В казанской галерее «БИЗON» провели день Владимира Высоцкого, который был приурочен к 81-й годовщине со дня рождения поэта, исполнителя, актера Фото: Ирина Ерохина

«ПЕСНИ ВЫСОЦКОГО ТАК ПРОНИКНОВЕННЫ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ О НАШЕЙ ЖИЗНИ»

В минувшую субботу в казанской галерее «БИЗON» было особенно людно, ведь вспомнить о Владимире Высоцком и спеть его песни в годовщину дня рождения барда, да еще и в атмосфере выставки «История легенды. Шемякин, Высоцкий и русский Париж 1970-х» приятно вдвойне. В отдельные моменты галерея с трудом вмещала всех желающих увидеть и услышать казанских певцов и просто любителей творчества Высоцкого, а таких тоже нашлось немало. Песенный марафон начался еще днем — в режиме свободного микрофона гости пели песни и читали стихи Высоцкого в рамках флешмоба «Мой Высоцкий». Самому старшему участнику флешмоба было 73, самому младшему 9 лет.

«Высоцкий — это не актер, не композитор, не певец, а просто гений, — поделилась с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ настроем гостья галереи Светлана. — Я и в молодости его слушала, и сейчас. Мороз по коже всегда, всю душу наизнанку выворачивают эти песни, они проникают во все наше существо. К тому же Высоцкий был очень простым человеком, не возносил себя — попросили выступить в общежитии, выступил. Это настоящее искусство, поэтому оно так бесценно». Ей вторила другая посетительница — Айгуль: «Мой дядя обожал его песни, постоянно ставил пластинки, так я и познакомилась с творчеством Высоцкого. Его песни так проникновенны, потому что он писал их не о высоком, а о нашей жизни».

В отдельные моменты галерея с трудом вмещала всех желающих увидеть и услышать казанских певцов и просто любителей творчества Высоцкого Фото: Ирина Ерохина

Видимо, поэтому творчество Высоцкого так актуально для всех возрастов: в 16:00 актеры Молодежного театра на Булаке Айнур Низамутдинов и Эрик Галлямов выступили с этюдом на тему дружбы Высоцкого с художником Михаилом Шемякиным. Они перевоплотились в молодых Шемякина и Высоцкого и через стихи, отрывки из книги «Две судьбы» и пластику воссоздали атмосферу Парижа 1970-х и рассказали историю взаимоотношений двух гениев: взаимовлияние, ревность Влади, последнее воспоминание. А позже участники детского театра «ЕраШок» исполнили литературно-музыкальную композицию «Баллада о стрельце», а один из актеров театра, юный Камиль Шарипов, так выразительно прочитал стихотворение «В созвездии Тау Кита», что мгновенно влюбил в себя всех присутствующих.

Выступали и более опытные артисты: автор — исполнитель песен на стихи русских поэтов, организатор конкурса «Песни моей души», один из авторов литературно-музыкального проекта «Мой Высоцкий» Борис Бакиров исполнил песни «Она была в Париже» и «На братских могилах», директор казанского «Городского центра детского технического творчества им. В.Чкалова» Казани Сергей Борзенков спел композиции собственного сочинения — «Владимиру» и «Кони с крыльями». Бард и лауреат межрегиональных конкурсов Олег Цыпцын исполнил «Парус», а профессор КФУ Василий Белашов представил публике песню-посвящение Высоцкому «Рубикон». Лауреат международной премии «Филантроп» Владимир Гаранин выступил с песнями «За меня невеста отрыдает честно», «За тех, кто в МУРе», в исполнении барда Георгия Цыпцына прозвучали «Беда» и «Парусник» (посвящение Высоцкому авторства Валерия Бокова), лауреат межрегиональных конкурсов вокалистов Сергей Крайнов исполнил «Балладу о детстве», а дуэт «Бэхет» — песню «Иван-да-Мария». Закончился день Высоцкого бесплатной экскурсией по выставке «История легенды. Шемякин, Высоцкий и русский Париж 1970-х». Генеральный информационный партнер выставки — «БИМ-радио».

