Российская фигуристка Алина Загитова завершила выступление на этапе гран-при в финском Хельсинки. Она заняла первое место, набрав по сумме двух программ 215,29 баллов Российская фигуристка Алина Загитова завершила выступление на этапе Гран-при в финском Хельсинки. Она заняла первое место, набрав по сумме двух программ 215,29 балла Фото: ©Алексей Даничев, РИА «Новости»

«ХОЧУ ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ КАТАНИЯ»

«Короткой программой я не очень довольна. Произвольная чуть лучше, но все равно неидеально», — кратко подвела Алина Загитова итоги турнира на пресс-конференции. По сравнению с выступлением на Nebelhorn Trophy, первом старте Загитовой, который не входит в серию Гран-при, результаты действительно ухудшились. 79,93 балла в короткой программе в Германии и мировой рекорд, 68,9 — в Финляндии. 158,5 и тоже мировой в произвольной там, 146,39 — здесь. Неудивительно, что в Хельсинки Загитова рядом с Этери Тутберидзе ожидала оценок с грустным и где-то недовольным выражением лица.

«Не все получилось. Не буду говорить, что именно, — наверное, сами видели», — сказала Загитова. В обеих программах у нее не получился каскад тройной лутц плюс тройной риттбергер. Это очень ценные элементы: базовая стоимость составляет 10,8 балла, а максимальная судейская надбавка — 5,4. В короткой Алина не смогла выполнить второй прыжок и очень сильно из-за этого переживала. «Я долго не отпускала [ошибку], все анализировала. Всю ночь почти», — призналась она. Помарка в произволке уже была не настолько критичной, но сказалась на итоговых баллах.

При этом Алина заняла первое место — с большим отрывом от соперниц. Удивительно, как 16-летний человек отказывался принимать это как оправдание своим ошибкам. Два дня Загитова упорно говорила журналистам, что для нее главный соперник — она сама, а не другая фигуристка. «Я не смотрю ни на баллы, ни на место, которое у меня высвечивается на табло. Для меня самое главное, чтобы я, тренеры, зрители были довольны. Я хочу получать удовольствие и удовлетворение от того, что делаю», — объяснила Алина.

Последнее — важная черта новой Загитовой, которая справилась с давлением Олимпиады и не позволила всем последующим церемониям, концертам, шоу помешать ее подготовке к новому сезону. Она уже все доказала в Пхенчхане и теперь собирается получать удовольствие от катания. Но в статусе олимпийской чемпионки сделать это трудновато — приходится расстраиваться и из-за одной ошибки. Загитовой подняли настроение сразу же после проката. Болельщик спустил ей с трибун огромную плюшевую сову. «Если честно, это первый большой подарок для меня», — отметила чемпионка.

Неожиданно поддержала фигуристку и комментатор Татьяна Тарасова. Еще перед стартом сезона, на контрольных прокатах в Москве, она говорила, что фигуристке «не хватает огня в глазах». Теперь же Тарасова похвалила Загитову за работоспособность. «Не представляю, сколько она работает, чтобы не растерять форму, а улучшить ее», — сказала комментатор в эфире Первого канала, который будет транслировать все этапы Гран-при. Это говорит о возросшей популярности фигурного катания. Пхенчхан, где после всех дисквалификаций очевидные шансы на «золото» были только у Загитовой и Евгении Медведевой, стал для фигурного катания чем-то вроде боя Хабиба с Конором для смешанных единоборств.

Для произвольной программы Загитовой выбрали «Кармен». Под эту музыку было столько выступлений, что песню можно определить по одному только чёрно-красному костюму фигуристки Для произвольной программы Загитовой выбрали «Кармен». Под эту музыку было столько выступлений, что песню можно определить по одному только черно-красному костюму фигуристки Фото: ©Алексей Даничев, РИА «Новости»

«ПОТИХОНЕЧКУ ОНА БУДЕТ ПРИХОДИТЬ В ФОРМУ»

После Олимпиады Загитова выросла на пять-шесть сантиметров. Для фигуристки, у которых семь прыжков в одной только произвольной программе, это существенная перемена. Разговоры, что фигуристку надломят перемены, участились после чемпионата мира в Милане, где Загитова несколько раз упала. Но выступление в Хельсинки убедило, что Алина адаптировалось к новому организму. Правда, весь турнир она выступала с тейпами на правом колене.

«Иногда беспокоит, но это все возрастное, — призналась фигуристка. — Кости растут, а мышцы не успевают. Из-за этого есть чуть-чуть болевые ощущения. Это нужно перетренировать».

Дополнительные усилия на тренировках Загитовой теперь нужно тратить и на то, чтобы улучшить свой артистизм. В межсезонье союз конькобежцев принял решение поменять правила судейства. Такое происходит практически после каждой Олимпиады. Ключевым изменением стала отмена надбавок за прыжки во второй половине программы, которые и обеспечивали Загитовой бешеный отрыв от конкуренток. Первую половину программ Алина исполняла сторонние элементы, а все прыжки оставляла во вторую. У этого был как минус — нарушалась сама композиция выступления, так и плюс — все прыжки выглядели эффектнее и получали более высокие оценки.

Теперь Загитова находится в другой вселенной. Те же прыжки, но расставленные по всей дистанции программы, не вызывают такого же «вау-эффекта» и не дают Алине того же ощущения исключительности. Понимания, что с такой интенсивностью может откатать только она одна на всей планете. При новых правилах ей приходится доказывать свой статус олимпийской чемпионки чем-то другим — и сделать она это должна с новыми программами.

В короткой Загитова выступает под музыку из «Призрака оперы». В иностранных подкастах сошлись во мнении, что сама музыка нарезана не очень аккуратно. На Flutzes & Waxels отметили, что там много остановок, а это не приветствуется — программа ведь короткая. «Не хочется, чтобы судьи думали: „Странная музыка!“ Они должны следить за катанием», — сказали в подкасте.

Аналогичного мнения и в Ice Loop: «Музыкальная нарезка ужасна. Она хаотична и сумбурна. Думаю, мы видели это во многих программах Этери в целом, но здесь все так хаотично, что, мне кажется, так пытаются скрыть, что она [Загитова] не может попадать под музыку».

Для произвольной программы Загитовой выбрали «Кармен». Под эту музыку было столько выступлений, что песню можно определить по одному только черно-красному костюму фигуристки. Михаил Коляда, который также катал под «Кармен», даже шутил, что в России можно создать клуб любителей оперы. Так что Алине недостаточно просто хорошо кататься — нужно выделяться в исторической перспективе. «Люди исполняли „Кармен“ лучше тебя. И хуже тебя. Ты можешь оказаться посередине», — предупреждают на Flutzes & Waxels.

Справится ли Загитова с каждым испытанием — будь то судейство, физиология или программы — пока говорить рано. Это первый Гран-при, третий официальный старт в сезоне. «Потихонечку она будет приходить в форму», — пообещала Тарасова. У главного соперника Загитовой пока тоже не все гладко: Медведева на этапе в Канаде заняла 7-е место в короткой программе. Ей предстоит не менее трудный путь в этом сезоне — новый тренер Брайан Орсер меняет Медведевой технику некоторых прыжков и самого катания в целом.