«Голодный ифтар — маркетинговое название. В действительности, участники акции во время этого разговения не голодают, а просто довольствуются скромной пищей в виде фиников и и воды» «Голодный ифтар — маркетинговое название. В действительности участники акции во время этого разговения не голодают, а просто довольствуются скромной пищей в виде фиников и воды»

ПРОТИВОВЕС ПОВАЛЬНОМУ ОБЖОРСТВУ МЕСЯЦА РАМАДАН

Мусульманский пост нередко превращается в карикатуру на самое себя. С заходом солнца благочестивые постники, у которых в течение дня во рту не побывало и маковой росинки, налегают на вожделенные яства порой с таким буйным остервенением, что единственным ярким итогом их стойкого воздержания становится долгожданный час ненасытного кишкоблудия. Естественно, далеко не всех мусульман устраивает столь удручающее положение вещей. И вот уже несколько лет кряду в противовес повальному обжорству месяца Рамадан смельчаки-революционеры начали проводить так называемые голодные ифтары. Инициатива родилась в Москве. А недавно у нее нашлись и первые сторонники в Казани, ожидаемо навлекшие на свою голову густой, как наваристый бульон, ропот и велеречиво-мясистое осуждение чревоугодников традиционного поста.

Голодный ифтар — маркетинговое название. В действительности участники акции во время этого необычного разговения не голодают, а просто довольствуются скромной пищей в виде фиников и и воды, то есть по сути они повторяют меню вечерней трапезы благословенного Пророка и его благородных сподвижников. В древности воздержанный стол, конечно же, был не акцией, а самой что ни на есть обычной практикой, ни у кого не вызывавшей ни удивления, ни вопросов. Но времена давно изменились. Жизнь мусульман наладилась, они обросли жирком, обзавелись вторыми и третьими подбородками. Теперь их столы ломятся от изобилия и им как воздух нужен пост уже от самого поста. Так и возник голодный ифтар.

Его организаторы закладывают в свою инициативу и еще один важный смысл. Свою акцию они мыслят как напоминание денежным толстосумам и правоверным брюхоносцам, что в мире есть все еще много нуждающихся, в том числе и из числа наших единоверцев. А деньги, сэкономленные на объедании, устроители мероприятия обещают направить им на помощь. Таким образом, голодный ифтар стал еще одним частным выражением глобального тренда по трансформации сути мусульманских обрядов, все более и более перетекающих из горных метафизических высот в приземленную социальную плоскость. И это не может не радовать.

«Голодный ифтар стал еще одним частным выражением глобального тренда по трансформации сути мусульманских обрядов» «Голодный ифтар стал еще одним частным выражением глобального тренда по трансформации сути мусульманских обрядов»

СОЦИАЛЬНАЯ СТОРОНА МУСУЛЬМАНСКОГО ПОСТА ВСЕ БОЛЬШЕ ВЫХОДИТ НА ЕГО АВАНСЦЕНУ

Традиционное богословие мусульманского поста зиждилось на мировосприятии людей прошлого, которые среди прочих необъяснимых явлений природы были ошеломлены одним непостижимым таинством жизни, когда нечто раздельное вдруг становится одним. Именно поэтому основные религиозные запреты (причем в разных традициях) касаются двух главных форм этого самого таинства слияния, чарующего и одновременно пугающего — секса и еды. Не стал исключением данной парадигмы мышления и мусульманский пост, в течении которого предписывается воздерживаться именно от интимных отношений и принятия пищи.

Таким образом, в древности пост мыслился прежде всего как инструмент обуздания в себе двух упомянутых вожделений — чревоугодия и сладострастия, что превращало Рамадан скорее в школу внутреннего преображения человека, чем изменения социальных реалий. Это особенно хорошо видно на примере классических правил поста.

Различают два вида постных нарушений. Вследствие первого мусульманин должен восполнить испорченный день поста один к одному. Во втором — понести сверх этого еще и штрафную епитимью. Где проходит грань между двумя видами нарушений? Если правоверный постник до захода солнца нечаянно оскоромился, скажем, любовными ласками с ослом или бараном (именно такие примеры приводят сами средневековые факихи) или в результате рукоблудия, то греховоднику надлежит восполнить свою несдержанность по минимальной ставке, то есть просто перепоститься. А если он в светлую часть дня Рамадана осмелился возлечь со своей женой, то за такое неслыханное отступничество от морали он вдобавок должен понести и ту самую суровую епитимью. Другими словами, по логике средневековых факихов, в первом случае наблюдалось легкое нарушение поста, ибо телесная страсть хоть и была удовлетворена, но не полноценно. Второй же случай являет собой пример уже грубого его нарушения, ибо интимная потребность была здесь насыщена самым желанным для человека способом. Отсюда и дополнительное наказание в виде штрафных санкций. Аналогичная бинарность наблюдается и в нарушениях, связанных с едой. Коротко говоря, главная философия мусульманского поста строилась на идее необходимости преодолевать свои природные наклонности.

