Рамиль Хуснуллин Рамиль Хуснуллин Фото: Олег Спиридонов

НЕРАВНЫЙ БОЙ СО ФГОС

Иск в Верховный суд России отправил житель Челнов Рамиль Хуснуллин, имеющий претензии к министерству просвещения РФ. Защищая в данном случае интересы своего сына-третьеклассника, Хуснуллин требует признать незаконными федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые касаются добровольности преподавания татарского языка. Апеллирует при этом мужчина к Конституции, а в качестве третьих лиц по делу заявляет школу №32, где обучается ребенок, генпрокуратуру РФ и гаранта Конституции президента Владимира Путина.

В школе №32 произошла типовая для школ Татарстана история. Как следует из искового заявления, согласно учебному плану на 2017–2018 учебный год, мальчик изучал татарский язык 6 часов в неделю (грамматика и литература). Такое же количество часов было отведено и на изучение русского языка. Однако в ноябре 2017 года школа без согласия родителей сократила преподавание татарского языка на 3 часа в неделю и прибавила эти часы для изучения великого и могучего. После этого события сын Хуснуллина продолжил изучать родной татарский всего 3 часа в неделю и 9 часов — государственный язык России. Кроме того, все остальные предметы в школе также преподаются на русском языке.

В феврале мужчина обратился с просьбой о восстановлении нужных, по его мнению часов, родного языка. Однако школа, выждав положенный месячный срок, отказала ему в этом со ссылкой на два приказа министерства образования РФ и те самые пресловутые ФГОСы. В частности, речь идет о пунктах 18.3.1. ФГОС для основного общего и среднего общего образования и пункте 19.3 ФГОС для начального образования, которые устанавливают количество отводимых занятий для изучения государственного языка РФ и государственных языков республик.

...
Фото: Олег Спиридонов

В иске упоминается известная всем ситуация, когда по предписанию прокуратуры школа должна была привести свои учебные планы в соответствие с действующим законом, предусматривающим преподавание часов русского языка в нужном количестве, а также свободный выбор родного языка. «Однако не было учтено, что учебные планы ФГОС явно противоречат закону, — приводит свои аргументы в иске Хуснуллин. — Татарский язык является для моего сына и родным и государственным языком, имеющим привилегированное положение в республике относительно других языков народов, которые являются для обучающихся родными (к примеру: карельский, мордовский, башкирский, чувашский и т. д.). Кроме того, обучение государственному языку Республики Татарстан, имеющему статус публичного (официального) языка, не может основываться на добровольности, поскольку публичность предусматривает обязательный норматив, а преподавание государственного языка Российской Федерации не должно ущемлять права национальных меньшинств и прав субъектов РФ на установление общеобязательных дисциплин по изучению государственных языков республик в том же объеме, что и русский язык».

Хуснуллин считает, что оспариваемые им положения нормативных актов нарушают права его ребенка, так как создают предпосылки вольного толкования в правоприменительной практике на установление общеобязательного государственного языка республики. Преподавание его должно обеспечиваться в равных объемах с русским, однозначно считает истец.

Пункты ФГОС, оспариваемые родителем, по его мнению, противоречат законам «О языках народов Российской Федерации» и «Об образовании в Российской Федерации» и Конституции России, поскольку фактически приравнивают государственный язык республики к родному языку. Кроме того, по его мнению, ФГОС создает условия для добровольности изучения татарского языка, что в будущем может привести к тому, что ученики будут менее конкурентоспособны, так как не будут владеть государственным языком республики, необходимым в общении и деловой переписке.

Более того, Хуснуллин считает, что добровольность изучения татарского языка, допущенная вольной трактовкой ФГОС, направлена на принудительную русификацию, ассимиляцию татароязычного населения и татарского этноса и, как следствие, утрату национально-этнической самоидентификации. Татарский язык впоследствии оказывается не нужен для прохождения итоговой или промежуточной аттестации, а полученное в «татарских классах» образование оценивается по критериям ФГОС, не учитывающим этническую принадлежность обучающегося, так как сдача ГИА и ЕГЭ на татарском языке не предусмотрена.

