Биржевые котировки нефти в начале года снижались от прошлогодних показателей, но это не помешало ПАО «Татнефть» обновить рекорд по выручке, которая в январе – марте увеличилась на 24% до 205 млрд рублей. В том, за счет чего нефтяникам удалось показать небывалые обороты и за чей счет правительство смогло сдержать внутренние цены на топливо, разбирался «БИЗНЕС Online».
Биржевые котировки нефти в начале года снижались от прошлогодних показателей, но это не помешало ПАО «Татнефть» обновить рекорд по выручке
ВЫРУЧКА ВЗЛЕТЕЛА, ХОТЯ ДОЛЛАРОВАЯ ЦЕНА НА НЕФТЬ ПРОСЕЛА
Чистая прибыль ПАО «Татнефть» в первом квартале увеличилась на 35% до максимальных 50,3 млрд рублей, следует из ежеквартального отчета предприятия по РСБУ. Выручка крупнейшей нефтяной компании Татарстана также выросла на 24% до нового рекорда 205,2 млрд рублей.
Какие факторы повлияли на увеличение оборота «Татнефти»? Начнем с натурального: объем добычи сырья компанией вырос на 238 тыс. тонн (3,4%) до 7,25 млн тонн по итогам первого квартала. Из них за пределами РТ добыто только 81,8 тыс. тонн (1,1% от общей добычи) — на 2,6 тыс. меньше, чем в АППГ. При этом компания пробурила 124 новых скважины — на 6 меньше, чем в январе-марте 2018-го.
В целом же динамика добычи нефтяниками Наиля Маганова шла на уровне средней по России, где прирост составил 3,5% до 139,2 млн тонн по итогам первой четверти 2019 года.
Кроме того, переработка увеличилась на 0,1% до 2,1 млн тонн. Но что более важно — на НПЗ «ТАНЕКО» началось промышленное производство долгожданных автобензинов марок АИ-92, АИ-95 и премиального АИ-100. Для сравнения, в целом по РФ переработка подросла на 0,4% до 70,4 млн тонн.
Детализации по направлениям продаж нефтепродуктов, как и нефти, по татарстанскому предприятию отчетность не содержит, обычно такая информация приводится в документах по стандартам МСФО. Но можно отметить, что в целом по РФ отгрузки нефти в дальнее зарубежье (читай, Западную Европу) увеличились на 6,5% до 61 млн тонн. То есть на улучшение показателей могло повлиять перераспределение поставок с внутреннего на внешний рынок. Помнится, ранее правительство РФ выражало недовольство тем, что нефтяники отгружают больше продукции в дальнее зарубежье и в направлении Беларуси. И последняя вряд ли является конечным потребителем зафиксированных объемов — скорее участник Таможенного союза зарабатывает на транзите в одну сторону нефтепродуктов, в другую — продовольствия. Тем не менее после требований нефтяников поднять цены на автомобильное топливо на фоне и без того растущей напряженности в обществе в связи с пенсионной реформой и повышением НДС, не исключено, что правительству пришлось пойти на некие уступки в плане географии продаж.
Что касается ценовых факторов, то средняя биржевая цена нефти сорта Urals (Роттердам и Средиземноморье) снизилась год к году на 3% до $63,2 за баррель. Из фундаментальных факторов составители отчета отметили торговые противоречия между США и КНР, ведущие к замедлению мировой экономики и падению спроса на энергоносители. В свою очередь со стороны предложения есть риски переизбытка товарных запасов в США и Канаде.
В итоге львиная доля роста добычи была нивелирована падением долларовой цены на нефть.
Однако в пользу добытчиков еще играет высоковолатильный рубль, который сегодня зависит не столько от нефти, сколько от наполнения бюджета. Напомним, что, согласно бюджетному правилу, Центробанк РФ скупает для минфина валюту на все дополнительные доходы, получаемые сверх планки в $40 за баррель, и это самый сильный фактор, не дающий национальной валюте укрепиться. За то же время ее средний курс просел на 15,9% (!) до 65,8 рубля за доллар США, то есть рубль слабел в 5,3 раза раза быстрее, чем нефть.
