На следующей неделе в России стартует чемпионат мира по футболу, к которому национальная сборная, кажется, подошла явно не в лучшей формеФото: ©Александр Вильф, РИА «Новости»

«ЧЕМПИОНАТ МИРА ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ДНЕЙ, А У НАС НЕ ПОСЛЕДНИЕ ЛЮДИ В ФУТБОЛЕ СТОЯТ НА ГОРЕ И УМОЛЯЮТ ПРЕЗИДЕНТА СОХРАНИТЬ ФУТБОЛ»

Валерий Четверик — заслуженный тренер России, основатель ФК КАМАЗ:

— К сожалению, у меня пессимистический настрой по отношению к нашей сборной. Игра сборной — это зеркало, это отражение всего того, что сейчас происходит в России с футболом. Чемпионат мира через шесть дней, а у нас не последние люди в футболе стоят на горе и умоляют президента сохранить футбол.

Мы понастроили стадионы, но системы подготовки игроков у нас все еще нет. Страна, которая будет проводить чемпионат, имеет в запасе восемь лет на подготовку. За восемь лет можно было слона в цирке натренировать, чтобы он хоботом жонглировал мячом за кусок сахара! А сколько получают современные футболисты? Например, я уже два года наблюдаю за Ильей Кутеповым. В нем меняется только прическа! Как можно играть с таким уровнем? То есть за все это время ничего не было сделано. Где обещанная вторая сборная? Где конкуренция по два-три игрока на одну позицию? Мне жалко наших ребят. Жалко в хорошем смысле слова.

Что касается фаворитов, то хотелось бы, чтобы такие игроки, как Неймар, Лионель Месси и Криштиану Роналду показали классную игру уже за свои сборные. Думаю, что лучше всех проявят себя аргентинцы и бразильцы.  

Роман Шаронов — тренер молодежного состава «Рубина», участник двух чемпионатов Европы в составе сборной России (2004, 2012):

— Мне чемпионат мира интересен как тренеру, с профессиональной точки зрения. Своими фаворитами могу назвать сборные Бразилии и Германии, но совсем не обязательно, что именно кто-то из них победит в турнире, в футболе может произойти что угодно. Понятно, что есть группа команд, которые считаются фаворитами, но это совсем не значит, что кто-то из них станет чемпионом мира. 

Обязательно схожу на все матчи в Казани. Для меня это очень важно, потому что телевизионная картинка не дает всю информацию, которая меня, как тренера, интересует.

Это не передать словами, что испытывает игрок на таких больших турнирах. Многие пишут про какие-то премиальные, но это все ерунда. Надо просто побывать там, но не каждому это суждено. Футбол в первую очередь — это страсть, эмоции. Сложно для понимания человеку извне, что такое чемпионат мира или Европы, когда играешь в составе сборной своей страны. Я могу сказать, что это очень круто для тех игроков, кому посчастливилось выйти на футбольное поле на таком грандиозном событии. Я запомнил слова Ярцева (бывшего главного тренера сборной России), который сказал мне, когда я был на своем первом чемпионате Европы (Евро-2004прим. ред.), что мы все счастливые люди, потому что многие игроки достаточно высокого качества не попали по разным причинам на такой праздник. Я эти слова запомнил на всю жизнь и полностью с ним согласен.

«ПОСКОЛЬКУ У НАС В ФУТБОЛЕ СУЩЕСТВУЕТ НЕСПОРТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ, ОН  НИКОГДА НЕ БУДЕТ ВЫХОДИТЬ НА МИРОВОЙ УРОВЕНЬ»

Камиль Исхаков — президент Болгарской исламской академии, бывший президент ФК «Рубин»:

— Будет стыдно. Команду не таким образом нужно создавать, она должна рождаться с развитием футбола. А поскольку у нас в футболе существует не спортивная составляющая, он  никогда не будет выходить на мировой уровень. Неспортивная составляющая — это установление лимита игроков. Лимит на россиян есть, лимит на иностранцев есть, и тогда теряется спортивный принцип, а вне спортивного принципа спортсмены не могут быть воспитаны. В одном матче на поле могут выступать только пять иностранцев и шесть наших. Значит, нашим ребятам не надо стремиться занять позицию иностранца в команде, им хватает и своей. Поэтому российские футболисты  не совершенствуют свое мастерство. И всегда иностранцы играют лучше, мы хуже — и пошло-поехало. А должен быть простой спортивный принцип: кто лучше, тот и играет на поле. Если бы такой принцип был, мы научились играть сильнее иностранцев, а значит, мы могли бы, когда выходим на любой из мировых уровней, показывать достойный футбол.

