«Вы остыли к модельным бюджетам, Антон Германович», — укорила Силуанова Валентина Матвиенко Фото: council.gov.ru

СИЛУАНОВ ПООБЕЩАЛ НЕ ТРОГАТЬ НАЛОГИ В БЛИЖАЙШИЕ ШЕСТЬ ЛЕТ

Подсчитать миллиардные расходы просто, а оценить эффективность реализации госпрограмм, заложенных в «прорывной» бюджет на ближайшую трехлетку, будет нелегко. К такому выводу пришли сегодня участники парламентских слушаний, посвященных параметрам главного финансового документа страны на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Корреспондент «БИЗНЕС Online» убедился: все самое интересное, в том числе и «заключительный аккорд», власти приберегли на потом, оставив себе пространство для маневра вплоть до второго чтения федерального бюджета, сформированного по мотивам «майского указа» президента.

«Прорыв Путина», обеспечить который призваны 12 национальных проектов, потребует существенных бюджетных корректировок и перераспределений, признают в российском минфине. В том числе и на региональном уровне, что ложится очередным тяжким бременем на субъекты Федерации. По признанию глав регионов, принимавших участие в слушаниях, ситуация, когда решения, принимаемые на федеральном уровне без оглядки на возможности субъектов, приходится выполнять «вопреки», нередка. И так продолжаться больше не может.

Молитвами российского минфина, а также усилиями ЦБ, российский бюджет в 2019 году обещает быть профицитным, что обеспечивает экономике защиту от внешних рисков. Кроме того, расходной частью предусмотрено финансирование социальных программ, в том числе в сфере образования и здравоохранения, обозначенных «майским указом. Однако, как отметила открывавшая слушания спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, обсуждаемый документ помимо неоспоримых достоинств, обладает и чересчур очевидными недостатками. Впрочем, последние парламентарии и финансовые власти планируют устранить ко второму чтению.

«Всецело приветствуя» рост социальных расходов, нацеленных на повышение качества жизни граждан, а также снижение зависимости российской экономики от цен на нефть, Матвиенко выразила озабоченность прогнозными темпами роста цен, от которых отталкивались финансовые власти, формируя главный документ страны. Инфляция в следующем году запланирована на уровне выше целевого значения, посетовала спикер верхней палаты российского парламента. На помощь пришла первый зампред Банка России Ксения Юдаева, указавшая, что свой вклад в темпы роста потребительских цен в 2019 году внесет повышение НДС, запланированное властями. По расчетам ЦБ, увеличение налога добавит к инфляции один процентный пункт в будущем году. Зато «за пределами» 2019 года показатели инфляции вернутся в норму, заверила она. Впрочем, как и показатели экономического роста, которые подстегнут инвестиции и институциональные реформы. Но «нормы» недостаточно для удовлетворения амбициозных запросов финансовых властей.

Президентом поставлена задача выйти на темпы роста экономики не ниже мировых, напомнил первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов. Глава финансового ведомства признал, что добиться таких показателей можно только с помощью привлечения инвестиций, а для этого, в свою очередь, нужна налоговая стабильность и уверенность бизнеса в завтрашнем дне. Министр пообещал, что последние фискальные «отшлифовки» — действительно последние. Силуанов дал честное слово, что не будет трогать налоги в ближайшие шесть лет.


ЕСТЬ СРЕДСТВА. А ЦЕЛИ?

Объем финансирования национальных проектов за шесть лет составит 9 трлн рублей с учетом того, что акцизы от нефтепродуктов будут переданы на региональный уровень, напомнил глава минфина. Но беспокойство у палаты регионов вызывает сложность программно-целевой структуры обсуждаемого бюджета. Отсутствие критериев оценки и невнятность существующих систем мониторинга делает проблематичным справедливую оценку реализации обозначенных проектов. «А Счетная палата вообще отмечает, что ни одна из госпрограмм не может считаться высокоэффективной», — подчеркнула Матвиенко.

