В Казани открылся уже XV международный кинофестиваль мусульманского кино — вновь зрителей ждут картины из Ирана, Казахстана, Малайзии и других исламских стран. В этот раз он впервые проходит весной — фестиваль сдвинули, чтобы объединить с форумом KazanSummit. О том, что возмутило программного директора КМФМК, как сидел татарский костюм на Юлии Рутберг и почему киргизское кино стремительно развивается, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
В Казани открылся уже XV международный кинофестиваль мусульманского кино — вновь зрителей ждут картины из Ирана, Казахстана, Малайзии и других исламских стран
«ФЕСТИВАЛЬ БОЛЕЕ ЧИНОВНИЧИЙ, ЧЕМ ТВОРЧЕСКИЙ»
«А там кинофестиваль тюркских народов проходит. Вон и красную дорожку постелили», — объясняет своей спутнице пассажир автобуса, проезжающего остановку «Театр им. Камала». Осведомленность казанца, хоть и немного не угадавшего с тематикой фестиваля, удивляет, ведь в этом году его хронотоп сменился. 15-й фестиваль решено было перенести на апрель, объединив с KazanSummit, показы же второй год организуют в «Ривьере», где поселили членов жюри и конкурсантов. И церемония открытия проходила не в традиционной «Пирамиде», а в Камаловском театре, который обладает меньшей вместимостью (843 кресла против пирамидовских 1130) — непонятно, куда планировалось разместить множество гостей исламского форума.
Исполнительный директор КМФМК Миляуша Айтуганова еще до начала фестиваля методично объясняла, почему смена локации — это то, чего нам всем не хватало: «Что говорили журналисты, думаю, не очень важно. Главное, что гости приехали и были довольны условиями проживания… Нужно некоторое время, чтобы к новой площадке была привычка». Гнуть свою линию она продолжила и непосредственно перед открытием — по словам Айтугановой, «Ривьера» расположена недалеко от крупных районов Казани, там прекрасные условия для просмотров фильмов, остановка ближайшая, и вообще с точки зрения логистики она проблем не видит.
Тем не менее главным событием вчерашней стартовой пресс-конференции стала не ее речь, а обличительное выступление председателя отборочной комиссии и программного директора фестиваля, известного киноведа Сергея Лаврентьева. Он попросил высказаться первым и заявил, что вся организация построена в системе координат госслужащего. «У вас всех есть каталог фестиваля. Каталоги всех фестивалей мира, за исключением вашего, начинаются с официальных приветствий руководителей, а потом в обязательном порядке идет статья программного директора фестиваля. В некоторых случаях, когда программы большие, есть и статьи кураторов данных программ. У казанского фестиваля этого нет. Более того, в каталогах всех фестивалей существуют страницы, в которых указано, кто фестиваль делал, а тут нет. Фильмы как-то сами собой прилетели и образовались!» — недоуменно сказал Лаврентьев.
Киновед сразу подчеркнул, что его замечания не связаны с личной обидой на отсутствие программной статьи (это скорее задевает не Лаврентьева, а публику фестиваля, которой без подобного маяка невозможно ориентироваться в многообразии незнакомых фамилий и названий): «Тут к фестивалю вопрос. Потому что это обозначает главную проблему фестиваля, которая заключается в том, что он более чиновничий, чем творческий. Все, что касается чиновной ситуации, прекрасно, замечательно и удивительно. Но в прошлом году меня истерзала одна египетская продюсерша, которая умоляла, чтобы конкурсанту оплатили билет на фестиваль. Но она сказала не только мне, и теперь это знают все: казанский фестиваль не оплачивает конкурсантам дорогу, если они далеко живут».
«НИКОГДА НЕ ЗАБУДУ, КАК Я В 2013 ГОДУ СМОТРЕЛ 75 ИРАНСКИХ ФИЛЬМОВ»
Далее программный директор коснулся проблемы множества заявок, которые подают как преимущество фестиваля, — например, на сайте говорится, что международная общественность проявляет все больший интерес к казанскому фестивалю. «Каждый год говорят: „У нас было 700–800–900 заявок“. С чиновничьей точки зрения это правильно — все время возрастает число заявок. Но понятно, почему так происходит: кинопрокат монополизирован Голливудом, фильмов снимается огромное количество, чтобы снять картину, достаточно маленькой камеры и членов семьи, чтобы что-то разыграть перед ними. А девать-то эти фильмы надо куда-то? Поэтому их и шлют, как говорил Кот Матроскин, куда попало», — отметил Лаврентьев.
