Сегодняшний вояж в Челны для президента Рустама Минниханова начался с заседания выездной антитеррористической комиссии, прошедшей в стенах новой 41-й школы Сегодняшний вояж в Челны для Рустама Минниханова начался с заседания выездной антитеррористической комиссии, прошедшей в стенах новой 41-й школы Фото: tatarstan.ru

«ЭТО ЦИВИЛЬНО И НИСКОЛЬКО НЕ УСТУПАЕТ ЛУЧШИМ ЗАПАДНЫМ ОБРАЗЦАМ»

Сегодняшняя поездка в Челны для президента Рустама Минниханова началась с заседания выездной антитеррористической комиссии, прошедшей в стенах новой 41-й школы. Перед началом заседания делегация ознакомилась с системой антитеррористической защищенности учреждения, которая включает в себя стандартный набор: турникеты на входах, пункт охраны и систему видеонаблюдения. Не исключено, что такое пристальное внимание к безопасности детей в школах связано с нападениями на школьников и учителей, которые происходили в российских школах в начале года. Причем примеры тому есть и в Закамье. В апреле в Нижнекамске пьяный 40-летний выпускник школы №26 пытался прорваться на встречу с учителями, угрожая ножом. В это время в фойе находились десятки детей, и только благодаря четким и решительным действиям 23-летнего учителя физкультуры Данила Кизима от действий дебошира никто не пострадал. Он вывел вооруженного хулигана из школы и до приезда полиции удерживал его на расстоянии, не позволяя приблизиться к учебному заведению.

На заседании выступил министр образования Рафис Бурганов, который проинформировал о мерах по совершенствованию антитеррористической и противокриминальной защиты объектов образования, при этом обратив внимание на сложности в работе по категорированию и паспортизации образовательных организаций. В текущем году выделено 34,7 млн рублей на приобретение и установку кнопок тревожной сигнализации в 262 образовательных организациях и систем контроля доступа в 120 организациях Татарстана.

Мэр Челнов Наиль Магдеев остановился на проводимой в городе работе по обеспечению безопасности объектов образования. Он отметил, что в рамках реализации республиканского проекта «Школьная карта» в школах установлены системы контроля, которые фиксируют всех входящих и выходящих из школы детей и сотрудников.

Подчеркивая необходимость принятия исчерпывающих мер по обеспечению безопасности школ, Минниханов поручил правоохранителям и органам исполнительной власти взять обеспечение безопасности на особый контроль.

После совещания президент вместе с мэром и заместителем гендиректора фонда развития моногородов Евгением Подшиваловым поехал в промзону — открывать реконструированные дороги. Напомним, ремонт Хлебного, Тридцатого и Тридцать первого проездов начался в прошлом году. Протяженность участка, который необходимо было отремонтировать, составляла более 1,5 километра. Стоимость работ составила 133,2 млн рублей, из которых 98,4 млн рублей выделил фонд развития моногородов, 34,8 млн рублей — республиканский бюджет. В рамках проекта предполагалась установка освещения, ливневой канализации, тротуаров, парковок.

После совещания президент вместе с мэром и заместителем гендиректора Фонда развития моногородовЕвгением Подшиваловым поехали в промзону — открывать реконструированные дороги После совещания президент РТ поехал в промзону — открывать реконструированные дороги
Фото: tatarstan.ru

Нюанс события в том, что основными инициаторами ремонта были три пищевых предприятия, расположенных на ремонтируемых дорогах: «Челны Хлеб», «Челны Холод» и «Булгарпиво». Точнее, как сказал «БИЗНЕС Online» гендиректор АО «Челны Хлеб» Рафаэль Юнусов, основным лоббистом был он сам. «Я заказал проект, провел экспертизу, защиту в Москве. А поскольку территориально на этом проезде не только мы, а еще „Холод“ и „Пиво“ („Булгарпиво“ прим. ред.), они подключились и сделали инвестпроекты своих компаний», — пояснил Юнусов. Причем, по его словам, в рамках программы ФРМ, которая выделяла деньги на реконструкцию, «Челны Хлеб» свой проект уже реализовал. Это новые линии по производству слоеных и сдобных изделий на общую сумму более 100 млн рублей. Причем портфель планируется расширить, и проект хлебников перерастет в стоимость до полумиллиарда в ближайшие три года. Таких проектов, по выражению Юнусова, у предприятия полно. И не исключено, что они также притянут федеральные деньги на ремонт дорог в той же Сидоровке, где у «Челны Хлеба» тоже есть производство.

