Николай Атласов: «Учитывая тесную аффилированность наших регоператоров с властными структурами, придется попотеть, чтобы добиться своего, ведь раздельный сбор не в их интересах»Фото: Олег Спиридонов

В ЕКАТЕРИНБУРГЕ ПЕРЕСТАЛИ ПЛАТИТЬ ЗА ВОЗДУХ. МОЖЕМ И МЫ

Чем дальше идет реформа обращения с отходами, тем активнее в регионах страны ощутимо противостояние между монополистами-регоператорами и потребителями их услуг. Среди причин конфликта — размеры тарифа на услуги регоператора и нормативы накопления твердых коммунальных отходов (ТКО). В условиях диктата монополистов некоторые потребители их услуг пытаются найти инструменты противодействия, опираясь на нормативно-правовые акты.

В Екатеринбурге небольшое ТСЖ, недовольное завышенными нормативами накопления ТКО, выиграло противостояние с местным регоператором и на треть снизило свои платежи ему. В Свердловской области норматив накопления ТКО на одного жителя многоквартирного дома (МКД) составляет 2,6 куб. м, при том что тариф местного регоператора «Спецавтобаза» составляет 694,29 рубля за кубометр. Таким образом ежемесячный расход на вывоз ТКО на одного жителя МКД составляет 147,88 рубля.

Руководство ТСЖ, управляющее обычной панельной 9-этажкой, резонно усомнилось в соответствии утвержденного норматива реальным объемам накопления ТКО. По мнению директора этого ТСЖ Оксаны Курбатовой, при таких нормативах получается, что дом производит мусор безостановочно круглые сутки. Большинство жителей большую часть суток проводят во сне и на работе (в школах, детсадах), поэтому, сделав элементарные расчеты, Курбатова стала бороться за расчеты по реальному объему.

Поиск правового основания для спора с регоператором с трудом, но нашелся — это постановление правительства РФ от 3 июня 2016 года №505 «Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов». Данный документ позволяет потребителю платить за вывоз ТКО только по фактическому объему. Правда, для этого необходимо на контейнерной площадке организовать раздельный сбор ТКО: установить сетку для сбора пластика, определить место бумажных отходов с защитой от воды, оборудовать площадку поверенными весами и заключить договоры на вывоз данных отходов, в том числе с компанией-переработчиком. Рассортированные отходы можно либо продать, либо отдать за экономию на их транспортировке. Принятые ТСЖ меры позволили снизить ежемесячную оплату услуг регоператора со 148 до 93 тыс. рублей, сэкономив 55 тысяч.

Конечно, перейти на раздельный сбор было нелегко. Пришлось подать заявку в администрацию города, согласовать свое право на раздельный сбор отходов с регоператором, предоставив ему копии договоров на их вывоз. С первого раза преодолеть сопротивление регоператора не удалось, что вполне естественно, так как последний теряет на объемах, в том числе на оплате за вывоз воздуха. Однако со второй попытки ТСЖ добилось своего.

Кстати, екатеринбургский регоператор «Спецавтобаза», не желая терять в деньгах, обосновывал завышение тарифов грядущими инвестициями в строительство мусороперерабатывающих предприятий. Однако Курбатова вполне резонно заметила: почему потребитель должен финансировать заводы, которые будут принадлежать частным лицам и приносить им прибыль? От себя добавлю, что у бизнеса есть традиционный источник инвестиций — кредит. Именно таким инструментом пользуется наша компания — ООО «СПП ПромИндустрия» — для развития производства, не залезая в чужой карман.

Что касается описанной практики перехода на оплату фактических объемов вывоза ТКО, то ее можно перенести и в нашу республику, хотя проблем будет не меньше. Учитывая тесную аффилированность наших регоператоров с властными структурами, придется попотеть, чтобы добиться своего, ведь раздельный сбор не в их интересах.

Согласие регоператора на установку пунктов и контейнеров для раздельного сбора использованной тары и упаковки не требуется. Достаточно оформить документы в муниципалитетеФото: «БИЗНЕС Online»

НА ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СБОРЕ МОЖНО СЭКОНОМИТЬ

Гендиректор ООО «УК „ПЖКХ“» Сергей Богатов на состоявшемся в конце марта заседании штаба по работе региональных операторов в сфере обращения с ТКО обвинил меня в том, что я установил контейнеры для раздельного сбора и забираю вторичное сырье на переработку, которое, по его мнению, должно отбираться на сортировочной станции. Проблема только в том, что полноценной сортировки и уж тем более переработки у наших регоператоров нет. Им нужны объемы для перевозки, чтобы обосновать завышенные тарифы. Что потом будет с отходами, их не интересует, потому что это непрофильный для них бизнес. У нас в республике до сих пор не реализована практика хотя бы дуального сбора отходов. Все отходы, с которыми работают регоператоры, скидываются в один контейнер. На сортировочной станции много сырья для переработки из них не выберешь. Бумага, побывавшая в таком контейнере, к переработке непригодна, ей место только на свалке или в топке МСЗ. Я уж не говорю об опыте Европы: дуальный способ сортировки не очень эффективен. Но наша власть предпочитает наступать на собственные грабли, игнорируя чужой опыт.

И еще один момент касательно высказывания главы комитета по тарифам РТ Александра Груничева. «Тут есть доля правды регоператоров, потому что фактически их мусор бесплатно изымают, ставят сетки, а не организуют за деньги, как положено, пункты приема», — заявил он на том же заседании. Я готов пригласить уважаемого главу комитета по тарифам в Набережные Челны, чтобы показать ему установленные в разных частях города и принадлежащие ООО «СПП ПромИндустрия» 15 коммерческих пунктов приема вторсырья. Заодно покажу ему и перерабатывающие производства, уровень технологической оснащенности которых соответствует высоким европейским стандартам. Не все, что говорят регоператоры, является правдой.

Конечно, конфликт между регоператорами, специализирующимися на перевозке отходов, и переработчиками заложен самой концепцией реформы, в основе которой лежит принцип монополизма. Тем не менее действующее законодательство в некоторых аспектах позволяет снизить негативный эффект. В частности, законодательно установленный принцип расширенной ответственности производителя и импортеров товаров позволяет компаниям, подпадающим под данные требования, самим утилизировать свою продукцию в конце ее жизненного цикла. Такая организация может, минуя регоператора, заключить договор с уполномоченным юридическим лицом, которое возьмет на себя функцию сбора, обработки и даже переработки отходов. При этом согласие регоператора на установку пунктов и контейнеров для раздельного сбора использованной тары и упаковки не требуется. Достаточно оформить документы в муниципалитете. Это позволит производителю или импортеру сэкономить деньги на уплате экологического сбора. Именно по такому пути пошло несколько известных в России предприятий, заключив соответствующие договоры с ООО «СПП ПромИндустрия».

Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции