КАЗАНСКИЕ МОТОРОСТРОИТЕЛИ ХОТЯТ ПРИВЛЕЧЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО СТОЛИЦЫ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ДОЛГАМ АВИАКОМПАНИИ «МОСКВА»
Сегодня одно из ведущих машиностроительных предприятий Казани - КМПО публично рассказало о своих непростых бизнес-взаимоотношениях с авиакомпанией «Москва». Как утверждают в своем пресс-релизе моторостроители, «Москва» задолжала 80 млн. рублей за аренду их авиадвигателей и, похоже, этих денег увидеть им не удастся. И сейчас КМПО опасается, что долг вернуть не удастся по причине двусмысленной политики правительства Москвы в отношении своего актива. Интересно, что КМПО уже попадало в похожую ситуацию с авиакомпанией «Красэйр», конкурсное производство по которому не закончено, а долг в 100 млн. рублей казанцам до сих пор не возвращен. В ситуации разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».
ПЕРВЫЕ 40 МЛН. РУБЛЕЙ ДОЛГА
КМПО намерена через суд вернуть у авиакомпании "Москва" арендованные авиамоторы и взыскать долги по арендной плате. В распространенном сегодня пресс-релизе КМПО отмечается, что авиадвигатели НК-86, установленные на самолетах Ил-86, сегодня находятся в аренде у компании, прежнее наименование которой ОАО «Авиационная компания «Атлант Союз».
В 2008 году между ОАО «КМПО» и ОАО «Авиакомпания Москва», отмечается в пресс-релизе, был заключен договор аренды авиационных двигателей НК-86А. Перебои с оплатой начались уже тогда, к сентябрю 2009 года, когда казанцы обралитись в Арбитраж, ОАО «Авиакомпания Москва» задолжало казанцам свыше 40 млн. рублей.
Судебный процесс завершился в мае 2010 года, было заключено мировое соглашение о поэтапном погашении задолженности. Однако в ходе погашения, утверждают в КМПО, у авиакомпании снова возникли долги перед объединением уже за период с июля 2010 года. В декабре в адрес «Москвы» была направлена претензия с требованием погасить задолженность, но она осталась без ответа. Компании был вчинен новый иск на сумму 20 млн. рублей. А договор аренды был расторгнут ОАО «КМПО» в одностороннем порядке с требованием возврата двигателей в установленный договором срок — до 15 марта.
«ФОРМАЛЬНОЕ ПРИКРЫТИЕ РАСХИЩЕНИЯ ИМУЩЕСТВА»
Двигатели авиакомпания, впрочем, так и не вернула. И в результате сумма требований объединения по состоянию на 1 июня 2011 года уже превысила 80 млн. рублей. Решением Арбитражного суда г. Москвы с авиакомпании взыскано 32 млн. рублей, в том числе основной долг по арендной плате в сумме 30,6 млн. рублей Остальная задолженность за период начиная с января 2011 года и до момента возврата авиадвигателей законному владельцу, сообщается в пресс-релизе, будет предъявлена ОАО «КМПО» авиакомпании «в другом судебном процессе».
При этом на судебном заседании по иску ОАО «КМПО» об истребовании авиадвигателей, состоявшемся 1 июня, представитель авиакомпании пояснил, что «осуществить возврат авиадвигателей авиакомпания не в состоянии, поскольку для этого нет ни денежных средств, ни технической возможности» (!).
Из всего этого КМПО сделало жесткий вывод: безразличие владельцев «Москвы» «к бессмысленному росту кредиторской задолженности означает, по всей вероятности, заранее сформированную предбанкротную позицию, нацеленную на вывод активов из авиакомпании, при котором последующее введение процедуры банкротства будет являться лишь средством формального прикрытия уже состоявшегося расхищения имущества».
РОСТЕХНОЛОГИЙ КАК ИЗБРАННЫЙ КРЕДИТОР
Самое интересное, что все это происходит на фоне того, что с «особо избранными» кредиторами авиакомпания инициировала урегулирования спора мирным путем. В частности, ГК «Ростехнологии» (ее возглавляет Сергей Чемезов, близкий к премьеру РФ Владимиру Путину лоббист) требует с «Москвы» 3,65 млрд. рублей и ответчик, с удивлением констатируют представители КМПО, с готовностью идет госкорпорации навстречу. Как отмечается в пресс-релизе, данное обстоятельство «не может не вызвать подозрения в том, что один из кредиторов авиакомпании пользуется явным предпочтением с ее стороны».
С учетом сложившихся обстоятельств ОАО «КМПО» в апреле 2011 года направило обращение в генпрокуратуру РФ с просьбой провести проверку на предмет соблюдения руководством авиакомпании действующего законодательства при осуществлении своей деятельности.
ОТВЕТЧИКА БОЛЬШЕ НЕТ
Между тем, газете «БИЗНЕС Online» не удалось получить комментарии ответчика КМПО по той простой причине, что компании собственно больше не существует: телефоны не работают, официальный сайт не открывается. Авиакомпания "Москва" прекратила выполнение всех полётов и остановила операционную деятельность из-за невозможности дальнейшего финансирования с 17 января 2011 года. Об этом еще 14 января заявил первый замгендиректора авиакомпании Андрей Потоцкий.
