Так и неясно, как же присоединение «ОАТ» повлияло на двукратное опережение роста зарплат управленцев относительно роста зарплат рабочего персонала камазовцев Так и неясно, как же присоединение ОАТ повлияло на двукратное опережение роста зарплат управленцев относительно увеличения выручки рабочего персонала камазовцев Фото: prav.tatarstan.ru

ЗАРАБОТКИ НА ИНВЕСТИЦИЯХ И УТРОЕНИЕ ГОСПОМОЩИ

Выручка группы «КАМАЗ» выросла на 19% — со 156 млрд в 2018 году до 186,2 млрд рублей в 2019-м. Прибыль за год просела в 2,2 раза до 1,59 млрд рублей, следует из опубликованной в последних числах апреля отчетности по стандартам МСФО. Напомним, что чистая прибыль головной компании по российским стандартам составила 27 млн, да и то за счет прочих статей. Откуда же бралась дополнительная прибыль?

Если исходить из данных отчета, то она была получена в долях соразмерно участию: от СП с «Даймлер КАМАЗ Рус» — 448 млн (годом ранее — 707 млн), далее с «ЦФ Кама» — 216 млн (годом ранее — 148 млн), а также с финансовым австрийским предприятием «КАМАЗ Файненшл Сервисиз ГМбХ» — 173 млн (годом ранее — 150 млн рублей). Итого 837 млн рублей прибыли против 1,005 млрд в 2017-м. Несмотря на долю участия в последнем на 50% (казалось бы, СП), оно записано именно в ассоциированные компании (то есть туда, где доля по умолчанию ниже 50%). Отметим, что доля чистых активов в «ДК Рус» выросла на 1,2 млрд до 3,7 млрд рублей.

Далее, несмотря на рост выручки, себестоимость увеличивалась быстрее, и валовая прибыль группы «КАМАЗ» упала на 3,23 млрд до 21,35 млрд рублей по итогам 2018 года. Уточним, что если бы не «общие и административные» расходы, которые выросли с 8,04 млрд до 10,5 млрд, то операционная прибыль группы могла бы оказаться на уровне 2017 года — около 7 млрд рублей. А так получилось падение «операционки» на 2,25 млрд до 4,75 млрд рублей. 

Но удалось немного поправить дела за счет прочих операционных доходов, где главную скрипку сыграла госпомощь по расходам предшествующих периодов, объем которой вырос в 3 раза, или на 626 млн, до 942 млн рублей. При этом здесь не учитывается помощь в виде прямого госзаказа и, что еще значительнее, госзаказа через дилеров КАМАЗа. Плюс в прочих статьях поступления от продажи запасов выросли на 123 млн до 164 млн рублей.

Несмотря на рост выручки, себестоимость росла быстрее, и валовая прибыль группы КАМАЗ упала на 3,23 млрд до 21,35 млрд рублей по итогам 2018 года Несмотря на рост выручки, себестоимость увеличивалась быстрее, и валовая прибыль группы «КАМАЗ» упала на 3,23 млрд до 21,35 млрд рублей по итогам 2018 года Фото: «БИЗНЕС Online»

УДВОЕНИЕ ПРОЦЕНТОВ

Сильно давили на итоговый результат проценты по займам: они удвоились с 3,04 млрд до 6,34 млрд рублей. Что поделать, КАМАЗ реализует свою инвестиционную программу, и за год объем кредитов и займов вырос на 19,9 млрд, или в 1,5 раза, до 56,3 млрд рублей.

Напомним, что в ноябре 2018 года Евразийский банк развития (ЕБР) приобрел 3,72% капитала, или 26,3% акций, автогиганта. Хотя на балансе акции оценивались в 2,98 млрд, но были проданы за 3,52 млрд рублей. В отчетности раскрыт нюанс сделки — оформление опционами пут и колл. Сам КАМАЗ может выкупить акции у ЕБР, но и тот, в свою очередь, имеет безоговорочное право продать акции назад группе до 1 ноября 2020 года. При этом автогиганту пришлось тут же создать резерв на 3,55 млрд, то есть уже с процентом, под возможный выкуп акций. В целом такая схема напоминает уже не портфельную инвестицию, а больше кредитование под залог ценных бумаг РЕПО.