«Вообще, на все фестивали кино отбирают — люди ездят по странам, фестивалям и производят выборку картин. Потому что из 100 фильмов, которые приходят самотеком, 95 можно сразу, не смотря картину, отправлять обратно. На Московский кинофестиваль приезжают отборщики из Венеции и Берлина и что-то там смотрят. Хотя можете себе представить, сколько приходит в Канны, Берлин и Венецию! Не 700–800–900 — 900 тысяч, наверное. И они этим не гордятся совсем. Хорошо, что в 2019 году было меньше заявок, — меньше приходилось смотреть всякого откровенного хлама. Никогда не забуду, как я в 2013-м смотрел 75 иранских фильмов. Причем официальных! Этот кошмар остался со мной на всю жизнь», — признался киновед.
Его страстная речь вряд ли была направлена против Айтугановой. Скорее Лаврентьев обратил свой крик души, накопившийся за много лет работы на фестивале, к тем самым чиновникам, которые ограничивают свободу КМФМК. При этом он признал, что их вклад нельзя недооценивать: «Надо воспеть хвалу татарстанским главным чиновникам, потому что фестиваль и зародился благодаря Минтимеру Шариповичу, и продолжается благодаря Рустаму Нургалиевичу. И это при том, что министерство культуры федеральное не дает вам ни единой копейки. Все делается на местные деньги и является свидетельством того, что люди все-таки понимают, что это нужно и создает некий престиж государства».
Дина Гарипова не постеснялась слиться с дорожкой и появилась в рубиновом кожаном пальто и остроносых ботфортах в тон, чем вызвала аплодисменты зрителей
КРАСНАЯ ДОРОЖКА: СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ ИРАДЫ АЮПОВОЙ И КРАСНЫЕ БОТФОРТЫ ДИНЫ ГАРИПОВОЙ
После такой огненной пресс-конференции хотелось, чтобы фестиваль и дальше будоражил умы, однако открытие не вполне соответствовало этой установке. Красная дорожка была слегка беспорядочной и сумбурной: имена звезд называли тогда, когда они достигали середины дорожки, и зрители, которые стояли в начале, не всегда понимали, кого они приветствуют. «Кто бы ни шел по дорожке — это участник или почетный гость фестиваля», — резонно замечал ведущий. Благодаря своему эффектному красному тотал луку среди всех гостей выделилась певица Дина Гарипова — она не постеснялась слиться с дорожкой и появилась в рубиновом кожаном пальто и остроносых ботфортах в тон, чем вызвала аплодисменты зрителей. Актер и экс-звезда MMA Олег Тактаров в голубом пиджаке выглядел расслабленным и с удовольствием давал пять всем желающим. Молодая жена Бориса Грачевского Екатерина Белоцерковская, несмотря на апрельское тепло, почему-то появилась в меховой жилетке, а вот спутница звезды суперпопулярного турецкого сериала «Великолепный век» Селима Байрактара, напротив, очень органично смотрелась в сари (после церемонии открытия даже выстроилась очередь из желающих с ней сфотографироваться). К слову, многие пришли на дорожку именно из-за турецкого актера, поэтому после его дефиле публика заметно поредела.
