Школа мусульманского лидера «Махалля», мероприятия в рамках которой проходят в конце ноября 2018-го вот уже в пятый раз, накануне встречала Камиля Самигуллина Школа мусульманского лидера «Махалля», мероприятия в рамках которой проходят в конце ноября 2018-го вот уже в пятый раз, накануне встречала Камиля Самигуллина

«В МЕЧЕТИ ОДИН ВЫНУЛ НОЖ И ИСПОЛЬЗОВАЛ ЕГО ПРОТИВ ДРУГОГО, ПОСЧИТАВ, ЧТО ТОТ НЕ ТАК НАМАЗ ЧИТАЕТ»

Школа мусульманского лидера «Махалля», мероприятия в рамках которой проходят в конце ноября 2018-го вот уже в пятый раз, накануне встречала Камиля Самигуллина. Началось все, согласно традициям, с чтения Корана и мольбы ко Всевышнему, которую произнес муфтий Татарстана. «Роль духовных управлений мусульман в жизни мусульман» — так звучала тема встречи. Изначально предполагался довольно широкий круг участников дискуссии, но в итоге именно глава ДУМ РТ стал ее центральной фигурой, поэтому другие ораторы, если они и были, апеллировали именно к нему.

Сам Камиль хазрат постановку вопроса для дискуссии сравнил с обсуждением того, насколько минздрав важен в жизни больного человека. «Духовное управление — это некий зонтик, который должен соблюдать интересы всех мусульман», — уверен Самигуллин. Муфтий, рассказывая о возглавляемой им организации, несколько раз подчеркнул, что, например, иногда приходится скрывать неблаговидные вещи, происходящие в умме, от общественности и СМИ, только для того, чтобы соблюдать интересы именно мусульман: «В мечети один вынул нож и использовал его против другого, посчитав, что тот не так намаз читает. Представьте, что было бы, если бы это вышло бы в СМИ, если бы я назвал имя и место, где это происходило?» Или: «В одной школе, в одном из районов завуч сказал: „Завтра все приходим без платков“. Нам что надо было кричать, позвонить журналистам? А мы просто поехали, поговорили, и вопрос был решен. Цель ведь решить вопрос, а не заработать баллы. Кстати, это было в Заинске». 

Спросили муфтия РТ о том, как он относится к плюрализму мнений внутри религиозного сообщества. Камиль хазрат повторил свой недавний аргумент: «Я за плюрализм мнений, но среди тех, кто обладает знаниями, человек должен знать ислам». Кроме того, Самигуллин вновь отмел звучащие периодически в прессе претензии о его закрытости: «Часто говорят, мол, раньше было так, что я мог ногой пнуть и зайти к муфтию поговорить. Люди думают, что мы просто сидим и курим бамбук. Но мой день расписан практически по минутам, вчера я только в 9 часов вышел из мечети, времени реально нет, чтобы просто сидеть и каждого принять». За шефа вступилась руководитель его пресс-службы Резеда Закирова, сообщив, что на сайте можно задать вопрос муфтию республики, обратиться на горячую линию и так далее. Один из модераторов встречи, старший научный сотрудник КФУ Резеда Сафиуллина — аль Анси, попросила поднять в зале руки тех, кто уже делал это, таких оказалось 5–7 человек.

Камиль Самигуллин «Духовное управление — это некий зонтик, который должен соблюдать интересы всех мусульман» Камиль Самигуллин «Духовное управление — это некий зонтик, который должен соблюдать интересы всех мусульман»

«ЕСЛИ БЫ АБУ ХАНИФА СОХРАНИЛ И ЗАЩИТИЛ СВОИ АВТОРСКИЕ ПРАВА, ТО КНИГИ БЫ ДО НАС НЕ ДОШЛИ»

Юноша из Уфы, сотрудник мечети «Ихлас» Альфред Давлетшин — он представил ее, как единственную, которая «держится за татарский язык», — упрекнул ДУМ РТ за отсутствие фильмов про выдающихся богословов на татарском языке. Например, во время ифтара уфимцы не смогли найти на YouTube картины о Баруди, Марджани, чтобы продемонстрировать пришедшим на авыз ачу — все варианты были лишь  по-русски. «Татарского, наоборот, у нас в процентном отношении больше, тех же книг. Наоборот, жалуются, что это у вас русского мало. Татарского больше, сейчас и тафсир будет выходить», — парировал муфтий РТ. Тафсиров или толкований Корана на татарском очень много — дореволюционные издания, но сегодняшняя молодежь не понимает старо-татарского языка, поэтому решили сделать осовремененный вариант.

