«Так, делаем эксперимент!» — скомандовал президент РТ Рустам Минниханов, выслушав про израильскую технологию борьбы с цветением воды. Озеро Нижний Кабан решено до конца года сделать тестовой площадкой по апробации новых реагентов. Инвесторы все еще строящегося завода СПГ в Тюлячах взывают к президенту РТ о помощи — хотят гарантированный рынок сбыта. Как заметил корреспондент «БИЗНЕС Online», этому весьма удивился Наиль Маганов.
ГАРАНТИИ СБЫТА ДЛЯ ЗАВОДА СЖИЖЕННОГО ГАЗА — НОВЫЕ ГРАНИ ЛОББИЗМА
Сегодня в Казани с участием президента РТ Рустама Минниханова состоялось очередное собрание совета директоров АО «Татнефтехиминвест-холдинг» (ТНХИ-Х). Одним из главных пунктов повестки дня стала тема о развитии рынка газомоторного топлива, а конкретно — сжиженного природного газа (СПГ) в республике. Основные надежды в этом вопросе возлагают на многострадальный и вроде как все еще строящийся в Тюлячинском районе завод СПГ. Новые инвесторы завода обратились к руководству республики с просьбами о поддержке, которые пришлись по душе не всем участникам встречи.
Перед капитанами татарстанской нефтехимии на собрании директоров ТНХИ-Х выступил генеральный директор ООО «Востек» Андрей Кулаков. Его компания, судя по открытым данным, занимается главным образом научными исследованиями в области естественных наук. Главным учредителем этой московской конторы является кипрская компания Valuest Investments Limited, а одним из учрежденных юрлиц «Востека» — ООО «Топгаз», нынешний строитель завода СПГ в Тюлячах. По словам Кулакова, сегодня наблюдается несколько предпосылок для развития рынка сжиженного природного газа. Он напомнил, что в 2013 году выпущено распоряжение правительства, давшее начало внедрения СПГ в общественном и коммунальном транспорте, есть поручение президента России Владимира Путина о расширении использования газа в качестве моторного топлива. Докладчик сделал особый акцент на татарстанской госпрограмме «Развитие рынка газомоторного топлива в РТ на 2013–2023 годы». Согласно оценке Кулакова, потенциал рынка газомоторного топлива в Татарстане на сегодня составляет порядка 6 млрд кубометров в год. Это позволило бы заместить около 4,3 млн т дизельного топлива.
«Нами инициирован проект в Тюлячинском районе по строительству завода по производству сжиженного природного газа», — вернулся к главному докладчик. Он рассказал, что в августе встречался с Миннихановым, который согласовал основные параметры этого завода: мощность производства — 6 тонн в час, объем инвестиций — 2,9 млрд рублей, 60 новых рабочих мест, срок пуска — первый квартал 2020 года. Этот завод СПГ в Тюлячах уже знаком нашим читателям. Его заложил лично президент РТ еще летом 2014 года, тогда стоимость проекта оценивалась в 2,1 млрд рублей. Но прошло четыре года, а завода все еще нет. Выяснилось, что инвестор в лице астраханского агропромкомплекса «Семирамида», который изначально занимался проектом, отказался от него, поскольку не смог получить кредит в Газпромбанке. Но без хозяина площадка в Тюлячах не осталась и перешла под крыло «Топгаза». Пока Кулаков рассказывал о заводе, на слайдах мелькали данные о потенциале рынка сбыта СПГ, а именно о 44 тыс. единицах техники (2,5 тыс. городских автобусов, 1,5 тыс. единиц транспорта ЖКХ, 4 тыс. — транспорта АПК, 36 тыс. — грузового транспорта).
