«СОТВОРЕНИЕ МИРА»: 200 МУЗЫКАНТОВ ИЗ 12 СТРАН ДЕСЯТЬ ЧАСОВ РАЗВЛЕКАЛИ КАЗАНЦЕВ
Казанский фестиваль «Сотворение мира», и без того один из самых масштабных в своем роде, в минувшую субботу достиг своего апогея. Президент России Дмитрий Медведев не просто поддержал фестиваль миллионом долларов, но и вышел на его сцену. Еще какие-то несколько лет назад трудно было вообразить, что глава российского государства может оказаться на одной сцене, скажем, с родоначальником панка скандалистом Джонни Роттеном. За шоу наблюдали корреспонденты «БИЗНЕС Online».
СУКАЧЕВ РАЗМЕЧТАЛСЯ О ПЕНСИИ
Суббота, площадь Тысячелетия, разношерстная - от четырнадцатилетних подростков с ирокезами и до «олдовых» рокеров – толпа в ожидании начала грандиозного фестиваля живой музыки от двух сотен музыкантов из двенадцти стран. Организаторы действа, прозванного «отечественным Вудстоком» (преувеличение, конечно), в этом году еще больше акцентировали внимание на мультимузыкальности и многонациональности. Кстати, приветствие от представителей трех конфессий (ислама, православия и католичества) планировалось дополнить напутствием раввина. Но помешало то, что концерт выпал на субботу.
Отметим, что на фестивале были предприняты беспрецедентные меры безопасности – так, до vip-ложи можно было дойти лишь миновав рамку металлоискателя и трижды (!) предъявив сотрудникам милиции пригласительный и паспорт.
Задуманное музыкальное новшество – совместное выступление разностилевых исполнителей – удалось на славу. Старт эксперименту дали екатеринбургская рок-группа «Курара» и мордовские фолкеры ОЙМЕ.
А первыми на сцену вышли воспитанники казанской «Школы рока» - комнады Ça Va Bien и Baxtle. Разогрев продолжила группа Feramonz - музыканты из Москвы, Тегерана, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода экспериментировали с вокалом под гитару. Архангельская Moon Far Away зацепила европейским неофолком в русской «транскрипции».
И все же по-настоящему расшевелил аудиторию только Гарик Сукачев с «Неприкасаемыми», которых ведущий Сева Новгородцев - то ли в шутку, то ли всерьез - представил «Прокаженными». Во время выступления (были исполнены «Скорый поезд», «Чуть помедленнее, кони», «Судьба», «А я милого узнаю по походке») Сукачев умудрился семь раз уронить микрофонную стойку. Все это с яростными выкриками «Да здравствует любовь, ребята!» и поливанием водой стоявших рядом со сценой журналистов, что было кстати – сказывались духота и некоторая усталость от шедшего уже четыре часа концерта.
Под конец выступления Гарик несколько подустал, но у него все же хватило сил потрепаться с журналистами: «Чудесная погода, замечательные люди, настоящий праздник! Кроме того, здесь сегодня выступает Джон Фогерти, я очень хочу его послушать». Также он вдруг рассказал, что давно мечтает о пенсии, когда будет писать ненужные книжки для подрастающего поколения: «Дрянь какую-нибудь, чтобы, прочитав десять страниц, они бросали ими в стену и говорили «Старый дебил!»
САЛЯМ И ЛЮЛЯМА ПО-ПРЕЗИДЕНТСКИ
Разогретая Сукачевым толпа явно ждала большего. И дождалась. В начале седьмого на сцену вышел — в джинсах и кроссовках - президент России Дмитрий Медведев: «Привет, Казань! Салям! Надеюсь, у вас классное настроение... К сожалению, я не смогу послушать весь концерт, но немного все же поприсутствую».
Толпа взревела. Это было одно из ударных мест фестиваля. Но сюрпризы не закончились: Дмитрий Анатольевич немного сплясал с подаренной ему люлямой (инструмент в виде деревянного посоха с колокольчиками). Наблюдая за этим зрелищем, президент РТ Рустам Минниханов и мэр Казани Ильсур Метшин улыбались и о чем-то перешептывались... Вскоре небеса разразились коротким дождем, но Медведев, уже беседовавший с президентом фестиваля Андреем Макаревичем и актером Сергеем Безруковым, от зонта отказался... Отметим, что после ухода президента и его свиты дотоле заполненная наполовину vip-ложа начала стремительно пустеть. Зря «персоны» поступили так - Макаревич и оркестр креольского танго вышибли слезу приджазованными версиями «Он был старше ее, она была хороша», «Тем, кто ушел» и «С кем теперь ты, ангел мой».
ГОЛОС РЕВОЛЮЦИИ
Один из самых экзотических коллективов вечера - уйгурские панкеры Ят-ха подготовили публику к явлению великого и ужасного Джона Лайдона, которого мы когда-то знали под псевдонимом Джонни Ротен (в версии Новогордцева – Иван Гнилой). Когда музыкант вышел на сцену, рядом кто-то восторженно матюгнулся: «О…ть - Sex Pistols в Казани!» - отсыл к прошлому Джона, бывшему когда-то лидером знаменитой панк-группы. Было интересно, споет Лайдон Anarchy In The UK и God Save The Queen, которые в конце 70-х так шокировали британское общество? Нет, не спел.
Но какие-то намеки на былую веселуху в этот вечер все же проскакивали. В старые-добрые годы на концертах Sex Pistols Джон любил задвинуть слово-другое о политике и послать проклятие «обществу потребления». На этот раз, представляя музыкантов своего проекта Public Image Ltd, Джон так обозначил свое место в истории: «Голос революции» - скромно и всеобъемлюще.
Но начал выступление Лайдон очень «конформистски» - с какой-то прямо дискухи, впрочем, заводной. А вот дальше уже пошел настоящий пост-панк и панк. Временами Джон пел с таким надрывом и делал такое лицо, что за него становилось страшно – не хватит ли его удар. Коллеги по группе соответствовали. Безумного вида, похожий на Артура Брауна времен Crazy World, бородатый и худой гитарист добавлял жару одним своим присутствием. А ритм-секция выдавала на гора децибелы с сумасшедшим напором, ударник же вообще молотил как в последний раз - самозабвенно и изощренно. И вот уже какого-то не в меру разошедшегося и «подогретого» поклонника пытаются усмирить четверо полицейских и людей в штатском. Скрутить его удалось с видимым трудом...
Звук на выступлении PIL был просто выше всяких похвал. Тем заметнее стало его ухудшение у следующего исполнителя – БИ-2. Хотя дело, наверное, не столько в технических моментах, сколько в исполнительской культуре, и даже, наверное, не в этом, а в музыкальной культуре «времени и места». Ну, вот начхать нам на такие мелочи и все! Есть другие приоритеты. К тому же народ все равно зафанател со страшной силой только лишь раздались первые аккорды «Последнего героя». Чувствовалось, что БИ-2, главным образом, и ждали в этот вечер. Когда играли «Мой рок-н-ролл» и «Полковнику никто не пишет», толпа расчувствовалась до крайней степени – подпевали уже, кажется, все.
«КОГДА Я ВЫСТУПАЛ НА ВУДСТОКЕ...»
В процессе объявления следующего гостя фестиваля, поклонники БИ-2 начали в массовом порядке покидать площадь Тысячелетия. Новгородцев в это время вспоминал, что у него связано с именем Джона Фогерти. Оказалось, что, в том числе, - и первая рюмка, и первая сигарета. Своеобразное представление.
Фогерти вышел на сцену, по обыкновению, в клетчатой рубахе. Конечно, прыти у него поубавилось, – как-никак 66 лет человеку, - но держался просто молодцом. Кстати, звук опять вернулся в норму. И понеслось: Hey Tonight, Green River, Born On The Bayou, - Фогерти смачно выпиливал ставшие классическими гитарные соло, а в Keep On Chooglin' здорово поимпровизировал на губной гармошке. При этом Джон сделал ставку на «грязное» звучание и непривычно жесткую для поклонников Creedence игру на гитаре (она несколько смягчалась старым-добрым «Хаммондом»), что добавило любимым песням новых красок. Да, голос к середине часового выступления стал срываться, но это с лихвой компенсировалось обаянием Фогерти.
Поначалу особого энтузиазма в отношении «старичка» в толпе не замечалось, но когда пошла Looking Out My Back Door, народ начал активно подплясывать. Собравшиеся, большиснтво которых до этого вряд ли были знакомы с творчеством Джона, явно приняли рок-ветерана. Тем более что он благоразумно не стал петь вещи из сольных альбомов (ну, кроме двух), сосредоточившись на главном: The Midnight Special, Long As I Can See The Light, Up Around The Bend, Down On The Corner, Bad Moon Rising, Fortunate Son и других «боевиках» (жаль только дело так и не дошло до Who'll Stop The Rain). И уже совсем Фогерти расположил публику, исполнив орбисоновскую Pretty Woman.
Помянули и Вудсток. Представляя очередную песню, Джон взгрустнул: «Много-много-много лет назад я выступал на Вудстоке вместе с такими великими людьми, как Джимми Хендрикс, Джанис Джоплин, Карлос Сантана. И когда я вернулся домой, в Калифорнию, я написал эту песню». Конечно, дальше была Have You Ever Seen The Rain? (во время выступления Creedence Clearwater Revival на Вудстоке шел дождь), перепетая тьмой исполнителей, включая Boney M и того же Сукачева (!). А завершилось выступление мэтра уж совсем закоренелой классикой – Proud Mary.
После участники устроили джем с битловской With A Little Help From My Friends — нестройно, но с явным подъемом.
Надежда Замалиева
Тимур Латыпов
Фото Сергея Елагина
Видео Максима Тимофеева
и сайта prav.tatarstan.ru
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.