В конце ноября в Набережных Челнах Госалкогольинспекция РТ накрыла сразу 7 точек, реализующих пиво без уплаты акцизов. Изъято 639 литров напитка. Председатель пивной ассоциации РТ Ринат Акчурин говорит, что именно Закамье — эпицентр проблемы в республике, но некоторые дистрибьюторы уже начали добровольно отказываться от неприглядных схем. С чего начался процесс выхода из тени, какие схемы используют производители и продавцы нелегальной пивной продукции — в материале «БИЗНЕС Online».
Ринат Акчурин
ДВУХЛИТРОВЫЕ «БОМБЫ», ЧЕКИ ОТ РУКИ И ПИВО, «ОТСУТСТВУЮЩЕЕ В ПРИРОДЕ»
На прошлой неделе сотрудники Госалкогольинспекции РТ проверили в Набережных Челнах точки продаж разливного пива. По результатам проверок было выявлено 7 торговых точек, реализующих «серое пиво», составлено 7 протоколов и изъято 639 л хмельного контрафакта.
Проверки в Закамье проводятся не только государственными организациями, но и общественными. Эксперты неоднократно отмечали, что Закамье является территорией, наиболее подверженной продажам «серого пива». Например, в мае этого года в Нижнекамске был обнаружен цех, где незаконно производили и сбывали пивоваренную продукцию. Тогда было изъято порядка тонны напитка.
Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» председатель пивной ассоциации Республики Татарстан Ринат Акчурин, ассоциация регулярно осуществляет выезды, в том числе в Закамскую зону. «Мы проводили анализ продаж пивных напитков по всей республике — что проходит через ЕГАИС, что реально продается. До плановой крупной проверки выезжали промониторить рынок. По результатам анализа пришли к выводу, что вся Закамская зона подвержена рискам. Наибольшая часть нелегального пива, которая не проходит через ЕГАИС, в основном сбывается именно там. И встречаются такие нарушения, которых, к примеру, в Казани нет, — говорит собеседник. — Например, в Елабуге в одном из магазинов выявили просроченное пиво. Мы сделали закупку как рядовые потребители, и о факте нарушения сообщили в „Народный контроль“. Проверку совершит на выезде Госалкогольинспекция. В Альметьевске продается разливное пиво в двухлитровых ПЭТ-бутылках., хотя по закону это запрещено — разрешены емкости не более полутора литров. В Нижнекамске на просьбу выдать чек при покупке не смогли этого сделать. Где-то чеки пишут от руки или печатают на компьютере». По его оценкам, из всего серого пивного рынка республики Закамская зона занимает порядка 70%.
Что касается именно автограда, там около месяца назад ассоциация провела 10 проверок различных магазинов. Нарушения в основном касаются продажи продукции без ЕГАИС. «Этого пива нет в природе, оно нигде не отражается. Дистрибьюторов мы как общественная организация проверять не можем. Это вправе делать Росалкогольрегулирование (РАР)», — рассказал Акчурин. Несмотря на это, ассоциация обращает внимание и на дистрибьюторов, которые работают в Закамской зоне. «Мы проводим с организациями беседы, что так поступать нельзя, какие-то действия незаконны. Нельзя покупать у заводов несертифицированное, не прошедшее через ЕГАИС пиво. Покупая его, продавая далее в розничные точки, дистрибьюторы уходят от налогов», — говорит руководитель организации.
ВЫЙТИ ИЗ ТЕНИ: ЦЕНА ПРОЗРАЧНОСТИ — РОСТ НАЛОГОВ
Но сдвиги по выходу из тени все-таки есть. Многие все же отказываются от серых схем, снимая с себя риск возможного наказания.
«Положительные примеры — „ММ-Трейд“, „Океан“, и еще ряд компаний, — называет Акчурин. — Они сами обращаются к нам с предложением проверить их склады, чтобы доказать, что все чисто и законно. Люди понимают, что рынок должен быть честным».
Прозрачность тоже имеет свою цену: за честное имя приходится платить налоги, включая их в цену поставляемой продукции. В результате часть компаний теряет клиентов, однако «бегство» к нелегалам рано или поздно станет невозможным — за эту тему государство берется всерьез. Один из участников пивного рынка на условиях анонимности рассказал «БИЗНЕС Online», что отказ компаний от серых схем можно объяснить тем, что других вариантов для того, чтобы остаться на рынке, не остается. К тому же производители сами не хотят работать в ущерб качеству — есть надежда, что потребитель проголосует за него.
«Рядовой потребитель очень четко почувствует, как подорожает пивная продукция, причем любая, независимо от качества. 21 рубль акциза прилипнет к любой цене, — говорит один из игроков. — В идеальном варианте для рынка очистка от серых схем даст то, что при одинаковой стоимости потребитель будет выбирать более качественный товар. Надеемся на это».
СЕРЫЕ СХЕМЫ ОТ ЗАВОДОВ И «БУМАЖНЫЙ РЕЭКСПОРТ» ОТ ДИСТРИБЬЮТОРОВ
Впрочем, отказ дистрибьюторов от серых схем порождает новые схемы, но уже без их участия. По словам Акчурина, в последнее время выявлен следующий факт: сами магазины, которые раньше покупали пиво у дистрибьюторов, теперь скидываются и вместе едут на завод, например ульяновский, и делают закупки. Или делают заказ, и завод развозит прямо по магазинам.
«Мы просим бороться с такими моментами и МВД, и Госалкогольинспекцию, и ГИБДД, чтобы останавливали такие машины. Они везут в республику нелегальное пиво, – говорит глава ассоциации. Мы проводили анализ. В основном безакцизное пиво, которое присутствует на татарстанском рынке, ввозится с Мартовского (Саратовская область), Владимирского заводов, завода «Афанасий» (Чувашская Республика) и Башкортостана. Конечно, это не исключает того, что эти заводы отправляют и легальное пиво. Например, один из самых известных заводов Поволжья, производит сколько-то тысяч декалитров в год, отражает это через ЕГАИС. Но вдобавок у завода есть еще одна линия, или отключается от счетчика существующая, и разливаются объемы-предполагает собеседник «Бизнес Online». – Это пиво неучтенное, а значит оно дешевле – на 21 рубль. То есть на тот акциз, который завод должен заплатить государству».
Не так давно была выявлена новая схема. «Какой-либо завод или дистрибьютор по документам продал пиво, например, в Казахстан, за что получает возврат НДС 18 процентов. На самом же деле пиво никуда не уходит. Все оформляется на бумаге, по товарным накладным. А потом эту партию пива, которую якобы отправили, продают здесь — на 18 процентов дешевле. Есть такие дистрибьюторы, которые этим балуются. А это уже уголовная ответственность — преследование за незаконный возврат НДС», — рассказал о схеме Акчурин.
ЧЕРЕЗ ДВА-ТРИ ГОДА МОЖНО ВДВОЕ СНИЗИТЬ ДОЛЮ СЕРОГО ПИВНОГО РЫНКА
Переломить ситуацию в лучшую сторону и уменьшить долю серого пивного рынка хотя бы до 30–40% можно в ближайшие два-три года, считает Акчурин. Но только при условии совершенствования законодательства, а точнее, его ужесточения. Литр качественного пива не может стоить дешевле 75 рублей, считают эксперты.
«Тем, кто продает нелегальное пиво, сейчас грозит административное наказание — то есть небольшой штраф. Сейчас мы совместно с Госалкогольинспекцией разрабатываем новые предложения. Самое важное — решить вопрос на законодательном уровне, ввести минимальную розничную цену литра пива. Необходимо ужесточить законодательство — как для юридических лиц, так и для ИП. Желательно, чтобы и суммы штрафов были одинаковы для всех. Также сейчас разрабатывается вопрос введения маркировки», — говорит Акчурин.
По словам собеседника, работа общественной организации периодически сталкивается с бюрократическими проволочками и отписками. Жалобы в «Народном контроле», бывает, рассматриваются не оперативно. Шагом вперед он называет создание в этом году под эгидой Госалкогольинспекции мобильных групп, отрабатывающих обращения в «Народный контроль» — не только от ассоциации, но и граждан.
На вопрос, как вести себя обычному обывателю в магазине, продающем пивную продукцию, говорит, что, во-первых, нужно просить кассовый чек. Во-вторых, изучить продукт и срок его годности. В-третьих, если есть желание, можно попросить товарно-транспортную накладную и сертификат качества.
«ПОТРЕБИТЕЛЮ ОСТАЕТСЯ УПОВАТЬ ТОЛЬКО НА СОВЕСТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ»
О проблемах пивного рынка Акчурин подробно рассказывал нашей газете летом, после создания ассоциации. «Убирая с рынка серое безакцизное пиво, мы очищаем место для нормального производителя. А продавая это пиво, получаем доход в бюджет республики», — говорил он. — Анализ показал, что на сегодня половина разливного пива в республике — безакцизное. В целом по республике объем серого рынка пива составляет, по нашим оценкам, от 5 миллионов до 7 миллионов декалитров в год. Я не утверждаю, что все „левое“ пиво просроченное и некачественное. Просто оно никем не контролируется, и потребителю остается уповать только на совесть производителя».
Ожидается, что совместными усилиями бюджет РТ может дополнительно получить более 1 млрд рублей дополнительных акцизных платежей. Причем речь не только о нелегальном производстве. Например, по оценке пивной ассоциации РТ, из 10 тыс. торговых точек, осуществляющих розничную продажу пива и пивных напитков в Республике Татарстан, как минимум 15% не сдают деклараций об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
Акчурин также отмечал, что назрел вопрос о минимальной розничной цене пенного напитка. Осенью представляющая 1,5 тыс. пивоварен страны «Опора России» предложила министру финансов Антону Силуанову установить минимальную розничную цену на пиво — по аналогии с шампанским и крепкими напитками. Тогда опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты согласились, что 75 рублей — адекватная цена, которая будет выгодна как крупным заводам, так и небольшим крафтовым пивоварням.
Отметим, что продажи пива, по данным Росалкогольрегулирования, увеличились за 2017 год на 12,1%, пивных напитков — на 9,8%, также вырос и акциз — на 5%. Поступления же от акциза на пиво и пивные напитки в прошлом году, по данным ФНС, выросли всего лишь на 1,3% (до 150,2 млрд рублей).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 155
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.