Андрей Кулаков предложил президенту РТ создать две рабочие группы – одну по рынку, другую — по автомобильной технике
«На сегодняшний день получен землеотвод, проведена подготовительная работа на площадке и проводится проектирование завода, — рассказал глава „Востека“. — Сейчас наступило время говорить об условиях успешного функционирования не только завода, но и всей системы, всего рынка газомоторного топлива». По словам Кулакова, будущему заводу нужны гарантии в обеспечении рынка сбыта — а иначе зачем строить и тратить 3 млрд рублей, если потом сжиженный газ никому не будет нужен... По оценке «Востека», в республике число авто, которое окупит вложения и удовлетворит мощности завода, составляет от 1,5 тыс. до 2 тысяч. Конечно, создавать условия для перехода автовладельцев на природный газ должно не только государство. Инвестор завода намерен развивать инфраструктуру заправок: он откроет 10 стационарных станций, еще 5 мобильных — для АПК, построит хранилище на 1,5 тыс. т и закупит специальные метановозы с объемом порядка 150 т в сутки. «Одним из недостатков развития рынка газомоторного топлива является ненадежность техники. Этот недостаток нужно исправлять», — заявил Кулаков. «Востек» даже планирует создать отдельную компанию-оператора, которая будет обслуживать эксплуатирующую организацию и займется всеми заправками СПГ, сервисным обслуживанием и арендой авто.
Кулаков предложил президенту РТ создать две рабочие группы с их участием: одну по рынку, другую по автомобильной технике. Результаты работы этих двух команд глава «Востека» предложил потом отразить в той самой госпрограмме РТ по газомоторному топливу до 2023 года, которую надо будет переписать под запрос инвестора. «Более подробные предложения заложены в протоколе к совещанию», — отметил Кулаков в завершение своего выступления, не пояснив дальше, что это за предложения.
Рафинат Яруллин: «Я думаю, что автомобили будут, тракторы будут...»
«ПОМОЩЬ МОРАЛЬНАЯ, ФИЗИЧЕСКАЯ, ФИНАНСОВАЯ...»
Руководство Татарстана по понятным причинам стало не спешить с ответом на такое предложение. Минниханов попросил высказать свое мнение вице-премьера РТ — министра промышленности и торговли РТ Альберта Каримова. «Для инвесторов завода нужны гарантии сбыта продукции», — отметил министр. По его словам, ничего плохого в озвученном предложении он не видит. «Работа не одного года. Но, думаю, в системе с минэнерго, в составе двух этих рабочих групп, мы сможем отработать», вынес свой вердикт Каримов.
«Я думаю, что автомобили будут, тракторы будут...» — не успел высказать свое мнение глава ТНХИ-Х Рафинат Яруллин, как его оборвал Минниханов. Того интересовало, о каком объеме СПГ идет речь. Яруллин сообщил, что речь идет о «6 тоннах», что хватит на 1,5–2 тыс. машин. По словам рулевого ТНХИ-Х, надо все-таки создавать рабочие группы и определяться. Глава «РариТЭК» Рафаэль Батыршин заявил, что этим проектом надо обязательно заниматься. Он, в частности, может предложить свои решения по двигателям для тракторной техники. Министр экономики РТ Фарид Абдулганиев, кровно заинтересованный решать свой вопрос с незаполенными промплощадками, также поддержал предложения: «Это даст нам готового резидента для промпарка в Тюлячах».
«Наиль, я вот не знаю, как вы скажете...» — улыбаясь, Минниханов передал слово Маганову. «Рустам Нургалиевич, здорово! Почему нефтяникам не помогаете? Вице-премьер хорошие слова сказал вроде „инвесторам надо гарантировать“... Мы заводы строим за многие миллиарды рублей, десятки миллиардов! И никто ничего не гарантирует!» — удивленно заметил глава «Татнефти».