Сафиуллина — аль Анси рассказала про своего покойного учителя, арабиста  Анаса Халидова, который еще два десятилетия назад перевел Священную Книгу, но его рукописи невозможно опубликовать — нарушится авторское право. Ответ Самигуллина был нестандартным: «Что касается меня, то я придерживаюсь мнения: в религиозных вопросах защиты прав нет. Если бы Абу Ханифа сохранил и защитил свои авторские права, то книги бы до нас не дошли, мы должны были бы платить его родственникам, чтобы использовать. Человек обращается к религиозному тексту и служит исламу… Если ты придумал какое-то изобретение, то да, это твои права, но если ты переписываешь аят или книгу, то почему я не могу этого сделать? Неужели я буду защищать права издательского дома „Хузур“ ДУМ РТ, если читатели начнут не покупать наши книги, а копировать их?»

Резеда Сафиуллина — Аль Анси рассказала про своего покойного учителя, арабиста  Анаса Халидова, который еще два десятилетия назад перевел Священную Книгу Резеда Сафиуллина — аль Анси рассказала про своего покойного учителя, арабиста  Анаса Халидова, который еще два десятилетия назад перевел Священную Книгу

На встрече с духовным лидером татарстанских мусульман был и известный блогер Расул Тавдиряков. Он поинтересовался, что делать молодому человеку, с мнением которого пожилые прихожане не согласны. Самигуллин сказал, что всем нужно быть мудрее.

«Мы все знаем, что последователи „Хизб ут-Тахрир“ (организация, признанная в России террористической, — прим. ред.)  отправляются на гособеспечение на 10–15 лет, остаются жены и дети, злые жены, заметьте, а это мусульмане. Есть ли программы для них?» — спросил муфтия еще один соведущий, сотрудник КФУ Ренат Музаферов. Камиль хазрат ответил, что такая работа ведется, например, в Чистопольском районе помогает мухтасибат: «Мы стараемся помочь и быть рядом».


Кроме председателя ДУМ РТ со сцены выступали и другие религиозные деятели. Так, имам мечети Сергиева Посада Арслан Садриев задался вопросом единства российских мусульман: махалля собирается, она избирает своего имама, имамы же собираются и избирают своего мухтасиба, мухтасибы — своего казыя, казыи — своего муфтия. «Пусть муфтии и выберут своего муфтия в России. Пусть он перестанет говорить о единстве в России, а сделает этот шаг к единству. В рамках духовных управлений это будет наилучший шаг, и следующим будет то, что этот верховный муфтий вместе с остальными муфтиями перестанет думать, что они начальники мусульман. Они не начальники мусульман, а выразители мусульман», — сказал оратор.  Садриев назвал Татарстан «фитнамейкером», то есть тем регионом, который стоял у истоков фитны, говоря по-русски, смуты, раздора. Республика первой показала отрицательный пример для уммы России, отделившись в 1992 году от единого муфтията — духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири.

Еще одним вопросом из зала стал рассказ девушки о своей подруге, бывшей сотруднице одного из телеканалов, которую выгнали с работы за то, что она надела платок. Камиль хазрат пригласил ее на мусульманский канал «Хузур ТВ» — оттуда за хиджаб точно не уволят. А последним стало предложение сотрудника благотворительного фонда при мухтасибате Набережных Челнов о том, чтобы жилищные компании взымали с каждого жителя по 10 рублей на благотворительность. Вроде пустяк, но в городе с миллионным  населением наберется солидная сумма. Муфтий Татарстана с этой идеей категорически не согласился, ведь милосердие должно идти от сердца, но не быть принудительным. Да и юридического обоснования в законодательстве для внедрения такого нововведения нет.