«Захожу в туалет, сижу в телефоне и смотрю, как на моих глазах счет испаряется», — делятся шоковыми воспоминаниями казанские криптовалютчики. Биткоин за год подешевел в пять раз и продолжает падение, утягивая на дно всех, кто в него вложился. Майнеры поголовно распродают свои «асики», не желая «работать на розетку». Почему сдулся криптовалютный пузырь и как с этим на душе живет сообщество криптоэнтузиастов Казани — в материале «БИЗНЕС Online».
«ПЕРЕД ВЫСТУПЛЕНИЕМ Я СПРОСИЛ: МОЖНО СО СЦЕНЫ ГОВОРИТЬ СЛОВО «ЖОПА»?
Кальянная Hookah Rooms, которая в августе 2017 года первой в Казани объявила, что принимает биткоины, — один из символов эпохи криптовалютного бума в Татарстане. Сегодня ее владелец Ильнур Мухтов лишь кисло улыбается, вспоминая тогдашнюю эйфорию: «Все говорили только о биткоине: по телевизору, радио, бабки в Дербышках!»
Впрочем, от идеи принимать в своем заведении криптовалюту он отказался еще тогда — поспособствовала прокуратура. «Они сказали: „Мы вам советуем больше не принимать биткоин“. Еще они сообщили, что это незаконно, что это денежный суррогат. Мы и перестали принимать, — отметил бизнесмен. — К нам последний человек приходил расплачиваться биткоином в сентябре прошлого года. Об этом много писали, много говорили. Но по факту транзакций за все это время было 10–15. Тема не то что не зашла — это геморрой, это неудобно и было сделано только ради пиара».
С середины декабря 2017 года курс биткоина пробивал отметку в $20 тыс.. за единицу, и многие, кто не успел вложиться вовремя, кусали локти. Однако уже через два месяца курс упал втрое, дальше — больше. К началу декабря стоимость биткоина опустилась ниже $4 тысяч. Той же траектории следовали и все альткоины — альтернативные «битку» криптовалюты. Эфириум с максимума в $1,4 тыс. слетел до $115.
Больше всего происходящее напоминает сказку про Золушку. «Я вчера разговаривал со знакомым, который со 100 или 200 тысяч сделал около 3 миллионов на ICO, — рассказал Мухтов. — Он вкладывал, изучал новые проекты, покупал их монеты. А потом мне рассказывал: „Захожу в туалет, сижу в телефоне и смотрю, как на моих глазах мой счет испаряется: 3 миллиона, 2,5 миллиона, 1,8 миллиона, 1,2 миллиона…“ И, не выходя из туалета, он потерял где-то 80 процентов своего портфеля. После этого он говорит: „Выхожу, колени трясутся. Не знаю, что делать — то ли закрывать, то ли еще что…“»
Кальянная Hookah Rooms, которая в августе 2017 года первой в Казани объявила, что принимает биткоины, — один из символов эпохи криптовалютного бума в Татарстане
Сейчас «хомячки», как на профессиональном жаргоне называют неопытных трейдеров, попросту застыли в оцепенении и не знают, что делать. Продавать, фиксируя пятикратные убытки, жаба душит. «Многие сидят с просадкой по 90 процентов капитала. И они уже ничего не понимают и просто удаляют эти приложения, не смотрят за этим. Им больно, стремно, стыдно. Они все разочаровались. Им просто больно», — отметил Мухтов.
Сам он, трейдер с 12-летним опытом, успел «слить» свои биткоины на пике, получив сверхприбыли. На вырученные деньги купил себе машину и жил безбедно весь последний год, а еще хватило капитала для нового бизнеса. Теперь Мухтов — сооснователь CryptoRobotics, компании, занимающейся созданием роботов для торговли на криптобиржах.
Другим криптоэнтузиастам повезло меньше. «Я недавно летал в Екатеринбург, и перед выступлением, где было порядка 500–600 человек, я спросил: можно со сцены говорить слово „жопа“? Меня спросили в ответ: „А в каком контексте?“ Я ответил: „В таком, в каком сейчас криптовалюты находятся“, — поделился Мухтов. — И вот я сказал это слово и все внимание сразу переключил на себя. Для людей это сейчас больной вопрос — это как нажимать на ранку».
Он спросил у зала, кто вкладывался в криптовалюту. Подняли руки порядка 50 человек — каждый десятый. Потом Мухтов спросил, кто остался в плюсе. «Руки оставили два человека. То есть 48 человек из 50 остались в минусе. Это еще хороший показатель. По моим подсчетам, где-то 99,99 процента держателей криптовалюты в минусе, — подводит итог бизнесмен. — У всех депры. На рынке криптовалют сейчас депрессия».
«Ферма, которая в прошлый Новый год приносила 2800 рублей в сутки, сейчас приносит в пределах 4300 рублей, но уже в месяц! Работает просто на розетку! Многие выключают машинки»
КАЗАНСКИЕ МАЙНЕРЫ: «РАБОТАЕМ ПРОСТО НА РОЗЕТКУ!»
Заметной частью криптолихорадки прошлого года стал бум майнинга. Казань тогда пестрела объявлениями о продаже видеокарт и «асиков» для добычи криптовалют. И все это пользовалось колоссальным спросом. Цены на видеокарты подскочили до небес, они были на вес золота. Особо предприимчивые казанцы увидели в этом золотую жилу и поставили на поток продажи майнинг-ферм, стали открывать майнинг-отели…
Но и эта эпоха клонится к закату. Эксперты сайта «Авито» проанализировали рынок майнинговых ферм и видеокарт в России. Оказалось, что предложение ферм на продажу в ноябре 2018 года превысило январские показатели более чем в 3 раза. При этом средняя стоимость майнингового оборудования упала почти на четверть и составляет около 132 тыс. рублей. То есть майнеры стали поголовно и по дешевке избавляться от своих ферм. Но они никому не нужны — спрос на оборудование упал на 73%. Аналитики предположили, что причина как в падении курса криптовалют, так и в появлении более совершенного майнинг-оборудования.
Но в беседе с «БИЗНЕС Online» практики категоричны — все дело в рухнувшем биткоине, и только в нем. На казанском «Авито» — порядка 500 объявлений о продаже майнинг-ферм, видеокарт и прочих принадлежностей для добычи крипты. При этом если еще год назад «готовые бизнесы» такого рода продавали минимум за 1,5 млн рублей, то теперь их отдают с молотка за 150–200 тыс. рублей.
«Майнинг сейчас не особо выгоден. Уровень потребления электроэнергии сейчас гораздо выше, чем профит от него, — признался казанский майнер Григорий с 3-летним стажем, продающий свою майнинг-ферму за 200 тыс. рублей. — По нынешнему курсу это все не особо выгодно. Доходность? Ну нет ее! В убытке сейчас все! Если сидеть и ждать, платить за электричество себе в убыток, то можно долго ждать. Если вообще сейчас брать самые последние топовые видеокарты GeForce, то они будут окупаться месяцев 30».
Предприниматель Данияр Латыпов, который одним из первых открыл в Казани майнинг-отель, уже давно закрыл бизнес, а бо́льшую часть оборудования спрятал в гараже.
«У меня тариф за электричество был 5,6 рубля за киловатт-час. Это стоимость для юрлица, что очень дорого. У других было по 3–4 рубля, а то и вообще бесплатно. Бывает такое, как ни странно, у нас в России — иметь электричество бесплатно. Как это? Ну я не знаю, крадут или еще как-то… С такими ребятами я уже дальше не смог конкурировать», — рассказал Данияр.
Попытки продать оборудование безрезультатны. «Есть объявление на „Авито“ — ноль звонков. Никому ничего не надо уже! Остались вот фермы дома, и по тарифу 3 рубля приносит еще какой-то маленький доход. Еще немного, и их тоже можно будет отключить…»
Совладелец пока еще действующего казанского майнинг-отеля Денис (полные свои имена большинство собеседников предпочли не раскрывать — «А вы точно не из налоговой?») поделился статистикой: «Ферма, которая в прошлый Новый год приносила 2800 рублей в сутки, сейчас приносит в пределах 4300 рублей, но уже в месяц! Работает просто на розетку! Многие выключают машинки».
По его словам, «железо-оборудование превращается в обычное железо». «Мы с завода привозили оборудование для добычи альткоина, которое стоило порядка 120 тысяч рублей за единицу. Его сейчас, если на „Авито“ поискать, можно найти за 12 тысяч рублей! И это при том, что были прямые поставщики с завода! Я уж не говорю о тех клиентах, которые покупали у посредников за 230–240 тысяч рублей», — пояснил владелец майнинг-отеля.
Рустам Давлетбаев призывает не хоронить майнинг окончательно: «Майнинг все еще остается в зоне предпринимательского внимания»
И все-таки ни он, ни многие другие казанские майнеры не теряют надежды. Они ждут появления на рынке нового оборудования, куда эффективнее привычных «асиков», и мощнее в 3–4 раза.
Не хоронить майнинг окончательно призывает и глава центра исследования, разработки и внедрения систем распределенного реестра в цифровой экономике Университета Иннополис Рустам Давлетбаев: «С одной стороны, количество майнеров сокращается, и в основном выбывает устаревшее оборудование, майнить на котором стало убыточно. С другой стороны, майнинг все еще остается в зоне предпринимательского внимания».
Правда, этот бизнес становится уделом крупных корпораций. Давлетбаев приводит пример: недавно подписано соглашение между правительством Парагвая и южнокорейской компанией Commons Foundation. В рамках проекта под названием «Золотая жила» на площади в 5 га будет построена крупнейшая в мире майнинговая мегаферма. Питать ее энергией будет собственная ГЭС «Итайпу».
Переживают не самые лучшие времена так называемые криптообменники, которые помогают обменять виртуальные на вполне реальные деньги, при этом не где-то в сети, а прямо с выездом к клиенту
«СЕЙЧАС И НА 50 ТЫСЯЧ ПОМЕНЯТЬ В РАДОСТЬ… НЕТ БОЛЬШЕ СВЕРХПРИБЫЛЕЙ»
Не лучшие времена переживает и совсем специфический вид криптобизнеса — так называемые криптообменники, которые помогают несведущим в цифровых технологиях людям менять реальные деньги на виртуальные и обратно. Делают они это, как правило, прямо с выездом к клиенту. Одна из таких полуподпольных контор называется Cryptobank24.
«Год назад были наши самые золотые времена! От клиентов просто было не протолкнуться! — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ ее представитель Сергей (имя изменено). — С одной только единицы был заработок порядка 20–50 тысяч рублей, а иногда и все 100 тысяч! Это только с одной единицы и одного обмена. А обменов было несколько в день, и не на один „биток“ и не на два. Кто-то покупал, кто-то продавал. Рынок был очень активный».
Суммы сделок доходили сначала до 100 тысяч, потом до 500 тысяч, 1 , 2, 3 миллионов… В постоянном обороте на пике было 20–27 млн рублей. По словам Сергея, за несколько дней до падения курса ему удалось поставить личный рекорд по обмену биткоина на реальные деньги — 1,25 млн рублей за единицу (сейчас курс в рублях в 4,7 раза ниже — 262 тысячи). Клиентом был некий казанский бизнесмен, которого после сделки никто больше не видел.
С падением биткоина услуги криптообменника стали невостребованными. Если раньше было по 5–10 сделок в день с разными клиентами, то сейчас дай бог найдется один клиент в день. «Сейчас если кто-то решит на полмиллиона поменять, то „круто, крупняк подъехал!“ Сейчас уже и на 50 тысяч если поменяются, то за радость… Нет больше сверхприбылей», — с горечью признал представитель Cryptobank24. Впрочем, на хлеб с маслом хватает: «За месяц перед падением можно было сделать миллионов 4–5 без вопросов. Сейчас тысяч 200–300 в месяц с трудом, но набегает».
С правоохранительными органами проблем нет, хотя один неприятный случай произошел. Не так давно на связь вышел клиент, которого они в последний раз видели в октябре 2017 года. Когда представитель Cryptobank24 подъехал на место, к нему подошли люди, предъявив корочки.
«Клиент оказался наркоторговцем откуда-то с севера, — говорит Сергей. — Он приезжал в Казань, чтобы то ли купить наркоту, то ли продать. Вернулся к себе обратно, его там задержали. На допросе он рассказал, как обналичивал деньги. Судя по всему, ему оплату за наркотики делали в „битках“, которые он потом и менял на рубли». Впрочем, история кончилась банальным опознанием — к деятельности самого обменника вопросов не возникло.
«Хайпануть по-взрослому» предлагал Сергей Горьков (справа) на форуме «Блокчейн — новая нефть России», на сцене в качестве звезды сидел создатель эфириума Виталик Бутерин (слева). Сейчас нет ни хайпа, ни Горькова во главе ВЭБа...
«ОСВОБОЖДЕНИЕ РЫНКА ОТ ХАЙПА В ЦЕЛОМ ДОВОЛЬНО ПОЛЕЗНО»
«Я предлагаю хайпануть по-взрослому», — вещал председатель ВЭБа Сергей Горьков на форуме с говорящим названием «Блокчейн — новая нефть России», который власти Татарстана организовали в Иннополисе в августе прошлого года. Конкретно о криптовалютах он старался говорить поменьше, но рядом с ним в качестве звезды сидел создатель эфириума Виталик Бутерин.
Сейчас нет ни хайпа, ни Горькова во главе ВЭБа. Но криптоэнтузиасты не теряют веры в светлое будущее. «Многие значительные инновации, такие как выпуск бумажных денег вместо золота, строительство каналов и железных дорог, телефонные сети, интернет и даже разведение тюльпанов, порождали золотую лихорадку, которая заканчивалась крахом», — проводит аналогию аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын.
По его словам, стремительный взлет биткоина в конце 2017 года стал результатом лишь массовой эпидемии подражания, когда биткоин покупали не потому, что верили в мощь технологии блокчейн или мечтали освободиться от гнета центральных банков, а потому, что покупал сосед.
«Освобождение рынка от хайпа в целом довольно полезно, — говорит Давлетбаев. — Если бы этой эйфории не было, если бы биткоин рос адекватно, то такого бы сейчас не было. Он дошел бы до 20 тысяч долларов к 2020 году спокойно. Это был бы здоровый рост. А то, что происходило год назад, — это был психоз. И людей это очень жестко наказало».
Эксперты не исключают, что падение продолжится. «Стоимость биткоина весной следующего года составит от 1 до 2 тысяч долларов», — прогнозирует Делицын.
Главная проблема биткоина — техническая. Технология не позволяет обрабатывать больше 300 – 350 тыс. транзакций в день. Из-за этого «биток» не стал востребован как средство платежа, а остался инструментом спекуляций
«КРИПТУ» УЖЕ НЕ УБИТЬ»
Однако очень и очень многие ждут «второго пришествия» — в конце концов, нынешний курс идет вровень с показателем середины 2017 года, еще не все потеряно. «Стоит ли надеяться на очередной стремительный рост курса биткоина? Конечно, больше ничего и не остается, кроме как надеяться, — говорит руководитель консалтинговой компании „Реинжиниринг-студия“ Петр Кондауров. — Ну то есть я, конечно, и не сомневаюсь, что рост курса будет, потому что „крипту“ уже не убить. Биткоин не может исчезнуть, как и эфир. Чтобы исчез биткоин, нужно чтобы все люди забыли пароли к своим криптокошелькам, чтобы перестали пользоваться и чтобы выключился последний компьютер, который делает майнинг биткоина».
Как объяснил аналитик «Альпари» Веселин Петков, главная проблема биткоина — техническая. Технология не позволяет обрабатывать больше 300–350 тыс. транзакций в день. Из-за этого «биток» так и не стал востребован как средство платежа, а остался инструментом спекуляций. Проблема масштабирования стала очевидна, еще когда курс был в пределах от $1–2 тыс., но «хомячков» это не остановило.
«Почему цена биткоина в прошлом году пошла еще вверх? Во-первых, многие верили, что до конца 2017 года проблема масштабирования решится. Во-вторых, после того как цена пошла вверх на фоне этих ожиданий, к рынку криптовалют подключились очень много новых людей, которые просто попытались заработать, а сами не очень хорошо понимали, что такое биткоин. Все это и создало манию и мыльный пузырь. Немаленькую роль сыграли и СМИ, — вспоминает Петков. — Однако в конце 2017-го — начале 2018-го стало ясно, что проблема масштабирования не решилась и не решится скоро. Это привело к тому, что пузырь больше не смог расширяться, и он лопнул». Однако рано или поздно технологический барьер будет взят и цена пойдет вверх, уверен Петков.
А пока по форумам держателей «крипты» расползаются конспирологические теории, что падение биткоина было специально подстроено биржевыми китами, чтобы «высадить пассажиров» перед новой волной роста. Кто-то даже называет нынешний курс «черной пятницей» биткоина — уникальной возможностью закупиться со скидкой.
«Тут как с синоптиками: прогнозы сбываются всегда, не всегда совпадают даты. Конечно же, оно пойдет вверх, но когда — никто не может сказать, потому, если бы кто-то мог сказать, люди бы сразу начали покупать, и этот прогноз сразу бы автоматически не сбылся, — подчеркнул Кондауров. — Большинство непрофессиональных инвесторов вроде меня входят вдолгую и понимают, что деньги законсервировались на год, на два, на три года. Надо просто жить без этих денег, которые мы вложили в „крипту“. Настроения, конечно, депрессивные. То, что было Lamborghini год назад, — сейчас это LADA Kalina».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 279
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.