Александр Сидякин После истории фронтовика, на которого УК натравили коллекторов, власти РТ и депутат Госдумы Александр Сидякин подготовят законопроект об освобождении ветеранов ВОВ от оплаты ЖКУ

СЛЕДУЯ ВЕТЕРАНСКОМУ ПРИМЕРУ

Заседание дискуссионного клуба сторонников «Единой России» в офисе партии на улице Горького накануне запомнится его участникам не только рассуждениями о том, как эффективнее работать с должниками, но и фидбэком на сентябрьский долговой скандал с участием ветерана Великой Отечественной войны. Напомним, управляющая компания отключила квартиру 91-летнего Юрия Величко от электричества за долг в 45 тыс. рублей, включая пени, а чуть раньше натравила на него коллекторов. В итоге директора УК уволили. Но долги все-таки были. Их за ветерана погасил глава Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Тимур Алибаев. Он же получил от руководителя исполкома выговор: не доглядел! Скандал-то вышел федерального масштаба...

«Давайте всех ветеранов, не приравненных к ним, а ветеранов, действительно участников Великой отечественной войны, кто воевал, вообще освободим от оплаты жилищно-коммунальных услуг», — вбросил революционную мысль главный государственный жилищный инспектор РТ Сергей Крайнов. Как оказалось, он уже писал письмо главе Госжилинспекции РФ Андрею Чибису по этому поводу.

«Текст законопроекта поможете написать?» — поднял молот над горячим железом депутат Госдумы, первый зампред комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин. Крайнов скромно отшутился, мол, всякая инициатива наказуема. Но идея понравилась: за подготовку проекта закона возьмется минстрой РТ совместно с Сидякиным.

Кстати, история с Величко оказалась отправной точкой для других льготников, которые стали чаще обращаться в УК со словами «не хочу платить!», «за эту услугу буду платить, а за эту не буду!». Об этом рассказала директор управляющей компании «Бриор+К» Каусария Матросова. «Обязательства должны выполнять все стороны договорных отношений. Если услуга не получена, то есть нормативные требования, есть жилищная инспекция», — считает Матросова. При всем уважении к ветерану не стоит делать демонов из управляющих компаний, считает она. 

Кстати, в июне в Госдуму поступил законопроект депутата от КПРФ о предоставлении гражданину права определять, на какой коммунальный платеж направлять средства при частичной оплате. К примеру, тот же Величко 10 лет оплачивал ЖКУ, исходя из своих собственных расчетов. Минстрой России эту инициативу отклонил, сославшись на то, что она «способствует росту потребительского эгоизма», а Сидякин и вовсе назвал ее популистской.

Сергей Крайнов Сергей Крайнов: «Давайте всех ветеранов, не приравненных к ним, а ветеранов, действительно участников, кто воевал, вообще освободим от оплаты жилищно-коммунальных услуг»

«ОЧЕНЬ МНОГО ДЕТАЛЕЙ, В КОТОРЫХ КРОЕТСЯ ДЬЯВОЛ»

От ветеранского фидбэка единороссы перешли к ситуации с долгами в целом. Как оказалось, татарстанцы эти самые долги все копят и копят. По словам начальника отдела координации расчетов в ЖКХ минстроя РТ Лилии Гилфановой, с 2005 года и по сей день жители РТ накопили за ЖКУ 6,1 млрд рублей долга — сумма, сопоставимая с двухлетним бюджетом такого города, как Альметьевск. Причем собираемость за услуги жилищников-коммунальщиков в Татарстане относительно неплохая — 98%. В целом по России долг достигает около 380 млрд рублей. 

В качестве борьбы с неплательщиками зампредседателя комитета ЖКХ Римма Гарипова предложила ограничить владельцам совершение сделок с недвижимостью при наличии долгов. Дело в том, что федеральный закон №218 «О государственной регистрации недвижимости» не требует при регистрации недвижимости справки об отсутствии долгов по ЖКУ.

«А вот оппоненты говорят: „Я хочу продать квартиру, чтобы погасить долги, а вы мне не даете“», — ответил на предложение Сидякин. Брать кредиты на погашение? Взяли бы, но закредитованность населения настолько большая, что банки не пойдут на такой риск. Директор ООО «УК ЖКХ Московского района» Олег Калимов предложил вариант с банковской ячейкой, куда кладется сумма задолженности, и до завершения сделки УК этими деньгами пользоваться не может. «Формально это выглядит очень подъемно, быстро, но даст ли эффект?» — задался вопросом Сидякин. Идею нужно дальше прорабатывать, отметил депутат. И предложить в качестве поправки к какому-нибудь законопроекту. «Попробуем так сделать. Очень много деталей, в которых кроется дьявол», — заметил он.

Платят ли добросовестные жильцы за тех своих соседей, которые накопили долги? Естественно, в счета-фактуры эти расходы не включаются. Но для оплаты долгов перед ресурсоснабжающими организациями УК берут деньги, которые могли бы пойти на оказание жилищных услуг: уборку придомовой территории, подъездов, текущий ремонт. Ибо деваться некуда: не заплатишь — и тепловики с водоканальщиками придут с болгаркой отрезать трубы... «Формально люди недополучают тот объем качественных услуг, на который они претендуют в соответствии с нормативами и которые оплатили. Формально они не платят за соседей, напрямую в счет-фактуры эти расходы не включаются, — сказал Сидякин. — Иначе бы прокуратура или вот Сергей Аркадьевич (Крайнов прим. ред.) с косой пришел. Или с чем вы ходите? С серпом перестали?»

«Почему бы не перейти на авансовые платежи?» — прозвучал вопрос от одного из участников дискуссии. Сидякин рассказал, что минстрой в рамках проекта «Умный город» рассматривает введение тарифных планов, в том числе с авансовыми платежами. Их предлагается сделать ниже, но с ограничением потребления услуг. Впрочем, это уже совсем другая история — далекого, а может быть, и не очень далекого будущего.