Дорогой остался доволен и Юнусов. «Я и Рустаму Нургалиевичу сказал: за относительно скромные деньги такую красоту создать! Теперь промзона засияла! Она теперь красивая, уютная и в какой-то степени престижная. Вот я вчера вечером ехал с работы — освещение, парковки. Здесь почти на 1000 мест парковку сделали. Тротуары по обеим сторонам, газоны. Это цивильно, нисколько не уступает лучшим западным образцам», — с восхищением заметил Юнусов.

По всей видимости, не останутся в накладе и другие пищевики. Как поделился с «БИЗНЕС Online» гендиректор «Булгарпива» Руслан Якушев, ремонт проезда даст плюс 7% к выручке — это около 70–80 миллионов рублей. Дело в том, что на Хлебном проезде располагается логистический центр, где предприятие складирует квас, лимонад и питьевую воду. Поэтому ровная дорога была очень нужна производителям пива. Кроме того, предприятие планирует строительство второй очереди отделения ЦКТ (цилиндроконических танков). «Дорога же до ремонта — это все было разбито. А сейчас современная дорога будет», — коротко охарактеризовал суть перемен Якушев.

Владелец «Челны Холода» — Газильян Шакирзянов  о возможных положительных последствиях ремонта дороги скромно умолчал. Однако на стенде, который стоял около столов с мороженым, был представлен проект расширения производственных и складских мощностей общей стоимостью 254,2 миллиона. В рамках проекта будет установлена линия фирмы Gram для производства новых видов продукции и введены в эксплуатацию склады тары и сырья. Срок реализации проекта заканчивается 2019 годом. За это время планируется создать 30 новых рабочих мест, расширить ассортимент и увеличить объемы производства на 10%, а также обеспечить бесперебойной поставкой сырья и материалов.


«СЕГОДНЯ МЫ МОЖЕМ СКАЗАТЬ, ЧТО И У НАС ПОЯВИЛИСЬ ХОРОШИЕ ДОРОГИ»

Благодаря сотрудничеству с ФРМ в автограде было реализовано уже пять проектов по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры в промзоне на общую сумму более 2 млрд рублей. В том числе 574 млн рублей пошло на реконструкцию участков автомобильных дорог (Трубный, Индустриальный, Производственный проезды, улицы Моторная и Металлургическая), 124,6 млн рублей — на создание инженерной инфраструктуры для промышленного парка «Развитие».

На открытие Хлебного проезда от каждого предприятия пригласили по группе рабочих в униформе. А в палатках организовали выставку продукции пищевиков — торты, печенья, мороженое. Правда, VIP-гости выставку вниманием не удостоили, а сразу перешли к делу.

Магдеев, открывая Хлебный проезд, отметил, что из всех источников каждый год Челнам выделяется более 2 млрд рублей, чтобы привести дороги в хорошее состояние. «Таких денег Челны в последние годы не видели, — констатировал градоначальник. — Каждый из нас передвигается по этим дорогам. Обращаюсь не только к нашим гостям, но и к людям, которые здесь работают. Вы здесь большую часть жизни работаете, выпускаете нужную продукцию. И я говорю слова благодарности нашему президенту и правительству РФ. Эта дорога сделана по программе фонда развития моногородов и республиканской программе. И сегодня мы имеем европейский уровень — мы видим в других странах, как обустроены промышленные части городов. Сегодня мы можем сказать, что и у нас появились хорошие дороги».

Минниханов, поблагодарив строителей, отметил, что и программа ФРМ, и программа республиканская за последние годы позволили решить многие проблемы Набережных Челнов. «Важно не только то, что делается в городской черте, но и в наших промышленных зонах, где создается добавленная стоимость, осуществляются прекрасные проекты производства. Челны — это, наверное, самый большой ТОСЭР, по которому принято решение федеральным правительством. Так что это тоже дополнительные возможности привлечения инвестиций. Я уверен, что есть все возможности, чтобы город процветал и развивался», — сказал президент, попутно поздравив пищевиков с Днем машиностроителя.

Пошивалову после таких речей оставалось лишь «поздравить с очередным успехом команды республики и города». «Надеюсь, что вводимый объект внесет свой весомый вклад в развитие экономики моногорода Набережные Челны, экономики республики и сделает город более комфортным для проживания, для предпринимателей, для реализации их проектов. В рамках нашего сотрудничества до 2020 года должно быть создано более 6 тысяч новых рабочих мест и свыше 20 миллиардов инвестиций привлечено в экономику республики», — проанонсировал заместитель главы ФРМ, выразив надежду на продолжение сотрудничества.

Движение по новой дороге открыли грузовики предприятий-пищевиков. Украшенные флагами большегрузы, сигналя, медленно проехали мимо аплодирующих VIP-гостей. Картина по уровню пафоса и торжественности момента чем-то напоминала открытие Крымского моста.

