В стенах новенького выставочного комплекса «Казань Экспо» проходил заключительный день образовательного форума, который стартовал накануне В стенах новенького выставочного комплекса «Казань Экспо» проходил заключительный день образовательного форума, который стартовал накануне

«МЫ ВСЕ ОСОЗНАЛИ ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ. БЕЗ НЕГо СЕГОДНЯ СТАТЬ УСПЕШНЫМ НЕВОЗМОЖНО»

«Какая-то маленькая выставка», — переговаривались сегодня участники международного образовательного форума Edu Russia «Образование России» в «Казань Экспо». В стенах новенького выставочного комплекса проходил заключительный день образовательного форума, который стартовал накануне. Завершили мероприятие с 4 тыс. участников пленарной дискуссией на тему «К глобальной конкурентоспособности — через образование».

С раннего утра в выставочном центре в Лаишевском районе было не протолкнуться. Наверное, даже августовские совещания не собирают столько педагогов и экспертов системы образования в одном месте, сколько соединил «Казань Экспо». Прямо перед входом в основной зал разместили действительно скромную выставку передовых достижений образовательной отрасли в виде учебной литературы и специальных тренажеров вроде интерактивного анатомического стола «Пирогов» (с ценником от 1 до 4 млн рублей).

«Казань — один из старейших образовательных центров России», — объяснял выбор столицы Татарстана для проведения форума модератор дискуссии, президент Российской академии образования Юрий Зинченко. «Надо дать ответы на вопросы, как лучше организовать наше образование на всех его уровнях», — объяснял спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин цели и задачи второго для Казани форума Edu Russia. Он подчеркнул, что мероприятие важно для понимания того, как надо готовить современных специалистов образования, как пережить ЕГЭ, и что лично ему интересно услышать мнения сторон по новым ФГОС.

Фарид Мухаметшин: «Серьезное внимание уделяем полилингвальному обучению и крайне чувствительны к вопросам обучения на родных языках»

«Серьезное внимание уделяем полилингвальному обучению и крайне чувствительны к вопросам обучения на родных языках. Думаю, представители национальных республик тут тоже есть… Мы имеем сложности, неурегулированности этого вопроса и достаточно серьезную критику со стороны жителей Татарстана…» — отметил Мухаметшин. По его словам, сейчас уже завершается формирование концепции преподавания родных языков и вот-вот определятся с инициативой Минтимера Шаймиева по созданию трехъязычного комплекса. «Радует, что татары очень хорошо сдают ЕГЭ по русскому и литературе — лучше, чем в среднем по России, и лучше, чем средние „русские“ регионы страны», — заметил спикер Госсовета РТ.

«Вчера был на секции билингвального образования. Мы очень переживаем за сохранение наших родных языков, — вторил ему депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов, говоря о необходимости поиска ответов на вопросы национального образования. — Очень много вопросов — больше, чем ответов».

Одним из главных гостей форума стала замминистра просвещения РФ Ирина Потехина, которая уже два дня пребывает в Казани. Ее вступительная речь состояла из многочисленных хвалебных слов в адрес Татарстана и его руководства. На изложение и принятие всех этих любезностей участники пленарной дискуссии потратили не меньше 40 минут. 

Ильдар Гильмутдинов: «Мы очень переживаем за сохранение наших родных языков»

 «СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — ЭТО НЕ СУПЕРМАРКЕТ, КОГДА ТЫ ПРИШЕЛ, ПО ПОЛОЧКАМ ПРОШЕЛСЯ, В КОРЗИНКУ НАСОБИРАЛ»

После всех вступительных речей Зинченко обратил внимание на риски и угрозы, которые таит в себе цифровая экономика. Интернет как мощнейшее средство социализации детей, вытеснившее улицу из привычной триады семья — школа — улица, таит в себе массу гроз и ставит вопросы о цифровой морали и этике. Происходит массовизация и виртуальное поощрение таких негативных явлений, как кибербуллинг, анорексия, суицидальное поведение и потребление психотропных веществ, в то время как адекватных эффективных реабилитационных программ нет.