Марат Кабаев — президент МАИБ (международной ассоциации исламского бизнеса), советский и узбекистанский футболист:

— Я сейчас нахожусь в Мекке, в этот священный месяц Рамадан, и также и болею, и переживаю за то, как пройдет чемпионат мира. То, что он проходит в нашей стране, — это большой праздник, каждый ждет чемпионата мира, покупает телевизоры для этого, а теперь мы сможем вживую посмотреть футбол высочайшего класса. Мы будем болеть и переживать за нашу команду. Мое оптимистическое мнение, что все будет хорошо, ребята у себя дома соберутся и покажут хороший футбол. Самое главное, чтобы был настрой, и подготовка была не просто в нагрузку, а в охотку.

Проблема нашего футбола является общей для всего постсоветского пространства. Раньше были звезды Украины, Грузии, Узбекистана, с тех времен, когда становились чемпионами Европы и Олимпийскими чемпионами, но произошло разделение страны, и это сыграло свою злую роль. Сейчас нет ярких игроков в постсоветском пространстве, хотя у нас прекрасные стадионы, возможности приглашать тренеров. Лекарство одно: надо обращать внимание на детские школы, на детский футбол. Проблема в том, что тренеры там получают 6–12 тысяч рублей. Надо искать хороших игроков из детей. Обычно из малообеспеченных семей выходят классные футболисты. МАИБ собирается в дальнейшем поддерживать по мере своих возможностей тренеров.

Прогнозировать, кто станет чемпионом мира, не берусь. Может быть, Аргентина, Франция. Наша сборная может показать хорошую игру, будем надеяться на это, бог нам в помощь!

Михаил Фельдман  руководитель проекта ГК «Садовое кольцо»:

— Стыдно это, когда ты возлагаешь надежды, а они не оправдываются. В данном случае я уверен, что предел нашей сборной в этом году 1/8. Поражение от Уругвая, победа над саудами и ничья/победа над Египтом. У нас хромает система отбора и система спортивных школ. На этом чемпионате сложно сделать прогноз — Аргентина или Бразилия. Но может удивить и Франция.


«МЫ ВНУТРЕННЕ СМИРИЛИСЬ С ПОРАЖЕНИЕМ, НО ЭТО ЖЕ НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО МЫ ИСПОЛНЕНЫ ПРЕЗРЕНИЕМ И НЕГОДОВАНИЕМ ПО ПОВОДУ НАШИХ СПОРТСМЕНОВ. МЫ ЛЮДИ ОТХОДЧИВЫЕ»

Михаил Боярский — актер театра и кино, болельщик футбольного клуба  «Зенит»:

— Нет, стыдно не будет, мы готовы к этому, так что стыдиться здесь нечего. На чемпионате сборная ничего не добьется. Если бы я разбирался в футболе так же, как в театре, то был бы тренером нашей команды, но я занимаюсь драматическим театром. В театрах тоже бывают проблемы. Футбол, честно говоря, наше больное место. Я думаю, в нем еще долго ничего не будет происходить. Мы играем в другую игру, у нас свой футбол, российский, а на мировом чемпионате нам делать нечего. Мы играть в эту игру не умеем. В финал выйдут Бразилия и Германия, а победит, скорее всего, последняя.

