Глава деревообрабатывающего предприятия, являющегося крупнейшим турецким инвестором в Татарстане, считает, что россияне стали легче тратить деньги. В ходе интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» он рассказал, что завод Kastamonu занимает уже 30% на рынке МДФ в России и в скором времени собирается запустить третью очередь, которая будет выпускать принципиально новую для РТ продукцию из отходов лесопилок.
Али Кылыч: «Мы гордимся, что в Татарстане, в ОЭЗ «Алабуга» очень хорошее управление. Если вы чувствуете, что управление хорошее, любые препятствия преодолимы!»
«Когда у людей нет денег, они не покупают жилье, не обставляют его мебелью»
— В 2019-м вашей компании в «Алабуге» исполнится 5 лет. Каковы итоги прошлого года и какие прогнозы на этот?
— Мы интенсивно работаем, все то, что планировали, осуществили. Инвестиции в компанию составили 450 миллионов евро. Первая очередь завода у нас была введена пять лет назад, вторая очередь — три года назад. Мы работаем практически на полную мощность и за все время ни разу не остановили производство, хотя в России были и неудачные времена для бизнеса. Я думаю, что мы хорошо развиваемся благодаря правильно выбранному месту для инвестиций. Кроме того, республиканское и федеральное руководства во всем нас поддерживают. По итогам прошедшего года мы смогли сохранить те позиции и объемы производства, которых достигли ранее. Сейчас у нас выпускается 1 миллион кубометров МДФ и ламината в год. Это максимальная мощность нашего предприятия, мы работаем круглосуточно. С такими показателями наш завод является крупнейшим производителем плит МДФ/ХДФ не только в России, но и в Европе, чье производство расположено под одной крышей.
— Какова ваша доля на российском рынке и что вы планируете выпускать на новом производстве?
— Наша доля на рынке МДФ достигает 30 процентов. Что касается третьей очереди, я пока не хотел бы раскрывать подробности. Откроем здесь новые виды производства, для чего будем закупать отходы лесопилок. Это будет продукция, которая в Татарстане еще не выпускается. В 2019 году мы проведем проектные работы.
— Какие виды продукции уже освоены в компании?
— Основные виды производимой продукции — это плиты МДФ/ХДФ, а также ламинированные напольные покрытия. Общее количество выпускаемых декоров ламината сегодня приближается к 200. Также мы выпускаем глянцевые панели и акриловые панели, производимые на основе плит МДФ. Производство последних было запущено на деревообрабатывающем заводе в ОЭЗ «Алабуга» в прошлом году. Новый вид продукции — это релевантный ответ растущему рынку плит МДФ.
— Кто основные покупатели вашей продукции?
— Мебельщики, конечно. 60 процентов продукции Kastamonu реализуется в России, 40 процентов направляется на экспорт более чем в 20 стран Азии и Европы, включая Евросоюз. Среди стран, куда поставляется продукция с завода Kastamonu в Татарстане, — государства СНГ, Балкан, Закавказья, Средней Азии и Ближнего Востока. В прошлом году особенно вырос спрос в России, а экспорт немного снизился.
«Мы потребляем 1,4–1,5 миллиона тонн, 10 процентов из этого объема составляют отходы лесопилок. Древесину мы покупаем не только в Татарстане, но и в Кировской области, Пермском крае, Марий Эл, Удмуртии...»
— То есть мебельная отрасль в России все-таки растет?
— В мебельной отрасли какое-то время была стагнация. Когда у людей нет денег, когда они не покупают жилье, не обставляют его мебелью, мы это чувствуем. Но в прошлом году мы заметили положительную тенденцию в мебельной отрасли. Вообще, я повидал много кризисов, работая в разных странах. Например, в 2008 году в Румынии за день производство полностью встало. Завод остался без заказов. Кризис длился 7–8 лет, сейчас отрасль восстановилась. Из последних событий я бы отметил торговую войну между Америкой и Китаем, которая в прошлом году положительно сказалась на России и на нас в частности. Мне кажется, люди стали легче тратить деньги. Я вижу оживленность в торговых центрах. Недавно мой сотрудник хотел заказать кухню и столкнулся с очередью! Может, конечно, дело в конкретной торговой точке, но в любом случае мы видим растущий спрос.
— Ваш бизнес сезонный?
— Да, зимой людям не до ремонта и, соответственно, не до мебели и ламината. В это время спрос падает, а сейчас у нас подъем.
— В Татарстане есть у вас конкуренты?
— Нет, у нас нет конкурентов даже в Поволжье. В России, конечно, есть. В основном в Московской области, Краснодарском крае, Томске, Смоленске. Среди них есть и небольшие частные производства, но главные же наши конкуренты — немецкие компании.
«Заверяю, что леса не Будет меньше, его станет даже больше»
— Когда ваша компания только пришла в Татарстан, жители опасались, что леса будут уничтожаться. Сегодня читатели вновь спрашивают: когда весь лес в республике распилят, откуда будете его возить?
— Я с пониманием и уважением отношусь к настороженности татарстанцев. Но заверяю, что леса не будет меньше, его станет даже больше благодаря программе возобновления лесфонда. Я сам лесник и не позволю уничтожить здоровое дерево. Когда я приехал сюда в 2010 году, то наша компания инициировала начало международной сертификации ответственного лесопользования FSC для всех лесхозов Республики Татарстан. Министерство лесного хозяйства нас в этом поддержало. Результаты ежегодных аудитов со стороны лесного попечительского совета подтверждают высокий уровень соответствия. Компания Kastamonu не срубила ни одного дерева, мы покупаем низкокачественную древесину у местных лесхозов, приобретаем отходы лесопилок, которые прежде годами лежали и загрязняли природу. Лес ведь надо правильно эксплуатировать, каждый год необходимо спиливать сухостой, требуется возобновление — посадка новых саженцев. Мы работаем на благо республики — помогаем лесам избавляться от старых деревьев. Кроме того, ежегодно направляем средства на природоохранные мероприятия.
— Почему именно в Татарстане открыли деревообрабатывающее производство? Не в Сибири или Марий Эл, богатых лесами?
— Для инвестиций в нашей отрасли важно не только наличие леса. Есть еще инфраструктура, транспорт, административные ресурсы. Мы гордимся, что в Татарстане, в ОЭЗ «Алабуга» очень хорошее управление. Если вы чувствуете, что управление хорошее, любые препятствия преодолимы! Кроме того, республика нам близка, я на 70 процентов понимаю татарский язык. Экспаты, которых мы приглашали в начале работы, тоже прекрасно понимали его. Это преимущество, которое дало нам возможность успешно и быстро реализовать проект.
— А сколько леса ежегодно вам необходимо для производства? И какие породы деревьев вы покупаете?
— После введения двух очередей мы потребляем 1,4–1,5 миллиона тонн, 10 процентов из этого объема составляют отходы лесопилок. Древесину мы покупаем не только в Татарстане, но и в Кировской области, Пермском крае, Марий Эл, Удмуртии и других регионах. Мы используем в производстве сосну, ель, березу, осину, липу.
«Сейчас у нас выпускается 1 миллион кубометров МДФ и ламината в год. Это максимальная мощность нашего предприятия, мы работаем круглосуточно»
«Даже из Удмуртии 120 человек каждый день возим к нам на работу»
— Сколько человек сегодня работают на предприятии? Какая средняя зарплата?
— Открытие завода привело к созданию 943 рабочих мест, включая создание офиса продаж в Москве. Еще 2500 работников были привлечены в смежных и обслуживающих отраслях. Могу сказать, что в ОЭЗ «Алабуга» много международных резидентов и уровень зарплаты у нас достойный.
— Как решаете кадровую проблему? Откуда люди приезжают к вам на работу? Много сотрудников из Турции?
— Приезжают из Елабуги, Челнов, Менделеевска, Нижнекамска, Мамадыша. Есть даже из удмуртского Грахово — это 120 сотрудников, которых мы ежедневно возим на работу вахтовым методом. Из Турции остались человек 10, в основном технологи. В будущем на эти позиции мы поставим местных сотрудников. В России хорошие механики, компьютерщики, математики, физики, но не хватает электронщиков, знающих современное оборудование, биохимиков. Но мы эту проблему решили, людей обучили.
— Вы оплачиваете второе высшее образование сотрудникам, а каким именно специалистам?
— Кадры — это главное. Мы оплачиваем не только второе высшее образование. Компания Kastamonu в 2018 году повысила квалификацию более 100 работников завода в ОЭЗ «Алабуга». Еще 20 сотрудников московского подразделения прошли обучение в формате бизнес-тренингов, деловых игр и бизнес-симуляций. Мы отправляем персонал учиться в Румынию, Турцию, Германию, Москву и сами обучаем.
«Открытие завода привело к созданию 943 рабочих мест, включая создание офиса продаж в Москве. Еще 2500 работников были привлечены в смежных и обслуживающих отраслях»
«5 лет достаточно для того, чтобы фирма встала на ноги»
— Как сильно вы зависите от валютных рисков? Отразились ли на вашей компании скачки курса валют в 2018 году, когда лира сильно упала?
— Есть некоторые компоненты в производстве, которые мы закупаем в евро за рубежом: например меламин, бумагу, оксид алюминия. Когда мы продаем свою продукцию в России на фоне растущего евро, естественно, выручка в этой валюте падает. Поэтому курсы валют, как и непредсказуемый рост стоимости материалов, сырья, оказывают на нас влияние. Инвестиционную деятельность компания ведет за счет собственных и привлеченных средств. Наибольший вес в заемных деньгах составляют средства, привлеченные в иностранной валюте, поэтому компания несет расходы по валютным рискам или рискам курсовых потерь. Однако широкая география экспортных продаж позволяет нам правильно балансировать в зависимости от ситуации на валютном рынке.
Что касается скачка лиры в прошлом году, то, честно говоря, на нас это не отразилось. Мы же находимся в России. А вот турецкие компании стали более конкурентоспособными на рынке экспорта.
— Как вы думаете, почему так много турецких компаний в России и других странах?
— Интересный вопрос. Я работал с представителями разных национальностей. Турки трудолюбивые. Они могут начать в 8 утра и работать до 12 ночи. Турки — дешевая рабочая сила. Это преимущество, которое видят инвесторы. Турки открывают в Германии, Англии, Франции кафе, удачно мимикрируют (смеется). При этом качество продукции из Турции растет. Я, например, одеваюсь только в турецкие вещи. Даже итальянские компании уже закупают текстиль в Турции.
— Кроме валютных рисков, какие проблемы в ведении бизнеса видите в России?
— РФ поздно вошла в бизнес, раньше у вас все отрасли были государственные, поэтому отставание от Европы все-таки чувствуется. Но это нормальное явление для страны, которая переходит на новый режим. А главной проблемой остается бюрократия, но с каждым годом ситуация улучшается, на мой взгляд.
«В прошлом году мы планово заменили фильтры в газо-пылеулавливающем оборудовании, установили шредеры для дробления древесных отходов. Мы утилизируем отходы, проводим производственный экологический контроль»
— Через 5 лет для резидентов «Алабуги» начинает действовать налоговая ставка на прибыль не в 2 процента, а в 7. Насколько для вас такое ощутимо?
— Это нормальная практика. 5 лет достаточно для того, чтобы фирма встала на ноги. Налоговые, таможенные, инфраструктурные условия ОЭЗ ориентированы прежде всего на то, чтобы облегчить запуск новых производств, наладить логистику поставки сырья, сформировать клиентскую базу. Разница в 5 процентов для любого бизнеса ощутима.
— В прошлом году компания закупила 100 железнодорожных платформ – лесовозов. Почему именно ж/д платформы? Заявлялось, что это снизит себестоимость продукции…
— На себестоимость это практически не повлияло. Главное для нас — своевременная поставка древесины. С точки зрения масштабов поставок, обширной географии закупок древесины и оптимизации логистических затрат железнодорожный транспорт нам крайне необходим. Россия — огромная страна, и рынок логистических услуг здесь еще недостаточно развит, что несет определенные риски для потребителей этих услуг, в том числе и нашей компании. Опыт прошлых лет показал, что собственный парк железнодорожных вагонов поможет нам в какой-то мере минимизировать эти риски и даст возможность снизить критическую зависимость от порой нестабильной конъюнктуры рынка железнодорожных перевозок. Мы планируем нарастить парк ж/д платформ для перевозки леса до определенного предела, таким образом сформировав для себя своего рода подушку безопасности в случае возможных сезонных перебоев и нехватки подвижного состава на рынке железнодорожных услуг. Кроме того, железная дорога выручает нас в период весеннего ограничения движения большегрузов.
— В прошлом году турецкая авиакомпания «Атлас Глобал» перестала выполнять рейс Бегишево – Стамбул. В этом году наш аэропорт намерен вернуть стамбульское направление в расписание полетов. Насколько нужен для вас и вашей компании данный рейс? Раньше на нем летали ваши сотрудники…
— Наши сотрудники продолжают летать в Турцию с различными целями (командировки, отпуска). Сейчас мы пользуемся услугами турецких авиалиний с вылетом из Казани. Безусловно, намного удобнее был бы рейс из ближайшего аэропорта Бегишево. Мы двумя руками за возвращение рейса. Это сэкономит время, которое, как известно, не купишь. Мне кажется, спрос на турецкое направление есть — все-таки в закамской агломерации (Челны, Елабуга, Нижнекамск и т. д.) 1 миллион человек!
«Компания Kastamonu в 2018 году повысила квалификацию более 100 работников завода в ОЭЗ «Алабуга». Мы отправляем персонал учиться в Румынию, Турцию, Германию, Москву и сами обучаем»
«От переработки отходов несем убытки»
— Ваш завод за 2018 год увеличил переработку отходов до 270 тонн — гораздо выше, чем годом ранее. Вы зарабатываете на этом? Дома тоже придерживаетесь раздельного сбора отходов?
— Я и мои дети дома привыкли сортировать отходы: картон, пластик, батарейки — все складывается отдельно. Потом я отвожу это в специальные контейнеры. Так же и на производстве у нас принято сортировать отходы. Весь технологический процесс у нас построен таким образом, чтобы обеспечить максимально безотходное производство и полностью использовать поступающее на завод сырье. Отходы полиэтилена, пластика, бумаги, картона, лом черных и цветных металлов мы передаем на утилизацию специализированным организациям, которые непосредственно из отходов производят продукцию. Сами мы на этом не зарабатываем, скорее несем убытки. А вот отходы, образующиеся в процессе подготовки древесины к производству плиты, мы утилизируем в наших энергоблоках — используем как топливо для их работы.
— Вы упомянули, что немало средств выделяете на природоохранные мероприятия. Что это за мероприятия?
— По итогам 2018 года компания направила более 60 миллионов рублей на природоохранные мероприятия. Всего было реализовано 37 проектов по охране атмосферного воздуха, водных ресурсов, почв и земельных ресурсов, окружающей среды от отходов производства и потребления. Kastamonu активно сотрудничает с FSC и WWF России, поддерживая и инициируя экологические проекты под эгидой ведущих мировых экологических организаций. Например, мы ежегодно высаживаем деревья, участвуем в масштабных акциях «Час Земли», «FSC-Пятница» и других.
— В процессе производства выделяется немало вредных веществ в атмосферу. Как решаете эту проблему?
— В прошлом году мы планово заменили фильтры в газо-пылеулавливающем оборудовании, установили шредеры для дробления древесных отходов. Кроме того, как я уже говорил, мы утилизируем отходы, проводим производственный экологический контроль.
— Как вы оценивает ваш девелоперский проект Sunrise City? Не переоценили возможности Челнов?
— Это хороший проект, украшение города, мне приятно там бывать. Скоро планируется расширение.
«Россия поздно вошла в бизнес, раньше у вас все отрасли были государственные, поэтому отставание от Европы все-таки чувствуется. Но это нормальное явление для страны, которая переходит на новый режим»
«Поспать удается только в самолете»
— Вы работаете в компании пять лет. Есть мнение, что на одном месте нельзя работать дольше этого срока. Вы как считаете, не задержались здесь?
— У нас есть план, над которым работает команда. Уйду я, на мое место придет другой — из Турции или местного назначат. Один человек в нашей большой компании ничего не меняет. Пока у меня есть цель, к которой мы еще полдороги не проехали, — нужно запустить третью очередь. А дальше как решит компания (турецкая Kastamonu — прим. ред.): если отправят меня в Стамбул или другой город, поеду.
— Вы хотели бы вернуться на родину, в Турцию?
— Я очень люблю свою страну, но уже 25 лет живу за границей. Я жил, учился, работал в Финляндии, Англии, Румынии, на Украине. Россия стала мне родной. Мы живем в Елабуге, нам нравится. Знаете, у нас есть поговорка: «Где хлеб, там твоя родина»…
— А у нас говорят: «Где родился, там и пригодился».
— (Смеется.) Я доволен, что нахожусь в Татарстане. Чувствую себя как дома. По пятницам в мечеть езжу.
«Один человек в нашей большой компании ничего не меняет. Пока у меня есть цель, к которой мы еще полдороги не проехали, — нужно запустить третью очередь. А дальше как решит компания»
— На каком языке дома разговариваете?
— На турецком, русском, румынском, английском. Дети учатся в международной школе. Дочка даже на татарском начала говорить: «Мин Алабугада яшим».
— Отдыхать, наверное, в Турцию ездите?
— Да, в основном в Турцию, потому что для меня отдых — это море.
— Вы очень хорошо владеете русским языком, долго учили?
— Два с половиной года я очень интенсивно учил. Помогало и то, что находился в языковой среде. Приходится подписывать много документов. Татарский не учил, но тоже в основном понимаю. Учить его сейчас времени нет, с моим графиком работы поспать-то удается только в самолете.
— А где берете энергию для работы?
— Занимаюсь фитнесом. Кроме того, я по натуре энтузиаст, у меня есть желание успеха, и я люблю свою компанию.
— Вы читаете «БИЗНЕС Online»?
— Да, читаю, у меня даже приложение есть. Я бы пожелал редакции и дальше оставаться в авангарде деловой и общественной новостной жизни республики. Ведь в современном мире всем нам очень важно иметь оперативный доступ к информационным каналам.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.