Создать прецедент решили житель Челнов Рамиль Хуснуллин и его адвокат Руслан Нагиев. Подав заявление к минобрнауки РФ и привлекая к делу генпрокуратуру и самого президента страны, они требуют признать пункты государственного образовательного стандарта противоречащими Конституции и федеральным законам. Необязательность изучения татарского языка и вольная трактовка ФГОС направлены на то, чтобы лишить татар национально-этнической самоидентификации, уверен истец.
Рамиль Хуснуллин
НЕРАВНЫЙ БОЙ СО ФГОС
Иск в Верховный суд России отправил житель Челнов Рамиль Хуснуллин, имеющий претензии к министерству просвещения РФ. Защищая в данном случае интересы своего сына-третьеклассника, Хуснуллин требует признать незаконными федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые касаются добровольности преподавания татарского языка. Апеллирует при этом мужчина к Конституции, а в качестве третьих лиц по делу заявляет школу №32, где обучается ребенок, генпрокуратуру РФ и гаранта Конституции президента Владимира Путина.
В школе №32 произошла типовая для школ Татарстана история. Как следует из искового заявления, согласно учебному плану на 2017–2018 учебный год, мальчик изучал татарский язык 6 часов в неделю (грамматика и литература). Такое же количество часов было отведено и на изучение русского языка. Однако в ноябре 2017 года школа без согласия родителей сократила преподавание татарского языка на 3 часа в неделю и прибавила эти часы для изучения великого и могучего. После этого события сын Хуснуллина продолжил изучать родной татарский всего 3 часа в неделю и 9 часов — государственный язык России. Кроме того, все остальные предметы в школе также преподаются на русском языке.
В феврале мужчина обратился с просьбой о восстановлении нужных, по его мнению часов, родного языка. Однако школа, выждав положенный месячный срок, отказала ему в этом со ссылкой на два приказа министерства образования РФ и те самые пресловутые ФГОСы. В частности, речь идет о пунктах 18.3.1. ФГОС для основного общего и среднего общего образования и пункте 19.3 ФГОС для начального образования, которые устанавливают количество отводимых занятий для изучения государственного языка РФ и государственных языков республик.
В иске упоминается известная всем ситуация, когда по предписанию прокуратуры школа должна была привести свои учебные планы в соответствие с действующим законом, предусматривающим преподавание часов русского языка в нужном количестве, а также свободный выбор родного языка. «Однако не было учтено, что учебные планы ФГОС явно противоречат закону, — приводит свои аргументы в иске Хуснуллин. — Татарский язык является для моего сына и родным и государственным языком, имеющим привилегированное положение в республике относительно других языков народов, которые являются для обучающихся родными (к примеру: карельский, мордовский, башкирский, чувашский и т. д.). Кроме того, обучение государственному языку Республики Татарстан, имеющему статус публичного (официального) языка, не может основываться на добровольности, поскольку публичность предусматривает обязательный норматив, а преподавание государственного языка Российской Федерации не должно ущемлять права национальных меньшинств и прав субъектов РФ на установление общеобязательных дисциплин по изучению государственных языков республик в том же объеме, что и русский язык».
Хуснуллин считает, что оспариваемые им положения нормативных актов нарушают права его ребенка, так как создают предпосылки вольного толкования в правоприменительной практике на установление общеобязательного государственного языка республики. Преподавание его должно обеспечиваться в равных объемах с русским, однозначно считает истец.
Пункты ФГОС, оспариваемые родителем, по его мнению, противоречат законам «О языках народов Российской Федерации» и «Об образовании в Российской Федерации» и Конституции России, поскольку фактически приравнивают государственный язык республики к родному языку. Кроме того, по его мнению, ФГОС создает условия для добровольности изучения татарского языка, что в будущем может привести к тому, что ученики будут менее конкурентоспособны, так как не будут владеть государственным языком республики, необходимым в общении и деловой переписке.
