся для нас примером, и его сподвижники ехали за сотни километров, чтобы просто набить свои желудки.

«Кризис – лучший осеменитель креатива. Он и зачал мысль о проведении в Татарстане республиканского ифтара, который стал новым воплощением старой идеи: воздвигнуть показной фасад для потемкинских деревень»

«МОЖНО БЫЛО БЫ К РЕСПУБЛИКАНСКОМУ ИФТАРУ ПРИУРОЧИТЬ ПРОВЕДЕНИЕ КАКОЙ-НИБУДЬ НАУЧНО-БОГОСЛОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ»

Вообще, коллективные ифтары, проводимые при мечетях, – это хорошее начинание. Во-первых, они всегда несут в себе печать благотворительности, ведь на них может прийти любой желающий и нуждающийся. Для людей, живущих впроголодь, такие ифтары становятся настоящим праздником, даже если они и не держат пост. В этом смысле коллективные ифтары содержат в себе зерно социального ислама, который, по моему глубочайшему убеждению, должен стать главнейшим вектором развития религиозных институтов мусульман в XXI веке. Их проведение мы можем только приветствовать.

Во-вторых, коллективный ифтар дарит людям чувство единения. Совместное преломления хлеба издревле было чем-то вроде ритуала, сближающего людей. Для современного стремительно атомизирующегося общества в подобных совместных трапезах сокрыто спасение от одиночества, в которое все более и более проваливается человек нашей эпохи, запертый в одиночную камеру мира цифровых гаджетов.

Однако республиканский ифтар – это совершенно другое. Одно дело, когда трапезное разговение проводится на уровне прихода/махалли, и совсем другое, когда на него приглашают гостей из других городов и даже регионов. Спрашивается: для чего они издалека приезжают в Казань? Извините, но чтобы размять челюсти. Для отвода глаз можно было бы к республиканскому ифтару приурочить проведение какой-нибудь научно-богословской конференции, тогда его гости не теряли бы своего лица. Они всегда могли бы сказать, что ездили в столицу Татарстана выступить с докладом или послушать умных людей. А так получается самое настоящее гастрономическое паломничество в месяц поста. Смех да и только. Возможно, именно по этой причине многие почетные гости из других регионов, которые участвовали в республиканских ифтарах ДУМ РТ прежде и на которых его принудиловка не распространяется, в этом году воздержались от приезда.

Поистине анекдотичную комичность ситуации придает  от факт, что ни на одно из других своих мероприятий муфтият не может собрать столько народа, сколько он собирает на ифтарное застолье. Так, например, ежегодно неудачей в плане количества участников заканчивается республиканский мавлид, проводимый в Белой мечети в Болгаре. И это при том, что популяризировать святую для татар землю входит в прямые обязанности татарстанского муфтията. Что же получается? Покушать верующие стекаются охотно, а вот на молебен, посвященный памяти нашего благословенного Пророка, – не очень. Это и есть духовность? Это на такие примеры должна ориентироваться молодежь?

«Коллективный ифтар дарит людям чувство единения. Совместное преломления хлеба издревле было чем-то вроде ритуала, сближающего людей»

«В ОБОИХ СЛУЧАЯХ ВО ГЛАВУ УГЛА СОВЕРШЕННО НЕ СТАВИТСЯ ЗАДАЧА ПОРАЗИТЬ ВСЕХ ЧИСЛОМ»

Многие критикуют руководство ДУМ РТ за то, что проведением ифтара оно пускает деньги на ветер, мол, лучше бы их отдали на благотворительность. Некоторые из критиков даже указывают конкретные многомиллионные суммы, которые, по их информации, были потрачены на эти цели. Не будем уподобляться им и считать деньги в чужом кармане, тем более что на ифтар расходуются вроде как не общественные средства, а частные пожертвования спонсоров. Подобные разговоры из серии «каждой сестре по серьге» абсолютно тупиковые.

Организация массовых мероприятий для мусульман, безусловно, важна, что даже не стоит ставить под сомнение. И, конечно же, они не могут быть бесплатными, поэтому без расходов тут никак не обойтись. Другое дело – их смысл и общий посыл.  Показать, что мусульмане умеют и любят кушать, – не самое лучшее решение. Какие же могут быть в данной связи другие варианты? Приведу два из них.

По приглашению короля Марокко мне дважды выпала честь поучаствовать в хасанийских чтениях, ежегодно проводимых в столице этой североафриканской страны в течение месяца Рамадан. На эти чтения приглашают ведущих богословов исламского мира. Чтения длятся почти целый месяц и представляют собой цикл публичных лекций и тематических круглых столов. Таким образом, мусульманские ученые съезжаются в Рабат не для трапез, а для участия в научной работе, в ходе которой устанавливается множество рабочих контактов, что очень важно как для самих участников, так и для приглашающей стороны из Марокко, стремящегося занять свою богословскую нишу в исламском мире.

Другой пример. В Москве уже много лет действует проект «Шатер Рамадана». В рамках него каждый день месяца Рамадан проводятся тематические ифтары, посвященные культуре того или иного мусульманского народа: татар, чеченцев, азербайджанцев, таджиков и т. д. На этих ифтарах выступают не только творческие коллективы мусульманских землячеств, но и выдающиеся представители  этих самых народов, а также политики, общественные деятели и так далее. Таким образом, в общественном сознании закрепляется многонациональный образ столицы России, что крайне важно не только для укрепления межрелигиозного согласия в стране, но и для закрепления чисто мусульманских/национальных позиций в столице.

Кстати, в обоих случаях во главу угла совершенно не ставится задача поразить всех числом. При этом и московский муфтият, если судить по его мавлиду, собирающему порядка 7,5 тыс. человек, и тем более глава марокканского государства, патронирующий хасанийские чтения и лично присутствующий на них, могут сделать свои ифтары также неприлично массовыми. Но они делают акцент не на массовости, а на содержании и «качестве» участников, а это намного важнее. К слову, республиканскому ифтару ДУМ РТ не принадлежит пальма первенства и в плане числа участников. Когда после проведения первого такого разговения было заявлено, что в Татарстане прошел самый массовый ифтар в России, в Чечне тотчас собрали ифтар на 30 тыс. человек — планка, до которой нашему муфтияту вряд ли когда-нибудь удастся допрыгнуть.

Удивляет и другое. Если уж есть такая тяга к массовости, то почему,  проявив единство с ложками в руках, собравшиеся на республиканском ифтаре ДУМ РТ не остались, чтобы вместе исполнить молитву месяца Рамадан – молитву таравих? Разве не намаз должен объединять истинно верующих? Однако кто-то поехал на молитву в мечеть своего прихода, кто-то – домой, а кто-то двинулся обратно в свой город. Молитва молитвой, но еще надо успеть на сухур, утреннюю трапезу поста...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции