1. AES+F — объединение российских художников Татьяны АрзамасовойЛьва Евзовича, Евгения Святского и Владимира Фридкина. Название группы представляет собой аббревиатуру из первых букв их фамилий. Арзамасова, Евзович и Святский создали данную структуру в 1987 году, а Фридкин присоединился к ним в 1995-м, поэтому его буква стоит особняком. В своем творчестве художники широко используют фотографию, видео и цифровые технологии, заставляя их вступать в диалог с классическими формами изобразительного искусства — живописью, рисунком, скульптурой и архитектурой.

  2. В казанскую галерею современного искусства они привезли проект Inverso Mundus (mundus в переводе с латинского — «мир», inverso с итальянского — «обратный, противоположный», со староитальянского — «стихи, поэзия»). Впервые он был представлен в 2015 году на Венецианской биеннале. На втором этаже во всю стену растянут экран, на котором транслируется 38-минутная видеоинсталляция, а на третьем расположились кадры из нее в формате диджитал-принтов и масштабной панорамы, а также четыре «орудия пыток», использованные на съемках. 

  3. Проект вдохновлен сюжетами средневековых гравюр в жанре «Перевернутый мир» — на них меняются ролями мужчина и женщина, богатые и бедные, свиньи и мясники, а химеры и черти живут среди людей. AES+F превращают эти сюжеты в «современный бесшабашный апокалипсис», в котором мусорщики поливают улицу нечистотами, женщины пытают мужчин, бездомные руководят корпорациями, а полицейские устраивают оргию с грабителями. Художники обращаются к карнавальной культуре, потому что считают, что в широком смысле слова мы все время пребываем в ней. 

  4. Один из популярных сюжетов средневековых гравюр, воссозданный в видеоинсталляции, — свинья закалывает мясника. 

  5. Видеоролик, который транслируется на втором этаже ГСИ, — это анимированные фотографии с добавлением компьютерной графики, которые превращаются в фильм уже на этапе постпродакшена. Данный прием создает ощущение зомбированности, отчужденности героев, их болезненного равнодушия к происходящему. Бедные, оказавшись на месте богатых, так же скучают, на лицах пытаемых мужчин нет ни тени страдания, победившие в схватке со стариками дети почти безэмоциональны.

  6. «Мы стараемся рассказать людям о мире, как мы его видим, и пригласить их разделить наши ощущения от жизни. Были случаи, когда мы предвосхищали в своих работах то, что случалось в мире через несколько лет, — подобное было с „Исламским проектом“, который мы в 1996 году выпустили. Так получилось, что в данном проекте мы предвосхитили движение Me Too и женский реванш против харрасмента. Думаю, мы не являемся записными пророками, это профессиональная особенность художников — остро чувствовать свое время», — считает Святский.

  7. «Вы и так все знаете, просто про это не говорите, не думаете и не чувствуете. Взглянув на наш проект, вы, скорее всего, задумаетесь. Художественная правда сильнее, чем настоящая. Мы не придумываем нового, все на самом деле происходит вокруг нас. Может быть, мы как художники просто чуть острее это почувствовали», — говорит его коллега Фридкес.

  8. Также на выставке представлены скульптуры-объекты, которые, с одной стороны, были использованы в инсталляции, с другой — являются самостоятельными произведениями. Они представляют собой схематически изображенные орудия средневековых пыток («железная дева», «дыба», «позорный столб», «трон»), стилизованные под мебель из IKEA. «Настоящая инквизиция в основном казнила женщин, а у нас они стали инквизиторами, которые объективируют мужчин. Но проходит это бескровно — даже пытки не совсем похожи на пытки», — говорят художники. 

  9. Вот так выглядит масштабная панорама Inquisition.

  10. Саунтреком к инсталляции стали произведения Моцарта, Беллини (женщины пытают мужчин под пронзительную Casta Diva в исполнении итальянского квартета Le Div4s), Чайковского, Листа, Равеля. «Музыка — важный элемент в наших работах. Так же, как в изображениях, мы в значительной степени обращаемся к искусству старых мастеров — это легко усматривается в композиции и элементах эстетики. Музыка обычно составлена из фрагментов классических произведений с добавлением современных произведений и звуков. Мы пробовали заказывать музыку у композиторов, но это нас не удовлетворяло, потому что она носила прикладной характер, не столь выразительный. Стэнли Кубрик в свое время сказал, что вся музыка для кино уже написана, нужно только выбрать. Мы следуем его завету», — пояснил Святский.

  11. Идея привезти в Казань AES+F принадлежит министру культуры РТ Ираде Аюповой. Ведомство выделило 2 млн 900 тыс. рублей на этот проект. «Появление подобных художников было предопределено реконструкцией данного здания, — считает директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева. — Злободневная тема, которая их интересует, затрагивает весь мир, — это не казанское, республиканское, российское искусство, а мировое. Было очень сложно их сюда заманить, но когда они приехали на полдня, то зашли сюда и все поняли. Наша задача была в том, чтобы ответить „да“ на все их запросы. Главное, что и министерство культуры оказало финансирование, потому что проект дорогостоящий. Панели с эффектом объема трудно напечатать в России, все это делается за рубежом».

  12. Продюсированием проектов AES+F занимается галерея «Триумф» — именно она привозит выставки и инсталляции в города России и мира. «Мы к Казани относимся трепетно, она вообще никакая не провинция, — считает основатель галереи Дмитрий Ханкин. — В эпоху широкополосного интернета моменты провинциальности становятся умозрительными. Такие проекты, как этот, обнаруживают простую вещь — нет никакой провинции, нет метрополий и границ, особенно для мыслящего человека. Сила мысли может преодолеть любые расстояния и преграды. Отлично, что в Казани есть такое помещение, оборудование и решимость демонстрировать то, что мы сегодня показываем. Это сливки российского и международного современного искусства, проект, который заставит вас серьезно задуматься над тем, кто вы, что вы, зачем вы».

  13. Кроме самой выставки организаторы подготовили для посетителей дополнительные материалы. В красочном каталоге выставки можно найти статью теоретика искусства Дэвида Эллиота, эскизы и референсы к различным образам и историям инсталляции (например, кадры из фильма «Бойцовский клуб», фоторепортажи, рисунки пыток из старинных книг).

  14. На двух компьютерах на втором этаже транслируется документальный фильм о процессе создания Inverso Mundus, а на отдельном информационном интерактивном стенде можно узнать о других проектах художников и прочитать их биографию. На первом этаже рядом с магазином сувениров транслируется запись оперы «Турандот» из Театра Массимо в Италии — декорации для постановки разработали AES+F.

  15. «Совсем молодым людям, через два поколения от нас, нравится то, что мы делаем, — говорят художники. — А что будет, когда они достигнут нашего возраста, мы не знаем. Возможно, будет актуально что-то другое. Наши работы входят в систему образования университетов в США и Европе, искусствоведы говорят, что изучают нас в курсе современного искусства. По „Исламскому проекту“ написаны диссертации, Last Riot стал предвозвестником такого направления, как постинтернет-арт. Надеемся, что какие-то наши работы, хранящиеся в музейных коллекциях, сохранятся».

  16. Inverso Mundus показывали и обсуждали в галереях и выставочных пространствах Европы, США, Москвы и Санкт-Петербурга. Теперь возможность познакомиться с творчеством AES+F есть и у жителей Казани. Выставка будет работать до 30 августа.