«Будем надеяться, что в этом августе новый кризис не начнется», — обнадеживает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал, почему «адский законопроект» направлен не только против России, но и против Дональда Трампа, отчего карты VISA и MasterCard могут оказаться заблокированными и в каком случае доллар будет стоить 67 копеек.
Максим Осадчий рассказал, почему «адский законопроект» направлен не только против России, но и против Дональда Трампа
«НЫНЕШНЯЯ ФЛУКТУАЦИЯ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ НЕ ПЕРЕРАСТЕТ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ В АВГУСТЕ, В КРИЗИС»
— Максим Станиславович, рубль снова падает. В пятницу на открытии торгов он пробил отметку в 67 рублей за доллар. На ваш взгляд, что случилось? Можно ли назвать происходящее паникой? Центробанк утверждает, что повышенная в последние дни волатильность курса рубля является естественной реакцией финансового рынка на новости о новых потенциальных санкциях на фоне изменений на глобальных финансовых рынках. Об этом же говорил накануне и Антон Силуанов. На ваш взгляд, правы ли они? Только ли готовящиеся санкции играют против рубля?
— Пока паники нет. А среди основных причин девальвации рубля, помимо, разумеется, ожидаемых новых санкций, — плановые закупки валюты минфином.
— Да, минфин объявил, что с 7 августа по 6 сентября купит валюты на 383,2 миллиарда рублей — это больше, чем в два предыдущих месяца. Может, идет сознательное ослабление рубля?
— Это плановая покупка валюты, связанная с превышением рыночной цены нефти (в настоящее время она превышает 70 долларов за баррель) над базовым уровнем 40 долларов за баррель. Валюта направляется в фонд национального благосостояния. Эта покупка — игра против рубля. Она действительно выглядит очень странно в условиях резкой девальвации рубля.
— Почему, как вы думаете, август уже по традиции неудачный месяц для российской экономики?
— Дефолт 1998 года случился действительно в августе. Однако кризис 2008–2009 годов начался в сентябре, а следующий кризис — в декабре 2014 года. Будем надеяться, что в этом августе новый кризис не начнется.
— Будем надеяться? А есть ли какие-то более конкретные ожидания и ощущения того, что кризис действительно может случиться? Например, месяц назад Bank of America заявил о вероятности повторений событий 1998 года, когда в России, как мы помним, случился дефолт. Такие же неутешительные прогнозы дали нобелевский лауреат Пол Кругман и миллиардер Джордж Сорос. Чего ожидаете лично вы? В апреле, когда рубль тоже падал, вы говорили, что не стоит ожидать повторения ситуации 2014 года. Сейчас ситуация чем-то отличается?
— Как видите, тогда я оказался прав. Будем надеяться, что и в этот раз я не промажу с прогнозом: нынешняя флуктуация на отечественном финансовом рынке не перерастет, по крайней мере в августе, в кризис. При одном маленьком условии — если не будут приняты «адские санкции», потому что причина флуктуации — это не сами санкции, а только их ожидание.
«Трамп пытается «поладить» с Россией, но у него слишком влиятельные противники»
«ЕСЛИ РОССИЯ ПОПАДЕТ В СПИСОК СТРАН – СПОНСОРОВ ТЕРРОРИЗМА, ТО НОВЫМИ САНКЦИЯМИ БУДУТ ЗАТРОНУТЫ ВСЕ 100 ПРОЦЕНТОВ НАШЕЙ ЭКОНОМИКИ»
— Думаете, что есть вероятность того, что новый пакет санкций не будет принят? А если допустить, что все-таки его примут, то каково будет его влияние на экономику России?
— Администрация Дональда Трампа вряд ли заинтересована в принятии этого законопроекта. Более того, отчасти он направлен против Трампа. И объясняется появление данного законопроекта в первую очередь активизацией сенаторов перед выборами в конгресс, которые состоятся 6 ноября и в ходе которых будут переизбраны 35 сенаторов из 100. Для сенаторов этот законопроект — часть их предвыборной кампании. Трамп пытается «поладить» с Россией, но у него слишком влиятельные противники.
Если законопроект будет принят в полном объеме и Россия попадет в список стран – спонсоров терроризма, то следствием будет кризис сильнее того, что начался в 2014 году, и, возможно, сравнимый по ущербу с кризисом 2008–2009 годов. Напомню, ВВП России в 2009 году сократился на 7,9 процента.
— Можно ли назвать нынешнее состояние экономики преддефолтовым (по аналогии с предынфарктным)? Откажется ли в этой ситуации Кремль от таких раздражающих народ реформ, как повышение пенсионного возраста и прочие?
— Пока нет, ситуация радикально отличается от той, что была в 1998 году. Тем более что тогда одной из причин дефолта было падение цены нефти, а сейчас нефть на высоких ценовых уровнях.
— Так доведут ли Штаты нас до дефолта? Насколько серьезно могут ударить по России новые санкции?
— Если будут введены «адские санкции» в полном объеме, то карты VISA и MasterCard, эмитированные банками, попавшими под новые санкции, будут заблокированы. Эти банки фактически будут лишены возможности совершать безналичные операции в долларах. Не исключено, что с учетом доминирования банков из нового санкционного списка (пока не принятого) на российском банковском рынке руководству страны придется прибегнуть к экстраординарным мерам, например замораживанию вкладов в иностранной валюте или их конвертации по принудительному невыгодному для вкладчиков курсу — по примеру того, как это произошло в Аргентине. Могут быть и более щадящие меры ужесточения валютного контроля.
— Но пока дефолта можно не бояться?
— Пока ситуация не кажется чрезмерно трагичной, скорее всего, эта флуктуация на внутреннем финансовом рынке быстро рассосется, ведь, повторюсь, ее источник не сами санкции, а всего лишь их ожидания.
— Какие эффективные меры, исходя из опыта 1998 года, были приняты российским правительством для неповторения масштабного дефолта? Или вовсе не было никаких мер?
— Лучше исходить из опыта кризиса 2014–2015 годов, так как кризисы 1998 года и 2008–2009 годов имеют совсем другую природу. В ходе валютного кризиса 2014 года ЦБ использовал широкий спектр инструментов. В частности, 16 декабря 2014 года для стабилизации ситуации на финансовом рынке ЦБ резко поднял ключевую ставку — с 10,75 до 17,25 процента. Эта мера оказалась эффективной вместе с валютными интервенциями, а также с предоставлением банкам валютной ликвидности с помощью валютных свопов и валютного РЕПО. Возымела эффект репатриация и продажа экспортерами валютной выручки, равно как и разъяснительная работа ЦБ с особо ретивыми спекулянтами.
Был учтен опыт кризиса 2008–2009 годов — ЦБ осознал необходимость держать наготове инструменты экстренного снабжения банков рублевой ликвидностью. Впрочем, тогда использовались беззалоговые кредиты. Этот инструмент оказался чрезмерно опасным как с точки зрения риска невозврата, так и из-за мощного девальвационного эффекта — гигантские объемы рублевой ликвидности, выплеснувшиеся на рынок, обрушили рубль, так как кредитный и фондовый рынок не функционировали в нормальном режиме.
«Даже если покупать валюту и размещать ее за рубежом, то, когда вновь опустится «железный занавес», он разлучит вас с вашей валютой навсегда»
«НЫНЕШНИЙ ВСПЛЕСК ДЕВАЛЬВАЦИИ РУБЛЯ — РЕАКЦИЯ ВСЕГО ЛИШЬ НА ОЖИДАЕМЫЕ САНКЦИИ»
— Будет ли нефть «топить» рубль в ближайшей перспективе?
— Цена нефти непредсказуема.
— Тем не менее является ли она сейчас ключевым фактором, как-то влияющим на курс? Или можно говорить, что курс рубля от цены на нефть перестал зависеть?
— Нефть по-прежнему оказывает мощное влияние на курс рубля, однако позитивный эффект от высоких нефтяных цен перекрывается негативным эффектом бегства капитала из России, в первую очередь из-за санкций.
— Насколько активно на рынке сейчас действуют спекулянты? Некоторые предлагают их каким-то образом контролировать. Это вообще возможно и нужно ли?
— В декабре 2014 года ЦБ проводил воспитательно-разъяснительную работу с наиболее ретивыми валютными спекулянтами. Также проводилась аналогичная работа и с экспортерами, чтобы они «сдавали валюту» — продавали экспортную валютную выручку.
— И все-таки является ли курс рубля сейчас управляемым? Стоило ли его тогда отпускать в свободное плавание?
— ЦБ отпустил рубль в свободное плавание в ноябре 2014 года — перед началом валютного кризиса. Он отказался от политики грязного плавания рубля в валютном коридоре. В декабре 2014 года ЦБ прибегал к масштабным валютным интервенциям, однако после валютного кризиса он отказался от них, а сегодня ЦБ совершил словесную интервенцию на валютном рынке.
— Центробанк заверяет, что волатильность рубля контролируема и волноваться не стоит. Означает ли это, что рубль может опустить до прежних значений по отношению к доллару? Или он побьет очередной рекорд и закрепится на этой отметке? Как вы думаете, на какой именно?
— Нынешний всплеск девальвации рубля — реакция всего лишь на ожидаемые санкции. Какова же будет реакция рынка, если санкции станут из ожидаемых реальными? Все будет зависеть от того, останутся ли санкции на бумаге или «адский законопроект» станет «адским законом», а также от того, насколько в полном объеме будет принят этот законопроект.
— Тем не менее хотелось бы услышать конкретные цифры. Есть ли у рубля в ближайшей перспективе дно падения?
— Если пакет «адских санкций» будет принят в полном объеме, то курс деревянного может опуститься не то что до 100 рублей, а даже и до 200 рублей за доллар.
— А вообще посоветовали бы сейчас покупать доллары? В долгосрочной перспективе курс рубля может отыграть позиции назад?
— А если валютные вклады заморозят? Или если свободное обращение валюты запретят, как это было при коммунистах? Пока эти предсказания выглядят «бредом» с точки зрения особо интеллектуальных депутатов, но время очень быстро бежит вспять... Даже если покупать валюту и размещать ее за рубежом, то, когда вновь опустится «железный занавес», он разлучит вас с вашей валютой навсегда.
«Сегодня ЦБ совершил словесную интервенцию на валютном рынке»
«ДЕВАЛЬВАЦИЯ РУБЛЯ ВЫГОДНА ЭКСПОРТЕРАМ, В ТОМ ЧИСЛЕ РОССИЙСКИМ НЕФТЕГАЗОВЫМ ГИГАНТАМ — «РОСНЕФТИ» И «ГАЗПРОМУ»
— Стоит ли ожидать ужесточения денежно-кредитной политики? Или нынешняя ситуация не настолько критична, чтобы поднимать ключевую ставку?
— Если «адский законопроект» Грэма – Менендеса будет принят в более-менее полном объеме, то ужесточение ДКП неизбежно, включая повышение ключевой ставки. Возможно и ужесточение валютного контроля по иранскому образцу.
Вообще, США своей санкционной политикой в отношении РФ решают задачу конкурентной борьбы — вытеснение России с европейского энергетического рынка, в первую очередь рынка газа, ведь доля российского газа на европейском рынке составляет около 40 процентов. Освобожденное Россией место на европейском рынке займут американские компании – поставщики сжиженного природного газа. Уже ведутся переговоры о строительстве портов в Европе для приема американского газа.
— Есть ли вообще вероятность того, что рубль будет расти? Некоторые аналитики указывают, что даже без санкций у рубля печальное будущее, поскольку на фоне скупки минфином валюты и стагнации экономики рублю сложно перейти к росту.
— Если «адский законопроект» не будет принят и не будут приняты иные жесткие санкции, то у рубля будут хорошие перспективы восстановления.
— Кому, кроме спекулянтов, выгодно стремительное падение курса рубля и кто получит от этого политические и экономические дивиденды?
— Девальвация рубля выгодна экспортерам, в том числе российским нефтегазовым гигантам — «Роснефти» и «Газпрому», ведь выручка у них — в дорожающих долларах, а издержки — в дешевеющих рублях. Тем более что конъюнктура на рынке углеводородов сейчас вполне благоприятная, Brent устойчиво держится дороже 70 долларов за баррель.
— Евро вырос аж на 3 рубля. Это дутая валюта, второстепенная по отношению к доллару? Почему аналитики традиционно придают ей меньше значения, рассуждая об американских зеленых?
— Основная масса расчетов на международном рынке осуществляется в долларах.
«Нынешний всплеск девальвации рубля — реакция всего лишь на ожидаемые санкции»
«ЕСЛИ ЗАВТРА У РУБЛЯ БУДЕТ СРЕЗАНО ДВА НУЛЯ, ТО ДОЛЛАР БУДЕТ СТОИТЬ 67 КОПЕЕК»
— Допускаете ли вы, что когда-то возникнет ситуация, что доллар будет стоить вновь 60 копеек?
— Легко. Самый простой вариант — деноминация. Например, если завтра у рубля будет срезано два нуля, то доллар будет стоить 67 копеек. Также возможен вариант возврата к запрету на свободное обращение валюты, который был при социализме. Например, в 1987 году доллар официально стоил 67 копеек, но обычный человек мог купить доллары по такому курсу только в случае выезда за рубеж. При этом курс на черном рынке в зависимости, например, от города мог быть и в 10 раз выше.
— Сенаторы на этой неделе предлагали отказаться от доллара. Есть ли в этом практический смысл? Не превратит ли это нашу экономику в экономику закрытого типа? И можно ли в ней выжить?
— Эти предложения носят откровенно вредительский характер, они направлены на дестабилизацию нашей экономики. Даже советская экономика не была закрытой. Даже экономика Северной Кореи не является закрытой. Основным торговым партнером Северной Кореи является Китай.
— Некоторые эксперты полагают, что кризисный процесс не прерывался аж с 2008 года. Как думаете, случались ли за эти 10 лет «просветления»?
— «Просветления» были с 2010 года до середины 2014 года, а также в 2016–2017 годах, но мы успешно находили приключения на свой рубль.
— Дональд Трамп, похоже, затеял торговую войну всех против всех. На ваш взгляд, во что выльются мировые торговые войны для всего мира, для России? Трамп писал в «Твиттере», что такие войны «легко выигрывать». Так будут ли в ней выигравшие?
— В торговых войнах, как и в обычных, бывают и побежденные, и победители. Например, мы в необъявленной торговой войне с Китаем потерпели сокрушительное поражение, потеряв целые отрасли промышленности. К примеру, почти начисто была уничтожена отечественная текстильная индустрия.
— Чем, на ваш взгляд, закончится нынешняя торговая война? Удастся ли Штатам выйти из нее победителем?
— Думаю, произойдет обмен. Торговые пошлины отменят или снизят обе стороны, но при этом США попытаются получить какие-то дополнительные преимущества.
Максим Станиславович Осадчий окончил физфак МГУ и РЭШ.
Седьмой по популярности фондовый аналитик 2007 года по версии «ИнвестГУРУ» и «Медиалогии». Восьмое место в рейтинге «Лучшие фондовые аналитики 2006 года по банковскому сектору» «РБК.Рейтинга». Десятое место в рейтинге «Лучшие фондовые аналитики 2007 года по стратегии» «РБК.Рейтинга».
С 2009 года возглавляет аналитическое управление Банка корпоративного финансирования.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 100
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.