Александр Проханов писатель:

— Мы привыкли к поражениям в спорте. Стыдно — это когда мы ждем чудес, победы, а она не наступает. Я думаю, что мы внутренне смирились с поражением, но это же не значит, что мы исполнены презрением и негодованием по поводу наших спортсменов. Мы люди отходчивые, щедрые, не свирепые. Я думаю, наша сборная начнет играть лучше, когда лучше будет работать наша экономика. Власть, президент, губернаторы будут пользоваться бо́льшим доверием народа. Я думаю, наша команда добьется блестящего предпоследнего места. Загадка страны, народа. Мы никогда не будем первыми в футболе, единственное, чего я хочу, чтобы наши чемпионаты внутренние проходили без участия иноземцев, гладиаторов, которых мы нанимаем. Чтобы это были наши ребята — из Москвы, Питера, Казани, Грозного и рубились бы они наотмашь, тогда не будет поражения. Чемпионами, видимо, станут немцы. Потому что это нация, страна, которая находится в состоянии сжатой пружины. Они сжатые, внутренне мобилизованные, мыслят одной и той же категорией, живут ощущениями реванша за проигрыш в 1945 году. Этот реванш реализован на футбольном поле.

 Максим Калашников — российский журналист, общественный и политический деятель, писатель-футуролог:

— Стыдно будет всегда, футбол — не наше, давайте это признаем. Я вообще был противник проведения чемпионата мира. Все нормальные страны от таких пустых затрат отказываются. Нам сейчас деньги нужны заводы строить, а безобразная игра сборной — она уже притча во языцех.

Оставлю футбол явно не людям моего склада и посоветую самим активно ходить в спортзал и там играть в футбол, а не сидеть возле телевизора с пивом. Для того чтобы футбол был хорошим, страна должна быть развивающейся, в промышленном, научно-техническом плане успешной: футболистам это, видимо, передается, и они играют нормально. А когда у тебя страна сырьевая, когда жизнь сосредоточена вокруг нескольких мегаполисов во главе с Москвой, а все остальное, простите, нищета, ты сколько ни вкладывай в этот вид спорта, стадионы, академии — результата не будет. Когда страна была на подъеме, вспомните времена Льва Яшина, тогда и играли хорошо. В последний раз, когда были чемпионами Европы, в 1975, во времена Блохина? А потом все — спад. Я сам не смотрю футбол с чемпионата мира 1982 года, когда наши продули восьмерку. Лучше бы эти деньги, на которые построили стадионы, вложили бы в дороги, в новое производство, в электронику, а люди пусть в футбол играют на любительской основе.

У Саддама был сын Удей — он тренировал сборную Ирака и, когда команда проигрывала, заставлял ползать по раскаленному асфальту. Вот нам такой тренер нужен.

«А ТО, КАК СЫГРАЕТ НАША СБОРНАЯ... ПОБЕДЯТ — ХОРОШО, ПРОИГРАЮТ — ТОЖЕ ХОРОШО, ОТ ЭТОГО В МИРЕ НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТСЯ»

Сергей  Чернов — заместитель генерального директора ОАО «Радиоприбор»:

— Уже стыдно, стыдно за то, что нашу команду в преддверии чемпионата мира назвали худшей. Даже не могу представить, какого места может добиться наша сборная. Неудача в совокупности факторов: начиная с того, как отбираются игроки, заканчивая бонусом, мотивацией к игре. Очень хорошо, очень грамотно на эту тему высказался в позапрошлом году актер Сергей Шакуров в небезызвестном своем блоге, полностью с ним согласен... Сегодня чемпионов прогнозировать сложно, фаворитов несколько. Но есть очень сильные команды, за которые стоит болеть.

Владимир Клонцак — экс-игрок и экс-тренер челнинского ФК КАМАЗ, бронзовый призер Универсиады 1995 года:

— В психологическом плане результат прошедших товарищеских матчей был важен. Но куда важнее подвести команду в хорошем игровом тонусе и во всей боевой готовности к первому матчу с Саудовской Аравией. Только матч может показать степень готовности нашей команды. Вся страна верит и ждет побед. Я надеюсь, что мы выступим удачно и как минимум выйдем из группы.

Говорить о том, почему мы за столько лет не подготовили новых игроков для сборной, можно много и очень долго. Сейчас в России все улучшается: появляются качественные поля, инфраструктура, подтягивается новая методология. Надеемся, что в будущем мы получим конкурентоспособную команду.