«МЫ УВИДЕЛИ, ЧТО ВЫСОЦКИЙ НУЖЕН ЛЮДЯМ»

Одним из инициаторов дня Высоцкого в галерее «БИЗON» стал Владимир Урецкий — один из авторов книги «Владимир Высоцкий в Казани», инициатор увековечения памяти Высоцкого в столице РТ, коллекционер, продюсер, который организовал более 100 выступлений известных российских актеров театра и кино, певцов, исполнителей шансона, легендарных вокально-инструментальных ансамблей в городах Татарстана и России. На мероприятии он рассказал, что уже сделано и что только предстоит для увековечивания памяти певца — назвать одну из улиц его именем и воплотить в жизнь туристический маршрут по местам его визита, подробнее о котором Урецкий рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».

«Это явление, это планета под названием Высоцкий. Вспомнился такой случай: 1968 год, мало было пластинок, фильм „Вертикаль“ тогда вышел. И вот клуб авторской песни Самара решил пригласить Высоцкого, чтобы он выступил на концерте. Они попросили Юрия Любимова определить время, когда ему можно поехать, и он поехал. И вот Высоцкий едет, думает, будет маленький зал человек на 500, а там продан Дворец спорта целиком, на два концерта. И до последней минуты организаторы не сообщали ему об этом. Когда он услышал, что первый раз в жизни ему придется выступить в таком зале, был шокирован. Как оказалось, когда люди узнали, что приедет Высоцкий, стали посылать заявки от заводов, предприятий, нужно было 5, потом 6 тысяч билетов… Организаторы поняли, что будет ажиотаж, если не найти большие залы, и обратились в комитет комсомола города с просьбой выделить Дворец спорта — и хорошо, что сделали такой правильный шаг», — рассказал Урецкий.

Он отметил, что день Высоцкого в галерее «БИЗON» — единственное мероприятие, которое состоялось в эти дни в Казани в память о нем. «Все прошло очень душевно, мы увидели, что Высоцкий нужен людям, ведь диапазон выступающих был очень широким — от школьников до пенсионеров. Нужно, чтобы память Высоцкого была увековечена, чтобы власти нас услышали, чтобы такие мероприятия проходили в более широком формате. То, что сейчас происходит, — „ватная стена“, как говорил сам Высоцкий: все поддерживают, кивают, но ничего не происходит. Даже на Украине, с которой у нас не очень теплые отношения, когда сносят все, что связано с советским периодом, памятники Высоцкому никто не трогает. Более того, называют улицы, устанавливают мемориальные доски. Высоцкий — великий русский поэт, и это достояние не только России, но и всего мира, поэтому важно сохранять память о нем и передавать ее молодежи», — добавил Урецкий.

А пока памятник Высоцкому в Казани не воплотился в жизнь, в галерее «БИЗON» можно увидеть художественные «памятники» барду, созданные его другом Шемякиным.  «Я считаю, что Высоцкому повезло с таким другом. Это удача, что на его пути появился такой человек, который сохранил его навечно в своем стиле, и ради него даже создал студию звукозаписи. Кто возьмется создавать такое с нуля для одного человека, переучиваться?! Это человек, настолько влюбленный в творчество Высоцкого и настолько преданный друг!» — сказал генконсул Казахстана Еркин Тукумов после посещения выставки о дружбе и сотворчестве художника и певца.

Помимо иллюстраций Шемякина к песням и стихам Высоцкого, в экспозиции — работы из серий «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Чрево Парижа» и «Метафизические бюсты», погружающих в удивительный мир фантасмагории и гротеска, сюрреалистичных форм и безумных красок маскарада.  На выставке также представлены фотографии, рассказывающие о жизни русской эмиграции в Париже, и легендарный альманах «Аполлон-77», ставший для своего времени коллективным манифестом русского художественного андерграунда.

Выставка продлится до 15 марта 2019 года.