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин только развел руками. «В проекте очень громоздкая система управления по целям и результатам. Складывается ситуация, например, когда один национальный проект фигурирует в структуре сразу нескольких государственных программ», — пояснил экс-глава минфина, добавив, что по 65% нацпроектов вообще нет оценочных данных или они статистически не прослеживаются. По его словам, это существенно осложняет оценку выполнимости «майского указа» президента. По крайней мере, до тех пор, пока полностью не будут готовы паспорта всех национальных проектов. Окончательную документацию парламентарии ожидают до конца декабря 2018 года.


ПРАВИЛО РАЗДОРА

Пользуясь случаем, Кудрин вновь коснулся вопроса целесообразности сохранения принципа жесткости бюджетного правила, идеологом которого, как и создания стабфонда, он в свое время был. По его словам, профицит бюджета в ближайшую трехлетку будет выше заложенного в проекте. «Мы будем еще больше триллионов складывать в профицит. Это неизбежно с учетом роли фонда национального благосостояния», — пояснил глава Счетной палаты.

При этом Кудрин уверен: цену отсечения нужно поднять до $45 за баррель, а дополнительные доходы потратить на экономический рост. С главой контрольного ведомства согласился член Общественной палаты России Иосиф Дискин. «Забота о финансовой стабильности не должна вести к повышению социально-экономических рисков», — заявил он, предложив повысить цену отсечения сразу до $55 за баррель.

Силуанов, в свою очередь, все попытки смягчить бюджетное правило пресек, указав, что времена меняются, и если сейчас «проблем нет», то они могут возникнуть потом. А в отсутствие резерва гасить их будет нечем.

Представители регионов выразили недовольство существующей политикой Фото: council.gov.ru

«ВЫ ОСТЫЛИ К МОДЕЛЬНЫМ БЮДЖЕТАМ, АНТОН ГЕРМАНОВИЧ»

«Нас, как палату регионов, чрезвычайно волнует эффективность системы межбюджетных отношений», — поделилась беспокойством Матвиенко. Если на следующий год предусмотрено увеличение межбюджетных трансфертов, то в дальнейшем рост будет носить номинальный характер.

При этом не очевидно, что регионы справятся с задачами «майского указа», с учетом объема выделяемого финансирования и налоговых перераспределений. Судя по словам спикера Совета Федерации, комплексной оценки экономических возможностей субъектов не проводилось, хотя задачи по реализации национальных проектов на региональном уровне уже стоят.

По словам Матвиенко, мало обеспечить реализацию механизма адекватной компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов, в частности из-за исключения движимого имущества из объектов налогообложения. Рассчитывая межбюджетные трансферты, необходимо базироваться на системе модельного бюджетирования. «Вы остыли к модельным бюджетам, Антон Германович», — с укором отметила спикер палаты регионов.

Представители регионов, в свою очередь, выразили недовольство существующей политикой: компенсации выпадающих доходов, предусмотренных минфином в виде передачи на региональный уровень акцизов на крепкий алкоголь, недостаточно. Ресурсов для реализации прорывного плана роста у субъектов нет, пожаловались губернаторы.

Матвиенко «подопечных» поддержала.

«Заканчивайте на федеральном уровне грузить регионы дополнительными расходами без четких источников финансирования, — заявила Валентина Ивановна. — Отныне — ни одного федерального закона без обеспечения финансированием для его исполнения на уровне субъектов!»

Глава минфина тут же заверил, что ресурсы для компенсации выпадающих доходов по налогу предусмотрел. «Компенсацию получат все субъекты Федерации, начиная от реципиентов и до самых сильных доноров», — сообщил Силуанов. Вообще, реализация нацпроектов обеспечит экономический рост в регионах, простимулирует рост инвестиций, подхлестнет экономическую активность, заметил первый вице-премьер.

В том, что документ «сыроват» и подготовка проекта бюджета ко второму чтению потребует серьезной доработки, министр не сомневается. Как, впрочем, и председатель Совета Федерации. «Ко второму чтению все дораспределим», — заверил Силуанов. «У нас есть еще время», — вздохнула Матвиенко.