Собственно это последняя инстанция, которая может определить — будет ли Крезиленд, а точнее парк развлечений под этой вывеской функционировать в торговом центре Собственно, это последняя инстанция, которая может определить — будет ли «Крезиленд», а точнее парк развлечений под этой вывеской функционировать в торговом центре Фото: Олег Спиридонов

«ЕСЛИ ТУДА ВПИСАЛИ МОЮ ФАМИЛИЮ, ТО Я ТОЖЕ ОДОБРИЛ ЭТУ СДЕЛКУ?»

Накануне Арбитражный суд Поволжского округа начал рассмотрение кассационной жалобы по иску ТЦ «Омега» (юрлицо — ООО «СтройИнвестИпотека») к его арендатору — ООО «Крезиленд» — компании супруги экс-депутата горсовета Набережных Челнов Сергея Яковлева. Собственно, это последняя инстанция, которая может определить, будет ли «Крезиленд», а точнее парк развлечений под этой вывеской, функционировать в торговом центре. В этот раз на заседание приехал не только сам Яковлев, но и бывший гендиректор ООО «СтройИнвестИпотека» Алексей Киселев — лицо, которое пролило некоторый свет на подоплеку судебной тяжбы.

Киселев в ходе заседания рассказал, что после ухода предыдущего оператора развлекательного центра Crazy Park его новым оператором стало ООО «Крезиленд». Эта компания в 2015-м выкупила оборудование и вновь открыла центр. «Стояла необходимость сохранения такого якоря, в минимальные сроки стояла необходимость смены оператора», — отметил Киселев, уточнив, что в 2015 году был спад на рынке аренды коммерческой недвижимости, поэтому им с одобрения учредителей ООО было подписано допсоглашение по аренде тех самых помещений. С одобрением этого допсоглашения как раз и не согласился один из совладельцев ТЦ «Омега» (ООО «СтройИнвестИпотека») Михаил Лебедев, владеющий 7% ООО. Остальные участники общества, к слову, не поддерживают решение Лебедева об оспаривании сделки, который, по словам Киселева, сам же эту сделку и одобрял.

В оспариваемом дополнительном соглашении от 1 июля 2016 года было установлено, что размер ежемесячной арендной платы рассчитывается в размере, равном 15% от месячного товарооборота ответчика, но не ниже минимальной фиксированной арендной платы, рассчитываемой по ставке 174 рубля за 1 кв. м. в месяц (в том числе НДС). То есть плата могла быть и 202 рубля за 1 кв. метр, и 190 рублей. Чуть больше чем за полгода до этого размер аренды составлял 304 рубля, а в 2017-м должен был составлять 404 рубля.

«Договор с новым арендатором на это место был заключен в декабре 2017 года. Одни и те же помещения были сданы в аренду дважды», — сказал присутствующий на заседании Яковлев «Договор с новым арендатором на это место был заключен в декабре 2017 года. Одни и те же помещения были сданы в аренду дважды», — сказал присутствующий на заседании Яковлев Фото: «БИЗНЕС Online»

«Данная сделка проводилась с согласия всех участников общества», — объяснял Киселев (в случае возвращения дела на новое рассмотрение он смог бы объяснить суду, что истец не понес ущерба от заключения этой сделки). — Даже минимальная ставка была выше на 200 тысяч тех расходов, которые общество несло по эксплуатационным расходам. То есть прибыль от сдачи площадей в аренду имелась».

«Если туда вписали мою фамилию, даже без наличия моей подписи, я тоже одобрил эту сделку?» — спросил Лебедев, подчеркнув, что в том собрании он не участвовал. Ответить на вопрос суда о том, когда в последний раз он присутствовал на встрече, Лебедев, правда, тоже не смог.

Представитель «Крезиленда» подчеркнул, что протокол заседания по одобрению сделки учредителями в суде первой инстанции запрашивался, но ходатайство было отклонено. Ответчики настаивали: участник общества знал о заключении дополнительного соглашения, более того, он якобы одобрил его.

— А в обществе нет никакого корпоративного конфликта? — задал вопрос судья. Киселев, как и Лебедев ответил, что нет.

— Нужно было поменять арендатора, а арендатор добровольно не уходил? — уточнила судья и получила от Киселева положительный ответ. — Теперь понятно. 