Невозможно в отчетности пройти мимо капитализированных расходов на НИОКР. КАМАЗ готовится удивить конкурентов своими секретными разработками, но пока несет расходы больше, чем на кабину и двигатель «Евро-5». Больше всего расходов на НИОКР по закрытым (недетализированным) статьям, подросшим в объеме за год на 1,2 млрд до 2,6 млрд рублей. Для сравнения: на разработку новой многострадальной кабины капитализировано в 2018 году 1,78 млрд рублей затрат, что на 620 млн больше, чем в 2017-м.

Ранее на КАМАЗе отмечали, что значительные расходы и ухудшение финположения связаны с переходом на новые экологические стандарты. Уточним, что капитализированные расходы НИОКР на двигатель «Евро-5» в 2018 году составили 2,35 млрд, что на 490 млн больше, чем в 2017-м.

На самом заводе отрицают какую-либо связь нераскрытых расходов НИР с гособоронзаказом, подчеркивая, что существенные суммы расходуются на разработку энергоэффективных транспортных средств (похоже газо- и электробусов), новых коробок передач.

«КАМАЗ» готовится удивить конкурентов своими секретными разработками, но пока несет расходы больше, чем на кабину и на двигатель «Евро-5» КАМАЗ готовится удивить конкурентов своими секретными разработками, но пока несет расходы больше, чем на кабину и двигатель «Евро-5» Фото: «БИЗНЕС Online»

«У КАМАЗа нет разработок, связанных с гособоронзаказом. Это НИРы, которые мы не раскрываем для сохранения разработок от конкурентов. 2,6 миллиарда — это капитализированные на балансе в составе нематериальных активов расходы на разработки. НИОКР на КАМАЗе ведутся также по проектам создания энергоэффективных транспортных средств, разработки новых видов мостов, автобусных и автомобильных шасси, новых семейств коробки передач, модернизации автомобилей и автобусов», — пояснил нашему корреспонденту руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.

МЕХАНИЗМ ПРИОБРЕТЕНИЯ ОАТ, ДЫРА НА 7 МЛРД И РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГОВ

Напомним, что в 2017 году завод приобрел группу компаний по производству запчастей «ОАТ». Благодаря отчетности опять-таки стали известны детали механизма приобретения. КАМАЗ получил опционы на заключение договоров купли-продажи 51% акций АО «ОАТ». Руководство пришло к выводу, что данные опционы предоставляют достаточные права и полномочия, чтобы управлять значимой деятельностью АО «ОАТ», в результате чего автогигант получил контроль над группой компаний. Один из опционов на приобретение 49% акций АО «ОАТ» был исполнен путем заключения договора на приобретение ценных бумаг от 30 января 2018-го. Опцион на оставшиеся 2% акций группы компаний может быть исполнен до 27 декабря 2020 года, а может, и нет.

Ранее, в марте 2018-го, самостоятельно оценив балансы ОАТ по раскрытым данным, «БИЗНЕС Online» пришел к выводу, что чистая стоимость всех активов — минус 1 млрд рублей. Только в сентябре 2018 года КАМАЗ завершил оценку справедливой стоимости активов и обязательств АО «ОАТ», а распределение цены приобретения на справедливую стоимость приобретенных активов и обязательств по состоянию на 31 декабря 2017 года в отчетности за 2017-й было предварительным, указывают составители отчета.

В итоге после всех подсчетов активы ОАТ оценили в 9,09 млрд, а обязательства — в 15,97 млрд, то есть дыра, или разница, между активами и обязательствами составила 6,88 млрд рублей. Аудитор «Эрнст энд Янг» отмечает, что определение справедливой цены активов и обязательств потребовало от руководства существенных оценок и допущений и оценка справедливой стоимости производилась с привлечением независимого оценщика.

КАМАЗ нарастил объем кредитов и займов почти на 20 млрд. рублей. Но и при этой нагрузке он мог бы показать операционную прибыль по итогам 2018 года, если бы не крупная сделка по покупке группы ОАТ КАМАЗ нарастил объем кредитов и займов почти на 20 млрд рублей. Но и при этой нагрузке он мог бы показать операционную прибыль по итогам 2018 года, если бы не крупная сделка по покупке группы ОАТ Фото: «БИЗНЕС Online»

Но это не все, что касается финансовой алхимии с ОАТ. Составители отчета пишут, что группа компаний в 2018 году заключила соглашение с ПАО «АвтоВАЗ» о реструктуризации задолженности до 2025 года, в результате КАМАЗ отразил доход по финансовым статьям на 2,55 млрд рублей, а краткосрочную кредиторскую задолженность в сумме 2,735 млрд перевел в прочие долгосрочные обязательства.

Мы решили уточнить, повлияли ли эти доходы на прибыль группы. «Как написано в отчетности, доход в 2,55 миллиарда был отражен в финансовых доходах», — повторили содержание отчета в пресс-службе КАМАЗа, по сути признав влияние на прибыль. А значит, если мы вычтем эту сумму из прибыли группы до налогообложения — 2,253 млрд, то получим убыток до него в 300 млн рублей.

РОСТ ЗАРПЛАТЫ УПРАВЛЕНЦЕВ В ДВА РАЗА БЫСТРЕЕ РАБОЧИХ

Что вынудило камазовцев к предельной откровенности и детализации зарплатных расходов, неизвестно. Так или иначе, составители отчета отразили расходы на оплату труда в части непроизводственного и несбытового персонала — они выросли на 35%: с 4,44 до 6 млрд рублей. Это в два раза быстрее, чем увеличились затраты по зарплате в себестоимости, то есть выручки рабочих, которые прибавили только 17% — с 19,5 до 22,8 млрд рублей. Добавим, что расходы на оплату труда коммерческой службы выросли на 23% — с 2,05 до 2,52 млрд рублей.

На КАМАЗе объяснили причину увеличения общего объема расходов следующим образом. «Рост статьи расходов на оплату труда произошел и в составе себестоимости, и коммерческих, и управленческих расходов. Это объясняется консолидацией годовых показателей затрат по группе компаний „ОАТ“, не входивших в состав группы „КАМАЗ“ в 2017 году, поскольку дата приобретения ОАТ — 27 декабря 2017-го. Кроме того, увеличилось количество организаций, входящих в группу „КАМАЗ“, и произошла индексация заработной платы с сентября 2018 года», — уточнил Афанасьев.

Средняя зарплата на заводе выросла на 2 тыс. (5,6%) до 37,7 тыс. рублей — с этой «средней по больнице» зарплатой «КАМАЗ» занял предпоследнее место, обогнав только «Завод Элекон» Средняя зарплата на заводе выросла на 2 тыс. (5,6%) до 37,7 тыс. рублей — с этой средней по больнице зарплатой КАМАЗ занял предпоследнее место, обогнав только «Завод Элекон» Фото: «БИЗНЕС Online»

Спрашивается, неужели так много платили менеджерам ОАТ?

Напомним, что раннее в традиционном обзоре заработных плат на крупнейших предприятиях Татарстана «БИЗНЕС Online» отмечал, что фонд начисленной заработной платы в прошлом году вырос на 2,8% до 14,1 млрд, а среднесписочная численность сотрудников сократилась на 2,7% до 31,1 тыс., что может быть связано с падением заказов во втором полугодии 2018-го и вынужденным переходом на четырехдневку. В результате средняя зарплата на заводе выросла на 2 тыс. (5,6%) до 37,7 тыс. рублей — с этой средней по больнице зарплатой КАМАЗ занял предпоследнее место, обогнав только «Завод Элекон».

Подведем итог. Если бы не дырка в 7 млрд, а также зарплаты, амортизация основных средств повешенного на шею челнинцам ОАТ, то группа «КАМАЗ» могла бы показать операционную прибыль как минимум не хуже, а может, и лучше 2017 года. В то же время, если бы не реструктуризация долгов ОАТ, автогигант вовсе бы ушел на сотни миллионов в минус. Однако так и неясно, как же присоединение ОАТ повлияло на двукратное опережение роста зарплат управленцев относительно увеличения выручки рабочего персонала камазовцев.