Рустам Минниханов отметил, что помощь республиканским театрам продолжится и впредь: «Ремонт, оснащение — это вопросы наши. Но внутреннее содержание — вы должны расти» Фото: president.tatar.ru

«МЫ МОЖЕМ НАЗВАТЬ ТАТАРСТАН НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТОЛИЦЕЙ»

В Атнинском государственном театре им. Тукая сегодня было очень оживленно. Все подъезды к местному храму Мельпомены села Большая Атня были забиты машинами, людей заставляли проходить через рамки металлоискателя, выкладывая звенящие предметы на стол. За 100-летнюю историю театра такие супераншлаги, судя по всему, наблюдались здесь не так часто. Хотя труппа Атнинского театра — легендарная, без шуток. Большая Атня, что в 70 км от Казани, где проживают чуть больше 3,5 тыс. человек, — оказывается, самый маленький населенный пункт в России, в котором есть собственный стационарный государственный театр. По случаю знаменательного юбилея торжественную татарстанскую церемонию, приуроченную к открытию Года театра в России, решили провести именно здесь.

Напомним, что весной уходящего года Владимир Путин подписал соответствующий указ и 2019-й будет посвящен в РФ именно театру. Пока же на церемонии в Атнинском районе ждали другого президента — Татарстана — Рустама Минниханова. В ожидании другие гости развлекали себя как могли, в фойе играла живая музыка, была организована выставка, где можно было наблюдать не только фотографии из спектаклей, но и перформансы ведущих республиканских артистов. Например, за одним из столов восседал актер Камаловского театра, с недавних пор заслуженный артист РТ, Эмиль Талипов. «Здесь показывается театральная кухня, рядом со мной сидят изготовители реквизита, которые показывают, как можно изготовить бутафорский угол. Я сижу за как бы актерским столом. От настоящего он отличается лишь тем, что там должно быть освещение, а тут его нет. На нем должны быть парики, накладные усы, бороды, грим», — рассказал позже о самой задумке «БИЗНЕС Online» сам Талипов.

Заприметив министра культуры РТ Ираду Аюпову, наш корреспондент поинтересовался: можно ли считать республику если не культурной, то хотя бы театральной столицей России? «Это нескромно, но мы можем назвать Татарстан национальной театральной столицей, потому что у нас 11 национальных театров», — заметила в ответ госпожа министр. Как бы там ни было, но сегодня именно Большая Атня на один день стала театральной столицей республики.


Торжественная церемония началась с короткометражного фильма, где рассказывалось о жизни творческих коллективов республики. Концертная программа — сборная «солянка» из выступлений артистов разных театра. Например, продемонстрировали сцену из легендарной «Голубой шали», которую сыграли актеры Камаловского театра. Свое искусство показали артисты «Әкият», драматических театров из Альметьевска и Набережных Челнов. Далее ведущие концерта Рамиль Вазиев и Алсу Каюмова объявили о смелом эксперименте, «который полушутя можно назвать историческим событием». Дело в том, что следующий номер полностью соответствовал тому, что в Татарстане два государственных языка. Главные артисты Камаловского и Качаловского театров — Искандер Хайруллин и Илья Славутский напомнили, что «Дон Жуан» Мольера есть в репертуаре и тех, и других. Славуцкий (Дон Жуан) и Хайруллин (Сганарель) устроили очень любопытный диалог, который происходил примерно так. «Менә мондый яшәү рәвеше минем күңелемә ошап бетми» («Такой образ жизни мне не очень нравится»)», — говорит по-татарски слуга. На что его господин уже по-русски отвечает: «Так какой, какой образ жизни я, по-твоему, веду?» И все в таком духе. «Это лучший пример дружбы народов республики и добрососедства наших театров, ведь язык театра объединяет», — сказал еще один «камаловец», ведущий Вазиев.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» уже после окончания мероприятия поинтересовался у отца «Сганареля», ведущего артиста труппы Камаловского театра Ильдара Хайруллина, как двум актерам так слаженно удалось сыграть сцену на двух языках. «Спектакль шел и у нас, и в Качаловском. Пьеса ведь одна, ее слова каждый знает наизусть. Разницы нет, по-русски говорят или по-татарски», — заметил народный артист РТ.