«Хотелось бы получить со стороны республики те меры поддержки, которые мы написали в нашем предложении», — тем не менее подытожил представитель строителей завода СПГ. Он же сообщил, что у них есть варианты поставок газа в соседние регионы, даже уже есть соглашения... После этих слов президент РТ заявил, что тему отработать можно, так как газомоторное топливо для республики важно, особенно в АПК. Видимо, вспомнились постоянные жалобы сельхозпроизводителей по весне, когда они подсчитывают, сколько потратят на дизель за сезон. Тут внезапно глава ОАО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов (владеющий также, напомним, компанией «ТАИФ-НК», производящей бензин) заявил, что готов отдать часть своих АЗС... под газ, после чего Минниханов уже сказал свое твердое: «Хорошо, договорились».
Наиль Маганов: «Мы заводы строим за многие миллиарды рублей, десятки миллиардов! И никто ничего не гарантирует!»
После совещания корреспондент «БИЗНЕС Online» встретил на выходе председателя совета директоров ООО «ТопГаз» Марка Богослова, который заявил, что у завода СПГ сегодня нет никаких проблем. «Трудностей нет. Есть проблемки, но они все решаемы. В плане региона все хорошо, земля оформлена. Сейчас мы трассы газовую и электро- тянем. Техусловия все получены», — пояснил собеседник газеты, уточнив, чего именно он хотел бы от Татарстана. — Помощь моральная, физическая, финансовая в виде субсидий, каких-то льгот. Может, это какие-нибудь целевые средства, какой-нибудь НИОКР. Но это все не нам решать. Наша задача была подкинуть идею, пусть кабмин дальше решает, чем может помочь. Республика в этом заинтересована больше, чем мы даже».
Порассуждал Богослов и о том, почему в республике не прижился компримированный природный газ и по какой причине газовый рынок Татарстана сейчас просел. «Они [потребители] хотят использовать газ, но на рынке пока нет качественного продукта, который этот газ будет потреблять. Это большая проблема. Собственно, почему мы и хотим, чтобы республика помогла обязательно в этом вопросе. Время есть – у нас полтора года до пуска. Наверное, за это время можно что-то сделать. Но надо делать это в комплексе. Если будет делаться урывками, как в случае с КПГ, то эта тема тоже умрет. Здесь нужен хороший заказ», — пояснил собеседник газеты.
СЕРООЧИСТКА И ТЕРМОПЛАСТИЧНЫЕ ПОЛИИМИДЫ
Газомоторная тема была не единственной, которой посвятили сегодня заседание ТНХИ-Х. Руководству республики представили также новейшую разработку по термопластичному частично-кристаллизирующемуся полиимиду, который исследуется в РАН. Директор института высокомолекулярных соединений РАН Сергей Люлин прорекламировал собравшимся уникальный термостойкий полимер, который можно применять в электронике в качестве плат как материал для 3D-технологий, а также при создании композитных материалов. Один такой предмет с использованием полиимида Люлин принес с собой – это был болт. По его словам, его можно использовать в судостроительной отрасли, якобы уже есть договоренности об использовании в строительстве ледоколов... Интересно Люлину было узнать, может ли руководство Татарстана помочь со своими научными разработками и поставками мономеров для синтеза полиимида.
Минниханов заверил гостя, что документ о сотрудничестве обязательно подпишут – вот только сначала вместе с Яруллиным пусть съездят в Нальчик, где якобы есть производство полиимида. Однозначное одобрение получил и следующий докладчик – директор НТЦ «Ахмадуллинs.Наука и технологии» Альфия Ахмадуллина.
Ее доклад был долгим, но обстоятельным, что и сам заметил президент РТ. Ахмадуллина поведала об импортозамещающих технологиях сероочистки углеводородов и обезвреживания серосодержащих сточных вод. Собственно, эти технологии уже используются на ряде предприятий нефтехимии. Минниханов с рекомендации также Яруллина призвал еще более тесно работать с коллегами.
Эяль Харел представил свои эффективные решения по борьбе с цветением воды — сине-зелеными водорослями
«НУ ЕСЛИ СПОНСОРОМ БУДЕТ АЛЬБЕРТ КАШАФОВИЧ...»
