Для встречи с предпринимателями организаторы выбрали довольно скучный формат. Было несколько докладчиков Для встречи с предпринимателями организаторы выбрали довольно скучный формат. Было несколько докладчиков

ТРИ КОМПАНИИ ИЗ ПОДНЕБЕСНОЙ

Вчера в Нижнекамске встречали министра экономики РТ Фарида Абдулганиева. Изначально обширная программа с неформальным общением с предпринимателями, посещением промплощадок и социальных объектов ужалась до встречи с бизнесом и представителями банков, а также переговорами с китайскими инвесторами, которые подумывают зайти в Нижнекамск с проектом на $60 миллионов.

Для встречи с предпринимателями организаторы выбрали довольно скучный формат. Было несколько докладчиков – с приветственными словами выступили мэр Нижнекамска Айдар Метшин и министр экономики, замруководителя исполкома района по инвестициям, развитию малого и среднего предпринимательства и ТОСЭРа Радмир Беляев. Руководитель республиканского центра поддержки предпринимательства Тимур Гумеров и директор гарантийного фонда Тимур Темиргалиев рассказали о мерах поддержки бизнеса. Затем слово дали представителям банков и лизинговых компаний, которые обстоятельно поведали предпринимателям о кредитах под 6 процентов, мерах поддержки стартапов и лизинговых проектах. Под занавес подписали договор о сотрудничестве Ак Барс Банк, ВТБ, Газпромбанк, региональная лизинговая компания и «Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан» с одной стороны и исполком Нижнекамска с другой. Подпись в документах поставил Беляев.

Продолжилась программа в промпарке «Пионер», где в скором времени откроется производство первого резидента ТОСЭР «Нижнекамск» китайской компании «Камасталь». Абдулганиеву показали готовящиеся к открытию линии. Министр посоветовал поспешить – Haier в соседних Челнах ждать не будет. Отметим, что «Камасталь» планирует поставлять окрашенную рулонную сталь на предприятие Haier в Челнах, которое также создано китайцами. «Я уверен, что у Haier есть какой-то поставщик, который на промышленном парке в Челнах может появиться. Поэтому, я думаю, с учетом того, как динамично развивается в Челнах компания, вам надо побыстрее», – обратился министр к руководству компании.

Под занавес подписали договор о сотрудничестве

Затем последовало главное событие дня – переговоры с китайскими инвесторами. Отвечающий в Нижнекамске за инвесторов и ТОСЭР Беляев подключил к процессу серьезную артиллерию – и министра экономики, и директора гарантийного фонда РТ.

В Нижнекамск на переговоры приехали представители трех китайских компаний, они планируют совместный проект по оцинковке стали. Инвестиции должны составить $60 миллионов.

Jingbo, основанная в 1988 году, занимается нефтепереработкой, металлургией, сельским хозяйством и логистика. Годовой оборот фирмы в прошлом году составил $10 миллиардов. В штате – 15 тыс. человек. Есть представительство в Москве. Две другие фирмы – это Dongye и «Радуга Цинк Лист» с китайским капиталом. Последняя работает в Волгограде, занимается полимерной обработкой металла. Три фирмы планируют совместный проект, Нижнекамск рассматривается как вариант размещения производства.

«Узнал о том, что здесь реализуют свои проекты такие компании, как Haier и „Камасталь“. Соответственно, решил тоже посетить ваш прекрасный регион и прекрасный город. Мы надеемся, что в дальнейшем мы могли бы стать семьей, хорошими партнерами и развивать ваш регион в плане налоговой нагрузки, принести пользу вашему региону», — такими словами начал презентацию проекта господин Ли Фэн – гендиректор международного отдела компании Jingbo.

Продолжилась программа в промпарке «Пионер», где в скором времени откроется производство первого резидента ТОСЭР «Нижнекамск» – китайской компании «Камасталь»

«У МЕНЯ ЯЗЫК НЕ ПОВОРАЧИВАЕТСЯ СКАЗАТЬ, ЧТО В НИЖНЕКАМСКЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ СЛОЖНАЯ»

Абдулганиев в свою очередь не поскупился на слова о том, что Татарстан – идеальное место для бизнеса. «Республика Татарстан является одним из лидеров по экономическому развитию в Российской Федерации. Тот благоприятный экономический фон, который здесь создан, невозможно сделать за год и за два. Это история современного Татарстана. Она как раз была нацелена на экономическое развитие региона. Все инструменты поддержки, которые сейчас реализованы в Татарстане и в Нижнекамске в частности, уникальны», – отметил министр и добавил, что статус ТОСЭРа за последний год получили единицы городов, среди которых Нижнекамск.

«Этот статус дается микрогородам с населением, допустим, 10 тысяч человек, который находится вдали от цивилизации, где нет ни подъездных путей, ни дорог, где действительно критическая экономическая ситуация. Нижнекамск получил такой статус только лишь благодаря нашему руководителю – президенту республики Татарстан. У меня язык не поворачивается сказать, что в Нижнекамске экономическая ситуация сложная уже хотя бы потому, что здесь самая высокая заработная плата», – пояснил Абдулганиев.

Напомнил министр и о китайском соседе в Челнах, которому уже «стало тесно», – здесь он намекал на то, что позитивный опыт есть. «На сегодняшний день инвестиции из Китая – это номер один в Республике Татарстан. Я ни на минуту не сомневаюсь, что камская агломерация, куда входят Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, превратится в своего рода Чайна-таун», – смело заявил министр экономики.

«Камасталь» планирует поставлять окрашенную рулонную сталь на предприятие Haier в Челнах, которое также создано китайцами «Камасталь» планирует поставлять окрашенную рулонную сталь на предприятие Haier в Челнах, которое также создано китайцами

По его словам, на нижнекамских промышленных предприятиях поставщиками выступают китайские компании, которые находятся на территории самой Поднебесной. «Размещение китайских компаний здесь скажется и на себестоимости продукции и, безусловно, когда географически компании находятся близко, им легко организовать деловое сотрудничество и контакт. Лучше связывать свой бизнес с успешными регионами, каким Татарстан и является», – подытожил министр. Беляев продолжил тему и заверил китайцев, что в Татарстане срок подготовки документов и реализации проектов намного короче, чем в других регионах.

Отметим, что первым резидентом ТОСЭР «Нижнекамск» стали «Камасталь» и сегодняшние визитеры из китайской провинции Шандунь. То есть сбылись ожидания, что инвестор потянет за собой другие проекты. На переговорах присутствовал господин Ни Вэй – руководитель фирмы-учредителя «Камастали».

– У него уже и логотип нижнекамский, – отметил Абдулганиев, рассматривая карточку гостя на столе.

– Он у нас работает, уже наш. И девушку ему нашли, – пошутил Беляев.

Впрочем, протокольные беседы шли недолго. Китайцы сразу же приступили к напористым расспросам по поводу инфраструктуры и льготных кредитов.

ВОПРОСЫ ДОВЕРИЯ

Камнем преткновения пока является вопрос с железнодорожным терминалом. Инвестору нужно, чтобы ж/д ветка подходила прямиком к проекту, а ее строительство финансировалось в рамках федеральных программ поддержки резидентов ТОСЭРов.

«Здесь встает острый вопрос подвести железнодорожные пути к площадке, которую мы рассматриваем. Наш проект не может существовать без железнодорожных путей, потому что наша производительность – более чем на 600 тысяч тонн в год. Это огромный объем, который нам нужно будет продавать по ЮФО, в Беларуси, центральной части России и мы захватим даже, скорее всего, с данным проектом Урал и Сибирь», – отметил инвестор.

Камнем преткновения пока является вопрос с железнодорожным терминалом. Инвестору нужно, чтобы ж/д ветка подходила прямиком к проекту Камнем преткновения пока является вопрос с железнодорожным терминалом. Инвестору нужно, чтобы ж/д ветка подходила прямиком к проекту

Интересовали инвесторов и сроки, и деньги, которые может получить фирма на строительство ветки. Беляев пообещал дать ответ к среде. К этому времени исполком должен определить, с какого участка тянуть ветку, на каком расстояния и, самое главное, во сколько примерно это обойдется.

– Я так понимаю, что вы рассчитываете на поддержку государства, потому что это затратная вещь? – спросил Беляев.

– Естественно, – последовал короткий ответ.

– Если бы железной дороги здесь не было, это была бы проблема. А она проходит за забором. Нужно только выяснить, где подсоединить, сколько тянуть и сколько будет стоить, – подытожил тему Беляев.

Далее зашла речь о возможностях привлечь деньги под льготный процент. Здесь разгорелись настоящие споры. Китайцев интересовал вопрос, что нужно сделать, чтобы получить деньги именно под 1 процент. Отметим, что фонд развития промышленности дает кредит по ставке от 1 до 5 процента годовых. Беляев уклончиво ответил, что все зависит от вида деятельности, отрасли, степени инновационности и привлек себе в помощь сидящего рядом Темиргалиева – директора гарантийного фонда РТ. «Вот где деньги-то все», – представил китайцам Беляев коллегу.

23-летний директор фонда, не скрывая деталей, разложил варианты кредитования. Оказалось, что не все программы подходят китайцам. Например, гарантийное поручительство те могут получить лишь в том случае, если кредит будут брать в российском банке, а сама компания будет иметь в учредителях гражданина России. По другой программе не подходит объем кредитования и так далее.

Отвечая на один из множества вопросов, Темиргалиев начал было: «Но здесь может быть проблема...» Но ему не дали продолжить. «Нет, нет, подождите. Давайте мы все уточним», – поспешил прервать Беляев. В итоге в переговорах взяли паузу для уточнений. «Это больше вопрос доверия», – заметил Беляев.

«Мы проявляем огромный интерес к вашим преференциям, потому что они нас очень сильно стимулируют работать в вашем регионе. Хотелось бы на предварительном этапе понимать, на что мы можем реально рассчитывать. Это нормальное желание наших инвесторов. Когда приняли решение, что хотим поставить производственные площади, мы даже об этих преференциях не знали. Даже с этим настроем мы решили создать в Российской Федерации комплекс производств. Узнав о данных преференциях, конечно, мы проявляем здоровый интерес к этому. Но вы ничего не подумайте», — передала слова инвесторов переводчик.

Последним же словом было обращение министра: «Я не могу назвать ни одного иностранного инвестора, который бы ушел отсюда».

В конце гостям из Поднебесной подарили продуктовые наборы из «Бахетле». «Все наше, местное, натуральное. Кызылык там есть», — заметил Беляев, вручая пакеты гостям.