— Договор с новым арендатором на это место был заключен в декабре 2017 года. Одни и те же помещения были сданы в аренду дважды, — сказал присутствующий на заседании Яковлев. Впрочем, другой арендатор там тоже не работает, допсоглашение по аренде с «Крезилендом» действующее, истекает 30 октября 2018 года.

— То, что это якорный арендатор и его надо удержать, не соответствует действительности, — не соглашался Лебедев, добавив, что были и другие предложения по аренде этого помещения, но выбор был почему-то сделан в пользу «Крезиленда». — Плата была 303 рубля, а тут с какого-то перепугу становится 174 рубля! Извините.

— А чем ваши права нарушены данной сделкой? — спросил судья, на что Лебедев сообщил, что общество ежегодно выплачивало дивиденды в зависимости от полученной прибыли, поэтому недополученные 4,2 млн рублей, получается, нарушили его права как участника. Правда, Лебедев не смог сказать, сколько дивидендов он получил в 2015 году, но Киселев заявил, что в тот год их даже не выплачивали.

Желание «Омеги» избавиться от Крезиленда кроется в том, что у детского парка супруги Яковлева появился конкурент в лице международной сети развлекательных парков SUPERPARK Желание «Омеги» избавиться от «Крезиленда» кроется в том, что у детского парка супруги Яковлева появился конкурент в лице международной сети развлекательных парков Superpark Фото: Олег Спиридонов

«КРЕЗИЛЕНД» ПОДВИНУЛИ ИЗ-ЗА КОНКУРЕНТОВ?

За всеми этими нюансами в стороне осталась важная деталь. Kак стало известно «БИЗНЕС Online», желание «Омеги» избавиться от «Крезиленда» кроется в том, что у детского парка супруги Яковлева появился конкурент в лице международной сети развлекательных парков Superpark. Еще в прошлом году собственники ТЦ «Омега», отметив 10-летний юбилей, озаботились разработкой реконцепции и обновлением пула арендаторов. Еще в декабре ТЦ «Омега» и представители Superpark договорились о сотрудничестве и согласовали долгосрочный договор аренды на 2,2 тыс. кв. м на втором этаже.

Superpark — бурно развивающаяся сеть парков активного отдыха для всей семьи. В настоящее время действуют развлекательные центры в Архангельске, Ижевске, Воронеже, Пензе и Самаре, а до 2020 года планируется открытие еще около 10 локаций по всей стране. В каждом парке на площади более 2 тыс. кв. м собраны разнообразные активити-форматы для младшей возрастной аудитории: батутный комплекс, скалодром, веревочный парк, площадки для футбола и баскетбола, лабиринты, горки, качели и многое другое. Непосредственно на территории парка работает семейное кафе с широким меню и собственной кондитерской. Созданы отдельные площадки для проведения праздничных мероприятий, работы аниматоров, организации мастер-классов. Весь комплекс предлагаемых развлечений и услуг рассчитан на широкий круг потребителей разных возрастов. Формат парков позволяет отдыхать всей семьей и выбирать развлечения на любой вкус по единому входному билету, с возможностью бесплатного посещения парка для взрослых. Судя по прайсу в действующих семейных парках, стоимость одного часа развлечений в будни составляет 250 рублей, в выходные и праздничные дни — 400 рублей. Безлимит на весь день обходится в 400 рублей в обычные дни и 700 рублей — по выходным и праздникам.

Лебедев сообщил, что общество ежегодно выплачивало дивиденды в зависимости от полученной прибыли, поэтому недополученные 4,2 млн рублей, получается, нарушили его права как участника Лебедев сообщил, что общество ежегодно выплачивало дивиденды в зависимости от полученной прибыли, поэтому недополученные 4,2 млн рублей, получается, нарушили его права как участника Фото: Олег Спиридонов

В планах «Омеги» было то, что Superpark станет якорным арендатором, стабильно привлекающим более 40 тыс. человек ежемесячно. Оператор развлечений планировал вложить в проект в ТЦ более 50 млн рублей. Срок открытия новой площадки намечался на апрель-май 2018 года. Однако сегодня эта дата уже отодвинулась на декабрь 2018 года, а то и вовсе на 2019-й.

Собственно планы по удалению Яковлевых из «Омеги» стали известны летом прошлого года, когда супругу опального депутата попросили освободить площадь в течение месяца. Яковлевы подали первый иск к ООО «СтройИнвестИпотека» в декабре, где потребовали от торгового центра подать документы в Росреестр, так как выяснилось, что государственная регистрация договора аренды от октября 2015 года не была осуществлена. Надо отметить, что иск судом был удовлетворен и даже вступил в законную силу, потому как не был обжалован. Однако «Омега» решила поступить по-другому. В суд почти одновременно с Яковлевыми подал иск один из соучредителей ТЦ Лебедев, который потребовал признать недействительным этот договор аренды и вернуть помещение под «Крезилендом» на том основании, что был не в курсе оспариваемой сделки. Речь об одобрении дополнительного соглашения к договору аренды, которым устанавливался новый размер арендной платы для «Крезиленда» в торговом центре.

По мнению Лебедева, это соглашение существенным образом изменило условия изначального договора аренды. Рыночная стоимость арендной платы за помещение росла каждый год, но «Крезиленд» продолжал платить минимальную аренду, которая при этом не включала в себя эксплуатационные расходы — их якобы взяла на себя «СтройИнвестИпотека», каждый месяц отдавая управляющей компании 50 тыс. рублей. Иск устоял в первой и апелляционной инстанциях. Жене Яковлева было предписано выплатить 4,3 млн рублей разницы между установленной договором суммой арендной платы и суммой платежей по условиям допсоглашения, заключенного позже без ведома собственника.

О том, станет ли бизнес Яковлевых банкротом, — станет известно уже 2 октября О том, станет ли бизнес Яковлевых банкротом, будет известно уже 2 октября Фото: «БИЗНЕС Online»

После этого Яковлев разворачивает информационную атаку на «Омегу» своим излюбленным способом — открытыми письмами через «Живой журнал». В нем он обратился к силовым структурам с просьбой привлечь к уголовной ответственности руководителей и учредителей ТЦ «Омега» за ущерб государству в 171 млн рублей. Он утверждал, что 45% земельного участка под «Омегой» с парковками и рекламными стелами фактически снято с кадастрового учета, чем государству наносится ежегодный ущерб примерно в 14 млн рублей. Как утверждал Яковлев, собственники торгового центра создали «коррупционную схему с использованием махинаций с госсобственностью» и платили за аренду земли «сколько не жалко». В частности, в 2009, 2010 и 2012 годах платежей от ТЦ «Омега» не поступало вовсе, а в 2012 и 2013 годах они составляли всего около 100 тыс. рублей.

После мартовской трагедии в «Зимней вишне» Яковлев запустил в медиапространство еще один камень в огород «Омеги». На сей раз он попросил министра по делам ГО и ЧС РФ Евгения Зиничева проверить ТЦ на предмет пожарной безопасности, потому что, по словам Яковлева, в «Омеге» нет «дееспособной автоматической системы дымоудаления». Такая проверка десантом МЧС из Казани действительно состоялась, и, конечно же, нарушения были найдены, а виновные хозяйствующего субъекта привлечены к административной ответственности. В отместку «СтройИнвестИпотека» обратилась в суд с требованием обязать «Крезиленд» прекратить эксплуатацию помещения на втором этаже, однако потом сама же от требований закрыть парк развлечений и отказалась.

Последний выстрел в сторону «Омеги» прозвучал на прошлой неделе. Яковлев написал послание руководителю следкома РФ Александру Бастрыкину с требованием завести уголовное дело в отношении своего оппонента Лебедева. Яковлев уличил соучредителя ТЦ в том, что тот якобы не только был в курсе одобрения допсоглашения к договору аренды, но и одобрил сделку вместе с остальными учредителями. Факт сокрытия этого доказательства повлиял на судебное решение, в результате которого на «Крезиленд» возложили долг. Более того, на основании этого решения «СтройИнвестИпотека», не став дожидаться обжалования в кассации, обратилась в Арбитражный суд для признания банкротом компании «Крезиленд». Причем потенциально, если с фирмы жены Яковлева не будет взыскания, выплачивать деньги придется экс-директору Киселеву. О том, станет ли бизнес Яковлевых банкротом, будет известно уже 2 октября. Именно на это число перенесли вынесение окончательного вердикта.