Весьма интересным для генералов нефтехимии Татарстана оказался следующий и последний доклад на сегодня. В Казань прибыл директор компании Blue Green Water Technologies LTD (Израиль) Эяль Харел, который представил свои эффективные решения по борьбе с цветением воды — сине-зелеными водорослями. «Нам очень многие люди и компании говорили, что лучше всего на российский рынок заходить через „республику-стартапов“ под названием Татарстан», — политически правильно начал свое выступление Харел, который уже нашел поддержку в КФУ и минэкологии РТ.
Он рассказал, что в мире сегодня все острее встает проблема цветения воды, с которым, наверное, знаком каждый. Это происходит из-за того, что водоросли начинают свое бурное развитие, выделяя в воду токсины. Какие именно токсины — Харел не рассказал, но заверил, что они очень опасны для здоровья человека. Поэтому от них нужно избавляться. Во всем мире с цветением воды в водоемах борются с помощью пероксида водорода или с помощью медных соединений, например медного купороса. Но технология их применения слишком устарела и считается неэффективной. То ли дело метод Харела... Израильская технология, которую пиарили Минниханову сегодня, заключается лишь в специальной обертке гранул «уже известных веществ» — пероксида водорода и меди. Эта капсула растворяется в воде легко и равномерно, не оседая на дне. По факту, если при старом методе нельзя было так просто высыпать химикаты на поверхность воды, а приходилось на плотах кружить над водоемом и равномерно рассыпать их, то предложенный метод все это исключает. Можно просто бухнуть пару мешков с одной точки на озере — и оно сразу же очистится.
Израильский гость предложил Минниханову опробовать технологию на озере... Нижний Кабан (почему-то в этот момент вспомнилось о Наталии Фишман — не она ли консультировала гостей и рассказывала им о «республике-стартапере?). Профилактическая обработка озера обойдется в $20 тыс., или чуть более 1 млн рублей.
«А срок действия этого препарата сколько? Вот мы обработали озеро Кабан, миллион потратили, как долго оно будет в таком состоянии?» — спросил Рустам Нургалиевич. Но Харел несколько уклончиво отвечал, что все зависит от условий и состояния воды. «При необходимости можно и каждые три-четыре недели обрабатывать», — заверил докладчик. Но забыл сообщить, что это только профилактическая обработка стоит около $20 тысяч. В запущенном состоянии обработка озера их реагентами может доходить суммы и в 26 млн рублей.
Было сразу понятно, что идея очень заинтересовала президента РТ, он стал уточнять все мелочи — от того, когда надо засыпать реагент, до того, можно ли это применять на реках. «Хорошо, у нас есть меры воздействия на озеро Кабан, еще другие озера... А вот у нас есть Казанка. Как можно стабилизировать ситуацию на такой проточной воде? По большому счету, это тоже крупная проблема», — заметил Минниханов. И тут же Шигабутдинов поинтересовался, из какого материала они делают капсулы и какая у него цена. Эти сведения оказались «секретом фирмы». «А мы можем рассмотреть вопрос локализации производства этого порошка на территории республики? Вместе с вами. Чтобы локализация была здесь, чтобы удешевить стоимость порошка», — сразу же смекнул Минниханов. Тут и глава ТАИФа подключился, заметив, что с пероксидом водорода в республике все в порядке... Харел же в ответ заявил, что вполне можно было бы и попробовать производить их реагент в Татарстане.
— Так, делаем эксперимент! Озеро Кабан в этом году отработаем с вами. Исходя из наших результатов потом будем двигаться дальше, — заявил Минниханов, поручая своему помощнику Ринату Сабирову взять израильтян под крыло.
— А Мешу, Казанку? – полюбопытствовал Шигабутдинов у президента РТ. Реакция Рустама Нургалиевича оказалась безупречна:
— Ну если спонсором будет Альберт Кашафович... Тем более твой офис на Казанку сейчас смотрит...
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 59
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.