В итоге Хуснуллин просит признать пункты ФГОС противоречащими действующему федеральному законодательству в части добровольности изучения и частично не действующими в части получения образования на татарском языке в равных объемах с русским. Кроме того, челнинец требует обязать минпросвещения России в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда устранить нарушения прав обучающихся в школе №32, внеся соответствующие поправки во ФГОС.

...
Фото: Олег Спиридонов

«ПРОБЛЕМУ НУЖНО ВЫВОДИТЬ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ»

Для Хуснуллина это не первый судебный иск в деле отстаивания прав при изучении татарского языка. В январе настойчивый отец подавал его в челнинский городской суд. Как объяснил «БИЗНЕС Online» сам истец, прежний иск, поданный в городской суд, к школе ему вернули по двум причинам. «Мне разъяснили, что я могу подавать его только от лица собственного ребенка, а не от всех обучающихся. Кроме того, у меня не было на тот момент официального отказа от школы предоставить документы, на основании которых был изменен учебный план. Отказ я получил только через месяц и после этого в суд больше не обращался. Во-первых, я не хотел обижать администрацию учебного заведения, во-вторых, считаю, проблему нужно выводить на более высокий уровень, поэтому мой адвокат подготовил заявление на этот раз уже не к администрации школы, а к министерству образования РФ», — объяснил позицию Хуснуллин.

Как рассказал адвокат истца Руслан Нагиев, письмо с заявлением отправлено по почте и до суда еще не дошло, но, скорее всего, через неделю будет у адресата. Рассматриваться же оно будет, по его прогнозам, не меньше месяца. «Изучив ФГОС, на который ссылается школа, я провел с коллегами юридический анализ, и мы подготовили иск к минобразования, которое эти ФГОСы и принимало. ФГОС — это подзаконный акт, а есть федеральные законы, решения Конституционного суда по поводу обязательного преподавания государственных языков республик. Каждая республика имеет право на госязыки и введение преподавания этих языков не противоречит Конституции России — так гласит заключение Конституционного суда. А ФГОС, получается, противоречит федеральному закону и законам РТ, а также самой Конституции», — поясняет Нагиев.

Юридической практики в отношении дел по госязыкам республик нет, так что Хуснуллин с Нагиевым надеются создать прецедент. Кроме того, в дальнейшем адвокат не исключает обращения и в Конституционный суд по поводу принятия изменений в законопроект, который сейчас активно обсуждается как российскими парламентариями, так и всеми заинтересованными сторонами. Напомним, Госдума перенесла рассмотрение законопроекта против обязательного изучения национальных языков с осенней сессии на 19 июня, сократив сроки его обсуждения в регионах. Такое решение стало итогом заседания рабочей группы, где с участием переговорщика от Татарстана Ильдара Гильмутдинова было решено смягчить формулировки законопроекта, но при этом сохранить главный принцип — возможность выбора родного языка для изучения. О праве республик вводить на своей территории обязательное изучение своих государственных языков при этом не может быть и речи.

«Если это будет, мы будем вынуждены обратиться в Конституционный суд, потому что, согласно Конституции, республики имеют право устанавливать свой государственный язык, а госязык не подразумевает факультативного изучения», — настаивает Нагиев.

Отметим, что юрист уже выступал с претензиями к ФГОСам в качестве защитника, только на тот момент он представлял интересы руководителя одного из челнинских общеобразовательных учреждений. Свои претензии они также адресовали министерству образования РФ. Однако до Москвы иск тогда так и не дошел, хотя был подготовлен и даже госпошлина была уплачена. Притормозил заявление в самый последний момент его же инициатор — директор школы, ссылаясь на оказанное на него давление.

В пресс-службе минобрнауки «БИЗНЕС Online» лишь смогли сказать, что пока не знают об иске Хуснуллина.