Более того, Хуснуллин считает, что добровольность изучения татарского языка, допущенная вольной трактовкой ФГОС, направлена на принудительную русификацию, ассимиляцию татароязычного населения и татарского этноса и, как следствие, утрату национально-этнической самоидентификации. Татарский язык впоследствии оказывается не нужен для прохождения итоговой или промежуточной аттестации, а полученное в «татарских классах» образование оценивается по критериям ФГОС, не учитывающим этническую принадлежность обучающегося, так как сдача ГИА и ЕГЭ на татарском языке не предусмотрена.
В итоге Хуснуллин просит признать пункты ФГОС противоречащими действующему федеральному законодательству в части добровольности изучения и частично не действующими в части получения образования на татарском языке в равных объемах с русским. Кроме того, челнинец требует обязать минпросвещения России в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда устранить нарушения прав обучающихся в школе №32, внеся соответствующие поправки во ФГОС.
«ПРОБЛЕМУ НУЖНО ВЫВОДИТЬ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ»
Для Хуснуллина это не первый судебный иск в деле отстаивания прав при изучении татарского языка. В январе настойчивый отец подавал его в челнинский городской суд. Как объяснил «БИЗНЕС Online» сам истец, прежний иск, поданный в городской суд, к школе ему вернули по двум причинам. «Мне разъяснили, что я могу подавать его только от лица собственного ребенка, а не от всех обучающихся. Кроме того, у меня не было на тот момент официального отказа от школы предоставить документы, на основании которых был изменен учебный план. Отказ я получил только через месяц и после этого в суд больше не обращался. Во-первых, я не хотел обижать администрацию учебного заведения, во-вторых, считаю, проблему нужно выводить на более высокий уровень, поэтому мой адвокат подготовил заявление на этот раз уже не к администрации школы, а к министерству образования РФ», — объяснил позицию Хуснуллин.
Как рассказал адвокат истца Руслан Нагиев, письмо с заявлением отправлено по почте и до суда еще не дошло, но, скорее всего, через неделю будет у адресата. Рассматриваться же оно будет, по его прогнозам, не меньше месяца. «Изучив ФГОС, на который ссылается школа, я провел с коллегами юридический анализ, и мы подготовили иск к минобразования, которое эти ФГОСы и принимало. ФГОС — это подзаконный акт, а есть федеральные законы, решения Конституционного суда по поводу обязательного преподавания государственных языков республик. Каждая республика имеет право на госязыки и введение преподавания этих языков не противоречит Конституции России — так гласит заключение Конституционного суда. А ФГОС, получается, противоречит федеральному закону и законам РТ, а также самой Конституции», — поясняет Нагиев.
Юридической практики в отношении дел по госязыкам республик нет, так что Хуснуллин с Нагиевым надеются создать прецедент. Кроме того, в дальнейшем адвокат не исключает обращения и в Конституционный суд по поводу принятия изменений в законопроект, который сейчас активно обсуждается как российскими парламентариями, так и всеми заинтересованными сторонами. Напомним, Госдума перенесла рассмотрение законопроекта против обязательного изучения национальных языков с осенней сессии на 19 июня, сократив сроки его обсуждения в регионах. Такое решение стало итогом заседания рабочей группы, где с участием переговорщика от Татарстана Ильдара Гильмутдинова было решено смягчить формулировки законопроекта, но при этом сохранить главный принцип — возможность выбора родного языка для изучения. О праве республик вводить на своей территории обязательное изучение своих государственных языков при этом не может быть и речи.
«Если это будет, мы будем вынуждены обратиться в Конституционный суд, потому что, согласно Конституции, республики имеют право устанавливать свой государственный язык, а госязык не подразумевает факультативного изучения», — настаивает Нагиев.
Отметим, что юрист уже выступал с претензиями к ФГОСам в качестве защитника, только на тот момент он представлял интересы руководителя одного из челнинских общеобразовательных учреждений. Свои претензии они также адресовали министерству образования РФ. Однако до Москвы иск тогда так и не дошел, хотя был подготовлен и даже госпошлина была уплачена. Притормозил заявление в самый последний момент его же инициатор — директор школы, ссылаясь на оказанное на него давление.
В пресс-службе минобрнауки «БИЗНЕС Online» лишь смогли сказать, что пока не знают об иске Хуснуллина.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 413
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.