Докладчик обратил внимание на то, что в образовании слишком большое внимание уделяется контрольным процедурам в ущерб содержанию и организации учебного процесса. «У нас контрольная процедура происходит в конце: в 9-м классе — ОГЭ или в 11-м — ЕГЭ. Ну и что мы констатируем? Что ребенок что-то выучил и знает близко к плинтусу? А с другой стороны, что уже можно сделать, когда 11 лет позади? Поэтому при всей важности контрольных процедур мы не говорим, что они неважны. Но нужно теперь обратить больше внимание на то, что происходит до этого в школе с ребенком», — призвал Зинченко.

Он озаботился также укреплением негосударственных образовательных учреждений. По его словам, бизнес влезает уже и на поляну школьного образования, и тут нужен честный анализ и дискуссия — что, собственно, ему там надо? В продолжение темы Зинченко заметил, что часто от представителей бизнеса можно услышать, что им приходится переучивать выпускников. Но в то же время сами коллеги из бизнеса далеко не так уверенно отвечают на вопрос о том, какие компетенции им будут нужны через 10 или 15 лет. «Необходимо выстраивать диалог. Мы понимаем, что система образования — это не супермаркет, когда ты пришел, по полочкам прошелся, в корзинку насобирал и так далее. Мы знаем, к чему это приводит. Поэтому, конечно, мы должны быть в диалоге с работодателем, но у системы образования должны быть фундаментальные инварианты, которые будут честны по отношению и к тому, кто получает это образование, и к рынку труда», — призвал Зинченко.

Мухаметшин рассказал, что часто бывает в школах на открытых уроках, где чувствует разобщенность между педагогами, порожденную ЕГЭ. По его словам, система единого госэкзамена привела к неравенству в школах

«ПЕДАГОГИ ШКОЛ ПО РЕСПУБЛИКЕ ЗНАЮТ, ЧТО ВЫ ЗДЕСЬ НА ТАКОМ ФОРУМЕ САМЫЕ УМНЫЕ СОБРАЛИСЬ…»

Посмотрев на часы, увлеченный своими заметками модератор все же перешел к самой дискуссии. Первый вопрос достался Мухаметшину, которого попросили рассказать, как в Татарстане выбираются приоритеты в развитии системы образования. Рецепт от спикера Госсовета РТ оказался прост — нужно активнее связывать школы, вузы с производителями, чтобы с малых лет заниматься профориентационной работой и целевой подготовкой необходимых экономике кадров.

Но внезапно для организаторов Фарид Хайруллович вдруг решил поговорить о своем, о наболевшем. Он рассказал, что часто бывает в школах на открытых уроках, где чувствует разобщенность между педагогами, порожденную ЕГЭ. По его словам, система единого госэкзамена привела к неравенству в школах. Вот есть основные предметы (русский язык, математика), обязательные к сдаче, а есть еще и многие другие, которые не так часто выбирают будущие абитуриенты (химия, биология, физкультура и прочее). И школьники готовятся только к нужным для своего будущего предметам, а по остальным — тройки сплошные. И учителя испытавают ревность к тем, у кого больше детей ходит на репетиторство по ЕГЭ — разумеется, в основном это учителя математики и русского языка.

«Пусть знают, что это есть, — заявил Мухаметшин, несмотря на попытки модератора вернуть его размышления в нужное русло. — Мы не можем создавать трения между преподавателями русского и татарского языка, сокращая объемы преподавания национального языка. Не можем этого делать! Понимаете? Это вопрос дискуссионный, надо искать решения. В обществе это востребовано. От форума этого ждут! Многие педагоги школ по республике знают, что вы здесь на таком форуме самые умные собрались. С чем мы к ним выйдем завтра после форума? С поиском решения этой проблемы…» Правда, больше во время дискуссии вопросов по ЕГЭ и нацобразованию никто не поднимал. А через 15 минут председатель Госсовета РТ покинул зал — видимо, спешил на другое мероприятие.

Ирина Потехина: «Еще 10 лет назад сегодняшние знаменитые стартаперы, блогеры, которые зарабатывают миллионы, были бы неудачниками и маргиналами»

«10 ЛЕТ НАЗАД СЕГОДНЯШНИЕ ЗНАМЕНИТЫЕ СТАРТАПЕРЫ, КОТОРЫЕ ЗАРАБАТЫВАЮТ МИЛЛИОНЫ, БЫЛИ БЫ НЕУДАЧНИКАМИ»

Модератор поинтересовался у Потехиной, как сегодня можно эффективно сохранять старые традиции системы образования и успешно совмещать их со всеми инновационными веяниями времени. По словам замминистра просвещения России, ее часто спрашивают родители о том, на кого лучше учиться их детям. Ответа на этот вопрос нет. Технологии меняются с такой скоростью, что прогнозировать, какие профессии будут востребованы завтра, почти невозможно. «Мы все начинаем понимать, что если у ребенка есть хорошее базовое образование, то мы уже на эту хорошую базу можем накрутить ту конкретную компетенцию, быстро доучиться [до той профессии], которая востребована в данный момент. Еще 10 лет назад сегодняшние знаменитые стартаперы, блогеры, которые зарабатывают миллионы, были бы неудачниками и маргиналами. Но в сегодняшней экономической ситуации оказалось, что айтишники — в авангарде всего, что происходит. Кто будет модернизатором — мы не знаем», — отметила Потехина.

Она рассказала о запущенном по стране проекте по урокам профориентации, к которому подключены сегодня 22 тыс. школ по всей стране. Один из таких уроков проводил президент РФ Владимир Путин. Запись в соцсетях набрала свыше 10 млн просмотров — вот главный канал коммуникации с детьми сегодня. При этом не стоит забывать и про каналы коммуникации с педагогами, которые ничего в этом не смыслят сегодня и не успевают за пытливыми детскими умами.

По мнению гендиректора союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров „Ворлдскиллс Россия“» Роберта Уразова, в вопросах профобразования надо отходить от концентрации на специализации и делать ставку на индивидуальный подход. По его словам, Россия ежегодно теряет 10 трлн рублей ВВП от того, что люди работают не на своих местах, не задействуют полностью свои навыки. В соответствии с нынешними тенденциями на рынке труда, человек в течение жизни должен около 20 раз менять свою квалификацию. По словам Уразова, залог успеха системы образования сегодня — это концентрация на индивидуальном подходе, развитие навыков и умений только в тех областях, к каким предрасположен человек. Для россиян, как отметил Уразов, это навыки программирования и креативность.

Талия Минуллина: «Образование — это то, что преследует нас всю жизнь. Каждый день нам надо учиться. Как только мы остановимся, тут же окажемся позади»

Вступила в дискуссию и глава агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина. Но спич свой она начала несколько издалека… «Я училась в 39-й школе Казани. Я хочу сейчас сказать спасибо каждому учителю, который принимал участие в этом процессе, каждому педагогу школы. И хочу принести им свои искренние извинения за то, что я плохо училась, получала не только пятерки, но иногда и четверки, и тройки. Мне сейчас очень стыдно», — заявила Минуллина. Но от плохого глава АИР перешла к хорошему — сегодня у нее есть 20 самых разных дипломов об образовании, полученных в Стэнфорде, Сколково, РАНХИГСе, Университете Сбербанка, КФУ и так далее. «Эти мои 20 дипломов о чем говорят? О том, что образование — это то, что преследует нас всю жизнь. Каждый день нам надо учиться. Как только мы остановимся, тут же окажемся позади», — сделала вывод Минуллина. По ее словам, сейчас важно отработать механизм появления в системе образования страны частных инвестиций, которые бы помогали и двигали отрасль вперед. 

Ознакомившись со студенческими успехами главы АИР РТ, участники дискуссии начали постепенно расходиться.