Что касается стоимости нефтепродуктов, в отчете по РСБУ цены производителя не указываются. Но косвенно мы можем оценить динамику по ведущему продукту ТАНЕКО: средний розничный ценник на «дизель» в Татарстане подрос на 12,6% до 45,5 рубля за литр в январе-марте текущего года — не так сильно, как упал рубль. А если учесть рост акциза, то становится ясно, что банкет (точнее, сдерживание цен) организован не только за счет НПЗ, но и за счет сетей АЗС, и если сеть не входит в вертикально-интегрированную компанию (ВИНК), то дела ее не самые веселые. Собственно, о стремительном ухудшении своего положения не раз заявляли как НПЗ — например, ТАИФ-НК, — так и независимые сети.
Добавим, что в апреле ситуация лишь ухудшилась: чистая маржа торговли бензином на АЗС и нефтебазах (очищенный от операционных расходов и налоговых выплат заработок заправки) упала до околонулевых значений, пишет РБК со ссылкой на журнал «Биржевой товарный рынок России». Напомним, в ноябре правительство подписало соглашения с нефтяными компаниями по ограничению оптовых цен на нефтепродукты до 31 марта 2019 года. Позднее заморозка цен была продлена до 1 июля.
ИЗДЕРЖКИ ОТСТАЛИ ОТ ВЫРУЧКИ, КРОМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РАСХОДОВ
Далее. Основные издержки (расходы, связанные непосредственно с добычей) подросли на 17,5% до 121,5 млрд рублей. Благодаря опережающему темпу роста выручки, валовая прибыль подскочила на треть, или на 21 млрд, до рекордных 83,6 млрд рублей.
Отметим также, что соотношение основных издержек к выручке сократилось на 5% до 0,592 рубля на 1 рубль выручки. За последние 11 лет это третий по силе результат для первого квартала, уступающий только 2011 и 2012 годам — 0,559 и 0,552 рубля соответственно.
Что до динамики коммерческих (хранение, транспортировка, сбыт) расходов, то они заметно отстали от выручки, прибавив только 11,2% до 12,13 млрд рублей. Местная «дочка» трубопроводного монополиста «Транснефть-Прикамье» раскрывает свои показатели только раз в год, и поквартально ее успехи оценить сложно, но по итогам 2018-го компания нарастила выручку на 39% за счет изменения географии отгрузок и перекачки нефтепродуктов того же ТАНЕКО.
А вот управленческие (содержание непроизводственного персонала и зданий) расходы «Татнефти» увеличились в унисон с оборотом: на 23,5% до 1,67 млрд рублей. Как следствие — рекордная операционная прибыль 69,7 млрд рублей, на 39% превышающая показатель АППГ. Рынок в целом был приятно удивлен: в день публикации отчета котировки обыкновенных акций «Татнефти» подскочили на 6,6% с 693 рублей на открытии до 739 рублей за бумагу. Впрочем, в тот же день уже на закрытии торгов запал спекулянтов иссяк, и цена «обычки» опустилась до 706 рублей.
СЛАБЕЙШИЙ ЗАРАБОТОК НА ПРОЦЕНТАХ, И «БАРЫШИ» САМОГО КРУПНОГО АКЦИОНЕРА
Процентные поступления «Татнефти» сократились на 454 млн до 358 млн рублей — и это слабейший результат за последние 11 лет. Ранее таковым мог «похвастаться» первый квартал 2011 года (530 млн).
В свою очередь, проценты к уплате снизились на 124 млн до 21 миллиона. Меньше компания платила только в январе-марте 2009 и 2017 годов — 2,6 и 18 млн рублей соответственно.
Также отметим, что отрицательное сальдо прочих доходов и расходов выросло на 1,5 млрд до 5 млрд рублей. Мы поинтересовались в пресс-службе «Татнефти», что стало причиной опережающего роста прочих расходов, однако, к сожалению, оперативного ответа не получили.
Что получит в итоге республика? Как местный налоговый резидент. «Татнефть» направит 85% от суммы налога на прибыль в бюджет РТ. Плюс при сохранении текущей дивидендной политики с распределением 75% прибыли по РСБУ республика с долей около трети капитала также может рассчитывать на соответствующее увеличение бонусов.
«ВЫСОКИЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КАК МИНИМУМ НАПОЛОВИНУ — ЗАСЛУГА РУКОВОДСТВА»
Наталья Мильчакова — заместитель руководителя «Информационно-аналитического центра «Альпари»:
— На мой взгляд, вероятность, что «Татнефть» увеличит дивиденды по итогам 2019 года, достаточно велика. Цены на нефть держатся в коридоре 60–70 долларов за баррель, причем ближе к верхней границе этого коридора, а в высоких финансовых результатах есть заслуга не только внешних факторов, но еще и качественного менеджмента. «Татнефть» умеет контролировать затраты, уже несколько лет подряд темпы роста доходов обгоняют темпы роста затрат, так что высокие финансовые результаты компании как минимум наполовину — заслуга руководства. Отметим, что в первом квартале выручка «Татнефти» по РСБУ выросла на 23 процента в годовом исчислении, а себестоимость — только на 18 процентов. Чистая прибыль компании увеличилась на 35 процентов.
Если цены на нефть останутся в течение 2019 года в коридоре 60–70 долларов за баррель, то по итогам 2019 года мы увидим рост чистой прибыли к 2018 году как минимум на треть, а дивидендная политика «Татнефти» привязана, согласно положению о дивидендной политике, либо к чистой прибыли по РСБУ, либо по МСФО, в зависимости от того, по каким стандартам финансовый результат выше. «Татнефть» стабильно платит высокие дивиденды, поэтому, если не будет экстраординарных внешних факторов, способных обвалить цены на нефть, дивиденды по итогам 2019 года также будут высокими, как и по итогам 2018 года.
Алексей Калачев — эксперт-аналитик АО «Финам»:
— Результаты первого квартала оказались позитивными и в пределах ожиданий. Хотя более адекватно деятельность компаний можно оценить на основании консолидированной отчетности по МСФО, данные бухгалтерской отчетности «Татнефти» по РСБУ также важны, поскольку в соответствии с дивидендной политикой компания может выплатить дивиденды, исходя из чистой прибыли по РСБУ.
В выручке «Татнефти» по сегментам (по годовым данным 2018 года) 52,1 процента приносит продажа сырой нефти, в том числе 33,7 процента — экспорт в страны дальнего зарубежья. 39,0 процента выручки приносит продажа нефтепродуктов, в том числе 18,8 процента — на экспорт (в основном это нафта, средние дистилляты и дизтопливо), и 20,2 процента — продажи на внутреннем рынке (в основном это бензин, дизтопливо и средние дистилляты).
Тонна экспорта нефти принесла компании в прошлом году около 27 тысяч рублей (после вычета экспортных пошлин), а при продаже на внутреннем рынке — около 22 тысяч рублей. Экспорт нефтепродуктов приносил около 33,5 тысяч рублей с каждой проданной тонны (после вычета экспортных пошлин), а продажи на внутреннем рынке — около 32,5 тысяч (после уплаты акцизов). По нефтепродуктам разница небольшая, особенно если учесть различие в товарной структуре. В 2019 году доли могут отличаться, но вряд ли значительно.
В любом случае получается, что экспорт оказывается выгоднее. Однако все же надо учесть, что на экспорт идет в основном сырье и полуфабрикаты, на которые есть спрос. А конечную продукцию, моторное топливо, в основном приходится поставлять на внутренний рынок.
Пока сложно сказать, какое воздействие на результаты компании окажет ситуация с загрязненной нефтью в нефтепроводе «Дружба», поскольку еще не известно, сколько в испорченной смеси URALS содержалось нефти от «Татнефти». Татарстанская компания сдает почти всю свою нефть в систему «Транснефти». Последняя обещает до конца года прокачать все законтрактованные объемы и ликвидировать отставание. Но нельзя исключить, что задержка, которая может составить более месяца, обусловит снижение объемов экспорта нефти и снижение выручки.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.