Скромно, как и полагается чиновнику здорового человека, появилась из такси министр культуры РТ Ирада Аюпова и так же без пафоса быстро прошла по дорожке
Скромно, как и полагается чиновнику здорового человека, появилась из такси министр культуры РТ Ирада Аюпова и так же без пафоса быстро прошла по дорожке. Более заметным было появление иностранных гостей KazanSummit из представительских официальных Mercedes форума, однако по дорожке они прошли так и не опознанные ведущими. Вообще, к концу мероприятия ведущие бросили неблагодарное дело объявления гостей, жюри и конкурсантов и просто отмечали, что их можно узнать по бейджу и элегантному внешнему виду. А реплика «то, что фестиваль проходит в Казани, хорошо, потому что ты тут видишь людей, которых видел много-много лет» и вовсе звучала как крик о помощи. В конце дорожка превратилась в место для фотографирования зевак, а ведущие поощряли прогулки по ней всех желающих: «И даже если кто-то из вас пройдет по дорожке, мы тоже будем вам аплодировать».
Без пяти минут лауреат Тукаевской премии Искандер Хайруллин вместе с известной российской актрисой Юлией Рутберг был ведущим фестиваля
НА «БАЛА БИЧ» ХОРОШАЯ ПОГОДА
На церемонии открытия кинофестиваля Айтуганова последовательно продолжила свою позицию «нам не важно, что говорили журналисты» и не выделила им дополнительных мест, предоставив право садиться на свободные. К счастью, их оказалось предостаточно, так как далеко не все гости KazanSummit все-таки доехали до концерта. Хотя церемония, к слову, на этот раз оказалась компактнее и лаконичнее предыдущих — видимо, организаторы прислушались к жалобам на невыносимость четырехчасового представления и сократили действо до 1 часа 40 минут.
Началась церемония открытия с объявления номинаций и демонстрации статуэток для лауреатов. Торжественная музыка, богато украшенные татарские костюмы, красивые девушки — казалось, все выполнено в лучших традициях республиканского мероприятия, если бы не одно но: озвучивалось это только на русском и английском языках. В красочном каталоге кинофестиваля, раскритикованном Лаврентьевым, та же ситуация: ни слова по-татарски, словно его создание отдали на аутсорс столичной фирме, не очень разбирающейся в региональных тонкостях. Вот кому впору получить шуточную премию «Тяжело с татарским» от акции «Мин татарча сойлэшэм»!
Татарская речь на церемонии открытия впервые зазвучала только из уст актера театра им. Камала, без пяти минут лауреата Тукаевской премии Искандера Хайруллина, который вместе с известной российской актрисой Юлией Рутберг был ведущим фестиваля. Она вышла в национальном татарском костюме, который выглядел на ней эффектно, хотя и был чуть великоват: «Я ни разу в жизни не была в таком платье. Как мне сказали: бич бала или бала бич… В общем, кто-то богатый». Видимо, имеется в виду выражение «бай бичә» — так называли жену богатого татарина.
Василь Шайхразиев: «Сочетание бизнеса и культуры через кино нам кажется очень к месту, особенно сегодня, когда мы говорим, что культура требует определенного финансирования»
Открытие кинофестиваля значилось в плане президента РТ Рустама Минниханова, однако он там так и не появился, предоставив возможность показать чиновничью сторону фестиваля вице-премьеру РТ Василю Шайхразиеву. Он вслед за Айтугановой пустился объяснять, почему перенос фестиваля — дело благое: «Мы решили в этом году два серьезных международных мероприятия постараться объединить и провести в одни даты. Сегодня очень большое количество делегатов исламского мира находятся в республике, и у нас есть уникальная возможность представить им самые лучшие работы мусульманского кино. Сочетание бизнеса и культуры через кино нам кажется очень к месту, особенно сегодня, когда мы говорим, что культура требует определенного финансирования — и не только со стороны государства и общественных организаций, но и в том числе бизнеса. Уверены, что первый опыт даст положительные результаты и на следующий год мы поймем, что это решение было нужным и эффективным». Далее вице-премьер пустился рассуждать о погоде: «Даже сегодняшняя погода так прекрасна и великолепна, как будто все сошлось вместе, чтобы поприветствовать участников и делегатов этих двух международных мероприятий исламского мира».
На церемонии плели кружево из переодевающегося для разных номеров Госансамбля песни и танца РТ, Государственного камерного хора РТ, Дины Гариповой с песней о любви к родной земле и соло на рояле Рокаса Зубоваса
НЕВЕСТА ДЛЯ ТУРЕЦКОГО «ЕВНУХА» И ШЕСТИДЕСЯТНИКИ ПРОТИВ МАНКУРТОВ
После этого на церемонии плели кружево из переодевающегося для разных номеров Госансамбля песни и танца РТ, Государственного камерного хора РТ под управлением Миляуши Таминдаровой, Дины Гариповой с песней о любви к родной земле и соло на рояле литовского музыканта Рокаса Зубоваса. Пианист оказался на фестивале не случайно — в фильме «Письма Софии», который будет представлен на спецпоказ, он сыграл своего прадедушку, известного литовского художника и композитора Микалоюса Чюрлёниса. После выступления он на чистейшем русском призвал всех зрителей посмотреть фильм, потому что музыка Чюрлёниса — «это сокровища литовской души».
Неожиданно настоящий фурор произвело выступление знаменитой актрисы Ларисы Удовиченко, которая появилась в пышном нежно-розовом платье фасона «принцесса». Многие посчитают его неподходящим для женщины в возрасте, однако оно, наоборот, придавало актрисе легкости и изящности, что только доказывает: эйджизм в моде и стиле неактуален. «Я так спешила с гастролей сесть в поезд, что забыла платье. Я приехала утром и сказала: „Боже, я забыла платье, оно так и осталось висеть в чехле!“. На что мне ответили: „Есть такая дизайнер у нас, Лейсан Хазиева, она тебе даст платье“. И она принесла наряд, а я говорю: „Это платье невесты!“ Но, может, оно будет в руку, и я уйду со сцены уже с какими-то наметками… Вот этот турецкий актер…» — лукаво посмотрела в зал Удовиченко, вызвав волну смеха у зрителей. «Я помню его по „Великолепному веку“, он играл евнуха в гареме. Такие хитрые глаза! Мне он очень нравился в фильме, но сейчас он вышел другой», — добавила, вздохнув, актриса. А после ее выступления в лучших традициях романтических комедий на сцену выбежал Байрактар, преклонил перед ней колено и поцеловал руку — со сцены они спускались уже вдвоем под умиленные возгласы публики, довольной неожиданным трогательным шоу.
Неожиданно настоящий фурор произвело выступление знаменитой актрисы Ларисы Удовиченко, которая появилась в пышном нежно-розовом платье фасона «принцесса»
Другим запоминающимся моментом церемонии открытия стала речь Рутберг, которая прочитала пламенный монолог о важности памяти и чести. «Это действительно очень здорово, когда образуются такие мощнейшие очаги, куда слетается столько птиц со всего мира. Я потрясена. Но, мне кажется, память — это то, что объединяет все религии. Только те люди, которые сохраняют память о своих учителях, о предках, о тех, кто дал из рук в руки культуру нам, смогут идти дальше, и мы будем надеяться, что наши дети и внуки будут не манкуртами, а мыслящими существами», — сказала актриса (интересно, намеренно ли она сделала отсылку к идущему в театре им. Камала спектаклю по роману Чингиза Айтматова?). «И то, что в линейке этого фестиваля есть страничка памяти и Эльдара Рязанова, и Станислава Говорухина, и то, что мы можем вспомнить Георгия Данелию и Марлена Мартыновича Хуциева, и то, что не стало Сергея Юрского и не только русских актеров, а очень много людей поколения шестидесятников: и врачей, и художников, и связанных с космосом, и спортсменов… Это было удивительное поколение, поколение моих родителей, я его хорошо знаю. Это были последние романтики, бессребреники, те люди, для которых идея и смысл происходящего были гораздо важнее суммы прописью. Когда образование и умение мыслить были гораздо ценнее, чем золотая монета. Порядочность, умение служить, понимание того, что такое честь, достоинство... Это были чудесные люди, которые в какой-то момент стали атлантами и креативили, они взяли небо нашей земли и держали. Нас с вами очень обманули, когда сказали, что незаменимых нет. Это неправда — незаменимые есть. И то, что так меняется воздух на Земле, эти озоновые дыры, — результат ухода из жизни наших с вами незаменимых людей любой профессии. И поэтому небо стало падать на наши плечи, на наше поколение. И уверяю вас, поскольку мы плоть от плоти и кровь от крови, мне кажется, что в нашем поколении тоже есть умницы, красавицы, умники, люди, которые могут идти дальше, генерируют идеи и знают, что такое честь мундира», — оптимистично завершила монолог Рутберг.
В рамках национального конкурса можно будет воочию оценить, чем занимаются татарстанские кинематографисты и стоит ли им вообще это делать
«ЖАБА» ИЗ БОСНИИ И НЕПОКОРНЫЕ КИРГИЗЫ
Также на открытии КМФМК показали первые эксклюзивные кадры сериала «Зулейха открывает глаза» по роману Гузель Яхиной с Чулпан Хаматовой в главной роли. В четырехминутный трейлер попали эпизоды со съемок в Казани на территории улицы Кремлевской и в Лаишевском районе, где было построено спецпоселение Семрук, а также, кроме Хаматовой, засветились актеры Сергей Маковецкий, Юлия Пересильд, Роман Мадянов, Александр Баширов, Искандер Хайруллин. Съемки сериала завершились 26 февраля, сейчас его монтируют, а позже отдадут в эфир телеканала «Россия-1».
Конечно, торжественные открытия — это хорошо, но что смотреть зрителю, который в условиях отсутствия статьи программного директора может затеряться в обилии незнакомых фамилий? Лаврентьев уклоняется от прямого ответа на этот вопрос, чтобы не обидеть неназванных режиссеров: «Кино — главное на кинофестивале, пришли — смотрите всё». Однако он отмечает боснийскую картину «Жаба» Элмира Юкича — Босния и Герцеговина впервые представлены на кинофестивале. Стоит внимания и лента Семиха Капланоглу «Зерно», и короткометражка из Непала «Яркая луна», а также работы казахстанских и кыргызстанских кинематографистов, за которыми Лаврентьев регулярно следит. На фестивале они будут представлены лентами «Песнь древа» Айбека Дайырбекова, «Асан» и «Наследие предков» Берика Жаханова, «Кумайык» Айзууры Иманалиева, «Учитель» Ибадыллы Аджибаева, «Тренинг личностного роста» Фархата Шарипова, «Мунабия» Таалайбека Кулмендеева.
Также киновед упомянул «мощно сделанную» картину сопродукции Кении и Германии «Супа Модо», совместный фильм Мозамбика и Германии «Мабата Бата». По словам Айтугановой, все 10 фильмов программы «Россия — исламский мир» достойны внимания, а среди них также есть картины из Йемена, Малайзии, Судана. В рамках национального конкурса можно будет воочию оценить, чем занимаются татарстанские кинематографисты и стоит ли им вообще это делать. Кроме того, в параллельной программе — дни корейского, сербского и тунисского кино, ретроспективы фильмов Эльдара Рязанова и Станислава Говорухина.
Серик Апрымов: «Чиновник начинает формировать тенденцию, и каждый раз приходит новый чиновник — а что он может сделать? Он полагается на свой вкус, поэтому казахское кино деградирует»
На пресс-конференции между Лаврентьевым и председателем жюри, режиссером Сериком Апрымовым, возникла дискуссия о казахском и киргизском кино. В ответ на реплику киноведа о том, что первое сейчас уступает последнему, Апрымов подтвердил и рассказал любопытную историю о различиях соседних народов: «Недавно мне один киргизский режиссер рассказал, что в прошлом году его вызвал министр, чтобы наградить медалью и орденом. Он их получил, поблагодарил, выбросил в мусорку и ушел, сказав: „Мне этого не надо“. Потом помощник министра позвонил ему и спросил, почему тот выбросил награды. И режиссер ответил: „А мне это не нужно, лучше запустите в производство мой фильм“. То есть киргизы могут так разговаривать с чиновниками и министрами, а казахи — нет, они просто ложатся под ноги. Чиновник начинает формировать тенденцию, и каждый раз приходит новый чиновник — а что он может сделать? Он полагается на свой вкус, поэтому казахское кино деградирует». Думается, что подобное суждение будет справедливым не только для казахского кино.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.