Велосипед — это не просто средство передвижения, но инструмент для привлечения инвестиций, поправки здоровья, построения благополучия общества и мира во всем мире. Об этом говорили вчера на I международной велоконференции в Казани. Как собрать миллионы на велопробегах, какому казанцу установят памятник в Харбине и когда татарстанцы смогут ездить на велосипедах зимой, выясняла корреспондент «БИЗНЕС Online».
Марат Бариев: «За последние годы уже кое-что сделано»
«ВЕЛОСИПЕД СПАСЕТ МИР»
«Велосипед спасет мир, Это модно и классно. Если ты в каске», — с этой шутливой песни музыканта Марата Нигматуллина началась накануне I международная научно-практическая конференция «Велосипед на службе человечества: гуманитарные измерения», завершившая дни велосипедной культуры в Казани. Мероприятие в «Ривьере» получилось таким же, как его название: насыщенным, но бесконечным. Собрались спортсмены, велолюбители, представители зарубежных ассоциаций из Франции, Китая и Германии, чиновники и студенты, а также люди с безграничными возможностями. Один из них – волгоградец Алексей Костюченко: инвалид I группы, у которого нет ног и кистей рук, – на хендбайке пересек всю Россию и чувствует себя очень счастливым.
Модератором выступил председатель совета директоров ЗАО «Контр» Ильдус Янышев, буквально пару дней назад вернувшийся из кругосветного велопутешествия. «Мы хотим раскрыть именно гуманитарные аспекты, ценность велосипеда в жизни индивида, городов и всей планеты», – задал он тональность встречи. Тему подхватили и другие докладчики. «Велосипед в представлении общества становится гуманитарным инструментом для познания мира, укрепления международных отношений, это возможность обратить внимание на различные проблемы, связанные с экологией души, окружающей среды», – сказал депутат Госдумы РФ от РТ Марат Бариев, отметив, что сейчас в Москве за велосипедами в прокате очередь. Кроме того, он сообщил, что на Юношеских олимпийских играх, открывшихся на днях в Буэнос-Айресе, первыми российскими чемпионами стали именно велосипедисты.
Когда Бариев закончил речь, Янышев подарил ему (впрочем как и всем выступавшим) вымпел и экстравагантный бирюзовый галстук с узором из мелких велосипедов. «Если Госдума будет принимать законопроект, связанный с велосипедами, я приду в этом галстуке», – пообещал депутат. Также перед началом конференции он сказал, что, если прозвучат достойные предложения, он примет их в разработку в Госдуме. Однако унес с собой, похоже, только этот галстук. Во всяком случае, перед уходом в ответ на соответствующий вопрос «БИЗНЕС Online» Бариев не стал формулировать новые тезисы. «За последние годы уже кое-что сделано, – отметил он. – 10–15 лет назад велосипедисту негде было выехать. Народу было страшно: их водители пугали, давили, забрызгивали, а других мест, кроме дороги, для велосипедистов не было. А сейчас строят велодорожки. Для этого были созданы нормативные акты, внесены изменения в муниципальные, субъектовые акты, в ПДД… Если сейчас еще какие-то нужны будут изменения, мы их обязательно рассмотрим. И сейчас уже рассматриваем: мы с Валерием Газзаевым внесли законопроект – об этом неоднократно говорил Владимир Путин – заинтересовывать предприятия, чтобы они вкладывали средства в развитие спорта. Установить для них налоговые льготы. Я надеюсь, что до Нового года такое решение будет принято... В последние годы велосипед входит в моду, он становится снова популярным в молодежной среде. Я надеюсь, что все то, о чем сегодня говорили, подстегнет развитие велокультуры в республике и стране. О таких пробегах 10 лет назад могли только мечтать».
Алексей Костюченко – инвалид I группы, у которого нет ног и кистей рук, – на хендбайке пересек всю Россию и чувствует себя очень счастливым
ПОСЛОВИЦА ПРО ТО, ЧТО НЕ НАДО ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД, ПОТЕРЯЛА СМЫСЛ
Симметричными сравнениями «до» и «после» занимались почти все произносившие вступительное слово. Так, в воспоминания ударился руководитель татарстанского отделения ассоциации юристов России Валентин Пайнухин: «Нашему поколению может быть повезло: зимой на лыжах, а летом на велосипедах в деревне дети ездили в школу: туда пять километров, обратно пять километров. Сегодня городской житель двигается только из подъезда до машины и из машины в подъезд».
Впрочем, все единодушно сошлись на мнении, что ситуация с велосипедной культурой в последние 10 лет резко улучшилась. Замминистра по делам молодежи РТ Анна Захматова заговорила о программе велосипедизации Татарстана, а начальник отдела информационно-аналитического обеспечения и международной деятельности минспорта РТ Марсель Мифтахов перечислил велодостижения татарстанцев. По его словам, в республике примерно 2 тыс. человек занимаются велоспортом (из них 960 женщин), а главную гордость и надежды Татарстана в этой сфере олицетворяют уже известный челнинский шоссейный велогонщик Ильнур Закарин и 21-летний казанец Ирек Ризаев, который, как надеется чиновник, будет участвовать в следующей Олимпиаде. При этом Мифтахов отметил, что в детско-юношеских школах по всей республике всего пять отделений по велоспорту: в Челнах, Бугульме и Зеленодольске, но не в Казани.
Взявший снова микрофон Янышев визуализировал пользу велосипеда на примере… куба. Одна грань (очевидная) – спорт. Вторая – велоэкономика. Экс-депутата Казгордумы поразили масштабы в Китае, где, как он рассказал, используются десятки миллионов велосипедов, активно развит байкшеринг. Третья грань касается сферы велотуризма. Далее инновации и творчество. «Вы видите здесь модели велосипедов, но эта сотая доля того, что есть на рынке. Пословица про то, что не надо изобретать велосипед, потеряла смысл. Велосипеды изобретаются и на электрической тяге, и на операционной системе Android, и с кабинами, и миниатюрные, и какие угодно», – утверждает Янышев. Он также отметил, что сами по себе велосипеды вытягивают не только велодорожки, но и парковочные системы и навигацию. Пятая грань – IT-сфера, поддерживающая велокультуру. Последняя грань – гуманитарный велосипед как инструмент благотворительности, миротворчества, создания гуманитарных коридоров и различных проектов.
Именно концепция велодвижения как благотворительного мероприятия и стала основной на прошедшей конференции
«Я РЕШИЛ ПРОДАВАТЬ УДАРЫ МОЕГО СЕРДЦА»
Именно концепция велодвижения как благотворительного мероприятия и стала основной на прошедшей конференции. Этот мотив проходил через выступление каждого участника, однако наиболее ярко отразился в презентации президента немецкой компании «Бизнес консультирование» Мартина Крика. Он начал ее с того, как на протяжении 30 лет толстел на килограмм в год и, когда достиг показателя в 99 кг, понял, что не влезает в собственные костюмы. Он ужаснулся, начал заниматься скандинавской ходьбой, потом пересел на велосипед и дошел до того, что в 53 года пробежал марафон за четыре часа.
«Сердечки, которые я вам раздал, символизируют удары сердца, на этот ритм я ориентировался, когда готовился к марафону, – рассказывал он, а на экране тем временем показали график его анализов крови на содержание молочной кислоты. – Я проехал на велосипеде тысячу километров за шесть дней. На это ушло 420 тысяч ударов сердца – я специально высчитывал. Справа от меня лежал калькулятор с этой цифрой – 420 тысяч, а слева флаер о помощи бедным, на которой было написано, что благотворительной организации нужно 420 евро на помощь девочке из Африки. И я решил продавать удары моего сердца: один удар один цент». По его словам. результат быстро превзошел ожидания, и скоро Крик во время велозаездов собрал 140 тыс. евро.
«Невзирая на ментальные и политические различия, люди стремятся делать добро, и существует хорошая практика того, как делать добрые дела. 16 человек – участников автопробега Альметьевск – Казань собрали 17 тысяч рублей, это помогло вакцинировать 24 тысяч детей. Сейчас сложная международная обстановка, но в вопросе делания добрых дел не должно быть препятствий», – говорил Янышев в своем выступлении. Он убежден, что человек с помощью велосипеда психически оздоравливается, уходит от многих неврозов, депрессий и так далее, у него когнитивные способности улучшаются, кровообращение. «Так что велосипед – это не просто транспорт. Это вопрос счастья и психического здоровья нации», – заявил он.
Предприниматель рассказал, конечно, о своем кругосветном путешествии длиной в 17 месяцев, 24 тыс. км и 13 стран мира, из которого вернулся два дня назад. По его словам, полтора года жизни в дороге дались ему дорогой ценой, через трансформацию себя. «Но результатом этого путешествия становится улучшение жизненных сил человека, возможность посмотреть на себя с другой точки зрения. Костюченко – символ пересмотра своего отношения к счастью. Я за эти полтора года прожил еще одну жизнь», – признался Янышев. Он пояснил, что со многими из иностранных гостей конференции познакомился именно в кругосветке, например с президентом всемирной организации Fellowship Cycling to Serve Жан-Люком Бергером, который его все время называл сумасшедшим русским. «Он не знал тогда, что есть татары», – смеясь, объяснил бизнесмен.
С выступления Бергера и начался блок иностранных презентаций, показывающих «а как у них»
«РОТАРИ» В РОССИИ НЕ БУДЕТ КОПИЕЙ ТОГО, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ НА ЗАПАДЕ
С выступления Бергера и начался блок иностранных презентаций, показывающих «а как у них». Бергер приехал поговорить о содружестве ротарианцев-велосипедистов, в котором он президентствует. И начал он с краткого описания благотворительной организации «Ротари Интернешнл» – по его словам, второй по масштабам после фонда Билла Гейтса: в него входят более 60 товариществ по всему миру, а «два самых важных парня» там – из Австралии и Украины.
Если говорить о велосодружестве в рамках «Ротари», то его масштабы, по словам Бергера, тоже внушительные. Так, он показал убедительную фотографию ежегодного митинга велосипедистов в штате Аризона, который в этом году собрал 10 тыс. участников. Благодаря этому мероприятию организации удалось привлечь около $2 млн на благотворительные цели. Кстати, основное направление деятельности фонда – борьба с полиомиелитом. Так в 2017 году на лечение этого заболевания удалось собрать $11 млн , а Гейтс удвоил эту цифру, но полученные 22 млн – все равно только четверть от необходимой суммы.
«Мы привлекаем инвестиции путем организации веломероприятий, – говорит Бергер. – Но нам нужны не только деньги, нам нужен мир и дружба. Создавая новые связи, мы достигаем цели. И в следующем месяце в Америке я буду говорить о том, чего мы достигли в Татарстане».
На вопрос «БИЗНЕС Online», о каких именно достижениях идет речь, президент велосипедистов-ротарианцев отвечает, что все еще только начинается. «Этот сумасшедший парень Ильдус – член клуба „Ротари“ (Янышев недавно был назначен губернатором округа 2223, то есть всей России – прим. авт.), – отметил Бергер. – Мы весь год обменивались информацией, так что логично предположить, что мы начнем новые проекты в России. Причем это может быть не только Татарстан, но и другие регионы. У вас иная культура, другой менталитет, другая история, нежели у людей в Америке и Западной Европе. С чего-то надо начинать, поэтому „Ротари“ в России не будет копией того, что мы делаем на Западе, но мы точно также будем говорить о велосипедной культуре, о мире и начнем привлекать средства для благотворительных целей, продавать что-нибудь. Мелочи, но это может быть отправным пунктом. Другой путь – собирать старые велосипеды, чинить их и раздавать их бедным людям. Это начало, которое может привести к серьезным вещам, я уверен». Он отмечает, что его рецепт привлечения средств – это налоговые льготы и известные лица.
Сонг Лиженг начал с рассказа о том, как каждую минуту ощущает теплоту и доброту, которая исходит от казанцев
ПАМЯТНИК ПАНКРАТОВУ: КАЗАНСКИЙ СЛЕД В ХАРБИНЕ
Следом за французом выступил президент ассоциации велосипедистов Харбина Сонг Лиженг, который предусмотрительно надел галстук в велосипедный узор. В лучших восточных традициях он начал с рассказа о том, как каждую минуту ощущает теплоту и доброту, которая исходит от казанцев, который плавно перешел в целый научный доклад о велоклубах в Китае. Их, как выяснилось, всего 190 штук, причем государство поддерживает организации средствами специального фонда. Рынок велосипедов в стране – один их самых больших. Так, по словам мистера Сонга, только в 2017 году в Поднебесной было произведено более 58 млн велосипедов, а 80% американских двухколесных коней имеют китайское происхождение. Количество людей, которые увлекаются велоспортом, растет. В этом году более 1000 мероприятий было проведено любителями велоспорта.
Завершил презентацию Сонг фотографией героя Казани Онисима Панкратова, который совершил первое в истории кругосветное путешествие на велосипеде. «Этот вопрос уже обсуждался с мэрией нашего города, и было принято решение поставить памятник этому великому человеку», – заявил представитель харбинских велосипедистов. По его словам, место для памятника уже выбрано – он появится в одном из городских парков. «Я надеюсь, что наша экспедиция оставила след, и наше правительство тоже воздвигнет ему памятник в Казани», – отреагировал Янышев.
Насчет монумента в Казани конкретики нет, но русский велосипедный след в Поднебесной остался однозначно: в конце вечера было подписано соглашение о сотрудничестве с харбинской ассоциацией велосипедистов.
«Я сама прошла километров двадцать от Иске Казан до деревни Кушлавыч, природа очень красивая», – рассказала Римма Ратникова
ПЕШЕХОДНО-КОННО-ВЕЛОСИПЕДНЫЙ «ПУТЬ ТУКАЯ»
Вернувшаяся с парламентских слушаний по бюджету зампредседателя Госсовета РТ Римма Ратникова рассказала про готовящийся проект «Путь Тукая». По ее словам, пока не до конца ясно, для кого этот пешеходно-конно-велосипедный маршрут будет разрабатываться, да и туроператоры не в восторге, однако проект уникальный. Автор – союз велосипедистов. «Союз журналистов приобщился к этой теме и, очень вам благодарны, потому что Габдулла Тукай, чье имя носит этот проект, был не только народным поэтом, но значение его для татарского народа такое же, какое Пушкин имеет для народа русского. Тукай был также журналистом и прекрасным сатириком», – сказала Ратникова. Она отметила, что для разработки маршрута создан оргкомитет из 40 человек, среди которых велосипедисты, журналисты, писатели, ученые и бизнесмены.
Она уточнила, что сначала это был только пешеходный маршрут, потом подключилась языковая тематика. «Паломники – раз уж все здесь единомышленники, давайте будем называть их паломниками – попадают в языковую среду, татарскую деревню, где можно изучить быт и праздники татар, кроме того, там прекрасная природа и много культурных точек притяжения». Речь идет об Арском, Атнинском, Высокогорском и Балтасинском районах, которые напрямую связаны с биографией Тукая. Но маршрут до конца не определен. «Я сама прошла километров двадцать от Иске Казан до деревни Кушлавыч, природа очень красивая», – рассказала Ратникова. «Нам мало, чтобы только летом проходила эта движуха, важно, чтобы через каждые пять-шесть были места по обогреву, на пути были обеспечены привалы, ночевки», – отметила она, По задумке создателей маршрута, важно, чтобы каждый человек мог выбрать как однодневный поход, так и полномасштабный. В идеальной картинке по этому пути через несколько лет пойдут тысячи людей. Ратникова отметила, что туристам могут быть интересны и национальные праздники, например праздник гуся, кечке уен. Кроме того на пути встречаются удмуртские деревни, русские, там добавятся и конные кусочки, которые можно проехать на санях или верхом.