Теперь главный вопрос — сохранность дорожного полотна. По словам Юнусова, этот вопрос будут решать совместно с исполкомом и ГИБДД. «Вместе будем определять, с какой скоростью и тоннажом можно будет тут передвигаться, — доложил глава хлебной компании. — Дорога должна стоять долго. Не стыдно чтобы показать было. Мы работаем с иностранными предприятиями — итальянцы, австрийцы, голландцы приезжают. Мы теперь не хуже их».

Под конец дорожной миссии уже из пресс-релиза ФРМ стало известно, что фонд решил профинансировать строительство инфраструктурных объектов для новых заводов китайской компании Haier. На эти цели будет направлено 220,6 млн рублей, еще 11,6 млн рублей выделят республика и челнинский бюджет. Инфраструктура необходима для строительства завода стиральных машин и завода кухонного оборудования. Напомним, что на новых производствах будет создано 820 рабочих мест, до 2022 года планируется привлечь 7,4 млрд рублей инвестиций. Срок ввода в эксплуатацию объектов — июнь 2019 года.

К органному залу, где традиционно КАМАЗ и сподвижники отмечают День машиностроителя, Минниханов приехал в сопровождении Магдеева, Когогина и Альберта Каримова Свою продукцию главные машиностроители выставили у Органного зала
Фото: Олег Спиридонов

НОВЫЙ МОДЕЛЬНЫЙ РЯД ОТ КАМАЗА И СТАРЫЙ — ОТ «КОРИБА»

К следующей точке челнинского маршрута кортежа президента — Органному залу, где традиционно КАМАЗ и его коллеги по отрасли отмечают День машиностроителя, — Минниханов приехал в сопровождении Магдеева, руководителя КАМАЗа Сергея Когогина и министра промышленности и торговли РТ Альберта Каримова. Свою продукцию главные машиностроители выставили в обычном порядке, по ходу движения экспозицию открывали легковушки Ford-Sollers. Хотя представлял их лично президент компании Адиль Ширинов, Минниханов у знакомых машин не задержался, так же быстро миновав и газовые автобусы группы «РариТЭК», представленные гендиректором АО «РариТЭК Холдинг» Рафаэлем Батыршиным. Первая остановка случилась у блока группы «Кориб» — здесь президента встречал гендиректор Олег Коробченко. «Кориб» показал отремонтированные «КАМАЗы» десятилетнего возраста. Как рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель отдела продаж и услуг капремонта ООО АРЗ «Кориб» Салават Валиахметов, эксплуатировались они в тяжелых северных условиях.

«Мы их отремонтировали и теперь продаем, — пояснил Валиахметов. — Есть разные схемы: мы либо выкупаем изношенные грузовики, либо, в 80 случаях из 100, ремонтируем для собственника. Для владельца выбор простой — либо избавиться от машины по цене металлолома, либо вложить 50–60 процентов от стоимости нового „КАМАЗа“ и получить, по сути, новый автомобиль с аналогичной гарантией и полностью восстановленным ресурсом. Спрос на капремонт большой — мы забираем их фурами и тралами из ХМАО, Свердловской, Кемеровской областей, с Алтая — и возвращаем уже своим ходом. Недавно завершили контракт на капремонт автомобилей из автопарков татарстанских МУПов, вернули в строй 87 единиц техники». Упомянутая программа была профинансирована республикой на 102 млн рублей, общая экономия МУПов, по подсчетам «Кориба», составила свыше 100 млн, если сравнивать с покупкой новой техники. Возможно, исполнение выигранного «Корибом» республиканского тендера и заставило президента подробнее осмотреть грузовики-ветераны.

Миновав контейнерные решения от «Астейса» — опять же на шасси КАМАЗа — следующую остановку Минниханов сделал у тракторов «Беларус», производимых на площадке завода «ЕлАЗ». ЕлАЗ представил второй по количеству модельный ряд техники после КАМАЗа — от погрузчиков до тракторов, от маленьких до самых крупных — длиной 6,1 метра. Президент поинтересовался числом модификаций, литражом и мощностью техники.

Камазовскую часть открывал не грузовик, а бронеавтомобиль «Тайфун-53949» повышенной проходимости с колесной формулой 4х4, на 10 человек десанта, следом шла коммунальная спецтехника на шасси «КАМАЗ». Президента особенно заинтересовала подметально-уборочная машина стоимостью около 7 млн рублей — он поручил Каримову протестировать эту технику, очевидно, с прицелом на муниципальные закупки впоследствии. Замыкал камазовскую экспозицию десяток машин нового модельного ряда. Выставка продолжилась в фойе Органного зала на втором этаже, где республиканские промышленники показали свою не столь объемную продукцию, либо просто ее фотографии. Холдинговая компания «Ак Барс», к примеру, посвятила свой стенд продукции зеленодольских судостроителей, расставив макеты судов.