Впрочем, традиционное богословие закладывало в него и социальные аспекты. Неслучайно в конце месяца состоятельным верующим предписывалось раздавать так называемую скоромную милостыню (фитр садака). Предполагается, что они, прочувствовав на себе мучительные тяготы голода, станут более сострадательны к нуждам бедняков. В наши же дни именно социальная сторона мусульманского поста все больше выходит на его авансцену.

«Интересно, что многие из пришедших гостей не постятся. Многие даже не могут поститься по определению» «Интересно, что многие из пришедших гостей не постятся. Многие даже не могут поститься по определению»

НАШИ ЧАЛМОНОСЦЫ НЕ МОГУТ ВЕЧНО СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ЗАПРОСАМ ЛЮДЕЙ

Голодный ифтар, призванный обратить внимание общественности на проблемы обездоленных и, что особенно важно, собрать для них реальные деньги, как бы расширяет это социальное смысловое поле Рамадана, проявленное в фитр садака, на другие его составляющие. В данном же русле движется и другой новый феномен — коллективные ифтары, волна которых охватила многие мечети Татарстана и не только. Эти ифтары часто проводятся под знаменами благотворительности. На них приглашают инвалидов, одиноких стариков, сирых и убогих. Нередко гостями таких застолий становятся и немусульмане, оказавшиеся в трудном материальном положении. Интересно, что многие из пришедших гостей не постятся. Многие даже не могут поститься по определению. И тем не менее они становятся участниками богослужебной трапезы ислама. Здесь социальное побеждает религиозное.

Конечно же, сама концепция угощения — это атавизм. Он рожден людьми прошлого, жившими в голодную эру, когда кусок хлеба давался с большим трудом и потому воспринимался как величайшее благо, делиться которым считалось абсолютной добродетелью. Сегодня в странах экономики изобилия, к которым в значительной степени (хотя и не полностью) относится и Россия, подобное выглядит уже не столь однозначно. В наши дни раздобыть еду в сущности несложно — достаточно дойти до ближайшего магазина. Людей больше волнует не количество еды (данный вопрос в целом снят с повестки дня), а ее качество и соответствие личным предпочтениям человека. Вот почему возникает много конфузов, когда людей по старинке приглашают к общему столу, а они воротят нос от столь неуместного гостеприимства. Кто-то вегетарианец, кто-то сыроед, кто-то не ест «быстрых» углеводов, кто-то перешел на раздельное питание, а кто-то приемлет лишь экопродукты. Для всех этих людей поесть не проблема. Для них проблема — как избежать нежелательной еды.

Поэтому щедрые угощения все больше и больше выпадают из запросов современного человека. Неслучайно многие компании вместо прежних корпоративов в виде застолья все чаще обращаются к другим форматам совместного досуга сотрудников: походам в боулинг, пейнтбол, иммерсивный театр и так далее.

И тем не менее общие трапезы частично сохраняют свою актуальность, ибо в развитых экономиках бедные люди, которые по разным причинам не знают, что будут есть завтра, все еще остаются. Для них оказаться за столом с едой — счастье. Именно для таких людей, особенно тех из них, кто стал бедным по независящим от него причинам, общество создает благотворительные проекты, в том числе и коллективные ифтары. Эти ифтары проводятся на деньги состоятельных меценатов. Интересно, что последние сами порой не соблюдают поста. Данный факт почему-то часто упускается из внимания, а между тем он достоин самого пристального осмысления. О чем он говорит? О том, что для многих современных людей религия продолжает быть важной. Однако не вся, а только ее социальная составляющая. Поэтому такие спонсоры сами не постятся, но готовы накормить тех, кто в этом все еще нуждается.

К сожалению, большинство наших религиозных деятелей не понимает подобных запросов современного общества и суть тех процессов, которые кристаллизуются в коллективных ифтарах. В противном случае они развернули бы деятельность мечетей на 180 градусов и из мест, где людям насаждают чувство вины и страшат Божьей карой, превратили бы их в места, главная цель которых служить и помогать людям. Слава Богу, что лед потихоньку начинает трогаться. Наши чалмоносцы не могут вечно сопротивляться запросам людей, идущих в ногу со временем.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции