В прошлом году турпоток в республику составил 3,4 млн человек. Общий объем оказанных услуг с учетом смежных отраслей заявлен на уровне 28,3 млрд рублей

ОБЪЕМ УСЛУГ ТУРФИРМ И СМЕЖНИКОВ — 28 МЛРД РУБЛЕЙ

Сегодня в КФУ на коллегии госкомитета по туризму РТ подводились итоги работы в 2018 году и обсуждались задачи на 2019-й. Подходящих к актовому залу здания на Бутлерова, 4 гостей встречали стенды, оформленные в фирменном стиле бренда Visit Tatarstan, — на них красовалась презентация турдестинаций республики. Среди десятков гостей были как чиновники (помощник президента РТ Олеся Балтусова, директор комитета по развитию туризма исполкома Казани Дарья Санникова, глава АИР Талия Минуллина) и представители организаций (исполнительный директор республиканской ассоциации «Санатории Татарстана» Евгений Терентьев), так и представители бизнеса (ресторатор Айдар Булатов, управляющая отеля Relita-Kazan Гульнара Сафина, директор по продажам «Салават City Center» Рустем Тарзиманов, гендиректор турагентства «Персона Грата» Рамиль Мифтахов и другие).

До начала коллегии, которая стартовала на 15 минут позже заявленного времени, сидящие в зале гости могли послушать аудиозаписи — видимо, специально к мероприятию были записаны выпуски «Первого туристического радио». В записях — блиц-интервью с персонами из отрасли гостеприимства РТ.

Все мероприятие прошло на едва заметных, но всем понятных волнах памяти о прошедшем летом 2018-го чемпионате мира по футболу. Возможно, отчасти потому, что итоги мундиаля подводились неоднократно, новой информации прозвучало не так много. Как сообщил председатель госкомитета по туризму Сергей Иванов, в прошлом году турпоток в республику составил 3,4 млн человек — на 9,6% больше, чем в 2017-м. Количество иностранных граждан выросло на 24,3% — 345,7 тыс. человек. Больше всего туристов приехали из Китая, Колумбии, Германии, Ирана и Турции. Общий объем оказанных услуг в сфере туризма с учетом смежных отраслей (затраты на питание, транспорт, покупки) по итогам 2018 года заявлен на уровне 28,3 млрд рублей (на 37% больше, чем в 2017-м).

«2018 год был уникальным для туризма. Прошли чемпионат мира по футболу, Red Bull Air Race… Мы получили в жизнь многие проекты, которые готовились не один год, были запущены межрегиональные маршруты, — рассказал Иванов. — Развитие отрасли шло в рамках госпрограммы до 2021 года. Финансирование осуществлялось и по другим республиканским программам. Всего из бюджета республики в прошлом году было выделено 173,5 миллиона рублей».

В своем докладе Иванов напомнил обо всем, что произошло в туротрасли Татарстана. Появилась система современной навигации в Елабуге. Открылся ряд качественных объектов: спа-отель «Кол Гали» в Болгаре, музей дерева в Свияжске, музейная улица в Болгаре, музей рыболовства в Тетюшах, музей чак-чака в Старо-Татарской слободе, комплекс «Камский Трофей», резиденция «Дом Волги» и многое другое.

Среди важных направлений работы Сергей Иванов отметил проведение в этом году чемпионата WorldSkills и необходимость роста отрасли минимум на 7% ежегодно

«НАДО РАСТИ НА 7 ПРОЦЕНТОВ ЕЖЕГОДНО»

Одно из направлений работы госкомитета — подготовка кадров. С высшей школой КФУ в октябре 2018-го было проведено обучение по повышению квалификации для специалистов из 45 муниципальных районов. С Поволжской академией туризма и спорта подготовлены курсы переводчиков. В ноябре 2018-го с гильдией экскурсоводов организовано повышение квалификации для 140 гидов республики. Еще одно направление — организация профессиональных мероприятий в сфере туризма. Так, прошла конференция «Тур-фактор» — про событийный туризм, конкурс для школьников, студентов и работающей молодежи «Путешествие к истокам», конкурс «Лидер туризма».

Традиционно объемная работа была проделана по направлению продвижения туристических возможностей республики в стране и за ее пределами. Татарстан, в частности, засветился на 7 крупных международных выставках, проведены 23 выездные презентации и роуд-шоу для туроператоров и журналистов, состоялось 16 рекламно-информационных туров. Все это — неотъемлемая часть промоакций республики. Провели и межрегиональные проекты: например, «Великий Волжский путь» (посетили 1485 детей), «Вагон знаний» в сотрудничестве с Самарской областью (специализированные туры на поезде).

Упомянул Иванов турпрограмму «Пять ветров», которая впервые была анонсирована еще в 2015 году. По словам председателя госкомитета, по инвестиционной деятельности данного проекта конкретных идей реализации пока нет. В этом году, видимо, работа будет перестроена и станет вестись совместно с АИР РТ.

Объемная работа была проделана по направлению продвижения туристических возможностей республики в стране и за ее пределами

Вспоминая ЧМ, Иванов улыбнулся, что теперь даже таксисты в Лондоне знают, где находится Казань. Отметил он сдачу в период чемпионата жилья за немыслимые цены — всего было более 1 тыс. предложений о сдаче квартир посуточно. К примеру, владелец «английских апартаментов» собирался заработать за время мундиаля 8,5 млн, разместив соответствующее объявление на Booking.com. «Такое есть по всему миру. Многие мировые столицы давно столкнулись с данной проблемой и уже ее регулируют. Нам предстоит это сделать», — сообщил он.

По словам председателя госкомитета, перед ЧМ был обновлен портал Visit Tatarstan. За прошлый год его посетили более 100 тыс. человек со всего мира.

Из выявленных проблем Иванов выделил невысокий уровень владения английским языком и слабую информационную среду на английском языке на посещаемых туристами объектах. Также председатель госкомитета озвучил задачи на 2019 год. Во-первых, реализация программы развития туристской дестинации Visit Tatarstan. Во-вторых, активное участие в федеральном проекте «Экспорт услуг». «Нам надо увеличить турпоток из приоритетных стран — Ирана, Китая, Финляндии. Важно развитие туристической инфраструктуры, системы туристической навигации и адаптации информационной среды для туристов, создание новых туристских продуктов», — перечислил Иванов. Среди важных направлений работы он также отметил проведение в этом году чемпионата WorldSkills и необходимость роста отрасли минимум на 7% ежегодно: «Тогда сможем повторить успех мировых лидеров».

Дильбар Садыкова рассказала о росте количества индивидуальных туристов: их доля достигла 78%. Только 22% оформляют поездку в турагентствах

СРЕДНИЙ ТУРИСТ ТРАТИТ В ТАТАРСТАНЕ 24 ТЫС. РУБЛЕЙ, ПРИЕЗЖАЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНО, И БОЛЕЕ ТРЕТИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ СНОВА

С итогами проекта «Портрет туриста, прибывающего в Республику Татарстан» на коллегии выступила генеральный директор АНО «Центр развития туризма РТ» Дильбар Садыкова. В проекте участвовали 3 тыс. респондентов, посетивших республику с целью туризма.

Итак, как выглядит типичный турист? Это путешественник в возрасте 24–34 лет, замужняя женщина с высшим образованием и доходом свыше 45 тыс. рублей. Чаще всего в РТ приезжают на поезде и обычно без детей. Тренд в туризме — рост количества индивидуальных туристов: их доля достигла 78%. Только 22% оформляют поездку в турагентствах.

По длительности пребывания лидируют поездки на два-три дня. Превалирует размещение в отелях и гостиницах — 57,8%. Но увеличилось число туристов, останавливающихся на съемной квартире. С одной стороны, это давит на рынок отельеров, которые платят налоги и включают их в цену своих услуг, в отличие от владельцев квартир. А с другой — «квартики» все-таки удовлетворяют спрос небогатой клиентуры даже в пиковые сезоны, когда отели забиты под завязку. В среднем за поездку турист тратит 24,3 тыс. рублей. Доля возвратных туристов, кто после первой поездки возвращается в республику еще раз, составляет примерно 40%.

Садыкова перечислила, что еще делал центр в прошлом году. Был создан каталог сувенирной продукции, выпускаются платки, носки, вода, сахар с фирменными логотипами Visit Tatarstan. Сотрудничество ведется с 40 местными производителями.

Что касается маршрутов, была организована работа по проекту «Татарстан: 1001 удовольствие» — он презентован в марте 2018-го. Стоимость четырехдневных экскурсий с проживанием стартует от 30,9 тыс. рублей. К сожалению, не было озвучено, сколько туристов воспользовались предложениями данной программы, которая включает «погружение в быт, персонального атташе, дегустации». Также запущен проект «О, мой гид!», в рамках которого экскурсии для всех желающих казанцев проводили известные люди РТ.

В текущем году АНО хочет сосредоточиться на нескольких направлениях. Так, планируется запуск программы по молодежному туризму. Предполагается посещение республики на три дня, включая визиты в аквапарк и бар-хоппинг, — вся программа обойдется в 5990 рублей. Планируется, что это повысит заполняемость в невысокий туристический сезон. Кроме того, предполагается создать маршрут по промышленным местам, который должен охватить две аудитории — бизнес и студенческие группы.

Фарид Мухаметшин (слева): «У нас есть резервы. Надо шире пропагандировать это дело на весь мир в роликах, буклетах, на разных языках»

«Тысячи людей наслышаны только о Болгаре, Свияжске да Казанском Кремле. А мы все за иностранцами гоняемся!»

Туризм — драйвер экономики, и это не просто слова, заметил заместитель руководителя федерального агентства по туризму Алексей Конюшков. «Это конкретные задачи, которые должны быть реализованы. Один регион или город не сможет решить их, мы должны работать вместе», — сказал он. Ну и на правах заезжего гостя похвалил труды республики на этой туристической ниве, заверив, что федеральное агентство поддержит любые инициативы.

Гостем коллегии, который подвел итоги со стороны республики, стал председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. «Сергей Евгеньевич все рассказал как на духу: из чего складывались его успехи, как увеличился поток туристов в нашу республику. Почти все себе приписал, хотя я бы отдал должное активной деятельности президента республики Рустама Минниханова, который летает из одного конца в другой и пропагандирует Татарстан, его уникальные возможности, объекты, — полушутя сказал спикер. — Это единая, общая задача. Могу с уверенностью сказать, что наряду с нефтяной, „хребтовой“, отраслью экономики, нефтехимическим кластером туризм принес в этом году 28 миллиардов рублей доходов. Вот цена работающих в отрасли, тех, кто занимается продвижением республики».

По мнению Мухаметшина, у Татарстана есть уникальные возможности, чтобы нарастить потенциал турпотока.

«Посмотрите, начиная с подготовки к Тысячелетию Казани, мы стали подавать себя мировому сообществу. Не говоря уже о других крупных мировых чемпионатах. В этом году пройдет WorldSkills. Это на вашу мельницу вода льется — тем, кто занимается бизнесом. Приезжающие разнесут молву о республике с уникальными объектами исторического наследия. Сергей Евгеньевич, надо отдать должное вашей небольшой команде госкомитета. Талия, у них еще меньше кадров, чем в АИР. Не 30, а 26 сотрудников. Но профессиональные требования к ним не меньше», — сказал председатель Госсовета, обращаясь к главе АИР.

Мухаметшин напомнил, что конкуренты не дремлют. «Говорили: „Халяль, Халяль“ — и с ним попали. Говорят, у татар и пойманная в Волге рыба халяльная, и виноград, который сюда привезли, — тоже! Эләктек бит (тат. „попали“ прим. ред.). Это конкуренция, но и ответственность. С Востока должен расти поток. Надо не просто этикетку клеить, а правильно все изготавливать. Я это привожу как пример: просчеты здесь сильно влияют на турпоток, на имидж», — считает он.

Во время 15-минутной речи Мухаметшин неоднократно повторил, что нужно увеличивать турпоток в республику, и для этого имеются все предпосылки: «У нас есть резервы. Надо шире пропагандировать это дело на весь мир в роликах, буклетах, на разных языках».

«Есть деловой, медицинский, промышленный туризм. Надо все это разложить и посмотреть наши возможности и резервы, — сказал он и неожиданно покритиковал одно из направлений. — Я бы добавил еще, что мы очень плохо занимаемся туризмом внутри республики. Тысячи людей наслышаны только о Болгаре, Свияжске да Казанском кремле. А мы все за иностранцами гоняемся. Это не принесет больших дивидендов. Хочу предупредить: кризис стучится и в России, и в Европе. Сладкие годы кончились. Доходы не растут так, как мы бы хотели. Поэтому есть и спрос на однодневки, хостелы. Что противопоставить этому? Может быть, снизить цены, чтобы выжить? Получим прибыль завтра, послезавтра. Все эти вопросы требуют внимания, глубокого анализа. Уверен, турпоток в республику будет расти из года в год».

Завершая выступление, Мухаметшин сообщил, что грядущий WorldSkills — это лучшая реклама Татарстану. А госкомитет должен подставить плечо и воспользоваться шансом. Ну что ж, всеми остальными спортивными шансами республике вроде бы воспользоваться уже удалось.