Близится к завершению уникальная кругосветка известного предпринимателя, председателя союза велосипедистов Татарстана Ильдуса Янышева. Он проехал на велосипеде по Европе, США, Китаю и уже 3 тыс. км по России, Дальнему Востоку и Сибири. В своем блоге путешественник рассказывает, на какие мысли навела его наша «территории социального пессимизма».
Ильдус Янышев рассказывает, на какие мысли навела его наша «территория социального пессимизма»
«В РЕГИОНЕ ХОЗЯЙНИЧАЮТ КИТАЙЦЫ»
На одни и те же явления можно смотреть с разных точек зрения, и они совершенно по-разному воспринимаются. Не случайно говорят: «У всякой точки зрения свое прозрение». Я вот уже второй месяц, продолжая свое кругосветное путешествие, еду на велосипеде по самым глубинкам России. Проехал от Владивостока до Читы – это около 3 тыс. км по 5 субъектам Российской Федерации. И чемпионат мира по футболу я видел в другом ракурсе.
Конечно же, я, как, наверное, почти все россияне и особенно как казанец, рад успехам нашей сборной на ЧМ и тому, как ярко проходил чемпионат в Казани. Это событие, которого ждали и которое играет большую роль в жизни современного мира. Но на сей раз на большое спортивное событие у меня был особый взгляд. Я находился не в эпицентре ЧМ, а смотрел на него со стороны – и, можно сказать, даже из глубины России, поскольку был за Уралом, на Дальнем Востоке, где совершенно другая жизнь.
После въезда в Россию, на Дальний Восток, из развивающегося Китая, я увидел резкий контраст по сравнению с тем, что я наблюдал в Поднебесной. Дальний Восток я бы назвал, к сожалению, депрессивным регионом, несмотря на наличие там уникальных природных богатств: рыбы, древесины, минералов и даже золота. На каждом шагу, на каждой встрече, которые у меня были здесь в течение месяца, я встречал людей, которые живут, образно, на «территории социального пессимизма». Я наблюдал очевидную деградацию городов, деградацию населения, то, что здесь идет депопуляция. Я видел поселки, которые уменьшили свою численность в два-три раза за последние 15–20 лет, и фактически не видел каких-либо масштабных строительных, индустриальных объектов, за исключением завершенного в 2010 году строительства автомобильной трассы «Амур».
Фактически мои разговоры с людьми свидетельствуют о том, что в регионе хозяйничают китайцы. Они эшелонами вывозят лес, за копейки берут в аренду земли, выращивают сельхозпродукцию и увозят к себе в Китай, а Дальнему Востоку и Приамурью остаются крохи. Даже такая индустрия, как золотодобыча, находится в руках или китайцев, или москвичей. В регионе не наблюдается никакого индустриального роста, который, наверное, должен бы быть на территории, где столько природных богатств. Сельское хозяйство в упадке, всюду заросшие поля, разрушенные фермы и население, живущее собирательством, то есть тем, что дает тайга: кедровые орехи, сбор папоротника, ягод, грибов и трав.
В дороге я видел, что на Дальнем Востоке в малых городах и поселках повальное пьянство: работоспособных мужчин процентов 20, остальные или пьют, или наркоманы. Это видно невооруженным глазом, и никакая статистика меня не переубедит в обратном. Те, кто с таким образом жизни не согласен, уезжают в европейскую часть страны. Если сказать жестче: народ оттуда просто бежит, и таким образом население на Дальнем Востоке и в Сибири уменьшается. А «дальневосточный гектар» практически не работает – похоже, никто не берет эти земли. Отрицательная демография – лучшее тому свидетельство. Из промышленных новых объектов известен только космодром Восточный, но он не производит ничего материального для этих граждан.
«НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ 90 ПРОЦЕНТОВ ЕЗДЯТ НА ПРАВОРУЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЯХ»
И вот, посмотрев на жизнь Дальнего Востока, с этой точки зрения я для себя прикинул некую экономическую альтернативу. Как пишут СМИ, во сколько точно обошелся России ЧМ-2018, власти не говорят. Но сообщалось, что еще до выделения дополнительных денег, на начальной стадии, общая стоимость подготовки к чемпионату мира в России оценивалась в $13,2 миллиарда. Хотя, конечно, с учетом всех косвенных и «непредвиденных» расходов эта цифра значительно больше. Для сравнения: строительство одного автозавода полного цикла – то есть не отверточного производства, а предприятия, на котором полностью производят автомобиль, – обходится в $5–6 миллиардов.