Напомним, что бывший официальный перевозчик правительства Москвы «Атлант-Союз» переименовался в авиакомпанию «Москва» летом прошлого года – пытаясь до последнего сохранить свое лицо и спасти имидж компании. Тогда же, 26 июля 2010 года, было зарегистрировано заявление о банкротстве авиакомпании «Москва» (Атлант-Союз). Однако иск находился без движения вплоть до нового года, пока 13 января 2011 IATA (ассоциация воздушного транспорта) не объявила авиакомпанию банкротом и не было проведено экстренное совещание в Росавиации.
В декабре 2010 года гендиректор авиакомпании "Москва" Евгений Бачурин ушел в отставку. И.о. был назначен Андрей Манзелидзе, представляющий интересы авиакомпании "Ю Тэйр", которая взяла на себя обязательство по перевозке клиентов «Москвы», купивших билеты на зиму 2011 года. Парк и маршрутная сеть могут в конечном счете отойти «Ю Тэйр». Вероятно, что как раз иск Ростехнологий мог усложнить процесс продажи «Москвы» столичными властями компании «Ю тэйр», интересующейся покупкой «Москвы», если бы не мировое соглашение. Впрочем, судьбу долгов «Москвы» (от 6,5 млрд. рублей) ни вероятный покупатель («Ю тэйр), ни продавец (правительство Москвы) не комментируют до сих пор.
ТАК УЖЕ БЫЛО
В КМПО отмечают, что ситуация, складывающаяся с неплатежеспособностью ОАО «Авиакомпания Москва», аналогична ситуации с ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» (ОАО «Красэйр»), обанкротившейся в 2008 году. Решения суда по процессам, начавшимся в 2007 году, о взыскании задолженности с авиакомпании по договору аренды авиадвигателей, принадлежащих ОАО «КМПО» и составляющей около 100 млн. рублей, не исполнены до сих пор, сообщается в пресс-релизе КМПО. Казанское предприятие сейчас добивается привлечения к субсидиарной ответственности экс-генерального директора и создателя Красэйра Бориса Абрамовича, однако на судебное заседание, которое было назначено на 14 июня, он не явился.
В результате нарастания долгов в отношении ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» было введено конкурсное производство, продолжающееся до сих пор, намекают на возможное развитие ситуации с «Москвой». Из общей суммы требований кредиторов компании «Красэйр» (24 млрд. рублей) по-прежнему погашено лишь 122,5 млн. рублей (0,5% от суммы). А интересы же основной массы кредиторов на сегодняшний день остаются по-прежнему неудовлетворенными.
Газета «БИЗНЕС Online» обратилась в департамент имущества Москвы и АК «Ю тэйр» с предложением прокомментировать ситуацию, мы готовы представить их позиции по ситуации с долгами АК «Москва» перед КМПО.
Сергей Афанасьев
Комментарий
Рамис Валиев - главный юрисконсульт, начальник юридического отдела ОАО «КМПО»:
- Сейчас мы можем предъявлять претензии только к юридическому лицу – компании ОАО «Авиакомпания «Москва», которое юридически существует, хотя и прекратила свою операционную деятельность. Другое дело – претензии к тем, кто фактически сегодня владеет собственностью авиакомпании. Нам закон не позволяет перепрыгнуть процедуру банкротства «Москвы» и обратиться с претензиями, например, к департаменту имущества города Москвы. Чтобы мы имели возможность это сделать, кто-то из кредиторов, возможно, мы сами, должны инициировать процедуру конкурсного производства. Сделать это мы можем только через месяц после вступления в силу решения суда о взыскании с должника минимум 100 тысяч рублей. Произойдет это, по нашим расчетам, 15 июля. Вот уже тогда через арбитражный суд мы можем попытаться привлечь к субсидиарной ответственности акционеров «Москвы», в частности, правительство города Москвы.
Что касается авиакомпании «Ютрейд», то нам пока неизвестно, чтобы они летали на самолетах с нашими двигателями. В любом случае разрешения на это мы им не давали. Если же это произойдет (по данным федеральных СМИ "Ю Тэйр" ведет переговоры о покупке самолетов "Москвы". - Ред.), то мы, разумеется, будем предъявлять претензии и к этой авиакомпании.
Справка Авиакомпания «Москва» - зарегистрирована в г. Москва 8 июня 1993 года как авиакомпания «Атлант-Союз». 51% авиакомпании принадлежит правительству Москвы. В мае 1999 года стала официальным перевозчиком правительства г. Москвы, получив право на использование Герба г. Москвы и всех официальных символов столицы России на бортах своих воздушных судов. Самолетный парк авиакомпании «АТЛАНТ-СОЮЗ» состоял из воздушных судов Ил-86, Ил-76, Ту-154М. Воздушные суда базировались и выполняли полеты с аэропортов Внуково (пассажирские перевозки), Домодедово (грузовые перевозки). Основные направления полетов – Китай, Корея, Испания, Турция, ОАЭ, Болгария, Мальта и другие страны Европы, Азии, Африки. Занимала 11-е место в России по количеству перевезенных пассажиров, управлялась столичными властями и находилась в Шереметьево. Авиакомпания прекратила деятельность в январе 2011 года, с августа 2010 года носила название авиакомпания "Москва". ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение" основано в 1931 году. Основным направлением деятельности КМПО является серийное производство газотурбинных двигателей и оборудования на их основе для перекачки и распределения природного газа. Более 30% газотранспортных потоков в России функционируют на двигателях, изготовленных в КМПО, или более 700 газоперекачивающих агрегатов. Структура УК: 44% - ОАО "Связьинвестнефтехим", 23,3% - ЗАО "Инвест-Групп", 17,2% - ЗАО "Региональная финансовая компания". Остальная часть акций распределена между физическими лицами. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.