Восстановлена полная картина катастрофы SSJ 100 в Шереметьево, жертвами которой стал 41 человек. Эксперты считают виновными летчиков. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.

По данным близкого к расследованию источника, через 15 минут после взлета борт поразил мощный грозовой разряд. Молния угодила в самый нос самолета, оставив на его поверхности характерную закопченную отметину. На поражение машины среагировала грозовая защита SSJ 100 — она отключила электрогенераторы машины (режим Emergency Electrical Configuration, EEC).

По словам специалистов, вслед за переходом на аварийное электропитание автоматически включился и режим прямого управления полетом Direct Mode. Бортовой компьютер SSJ перестал автоматически корректировать возможные ошибочные действия пилотов.

На борту возникла проблемная, но неопасная для экипажа и пассажиров ситуация. Согласно инструкциям, режим EEC не требует немедленной посадки и подачи сигнала бедствия May Day — пилоты обязаны лишь предупредить диспетчера сигналом срочности Pan Pan, подразумевающим, что опасности для жизни и здоровья людей на борту нет. По этой причине борт, загоревшийся сразу после приземления, не встретили на полосе пожарные.

Критической, по версии экспертов, ситуацию могли сделать сами летчики, которые перед приземлением опасно разогнали машину и перевели ее в режим пикирования.

Предполагается, что летчики, которым пришлось управлять самолетом в ручном режиме, проскочили расчетную точку приземления в начале ВПП. Экипаж, как полагают специалисты, начал энергично «прижимать» самолет к полосе. Перед самым приземлением пилоты резко увеличили режим работы двигателей и одновременно опустили нос самолета.

В результате SSJ 100 сел с существенно завышенными приборной и вертикальной скоростями. Сжавшаяся передняя стойка шасси подбросила машину вверх, обеспечив ей «козел» — серию еще более мощных отскоков от полосы. Задние стойки шасси продавили топливные баки машины, вызвав вытекание керосина и пожар.