Лучше всех к турниру подходят сразу несколько команд — это Германия, Бразилия, неплохо смотрится Бельгия. Аргентинцы надеются, что Месси завоюет какой-нибудь титул уже со сборной. Тяжело сказать, кто выиграет турнир. Команд пять, шесть, семь будут претендовать на звание победителя. Угадать невозможно. Это футбол, здесь возможно все. Есть доля везения, есть доля мастерства.

Рустем Хузин — главный тренер «Луч-Энергии», экс-защитник «Рубина» и «Амкара»:

— Ожидания чего-то сверхъестественного от сборной нет. Но я очень надеюсь, что мы выступим достойно и выйдем из группы. Если получится дальше, то это уже будет прыжок выше головы.

Не знаю, почему за все годы, которые были для подготовки к чемпионату мира, мы не смогли подготовить сильную команду. В такой большой стране никак не можем набрать добротный состав.

Если говорить по всему турниру, то я поставлю на французов и бразильцев. Я думаю, Месси с Аргентиной опять не повезет. Возможно, в тройку вклинится еще одна южноамериканская команда. Все шансы есть у Уругвая, они могут повторить историю восьмилетней давности, когда  дошли до полуфинала.

Айдар Шагимарданов — президент ассоциации предпринимателей-мусульман РФ:

— Стыдиться нечего, у каждой страны есть свои определенные виды спорта, в которых они добиваются хороших результатов: Бразилия — в футболе; в лыжных видах спорта — скандинавские страны, Россия исторически сильна в хоккее, так что чего переживать. Главное, нужно переживать за хорошую организацию мероприятия, за то, чтобы достойно все прошло. Вот здесь нужно переживать. При плохой организации стыдиться, при хорошей гордиться. А то, как сыграет наша сборная... Победят — хорошо, проиграют — тоже хорошо, от этого в мире ничего не изменится. В Бразилии или африканских странах типа Сенегала, Камеруна детишки без остановок с трех лет играют в футбол практически круглосуточно, и из них вырастают гениальные футболисты. А у нас в России футбол имеет второстепенное значение. В советское время школа была, активно развивалась, сейчас глубокой школы, подготовки кадров нет. Чемпионом мира, я думаю, станет Бразилия.

Фарит Шайхутдинов — главный тренер сборной России по борьбе корэш:

— Само участие в чемпионате мира — уже большое дело. Будут играть сильнейшие команды планеты, а значит, если наши и проиграют, то все равно покажут достойную игру. А то, что сборная России проиграла товарищеские матчи, не значит, что она одна из слабейших команд чемпионата. Возможно, при благоприятном стечении обстоятельств наши смогут выйти из подгруппы. Результат заранее запланировать сложно. А одной из причин не очень хорошего выступления является смена поколений. Ушли Кержаков, Аршавин, а им на смену звезды не заблистали. Нет у нас пока лидера, одаренного футболиста.

Думаю, Германия выйдет в чемпионы. В прошлом году они сюда приезжали, я наблюдал за игрой, считаю, что это достойная команда.

«МЫ ВСЕ ВРЕМЯ С КАКИМИ-ТО СВЕРХОЖИДАНИЯМИ ПОДХОДИМ К ТУРНИРАМ, НО ВСЕГДА ОКАЗЫВАЕМСЯ В ТОЙ ЖЕ САМОЙ ТОЧКЕ, ГДЕ И НАЧИНАЛИ» 

Константин Генич — экс-игрок «Амкара», комментатор «Матч ТВ»:

— Я не очень понимаю, когда говорят о том, что всей стране должно быть стыдно за эту команду. Здесь большая ответственность лежит все-таки на руководстве и тренерском штабе, и на самих игроках. Все прекрасно понимают возможности этой национальной команды. То, что действительно мы потеряли ведущих игроков в определенных линиях, это все объективные обстоятельства. Но, разумеется, есть и субъективные. Бо́льшая часть людей в случае негативного результата лишний раз желчь польет через сети или через телевидение. Футболистам, конечно, надо будет подольше прятаться от всеобщей волны негодования и воспринимать это как данность. Наша страна не избалована футбольными большими победами. Многие уже к поражениям привыкли. Все это похоже на какой-то замкнутый круг после успешного чемпионата Европы в 2008 году. Мы все время с какими-то сверхожиданиями подходим к турнирам, но всегда оказываемся в той же самой точке, где и начинали.

