«Если произойдет худшее и все сервисно-визовые провайдеры не пройдут аккредитацию, есть вероятность вернуться к каменному веку, то есть в 90-е», — переживает за судьбу отрасли совладелица казанской компании «Первый визовый центр» Дарья Борисова в материале для «БИЗНЕС Online». Европейской визы придется дожидаться по месяцу, а туристам и бизнес-партнерам — самостоятельно проходить круги бюрократического ада. «Мое мнение, что скоро хайп уляжется, а изменения в ФЗ не пройдут», — считает наш автор.
Дарья Борисова: «Если сервисно-визовые центры закроются, то будущему туристу разбираться с визой придется самостоятельно»
КОГО НАЗЫВАЮТ «С ДОЛЕЙ ИНОСТРАННОГО УЧАСТИЯ»
О чем идет речь в новости? Небольшой ликбез по цепочке виза — конечный потребитель. В России есть несколько сервисно-визовых центров, точнее их будет назвать «операторами приема документов и биометрических данных». Их основная функция — являться перевалочным пунктом между заявителем на визу и консульством. В настоящий момент в России работает шесть компаний, управляющих визовыми сервисными центрами: ООО «ВиЭф Сервисес» (бренд VFS Global), ООО «Визави» (бренд GVCW, сервисно-визовый центр Греции), ООО «Виза Менеджмент Сервис» (бренд VMS, визовый центр Италии), ООО «Блс Интернешнл Сервисес» (бренд BLS, визовые центры Испании и Индии), ООО «Тлсконтакт (Ру)» (бренд TLS, визовые центры Великобритании, Швейцарии, Бельгии) и АО «Фрейт Линк» (бренд Pony Express).
Сервисно-визовые центры пришли в Россию в начале 2000-х. До этого с получением виз был относительный хаос. Те, кто в конце 90-х был счастливым покупателем путевок в Испанию, Грецию и другие страны шенгенского соглашения у турагентств, не видел всей «кухни» в оформлении виз, этим занимались туристические менеджеры через туроператоров. Но те, кто занимался оформлением виз самостоятельно, в любом случае испытывали некоторые трудности. Не было повсеместной информатизации, люди как-то собирали пакеты документов. Это сейчас мы можем заглянуть в интернет, найти список документов, адрес ближайшего сервисно-визового центра, а тогда надо было дозвониться в консульство. Телефон занят. Нужно как-то узнать необходимые документы. Отстоять очередь. Подать. Дождаться. Забрать. Очень неудобно. Поток выезжающих тогда был небольшой, в основном это была Москва, но регионы тоже подтягивались в поездках в шенгенские страны.
И тогда в Россию пришли сервисно-визовые центры, которые сейчас есть в большинстве городов-миллионников. Те самые, про которые в новостях пишут «с долей иностранного участия в уставном капитале». Самый крупный сервисно-визовый центр VFS Global (принимает документы для примерно 20 шенгенских стран) — это международная компания с головным офисом в Дубае. Они принимают готовые комплекты документов на визы в большинстве городов-миллионников по всей РФ. За весь мой пятилетний опыт оформления виз у меня сложилось стойкое впечатление, что VFS и иные сервисно-визовые центры — это не столько про визы, сколько про защищенное ПО. И действительно: если внимательно посмотреть сайт VFS Global или TLS Contact, видно, насколько они делают акцент на защищенности и качестве передачи тех данных, которые собирают как оператор персональных данных. Согласно сайту VFS Global, компания, головной офис которой находится в Дубае (ОАЭ), является 100-процентной дочерней организацией Kuoni Group с головным офисом в Цюрихе (Швейцария). В свою очередь, Kuoni Group принадлежит компании прямого инвестирования EQT. EQT — одна из ведущих организаций прямого инвестирования в Европе, основанных компанией Investor AB — крупнейшей промышленной холдинговой группой Скандинавии, являющейся частью Wallenberg Group. В капитал EQT входят портфельные компании в Европе, Азии и США с общим объемом продаж свыше 19 млрд евро и около 110 тыс. сотрудников.
Мы не просто сдаем документы в какой-то там сервисно-визовый центр с первоклассной автоматизацией, где номерки, как в Сбербанке, последовательность прохода окон и т. д., — это глобальная компания с миллиардными оборотами. Офисы VFS Global, как и других визовых центров, есть по всему миру: в Женеве я видела сервисно-визовый центр, который принимает документы у швейцарцев на российскую визу, в российском консульстве прошлым летом одно должностное лицо поделилось со мной, что тендер на оформление виз американцам в Россию также выиграл VFS Global.
«Мы занимаемся тем, что оформляем необходимые готовые комплекты документов согласно всем требованиям консульств»
«МОЖЕТ БЫТЬ, ЭТО СВОЕГО РОДА ОТВЕТНЫЕ САНКЦИИ РОССИИ»
Если произойдет худшее, законопроект будет принят и все сервисно-визовые провайдеры не пройдут аккредитацию, есть вероятность вернуться к каменному веку, то есть в 90-е. Учитывая разветвленность и глобальность структуры описанного выше сервисно-визового центра, маловероятно, что, как пишут в некоторых СМИ, сервисно-визовые центры смогут быстро «передать оперативное управление российским юридическим лицам», тем более, согласно возможным новым поправкам, этим российским юрлицам необходим трехлетний опыт в оформлении виз, то есть передать управление своим аффилированным лицам не удастся.
Инициатива сенаторов в настоящий момент не подкреплена соответствующими международными соглашениями с участием России, заключения таких соглашений в ближайшее время не планируется. Если же поправки примут в одностороннем порядке, то возможны ответные дипломатические меры от стран, для въезда в которые россиянам нужна виза.
Может быть, это своего рода ответные санкции России. А может быть, банальная неосведомленность о реальной ситуации внесших эти поправки в законопроект сенаторов. Как бы то ни было, если сервисно-визовые центры закроются, то будущему туристу разбираться с визой придется самостоятельно. Да что туристу — турагентства по записи через туроператора тоже подают документы в эти сервисно-визовые центры, вы в курсе? Это 20 лет назад, когда еще не было такого потока за рубеж, консульства еще выдерживали подобное количество запросов на визы. А сейчас? Сегодня? Из Москвы — сотни рейсов в Европу. Из Казани? Полетная программа на лето уже давно укомплектована — из визовых шенгенских стран Казань любит Европу, у нас хорошая полетная программа на европейские страны. Если поправки в законопроект вступят в силу, получить французский шенген за неделю уже не удастся.
Я уже не говорю о том, насколько сильно пострадают авиаперевозчики и туриндустрия, так как у авиаперевозчиков, у туроператоров есть свои бизнес-планы, которые рассчитаны на сегодняшнюю стабильность в сроках выдачи виз.
Если честно, я не могу представить, что в Госдуме не понимали бы настолько далеко идущих и серьезных последствий. Мое мнение: скоро хайп уляжется, а изменения в ФЗ не пройдут. Это может оказаться хуже, чем повышение НДС и пенсионного возраста. От большинства людей НДС и пенсионный возраст далеко, а четырехнедельное ожидание визы — вот оно, не за горами.
«РАЗБИРАТЬСЯ СО ВСЕМ ЭТИМ ПРЕДСТОИТ ИМЕННО НАМ, АГЕНТСТВАМ ВИЗОВОЙ ПОДДЕРЖКИ»
Можно, наверное, сказать и о своей роли в цепочке «виза — консульство». Мы занимаемся тем, что оформляем необходимые готовые комплекты документов согласно всем требованиям консульств. У разных людей это занимает разное время — от нескольких дней до недели. Мы делаем это за день и серьезно экономим время занятых людей, особенно по тем странам, где длинная и трудоемкая анкета и есть закономерности в одобрении/неодобрении, которые после стольких лет работы мы хорошо знаем. Вы можете не пользоваться услугами посредников в лице агентств визовой поддержки, но я бы сравнила нас с турагентствами или даже, если точнее, с бухгалтерией на аутсорсе. У кого-то есть бухгалтер, а кому-то нужно обращаться в стороннее агентство. Это вопрос экономии ваших временных ресурсов, обмена денег на опыт и время.
В конце концов, если все вышеописанное произойдет, разбираться со всем этим предстоит именно нам, агентствам визовой поддержки. Точно так же, как мы разобрались в свое время с США. После всех дипскандалов и взаимной высылки дипломатов мы были одними из первых, кто сориентировался предлагать нашим клиентам поездки в другие страны для прохождения собеседования на визу в США. Также, поскольку это является нашей работой, мониторили свободные даты на собеседование в консульстве в Москве (когда они еще были). Мы были готовы и к последствиям после «дела Скрипалей», и к сложностям с получением визы в Великобританию, которых сейчас, к счастью, не наблюдается. Так и в возможном будущем: когда не останется глыбы в лице сервисно-визовых центров — операторов, аккредитованных в консульствах под их правила, с наработанной системой, выход все равно будет найден, правда, не сразу.
Еще у меня очень серьезное подозрение, что авторы законопроекта не видят разницы между сервисно-визовыми центрами и агентствами визовой поддержки, имея в виду и нас — агентства визовой поддержки. Пытаясь подвести под одно, они не учитывают одной важной вещи: мы работаем не от имени консульств, а от имени заявителей.
Один из инициаторов документа, Константин Косачев, на странице в «Фейсбуке» защитил свою инициативу. По его словам, документ направлен на то, чтобы уберечь данные туристов. Также он отметил, что документ будет дорабатываться во время второго чтения, если будет принят в первом. «Никаких запретительных намерений у нас как у авторов законопроекта нет и в помине... Речь о том, чтобы юридически защитить права и интересы потребителей от неквалифицированных и недобросовестных производителей этих услуг», — написал Косачев. «Плюс персональные данные, в том числе биометрические, которые должны храниться и обрабатываться в определенном порядке, а не произвольно. Вот для чего нужна аккредитация, в этом единственный смысл законопроекта», — продолжил он. Вывод, который напрашивается из его слов: все происходящее — это не про туризм, это про персональные данные, которые обрабатываются иностранными компаними. Очень близко к «закону Яровой», проблемами с Telegram и тому подобному.
Но, что бы ни происходило с сегодняшней повесткой дня, я не могу найти в данной инициативе что-то, что говорило бы, что это делается для нас и для наших интересов. Возможные положительные последствия от внесения изменений в законопроект не превышают негатива от чуть ли не катастрофических последствий, если «полетит» вся налаженная за последние два десятилетия система сортировки и отправки документов в консульства.
Дарья Борисова
P. S. После написания материала появилась новость о том, что законопроект о необходимости аккредитации визовых центров отозван из Госдумы. Инициатор документа Косачев объяснил это «оголтелой кампанией», развернувшейся против его инициативы. Тем не менее депутат пообещал обязательно вернуться к разработке этого закона. «Да, отзываем, но нет — не отказываемся от самой идеи и обязательно вернемся к ней в ходе осенней сессии», — заключил Косачев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 44
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.