30 апреля совет директоров принял решение «досрочно прекратить полномочия» Лутфуллы Шафигуллина (слева). С сегодняшнего дня он покидает кресло, которое занимал без малого 13 лет 30 апреля совет директоров принял решение «досрочно прекратить полномочия» Лутфуллы Шафигуллина (слева). С сегодняшнего дня он покидает кресло, которое занимал без малого 13 лет Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОСЛЕДНИЙ ПАРАД ШАФИГУЛЛИНА

26 апреля «Таттелеком» провел довольно странное годовое общее собрание акционеров, на которое компания, вопреки обыкновению, не позвала СМИ. Все уже были в курсе, что Лутфулла Шафигуллин вот-вот покинет пост гендиректора, но участники старательно делали вид, что все идет своим чередом. Шафигуллин выступил с отчетным докладом. Казалось бы, тут бы ему и вручить цветы, орден и под аплодисменты проводить на пенсию — 14 мая Лутфулле Нурисламовичу исполняется 64 года. Но нет. 

«Акционеры могут быть уверены, что компания управляется одной из лучших команд в отрасли, обладающей глубоким пониманием как телекоммуникационного сектора, так и особенностей татарстанского рынка», — сказано в приветствии от имени председателя совета директоров, гендиректора «Связьинвестнефтехима» Валерия Сорокина (СИНХу принадлежит 87,2% акций компании, еще 3,5% — у «Ак Барс Холдинга»).  

Собрание было в пятницу, а уже во вторник, 30 апреля, совет директоров принял решение «досрочно прекратить полномочия» Шафигуллина. С сегодняшнего дня он покидает кресло, которое занимал без малого 13 лет.

Впрочем, по некоторым данным, кабинет в трехэтажном офисе на улице Ершова у него будет — Шафигуллин сменит Сорокина в качестве председателя совета директоров. Кроме того, у Лутфуллы Нурисламовича остается депутатский мандат в Госсовете РТ, который он, как говорят, намерен сохранить и после осенних выборов. В самой компании в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» не исключили даже, что он займет пост руководителя какого-либо из профильных комитетов или даже станет вице-спикером.  

А возглавит «Таттелеком», как уже сообщал «БИЗНЕС Online», 47-летний помощник президента РТ, председатель совета республиканского фонда поддержки (РФП) Айрат Нурутдинов. С завтрашнего дня он покинет и аппарат президента, и РФП, чтобы возглавить государственную телекоммуникационную компанию.

Возглавит «Таттелеком», как уже сообщал «БИЗНЕС Online», 47-летний помощник президента РТ, председатель совета «Республиканского фонда поддержки» Айрат Нурутдинов Возглавит «Таттелеком» 47-летний помощник президента РТ, председатель совета республиканского фонда поддержки Айрат Нурутдинов Фото: «БИЗНЕС Online»

«КРАСНЫЙ ГЕНЕРАЛ» В ЭПОХУ «БОЛЬШОЙ ТРОЙКИ»

В прошлом году «Таттелеком» отметил две свои круглые даты — 130-летие отрасли связи в Татарстане и 20-летие самой компании с нынешним названием. В 1998 году на базе структурного подразделения минсвязи РТ «Казанская междугородная телефонно-телеграфная станция» было создано ГУП УЭС «Таттелеком», которое в 2003 году было акционировано и стало ПАО. В нем республика собрала все свои телекоммуникационные активы. Важной вехой стало присоединение в 2006 году ОАО «Казанская городская телефонная сеть».

Возглавив «Таттелеком» как раз в этот момент, на завершающем этапе консолидации Лутфулла Нурисламович быстро навел порядок, создал сильную вертикаль управления. Говоря о его ключевых качествах, наши собеседники в первую очередь отмечают военную закалку — все-таки 16 лет службы в армии даром не прошли.

В тот момент «Таттелеком» представлял из себя классическую естественную монополию наподобие РЖД или «Метроэлектротранса». Базовым активом предприятия были и остаются подземные коммуникации, которые строились те самые 130 лет. Даже сейчас, когда операторы «большой четверки» («Ростелеком», «Вымпелком», МТС и «МегаФон»), а также «Эр-Телеком» протянули свои кабели, без аренды каналов «Таттелекома» они обойтись не могут.

На этой базе «Таттелеком» выстроил бизнес по проводной телефонии, ТВ и интернету, затем создал и сотового оператора «Летай», а сейчас экспериментирует с сетью интернета вещей, IoT по технологии LoRaWAN, подступается к 5G.

Шафигуллин беспрекословно выполнял задачи, поставленные акционером, то есть правительством, решая при этом не только чисто коммерческие задачи. Например, «Таттелеком» в убыток себе прокладывает сети в малонаселенные пункты татарстанской глубинки, куда «большая четверка» не идет из-за нерентабельности. В его кабельных сетях находят приют местные телекомпании, которых не жалуют федеральные операторы. Не говоря уже о спонсорстве баскетбольного клуба «Казаночка» и прочей благотворительности — в январе прошлого года сам президент РФ Владимир Путин, приехав в Казань, пригласил Шафигуллина к себе рассказать о пяти построенных музеях, 17 восстановленных мусульманских и православных сельских кладбищах, пяти мечетях и храме Петра и Павла в Арском районе.

«Я не думаю, что найдется хоть кто-то в республике, который скажет, что Лутфулла Нурисламович сделал что-то неправильно. Конечно, он человек военный, может быть, не совсем с рыночным подходом, но с точки зрения управления пятитысячным коллективом он один из лучших директоров», — говорит наш собеседник в отрасли связи.

К назначению же Нурутдинова пока относятся неоднозначно. «Айрат Рафкатович — человек очень аналитичный, очень научный и практичный, он как раз-таки хорошо спланирует, потом пойдет делать», — надеется один из источников. «Сомнительное назначение государственного чиновника руководителем оператора связи, — говорит другой. — Можно быть хорошим госслужащим, но бизнес — это другое. У меня нет на памяти успешных примеров. Раньше ты выполнял поручения президента, а здесь нет поручений президента. Тут рынок».

Впрочем, следует уточнить, что Шафигуллин до прихода в «Таттелеком» был таким же чиновником. Более того, интересное совпадение: и он, и Нурутдинов в свое время занимали пост первого заместителя министра земельных и имущественных отношений. Шафигуллин — с 2001 по 2006 год, а будущий помощник президента РТ — с 2009 по 2012 год.

Заметим, правда, что у Шафигуллина первое образование — по специальности «военный строитель» (Камышинское высшее военное строительно-командное училище), а Нурутдинов — выпускник КГУ по специальности «радиофизика и электроника». Можно вспомнить и пример нынешнего гендиректора «Ростелекома» Михаила Осеевского, который по образованию инженер-электрофизик, но большую часть карьеры был финансистом или чиновником (с 2003 по 2011 год — вице-губернатор Санкт-Петербурга).

Если судить чисто по формальным показателям, то кресло директора «Таттелекома» — синекура, бизнес процветает. По данным CNews Telecom, в 2018 году организация занимала 15-ю позицию в рейтинге самых крупных телекоммуникационных компаний России. Согласно отчету, в 2018 году «Таттелеком» получил 8,3 млрд рублей выручки и чистую прибыль в 805,2 млн рублей. Эту планку компания виртуозно удерживает из года в год. При этом чистый долг фирмы на конец 2018-го не так велик — 2,3 млрд рублей.

Согласно годовому отчету, «Таттелеком» занимает 78,2% рынка проводной связи Татарстана по числу абонентов: услугами организации пользуется 450 тыс. домохозяйств. Сотовый оператор «Летай», запущенный в 2013 году, набрал более 700 тыс. абонентов. В компании работают 5,4 тыс. человек. В 2018 году «Таттелеком» заплатил в бюджеты всех уровней 1,7 млрд рублей.

Однако, пообщавшись с экспертами отрасли, мы обнаружили, что мнения о перспективах «Таттелекома» отнюдь не столь радужны, а перед Нурутдиновым стоят серьезные вызовы.

По данным CNews Telecom, в 2018 году компания занимала 15-ю позицию в рейтинге самых крупных телекоммуникационных компаний России По данным CNews Telecom, в 2018 году «Таттелеком» занимал 15-ю позицию в рейтинге самых крупных телекоммуникационных компаний России Фото: «БИЗНЕС Online»

ВЫЗОВ №1. ПРОДАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ

Первый вопрос, который встает перед акционером и перед новым топ-менеджером, глобальный: а нужен ли «Таттелеком» республике в том виде, в котором он сейчас существует?

Было время, когда федеральных игроков в Татарстане сдерживали, в том числе и административным ресурсом, но в 2003 году ТАИФ продал своего любовно выпестованного сотового оператора «Сантел» МТС. Тогда это казалось чуть ли не сдачей без боя «телекоммуникационного суверенитета». На что в компании резонно отвечали: сотовую сеть в карман никто не положит и в Москву не унесет.

Неоднократно обсуждалась и перспектива продажи «Таттелекома». Сначала его хотел прибрать к рукам тот же ТАИФ, а потом не прочь был встроить в себя и «Ростелеком». Для федеральной госкомпании это было бы более логичным и «вкусным» приобретением, нежели совершенная в 2010 году покупка частных ЗАО «Телесет» и ОАО «ТНПКО», представленных в основном в Казани, но власти республики предпочли ни пяди земли не сдавать. 

В итоге «Таттелеком» остался своего рода реликтом эпохи региональных телекоммуникационных компаний. Есть только он и уральский «Мотив», который работает, правда, не в одном, а в четырех регионах УРФО. Есть и исключения, подтверждающие правило, — «Вайнах Телеком» в Чечне или Win Mobile в Крыму.

Так надо ли продавать? Здесь мнения экспертов расходятся. С одной стороны, можно и дальше эксплуатировать историческую монополию. Пронизать районы Татарстана кабелями второй раз уже никто не рискнет. Но с проводной «монополией» тоже все непросто. Как ее ни оберегали (вспомним знаменитую кампанию по переводу подвесных линий связи под землю), значимость этого направления падает. Стационарные телефоны все еще приносят «Таттелекому» 2,1 млрд рублей ежегодно, но только за два года этот показатель упал на 22%. Услуги по пропуску трафика сторонних операторов приносят 323 млн рублей (падение за два года на 13%). А в том, что касается «последней мили» проводного интернета, то есть внутридомовых сетей, никакой монополии нет и в помине — царит острая конкуренция.   

При этом очень велик риск технологического отставания от «большой четверки». Все-таки эффекта масштаба никто не отменял. На консолидацию рынка явно нацелены и федеральные власти, которым проще контролировать отрасль через гигантов — один только «пакет Яровой» чего стоит. А ведь никто не знает, какой росчерк пера последует завтра. Если ничего не делать, компания может отстать от жизни и превратиться в чемодан без ручки — с 5 тыс. работников, которых непонятно куда девать.  

Впрочем, есть мнение, что удачный момент для продажи уже ушел, так что наилучший выход для «Таттелекома» на сегодняшний день — продолжать борьбу, трансформируясь по ходу, входя в какие-то альянсы. А если и продаваться, то только после глубокого переформатирования. «Есть вероятность продаться либо Ак Барс Банку, либо „Татнефти“, либо ТАИФу, кому нужен такой актив, — рассуждает наш источник. — Но есть много механик, как можно капитализировать свою инфраструктуру через механизм распределения прибыли. Можно работать с операторами, либо опять же с банками, либо со страховыми компаниями».

В 2012 году республика, продав «Сантел», вошла в реку во второй раз — «Таттелеком» создал своего мобильного оператора под зонтичным брендом «Летай» В 2012 году республика, продав «Сантел», вошла в реку во второй раз — «Таттелеком» создал своего мобильного оператора под зонтичным брендом «Летай» Фото: tatarstan.ru

ВЫЗОВ №2. НУЖЕН ЛИ СВОЙ МОБИЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР?

В 2012 году республика, продав «Сантел», вошла в реку во второй раз — «Таттелеком» создал своего мобильного оператора под зонтичным брендом «Летай», но — важный нюанс — поначалу он был виртуальным.

«„Таттелеком“ будет использовать не только свою, но и чужую, готовую, инфраструктуру другой компании. Это позволит нам исключить громадные капиталовложения, необходимые для построения и поддержания сотовой сети. Значит, наше предложение будет конкурентоспособным по цене», — объяснял логику сам Шафигуллин.    

Но в 2013 году компания поступила с точностью до наоборот и выкупила ЗАО «Смартс-Казань». На этом траты только начались. За 6 лет в сотовый бизнес были инвестированы миллиарды рублей (точная сумма нигде не называлась).

В 2018-м проект должен был выйти на безубыточность, но до сих пор приносит гигантские потери. В 2017 году «дочка» «Таттелекома», ООО «ТМТ», развивающая мобильного оператора, отчиталась о выручке в 621 млн рублей и 711 млн рублей убытков, в 2016 году убыток был 663 млн, в 2015-м — 299 млн (самый лучший результат), в 2014-м — 749 млн рублей. За 2018 год, согласно отчетности по МСФО, выручка составила 1,16 млрд рублей, а валовые убытки — 475,5 млн рублей. Чистый убыток не приводится, но с учетом выплаты процентов по долгам он, вероятно, будет еще больше.

Рывок по выручке на 87%, конечно, впечатляет, но хочется спросить: где деньги, Зин? ТМТ продолжает строить базовые станции (на инвестиции в 2018 году потребовалось 415 млн рублей), при этом перспектива их окупаемости сомнительна. Жесткая конкуренция заставляет держать низкие тарифы. При этом, в отличие от «большой четверки», у «Таттелекома» нет своего роуминга, за него приходится платить ей звонкой монетой.

Компания гордится абонентской базой в 712 тыс. человек и планирует увеличить ее до 1 млн, или 15% рынка Татарстана. Но наши собеседники относятся к этой цифре весьма скептически: по разным оценкам, «живых» из них — от 300 до 450–500 тыс., еще вопрос, люди ли это или какие-нибудь охранные сигнализации. Настораживает ключевой для отрасли показатель ARPU (выручка на одного абонента), который за 2018 год составляет, по грубому подсчету, 169 рублей с сим-карты в месяц, что почти вдвое ниже среднего для рынка показателя.  

Есть мнение, что лучше бы «Таттелеком» оставался виртуальным мобильным оператором, зарабатывая на кросс-продажах своим абонентам фиксированной связи и интернета. Но теперь миллиарды вложены. Что с этим делать, мириться ли с убытками дальше, непонятно.

А на горизонте — новое поколение беспроводной связи 5G. Сама технология предполагает на порядок больше станций и затрат. На федеральном уровне рассматривается три сценария. В первом варианте каждый оператор строит сеть сам, на 15 городов-миллионников понадобится 163 млрд рублей. Второй вариант — часть инфраструктуры используется совместно. Тогда надо 114 млрд рублей. Третий вариант — «большая четверка» создает единого оператора, которому понабится всего 73 млрд рублей. Как сюда впишется «Таттелеком», который, похоже, настроился выстроить сеть самостоятельно, большой вопрос.

На горизонте новое поколение беспроводной связи 5G. Сама технология предполагает на порядок больше станций и затрат На горизонте новое поколение беспроводной связи 5G. Сама технология предполагает на порядок больше станций и затрат Фото: ©Яков Андреев, РИА «Новости»

ВЫЗОВ №3: РАЗДУТЫЙ ШТАТ

В «Таттелекоме», как уже было сказано, работают 5,4 тыс. человек. При этом средняя зарплата, указанная в отчете за 2018 год, составляет 35 тыс. рублей, что довольно скромно для компании, которая относит себя к сфере высоких технологий. 

«Они объективно столкнутся с необходимостью оптимизации персонала», — констатирует в разговоре с нами один из участников отрасли. В штате татарстанского филиала одного из оператора «большой четверки» в разы меньше персонала, чем в «Таттелекоме», а финансовые показатели в разы выше, знает другой спикер.

Здесь же встает вопрос квалификации. Два наших источника уверяют, что у «Таттелекома» крепкая профессиональная команда, но в основном в части связистов. Чем новее и сложнее специализация, тем меньше собственных компетенций. Один из наших источников удивляется, что, к примеру, обслуживание маршрутизаторов у компании отдано на аутсорс в Москву — по его мнению, такого уровня специалисты должны быть собственные. Впрочем, другой источник на рынке говорит, что это нормально и для «большой четверки» — аутсорс выгоден и используется всеми.

Сокращение штата всегда было болезненным вопросом для Шафигуллина, говорит знакомый с ситуацией источник: чувствуя социальную ответственность за людей в районах, Лутфулла Нуруллович не хотел запускать масштабных увольнений. Но если компания желает идти на рыночный уровень, то непопулярных мер не избежать. Авось и зарплату специалистам поднять удастся. Начать наши собеседники советуют, к слову, с избыточной массы управленцев.

«Задел есть, но все-таки успеть за прорывами даже местных конкурентов «Таттелекому» уже трудно» «Задел есть, но все-таки успеть за прорывами даже местных конкурентов «Таттелекому» уже трудно» Фото: Егор Алеев/ITAR-TASS

ВЫЗОВ №4: КАК СТАТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПАНИЕЙ?

Лучше бы «Таттелеком» на миллиарды, потраченные на мобильного оператора, купил себе «Барс Груп» или ICL, говорит один из наших собеседников. Рынок IT-услуг самый растущий в сегменте связи, неспроста и «большая четверка», и банки бросились продавать в своих приложениях онлайн-игры, облачные сервисы и самый разнообразный контент. Государство, в том числе правительство Татарстана, тратит миллиарды рублей на программные продукты — и сейчас этот пирог достается частным компаниям, быстрее набравшим интеллектуальный капитал.

Нельзя сказать, что «Таттелеком» совсем не обращает на новые IT-сервисы внимания. Компания предлагает и интернет вещей, и виртуальный сервер, т. е. хранение на ЦОД, и М2М (machine-to-machine, связь между машинами), и облачное видеонаблюдение для офисов и парковок, есть сервисы для домочадцев — «Безопасный двор», домашнее видеонаблюдение.

Словом, задел есть, но все-таки успеть за прорывами даже местных конкурентов «Таттелекому» уже трудно. Как минимум, говорит наш источник, компании связи неплохо бы иметь собственный полноценный ЦОД, который (в серьезном варианте) обойдется примерно в 2–3 млрд рублей. При этом данные услуги надо продвигать — тот небольшой ЦОД, который есть сейчас, загружен всего наполовину.

ВЫЗОВ №5: ЗАЧЕМ «ТАТТЕЛЕКОМУ» LORAWAN?

Технологии развиваются так быстро, что порой их выбор для инвестирования напоминает скачки — велик риск поставить не на ту лошадь. Кто теперь вспомнит, например, про технологию связи 4G WiMax, которую «Таттелеком» усиленно развивал некоторое время, пока не победил стандарт LTE?     

Сейчас наряду с мобильным оператором, как видно из годового отчета, предмет особой гордости «Таттелекома» — это сеть IoT. В качестве пилотной выбрана технология LoRaWAN — первые участки сети развернуты в ЖК «Казань XXI век», «Светлая долина», «Тулпар», а также Иннополисе и Буинске, где она используется для умного дома. «Таттелеком» подключил и энергетиков, установив Сетевой компании 1,4 тыс. телеметрических устройств.  

Впрочем, как говорят в отрасли, это неоднозначное решение. Хотя серьезных вложений данная сеть не требует, она пока очень мало распространена в России. Существует масса технологий для развития интернета вещей, и не факт, что именно LoRaWAN выживет. Вполне вероятно, что умные счетчики будут работать на привычных Bluetooth, Wi-Fi или на ZigBee, WirelessHart, MiWi. «Спорно, что технология „выстрелит“. Хайповая тема, но не факт, что это правильное решение», — говорит наш собеседник.

Есть и другой момент: пока что LoRaWAN работает на свободных бесплатных частотах, но в любой момент государство может продать их на торгах, либо отдать своему оператору, либо как минимум монетизировать. «Пока что на „Лоре“ никто не зарабатывает», — констатирует наш собеседник, подчеркивая, что и в будущем окупаемость технологии сомнительна.

Но есть и горячие сторонники решения «Таттелекома». «Перспективно в целом развивать интернет вещей, неважно, на какой технологии», — говорит наш собеседник в Татарстане. «Данный рынок в ближайшие 3–5 лет будет расти в геометрической прогрессии, и здесь не так важно, федеральный это игрок или нет. Вряд ли „Таттелеком“ сможет конкурировать с игроками „большой четверки“ по числу абонентов беспроводной связи, но на рынке интернета вещей компания сможет достичь гораздо больший процент доли на рынке и хорошо преуспевать», — уверен глава исследовательского агентства Telecom Daily Денис Кусков.

Таттелеком — это Ростелеком в миниатюре, единодушно заявляют нам участники отрасли «Таттелеком» — это «Ростелеком» в миниатюре, единодушно заявляют нам участники отрасли Фото: ©Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

ВЫЗОВ №6: ОГЛЯДЫВАТЬСЯ ЛИ НА «РОСТЕЛЕКОМ»?

«Таттелеком» — это «Ростелеком» в миниатюре, единодушно заявляют нам участники отрасли. И исторически, и инфраструктурно компании одинаковы — с той лишь разницей, что «Ростелеком» рванул завоевывать рынок и догонять «большую тройку», превратив ее в «четверку», а «Таттелеком» остался на месте. Сотовый оператор Tele2 агрессивным демпингом завоевал клиентуру, а теперь «Ростелеком» предлагает и умный дом, и облачное хранение, и сервисы для геймеров, и даже онлайн-курсы для школьников — за 199 рублей в месяц. Завоеван рынок ЦОДов. Поймала компания и госзаказы — разрабатывает проекты для электронного правительства, делает государственную единую облачную платформу, цифрует министерства и ведомства. Выходит, и госкомпания может преуспеть на высококонкурентном рынке?

«Ростелеком» осознает, что от «трубы» (этот термин так и прописан в стратегии компании на 2018–2022 годы) и премиум-телеком-оператора ему нужно попасть в категорию создателя цифровой экосистемы. Более того, «Ростелеком» имеет четкий план, как это сделать. Помимо модернизации сетей, компания хочет обращать внимание на партнерские платформы и обязательно на человеческий ресурс. «Ростелеком» хочет пронизать «цифрой» такие сферы жизни, как образование, медицина, развлечения, финансы и страхование, заниматься искусственным интеллектом и биометрией.

Ориентироваться ли «Таттелекому» на «Ростелеком»? Есть мнение, что в первую очередь. Другой же собеседник говорит, что необязательно: во многом у «Таттелекома» положение легче, чем у «Ростелекома», да и рентабельность выше; на татарстанском уровне он меньше подвержен контролю надзорных органов, да и акционеры не особо требовательны. Так что его путь может быть и другим. «Опыт лучше перенимать у операторов „большой тройки“», — уверен он.

ВЫЗОВ №7: МАРКЕТИНГ НЕ «ЛЕТАЕТ»?

Среди наших собеседников есть мнение, что на маркетинг и продвижение «Таттелеком» тратит чуть ли не больше, чем другие сотовые операторы в Татарстане. Рекламу компании и ее продуктов можно увидеть и на наружных щитах, и в автобусах, и в лифтах. Стойки продаж сим-карт «Летай» стоят в торговых центрах Казани. Но здесь, говорят наши источники, есть над чем поработать.

Например, традиционно львиная доля рекламного бюджета «Таттелекома» идет на местные телеканалы — «Эфир», ТНВ, «Татарстан-24». Эти способы продвижения, может, и были актуальны еще несколько лет назад, но для нового поколения потребителей гораздо значимее интернет.

Что касается зонтичной торговой марки «Летай», то ее появление в 2007 году было прогрессивным шагом. Но создать бренд, сопоставимый по силе на территории Татарстана с МТС, «Билайн» или совсем свежим Tele2, все-таки не удалось, хотя возможности были. Конкурировать на этом поле с изощренными федеральными игроками крайне сложно. 

Мобильное приложение «Летай» в AppStore оценено в 2 балла из 5, «Летай ТВ» — в 2 балла из 5, Таттелеком ТВ — 3 из 5 Мобильное приложение «Летай» в AppStore оценено в 2 балла из 5, «Летай ТВ» — в 2 балла из 5, «Таттелеком ТВ» — 3 из 5 Фото: «БИЗНЕС Online»

ВЫЗОВ №8: КЛИЕНТСКИЙ СЕРВИС

Мобильное приложение «Летай» в AppStore оценено в 2 балла из 5, «Летай ТВ» — в 2 балла из 5, «Таттелеком ТВ» — 3 из 5. «После обновления не могу управлять своими номерами! Позор!» — пишут пользователи в отзывах. «После последнего обновления невозможно войти в кабинет. Стыд и позор», «Не работает половина функций», «Убогий интерфейс», — это еще самые добрые реплики. Для сравнения: приложения «Билайн», МТС, Tele2 оценены как минимум на четверочку, а на каждый гневный отклик приходится вежливый ответ разработчика.

Недостатки мобильного приложения в разговоре с нами отметили и собеседники из отрасли. Есть вопросы к набору онлайн-услуг: варьированию тарифов, оплате и прочим привычным функциям, интерфейс не очень дружелюбный. Причем, по словам нашего источника, приличная разработка мобильного приложения стоит копейки — всего 1,5–3 млн рублей. «Можно, конечно, докрутить его и до уровня Сбербанка, по желанию, но тогда это десятки миллионов», — рассуждает он. При любом раскладе и эта сумма — мизер по сравнению с доходами «Таттелекома». Было бы желание.

ВЫЗОВ №9: BIG DATA И АНАЛИЗ ДАННЫХ

Упущенные возможности — использование big data, которые называют «новой нефтью». У «Таттелекома» есть огромные возможности в сфере анализа собственной клиентуры.

Обладая приличной абонентской базой, «Таттелеком» может изучать и структурировать данные жителей Татарстана: их средний чек, запросы, привычки и прочие интересы. Крупные игроки, те же сотовые операторы или Сбербанк, собирают огромное количество данных о клиентах и используют их не только для работы с ними самими, но и для создания аналитических продуктов — внешнего консалтинга или IPTV-аналитики. Здесь «Таттелеком» может дать фору конкурентам, а может безнадежно отстать.   

ВЫЗОВ №10: СМЕНИТЬ МЕНТАЛИТЕТ

Чистая прибыль в 801 млн рублей по РСБУ, которой «Таттелеком» гордится по итогам 2018 года, несколько меркнет на фоне результата по МСФО, с учетом убытков мобильного оператора. В прошлом году она составила 412 млн рублей, а годом ранее — 176 млн рублей. К слову, вся прибыль по МСФО уйдет акционерам — по итогам 2018 года на дивиденды будет направлено 402 млн рублей.  

Но даже те же 800 млн прибыли при желании можно превратить в миллиарды, говорит собеседник в отрасли. «Проблема в том, что акционеры не требуют от „Таттелекома“ высоких финансовых результатов, — считает он. — А то, что компания работает ниже рынка, никого не волнует».

Перед Нурутдиновым стоит задача идейной перезагрузки и рывка «Таттелекома» на рынке. В противном случае будущее компании незавидно. «Если не станут „Яндексом“, то превратятся в низкодоходную компанию. Через 10 лет дай бог на зарплату будут зарабатывать, — констатирует наш спикер в отрасли. — Остаться просто „продавцом трубы“ — это не вариант».  

Видимо, именно поэтому власти республики решили сменить жесткого военного Шафигуллина на интеллектуала Нурутдинова. Жесткая полувоенная организация требовалась в доцифровую эру связи, но сейчас грань между телекомом и IT-компаниями практически стерта. Новые задачи потребуют от «Таттелекома» измениться на уровне самой философии и корпоративной культуры. Удастся ли заставить «слона танцевать», как это сделал Герман Греф со Сбербанком, покажет время.