При этом здесь, на Дальнем Востоке, я увидел что, в отличие от Китая, 90% ездят на праворульных автомобилях – на тех, которые произведены когда-то в Японии, а сейчас эти объедки японского автопрома достались нашим гражданам. Сегодня объемы ввоза японских подержанных автомобилей в РФ растут, и приблизительно 90% Приморского авторынка состоит из подержанных автомобилей. Всего же на российских дорогах эксплуатируется более 3,5 млн праворульных автомобилей. А ведь российские граждане по большому счету могли бы и должны были бы ездить на 3 млн автомобилей российского производства или лицензионных иномарок, но произведенных с высокой степенью локализации производства в России. То же самое можно сказать о грузовиках: по моим подсчетам, на дорогах 80–90% перевозок совершаются, к сожалению, опять-таки на автомобилях иностранного производства, а не наших «КАМАЗах» или «Уралах»...
«АВТОПРОМ – ЛОКОМОТИВ ЭКОНОМИКИ, И ЭТОТ ЗАКОН ЕЩЕ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ»
Поневоле возникают «крамольные» мысли: а что, если бы мы на деньги, которые были потрачены на Олимпиаду в Сочи, чемпионат мира по футболу и другие «неэкономические инвестиции», построили на Дальнем Востоке, в Сибири или любом другом регионе России два, а лучше три автозавода? Один – по производству легковых авто, второй – грузового транспорта, третий – сельскохозяйственной и автодорожной техники. Ведь сегодня на строительстве российских дорог тоже безраздельное господство немецкой и японской техники. А, построив автомобильные заводы, мы бы создали совершенно иную экономическую ситуацию на Дальнем Востоке, да и во всей России, потому что автопром является локомотивом экономики, и этот закон еще никто не отменял. Производство авто вызывает рост производства металлов, продуктов нефтехимии, стекла, электроники... Создаются смежные производства, появляются новые рабочие места, платятся налоги... А вот покупая автомобильную, автодорожную технику в зарубежных странах, мы фактически оплачиваем и труд, и налоги в чужих государствах, средства остаются в Японии, в Германии – где угодно, но только не в России. Эти страны-поставщики наращивают свой экономический потенциал, а мы еле-еле поддерживаем жизнеспособность АвтоВАЗа и КАМАЗа. И если раньше войны велись для того, чтобы обложить побежденные народы налогом в пользу победителя, то сейчас мы добровольно оплачиваем этот налог в пользу других стран, покупая продукцию их автопрома, и не только.
Здесь можно использовать своеобразную метафору, если представить молодую пару, у которой есть бюджет в 1 млн рублей. И вот они решают: что с этим миллионом делать? Можно закатить грандиозную свадьбу, пригласить на нее знаменитых артистов и важных гостей, хорошенько погулять, выпить столько-то литров водки и вина и оставить хорошее впечатление о родившейся семье и ее родителях... А можно построить маленькую пекарню или сыродельню, окупить ее, создать постоянный источник дохода для семьи и получить предпринимательские навыки. Плюс ко всему создать рабочие места для тех, кто поставляет молоко или муку, платя при этом налоги, и т. д...
Как видите, очень разные цели и стратегии. Наша «экономика праздников» приводит, конечно же, к эмоциональному подъему у населения и повышению имиджа нашей страны в мире, но по большому счету сиюминутному. Это как та самая свадьба на миллион: мы погуляли, порадовались, нас все узнали, у нас были почетные гости, нас будут долго вспоминать... Но, с моей точки зрения, наверное, было бы лучше, если бы мы средства потратили на другое: построили бы заводы и начали производить автомобили, грузовики, тракторы, дорожную технику или что-то другое в реальную экономику... Эти заводы в долгой перспективе кормили бы миллионы граждан и позволили бы сохранить и развить наш экономический потенциал Сибири и Дальнего Востока. Это, уверен, вызывало бы больше патриотических чувств иного порядка, как это бывает, когда есть достойная работа и развитая социальная инфраструктура. И у нас были бы не фанаты, раскрашенные в российские триколоры, а российские граждане, которые ездят на отечественных машинах, которые возят наши грузы на наших грузовиках, которые пашут наши поля на наших тракторах...
Думаю, что средств, которые были направлены в экономику развлечений, на чемпионат мира по футболу, на Олимпийские игры, на Универсиаду и так далее, как раз было бы достаточно, чтобы построить не одно крупномасштабное производство, которые относятся к категории локомотивов экономики. Надо, развивая спорт, не забывать о промышленности. Почему на наших дорогах, полях и стройках хозяйничает техника иностранного производства? Почему у нас до сих пор не построено ни одного серьезного автозавода полного цикла? Повторю, что сборочное производство вряд ли решает проблему, мы все равно покупаем основные узлы автомобилей на Западе. А нам надо свое железо превращать в кузова, диски, коленвалы, нужно производить свою резину, свои автостекла, свою электронику, пусть даже и на лицензионной основе, как это делает Китай...
«ЧТОБЫ МЫ УТОПАЛИ В ЭМОЦИЯХ, В ПРАЗДНИКАХ...»
Я понимаю, что моя точка зрения не бесспорная. Сейчас появятся комментаторы, которые напомнят про хорошую туристическую отдачу ЧМ по футболу, уровень возросшего патриотизма, про тонны проданного алкоголя и съеденных хот-догов. Да, это так, но это сработало только в 2018 году. И можно ли радоваться такой статистике проданных напитков?
Во-первых, в условиях существующего визового режима вряд ли иностранцы будут массово приезжать в нашу страну и нашу республику. Да и не дело это для такой страны, как Россия, – строить свою стратегию экономического роста на туризме. Это может быть уделом только отдельных малых стран и городов, таких как Сочи, Санкт Петербург, Казань. Для остальной России и в первую очередь в Сибири и на Дальнем Востоке надо развивать реальное производство.
Во-вторых, не надо забывать о других итогах чемпионата мира, о том, какая там была реклама, что продвигали и какие социальные последствия останутся у нашего населения . Вы обратили внимание, что основными спонсорами ЧМ были в основном производители пива, которые лукаво прятали свое алкогольное пиво среди безалкогольного? Инвесторами наших эмоций были и производители игровых систем и тотализаторов. И я не думаю, что эти компании инвестировали миллионы долларов в спонсорство без расчета на то, что потраченные средства вернутся к ним с прибылью. И эта прибыль будет обязательно получена, но благодаря тем тоннам пива, которые будут потреблять наши граждане, и тем рублям, которые они потеряют в различных игровых системах, разрекламированных во время масштабного ЧМ. У спонсоров явно был четкий расчет, что у многих россиян возрастет пристрастие и к азартным играм, и к употреблению пива, иначе ни один спонсор не вложился бы в поддержку «спорта миллионов».
Понятно, мы увлеклись во время ЧМ, нас захватывала волна патриотизма, мы радовались возможным инвестициям из-за притока туристов... Но это как с той свадьбой – провели, погуляли, а в остатке – похмелье...
Сторонники ЧМ утверждают, что мы подняли имидж России в мире и уровень патриотизма среди населения. Но надолго ли?! Россия – это не 11 городов, где проходил чемпионат, и это даже не все телезрители, которые болели за сборную. То, как воспринимаются наши спортивные победы и проводимые мероприятия в Москве или в Казани, совершенно иначе смотрится в глубинках Приамурья или Забайкалья, где просто другая реальность. Жители мегаполисов там никогда не были, а жителям сибирской глубинки не понять и вряд ли удастся прочувствовать «материальное и нематериальное наследие» всех проведенных и планируемых мундиалей. Дальневосточникам и сибирякам важнее иметь достойную работу, газовое отопление в доме, работающую поликлинику. Кстати, до сих пор абсолютное большинство населения и предприятий этих холодных краев отапливаются с помощью дров или угля. «Силы Сибири» прошли как-то мимо.
Надо думать о будущем России не только в пределах ее европейской части и с точки зрения ее благополучной территории. Надо побывать здесь, в малых городах и поселках Зауралья, поговорить с реальными людьми... И я уверен, что это будет для многих открытием.
Сейчас наша страна замахивается на проведение Олимпийских игр и ищет новые поводы для утверждения своего статуса и имиджа на международной арене. У меня такое ощущение, что западные элиты нам умышленно подсовывает победу в конкурсах за проведение таких мероприятий, чтобы ослабить нашу экономическую мощь, чтобы мы инвестировали деньги не в реальную экономику, не в повышение нашей конкурентоспособности, не в создание рабочих мест, чтобы мы утопали в этих эмоциях, в этих праздниках и боролись за количество медалей, а не за реальный рост ВВП на душу реального россиянина...
«НЕЛЬЗЯ ПОСТРОИТЬ БЛАГОПОЛУЧНУЮ ЖИЗНЬ В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОМ ГОРОДЕ»
У читателей не должно сложиться мнение, что я против футбола и тем более против развития физической культуры и спорта в нашей стране. И, конечно же, я не считаю проведение масштабных спортивных мероприятий в России причиной неудовлетворительного состояния нашей экономики. И я, как казанец, однозначно увидел позитивные изменения в своем городе после проведенных Универсиады и ЧМ 2018 и долго буду еще пользоваться их различными дивидендами...
Но нельзя построить благополучную жизнь в отдельно взятом городе в такой стране, как Россия. И когда говорят о недостаточности финансирования жизненно важных и необходимых направлений развития страны на фоне этих огромных расходов и увиденного мною состояния «остальной России», то как минимум у меня возникает чувство недоумения. Ну не верю я, что победа даже во всех дисциплинах Олимпийских игр и обладание заветным кубком чемпионов мира может стать локомотивом развития нашей страны.
Ильдус Янышев
Фото: из личного архива Ильдуса Янышева
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 84
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.