«Мы презентовали этот проект президенту РТ Рустаму Минниханову и получили его одобрение. Правда, у него было много вопросов, но на то он и президент», – рассказала зампредседателя Госсовета РТ. – Мы планируем, что это не 60-70 человек, которые посвящают все свое свободное время езде на велосипеде, а.более широкий круг людей. Надеюсь, что проект вскоре заработает».
Ратникова подчеркнула также необходимость создания мобильного приложения, чтобы человек мог слышать стихи Тукая, рассказ о его судьбе или, например, заказать ночлег. При этом, как она сообщила, его создание минкульт РТ включает в свой бюджетный план на будущий год.
В КАЗАНИ ИНТЕРЕСНО БЫЛО БЫ РАЗВИВАТЬ СНЕЖНЫЙ ВЕЛОСПОРТ
По просьбе «БИЗНЕС Online» Сонг Лиженг сравнил свои наблюдения за казанцами на велосипедах с китайским опытом:
«Я уже несколько дней в Казани, мне все очень понравилось. На что обратил внимание: здесь очень мало велосипедных дорожек. Кроме того, в глаза бросилась экипировка и сами велосипеды, на которых в здесь ездят. Это устаревшие модели, их стоимость не превышает нескольких сотен юаней, в то время как в Китае цена велосипеда – в районе 100 тысяч рублей. Вся экипировка в Китае очень высокого уровня, особенно для любителей. Количество велосипедистов тоже небольшое, возможно, поэтому в России не очень быстро развивается велосипедное движение, особенно с точки зрения технических новшеств. Мы знаем, какой процент населения занимается велоспортом, например, в Китае или во Франции, – от этого очень многое зависит».
Сонг обратил внимание на то, что зима в Казани очень похожа на Харбинскую, поэтому, по его мнению, очень интересно было бы развивать именно снежный велоспорт. В Китае активно занимаются разработками именно зимних велосипедов, так что он думает, что для Казани это может быть тоже актуально. Впрочем, президенту ассоциации велосипедистов Харбина чуть проще. У Сонга, по его собственному признанию, целых пять велосипедов. «Один стоит 80 тысяч юаней (800 тысяч рублей), еще два – ручной итальянской сборки, а еще два – антикварные», – говорит он.
Янышев, кстати, согласен с тем, что велосипеды зимой – не просто гипотетическая возможность, но и реальность: «В Финляндии есть такой город – Оулу. Он находится за Северным полярным кругом. Зимой там средняя температура – минус 25 градусов. И там 15 процентов людей ежедневно ездят на велосипедах!» На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, возможно ли у нас такое, велокругосветчик на секунду задумывается: «У нас все хорошие и плохие дела решаются с помощью политической воли. Нужен пример. Мы еще не сэволюционировали в этом отношении. У нас есть ценности показного потребления, многим важно не уронить свой имидж с помощью дорогих вещей, одежды, автомобилей и так далее. А велосипед воспринимается как элемент дауншифтинга. Вот старые руководители живут в этой параллели, а молодежь уже принимает эту субкультуру. Это вопрос не одного- двух лет: нужно, чтобы подросла нынешняя молодежь, которая принимает все это без всяких социальных ограничений. Люди едут в Финляндию, Швецию и видят, как это бывает».
По мысли Янышева, чтобы мы тоже ездили зимой на велосипеде, в первую очередь нужно чистить от снега велодорожки. Причем в буквальном смысле в первую очередь – до автомобильных дорог: «Когда у нас такой сигнал в обществе будет дан, люди поймут: раз так нас любят, что все чистят, значит, будем ездить на велосипедах».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 77
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.