Минниханов вручил орден Почета художественному руководителю — директору Качаловского театра Александру Славутскому Фото: president.tatar.ru

«Я ХОТЕЛ ПОЛУЧИТЬ ОРДЕН ИЗ ВАШИХ РУК, В НИЖНИЙ НОВГОРОД ИЗ-ЗА ЭТОГО НЕ ПОЕХАЛ»

Тем временем с экрана вещал министр культуры РФ Владимир Мединский, который поздравил всех с Годом театра. Довольно-таки большая часть концертной программы была посвящена истории Атнинского государственного драматического театра им. Тукая и его успехам за последние 100 лет.

На сцену пригласили и Минниханова. «Спасибо за такой красивый праздник в Атне, которому две причины (юбилей театра и предстоящий Год театра в РФприм. ред.). Театру 100 лет, и было бы хорошо, если бы мы вновь с вами встретились через 100 лет», — начал свою речь президент Татарстана и сорвал бурные овации. «Если через 100 лет люди соберутся и вспомнят, что было 100 лет назад, это было бы неплохо», — добавил Минниханов. Затем он указал, что Год театра республика должна провести достойно. «В том, что вы сможете это сделать, я нисколько не сомневаюсь, мы гордимся вашими успехами. От своего имени, от имени правительства хотел бы сказать слова огромной благодарности. Вы нам очень нужны, без вас у нас нет будущего», — отметил глава республики. Минниханов отметил, что помощь республиканским театрам продолжится и впредь: «Чисто административные вещи — ремонт, оснащение — это вопросы наши. Но внутреннее содержание — вы должны расти, вы должны быть лучшими».

Затем началась «раздача слонов». Минниханов вручил орден Почета художественному руководителю — директору Качаловского театра Александру Славутскому. «Я хотел получить орден из ваших рук, в Нижний Новгород из-за этого не поехал, и рад, что эта награда достигла меня в Атне. Здесь работают подвижники, которые любят свой театр», — поблагодарил Славутский президента. Кроме того, звания народного артиста Татарстана удостоился директор Буинского драматического театра Раил Садриев, чьими усилиями буквально за последние два года Буинск вдруг появился и стал активно присутствовать на театральной карте России. Вообще, в канун этого события немало татарстанских артистов получили звания. Так, например, самые яркие молодые звезды Камаловского театра — Талипов и Ляйсан Файзуллина  получили звания заслуженных артистов РТ. Вот только странно, что в череде награждений совсем забыли о победителе «Золотой маски» Нурбеке Батулле. Удивительно, но лауреата самой престижной театральной награды наши официальные органы словно предпочитают не замечать, раз его спектакль «Алиф», получивший такое признание далеко за пределами Татарстана, был создан без помощи госструктур. И даже новое руководство минкульта о Батулле не вспоминают.

Глядя на сиротливую афишу театра им. Джалиля, где в ноябре и декабре запланировано лишь пять репертуарных спектаклей, а в январе и вовсе ни одного, становится как-то грустно

Сегодня же Год театра стартует и на федеральном уровне. Путин для этого приехал в Ярославль, где расположен Волковский театр — старейший драмтеатр в России. Среди участников торжественной церемонии был хор Казанской оперы — еще один повод сказать о том, как востребованы артисты театра им. Джалиля. Вот только глядя на сиротливую афишу театра, где в ноябре и декабре запланировано лишь пять репертуарных спектаклей, а в январе и вовсе ни одного, становится как-то грустно. Получается, если республика без театров, по словам президента Минниханова, обойтись не может, то сами театры (во всяком случае, один избранный) легко без татарстанской публики обходятся.