«За 5 лет обучения в Институте международных отношений КФУ понял, что здесь дают не только знания, но и выращивают личности, позволяя студентам полностью посвятить себя науке», — говорит учащийся первого курса магистратуры ИМО КФУ и президент Лиги студентов Руфат Киямов. О «ходячих энциклопедиях», нестандартном образовании и о том, почему между КФУ и МГИМО он сделал выбор в пользу Казанского университета, Руфат рассказал в своем интервью.
«КАЖДЫЙ ПЕДАГОГ ТУТ – «ХОДЯЧАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»
– Руфат, почему 5 лет назад вы сделали выбор в пользу Института международных отношений (ИМО) КФУ? Насколько известно, у вас была возможность поступить в МГИМО, почему не поехали в Москву?
– Прежде чем сделать выбор в пользу того или иного вуза, я провел собственный анализ и пришел к мнению, что Институт международных отношений КФУ – оптимальный вариант сразу по нескольким причинам.
Во-первых, по мнению многих авторитетных экспертов, преподавательский состав в ИМО КФУ – один из сильнейших в стране. Нельзя забывать, что именно действующие педагоги института вели археологические раскопки в Болгаре, Свияжске и вошли в число тех, кто подтвердил с научной точки зрения тысячелетний возраст Казани. Во-вторых, я узнал, что преподаватели в ИМО КФУ используют нестандартные методы обучения, устраивая дискуссии со студентами вместо проведения скучных лекций.
В-третьих, я искал вуз, где уделяется большое внимание творческой составляющей. В школьные годы я играл в КВН, и мне хотелось продолжить этот опыт, чтобы проявить себя в студенческой жизни.
Все это мог дать мне КФУ, потому выбор был сделан быстро. И за 5 лет я ни разу об этом не пожалел. Даже больше скажу, студенчество стало для меня золотым временем, когда я, помимо знаний и невероятного количества позитивных эмоций, нашел верных друзей и встретил спутницу жизни. Сейчас для меня ИМО КФУ – вторая семья.
– Вы отметили, что играли до института в КВН. В вузе было время на выступления и шутки?
– Я с 12 лет играю в КВН. Естественно, продолжил этим заниматься, как только поступил в вуз. На мой взгляд, КВН – это не просто веселая игра, где вы можете отработать навыки коммуникации с аудиторией, но и отличная мозговая деятельность. Это очень большая школа, которая раскрывает все ваши компетенции и помогает найти себя в жизни уже с первого курса.
Однако три года назад мне пришлось выбирать между КВН и студенческой жизнью. Заниматься обоими направлениями физически не хватало времени. Я решил, что буду более полезен в общественной деятельности.
– Расскажите о том, как проходила ваша учеба. К сожалению, сегодня нередко от студентов можно услышать, что занятия скучные и неинтересные…
– Возможно, если бы я учился где-то еще, сказал бы то же самое. Но мне, как и сотням других студентов, повезло – преподаватели в ИМО приходят на пары не с целью лишь бы рассказать и поскорее уйти, их главная миссия – стать твоими наставниками. Они всегда нестандартно подают информацию, пытаются увлечь студентов дополнительными фактами и историями.
Опять же у меня есть друзья, которые учатся в Европе. И принципиальное отличие в том, что там ты субъект, который существует сам по себе. Если ты не хочешь учиться – твои проблемы. В ИМО иначе: ты получаешь знания, потому что преподавателям не все равно. Они стараются найти подход к каждому студенту, чтобы его заинтересовать. Им небезразлично, сколько пар ты посетил. Если пропустил, могут позвонить, чтобы уточнить, нужно ли чем-то помочь. Но больше подкупает другое: каждый педагог тут «ходячая энциклопедия». Какой бы вопрос я ни задавал, всегда получал максимально развернутый ответ.
Не менее важно, что многие преподаватели ведут активно научную деятельность. Следовательно, делятся с нами знаниями о новых открытиях. Честно признаюсь, когда я поступил в ИМО, понял, что совсем не знаю историю, многих важных деталей, потому что в школе об этом просто никто не рассказал.
По прошествии пяти лет обучения стало очевидно, что в ИМО КФУ дают не только знания, но и выращивают личности, позволяя студентам полностью посвятить себя науке. Многие из моих сверстников сейчас заняты исследованиями знаковых для Казани мест, например Старо-Татарской слободы. Студенты изучают историю взаимоотношений аристократов того времени. Мы все знаем о перипетиях императорской семьи в Санкт-Петербурге, но и здесь были знаковые личности, благодаря которым выстраивалась определенная политика региона.
«ЕСЛИ ВАС НЕТ В МЕДИА, ВЫ ПРЕВРАЩАЕТЕСЬ В НЕВИДИМКУ»
– Институт международных отношений подразумевает высокую языковую подготовку. Сколько языков удалось выучить?
– Это правда, в ИМО КФУ крайне широкая языковая линейка – в стенах института можно выучить 25 языков. Практически на каждом направлении подготовки преподается два, а то и три языка – они включены непосредственно в учебную программу. Кроме того, можно изучать дополнительно другие языки, посещая действующий при институте Центр развития компетенций «UNIVERSUM+». В мою учебную программу – прежних лет – было заложено изучение одного иностранного языка. Но для меня он стал вторым: разговорным английским я к тому времени уже владел и мог поддерживать хороший уровень и вне учебной программы, в институте всегда есть такая возможность – приезжают приглашенные спикеры, лекторы, ученые из-за рубежа, да и в студенческой среде общение на английском приветствуется. Поэтому я выбрал для изучения немецкий и за четыре года учебы в бакалавриате им полностью овладел, за что опять же отдельное спасибо преподавателям. Но куда важнее для меня другое – я научился иначе мыслить. Как дипломат.
Вне зависимости от того, в какой высшей школе вы учитесь, ИМО учит вас дипломатии. Это важно, потому что ты понимаешь, в какой ситуации и что можно. Быть правдорубом сейчас невыгодно во всех отношениях, куда важнее найти подход к каждой ситуации.
Сейчас я на первом курсе магистратуры, где мы изучаем цифровую дипломатию. И с каждым днем все больше убеждаюсь в том, что дипломатия способна на многое.
– Что такое цифровая дипломатия?
– Это анализ данных цифрового пространства, которое в последнее время крайне популярно у политиков и чиновников. Мы проводим исследование публикаций в соцсетях, чтобы составить характеристику человека и понять, какие последствия могут быть от опубликованного сообщения и как на него стоит реагировать.
Нередко преподаватели ставят нам интересные задачи в виртуальном мире – снять социальную напряженность в государстве через пост в социальной сети. Это новый подход в дипломатии, это безумно интересно.
– Разбираете ли вы посты популярных политиков?
– Если раньше студенты на парах смотрели в учебники, то сегодня мы разбираем твиты Дональда Трампа и других известных мировых политиков. Повторюсь, главная задача – разобраться в их сути, оценить последствия тех или иных постов и выработать стратегию ответа.
– А как бы вы оценили активность в социальных сетях российских чиновников и политиков?
– Я считаю, что есть немало активных пользователей, к которым можно отнести президента Татарстана Рустама Минниханова, а есть и те политики, которые, наоборот, стараются быть в тени. На мой субъективный взгляд, если наши политики будут чуть более открытыми и их посты будут посвящены не только официальным отчетам о проделанной работе, то это поможет им наладить контакт с общественностью.
Например, за тем, что выкладывает в «Инстаграм» Рустам Минниханов, интересно следить. Он часто постит что-то эксклюзивное, ты понимаешь, что, подписавшись на него, будешь в курсе последних событий. Всем публичным личностям важно помнить, что если вас нет в медиа, то вы превращаетесь в невидимку.
«ВЕДЕМ АКТИВНУЮ РАБОТУ С МИНИСТЕРСТВАМИ. НАДЕЮСЬ, РЕАЛИЗУЕМ МАССУ ПОЛЕЗНЫХ ПРОЕКТОВ»
– Сейчас вы возглавляете Лигу студентов Республики Татарстан. А с чего вы начинали свой путь в студенческой жизни?
– Уже на первом курсе я стал председателем студенческого совета исторического факультета (ныне ИМО). Спустя два месяца был выбран председателем студсовета вуза. Именно в тот момент произошло объединение студентов всех факультетов ИМО. И первое, что я и моя команда сделали, – выстроили отношения с каждым направлением и распределили полномочия. За пять лет мы построили систему, основа которой звучит так: «Мы – семья ИМО».
И задача не в том, чтобы просто кричать на каждом углу эти слова, а в особом и трепетном отношении к каждому студенту и преподавателю ИМО. Пять лет назад мы начинали с 15 человек-единомышленников, а сегодня нас 1100! Я очень доволен текущими результатами.
Если прежде в понимании большинства студенческая жизнь заключалась лишь в том, чтобы организовать и провести «Студенческую весну» или День первокурсника, то сегодня мы вышли за эти рамки. Помимо многочисленных фестивалей, где каждый студент может проявить себя, мы ведем серьезную работу и по другим направлениям. У нас даже есть медиасообщество «COLORIT», в которое входят историки, археологи, лингвисты. Они развивают в себе компетенции дизайнеров, журналистов, фотографов. Уверен, что совсем скоро выйдут на городской уровень и удивят своим продуктом. Подобных примеров много, ведь работа ведется каждый день по множеству направлений.
– Какие глобальные задачи вы ставите перед собой как президент Лиги студентов?
– В ближайшие два года мы хотим вывести на новый уровень студенчество по всей республике. И тут надо трезво оценивать ситуацию – если в столице Татарстана все хорошо и молодежь активно вливается в движение, то в городах и селах предстоит серьезно поработать. Там требуется хорошая перезагрузка. Для этого мы проводим съезды, на которых наглядно показываем, что у каждого студента есть голос, который поможет ему сделать жизнь ярче и познакомиться с новыми интересными людьми.
Активно ведем работу с министерствами и уже подписали ряд соглашений о взаимном сотрудничестве. Надеюсь, что это партнерство позволит реализовать массу полезных проектов для республики.
На правах рекламы