«ЧТО ТАКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ? ЭТО ОБОРОННЫЙ КОМПЛЕКС...»

Фактически свой профессиональный праздник машиностроители Татарстана отмечали в этом году 30 сентября — ежегодно он приходится на последнее воскресенье месяца. Однако отмечали его скромно — КАМАЗ, например, даже не приглашал в этот день прессу, зная, что повод еще представится. Основное действо приберегли для Минниханова, и, надо признать, минпромторгу РТ удалось найти оригинальную подачу для художественной части праздника

Изюминкой постановки в этом году стал синтез живой пластики, дизайнерского видео и светошоу, причем все это озвучивалось эстрадно-джазовым оркестром. Любопытно, что играли на этот раз не музыканты Игоря Лермана — организаторы пригласили оркестр Олега Касимова из Башкирской государственной филармонии.

Постановка получилась необычной и красивой: на два симметричных экрана проецировались некие производственные процессы, от механических до цифровых, а «управляли» ими живые люди — актеры в рабочих комбинезонах. Полупрозрачные тканевые экраны позволяли видеть как видеопроекцию, так и человека за экраном, как бы двигающего шестеренки, базы данных и прочий антураж. Футуризм действа авторы отчасти развили и в выступлениях артистов: первым вокальным номером стала ария Плавалагуны, гуманоидного персонажа из фильма Люка Бессона «Пятый элемент». Говорящий выбор, так как композитор Эрик Серра тоже скрестил в этой работе живой оперный вокал с синтезированным — в тех местах, исполнить которые голосом было невозможно. Певица Илюса Хузина попыталась все-таки выполнить эту задачу — некоторое упрощение звукоряда позволило сделать это вполне органично.

В представительский ролик, повествующий о последних достижениях машиностроителей, вошли едва ли не все заметные на рынке компании Татарстана. После этого президенту пришлось покинуть место между Когогиным и Каримовым, чтобы лично поздравить виновников торжества со сцены. Минниханов, поприветствовав аудиторию, снова подтвердил, что КАМАЗ и впредь будет выступать принимающей стороной в этот день.

Когогин и Магдеев вышли к микрофону вместе, олицетворяя союз города и завода Когогин и Магдеев вышли к микрофону вместе, как бы олицетворяя союз города и завода
Фото: Олег Спиридонов

«Есть добрая традиция этот праздник отмечать в столице машиностроителей. Так получилось, что в Челнах находится ведущее машиностротиельное предприятие нашей страны — КАМАЗ, и эту традицию мы будем продолжать, — сказал президент, после чего обратился с благодарностью и поздравлениями к ветеранам отрасли. — Традиции, заложенные старшим поколением, бережно сохраняются. Мы видим, как растет наша молодежь в наших ресурсных центрах. Когда мы говорим о нашей республике, мы называем ее промышленной. У нас есть и нефтяная промышленность, нефтехимия, нефтепереработка, но в первую очередь наша республика машиностроительная. Это и самолеты, и вертолеты, и автомобили, и корабли, и многое другое. Ведь что такое машиностроение? Это оборонный комплекс, безопасность страны. Люди, которые выбрали эту профессию, очень талантливы».

Следом за президентом присутствующих заочно поздравил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, назвав машиностроение Татарстана одним из локомотивов российской промышленности. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов поздравил «полуочно» — записав видеообращение с пожеланиями всех благ. «Машиностроительный комплекс Татарстана — один из самых больших в России, здесь расположены более чем три тысячи предприятий», — обозначил Чемезов, добавив, что продукция экспортируется более чем в 120 стран мира, и это не предел.

Когогин и Магдеев вышли к микрофону вместе, как бы олицетворяя союз города и завода. «Я очень благодарен, что закладывается традиция проводить этот праздник именно в Набережных Челнах. Для нашей республики город Набережные Челны — это точно главный город машиностроителей, и мы стараемся делать все, чтобы все наши республики могли гордиться нашим трудом», — высказался Когогин. Магдеев со своей стороны напомнил, что КАМАЗ остается судьбой Челнов. «Любой город и любая республика сочла бы за честь иметь у себя на территории наш легендарный КАМАЗ. Нет ни у кого в стране таких высоких компетенций в области автомобилестроения. Этим нужно гордиться».