Эти 8 лет, конечно, можно было бы провести несколько иначе. Я думаю, что многие были погружены в организационные вопросы. Немножко, может быть, на второй план отвелось все, что связано было со спортивной составляющей и с футболом. Может быть, уже тогда, в 2010-м, стоило какую-то длинную стратегию выработать. Может быть, чуть-чуть не угадали с тренерами, и стоило доверять одному человеку, чтобы он вел эту сборную. Вот эти циклы как раз проходя, через все турниры, и набивая шишки. Но все покажет только результат. Если мы выйдем из группы, то многие руководители посчитают, что задача выполнена.

Разумеется, к этому должны прикладываться и самоотдача, и желание, и горящие глаза, и хорошая физподготовка. Две игры с Австрией и Турцией показали, что с футбольной точки зрения мы выглядим не обнадеживающе. Хорошего, качественного и красивого футбола мы от сборной не вправе требовать. Но если все было действительно рассчитано правильно, что мы по функциональной физической готовности будем на пике как раз к групповому турниру, то, я думаю, что с точки зрения самоотдачи мы сможем из группы выйти. Все-таки индивидуально игроки у нас подобраны неплохие, с большим потенциалом, но пока все эти спайки взаимодействий не работают.

Из того, что я видел в отборочном цикле Латинской Америки и в контрольных матчах, бразильцы оставляют сумасшедшее впечатление. Команда действительно без слабых мест, даже при отсутствии Дани Алвеса.

Эдуард Кабаков  генеральный директор АО «НАСКО»:

— Это с какой стороны посмотреть. Перед национальной командой ставится задача выйти из группы, и, наверное, большинство будет считать это успехом. Мы уже начинаем радоваться, когда сборная просто отбирается на большой турнир. Могли бы вы себе такое представить, например, в хоккее, фигурном катании, синхронном плавании?! Это наш максимум?! Давайте посмотрим на наш потенциал как человеческий, так и исторический. Сборная СССР,  да и изредка сборная России (начало 90-х и третье место на Евро-2008), показывали куда более качественный футбол и добивались трофеев. В Южной Корее, Германии, Швеции и многих других странах, где население несравнимо меньше нашего, качественных футболистов куда больше. Процесс воспитания новых игроков может занять 10–15 лет.  Сейчас стало модно покупать безумно дорогих футболистов, хотя на эти средства можно было бы воспитать не одну тысячу своих... Но будем надеяться, что выйдем из группы и будем играть в ¼ финала.

Тем и интересен чемпионат мира, что победитель неизвестен заранее. Качество сборных сильно выросло, и любая команда на скоротечном турнире может преподнести сюрприз. Я бы выделил Францию, Германию и Бразилию.

Халил Шайхутдинов — первый заместитель министра по делам молодежи и спорта РТ:

— Я думаю, нам никогда не будет стыдно за страну, за наших футболистов, которые выступают на чемпионате мира. Я уверен и верю, что они соберутся и покажут красивый и, самое главное, результативный футбол. Я думаю, займут 8-е место. В создании конкурентоспособной команды многое зависит от тренерского состава, я считаю. Неудачные тренеры не смогли сделать боеспособную команду, хотя отдельные яркие игроки были.

Прогноз, кто станет чемпионом, — дело такое.... У немцев успех есть, и у французов, и у испанцев, вот на эти три команды я ставлю.

Искандер Зигангараев — генеральный директор «КЖК Логистик»:

— Думаю, нет: это же наша команда, зачем стыдиться за нее? От нее мы ничего не ждали. То, что не удалось создать конкурентоспособную команду, — это, наверное, вопрос менеджмента. Менеджеры плохо работают, не смогли набрать хороших игроков. Все-таки у нас климат не для футбола. Приезжаешь в другие страны — там во дворе играют круглый год, а у нас лето-то бывает 4 месяца. Все от этого зависит. В футбольных странах длинное лето: в Аргентине, в Бразилии...