«БЕЗ ПОМОЩИ ЗРИТЕЛЬНОГО ЗАЛА Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ РАЗДЕТОЙ»

В ДК «Нефтьче» Альметьевска за последние несколько месяцев при поддержке «Татнефти» побывали такие мировые звезды, как оперная дива Аида Гарифуллина, маэстро Валерий Гергиев. А в начале лета горожане смогли посетить спектакль Чулпан Хаматовой «Пунктиром», показ которого также организовала «Татнефть».

«Пунктиром» — это не обычная пьеса, а пронзительная исповедь актрисы. «Я страшно волнуюсь, потому что новый зритель, новый город. В данной программе это важно, без помощи зрительного зала я чувствую себя раздетой и беспомощной», — рассказала перед спектаклем актриса. Он действительно очень откровенный — Хаматова на протяжении двух часов стоит на сцене одна в свете софитов и рассказывает о том, что происходило и происходит в ее жизни, какие беды ее настигают и как она с ними справляется или не справляется. В этом монологе есть все, что наполняет жизнь актрисы: от того, как утром собрать трех дочерей и провести репетицию в театре, до открытия всероссийского благотворительного фонда «Подари жизнь». 

О благотворительности в тот вечер говорили больше всего. Хаматова сообщила журналистам о совместном с «Татнефтью» начинании. Благотворительный фонд компании и «Подари жизнь» будут вместе помогать больным детям Татарстана. Для обеих организаций эта деятельность не нова. Но в данном проекте фонды объединят усилия. По словам директора благотворительного фонда «Татнефть» Рената Мамина, компания при помощи «Подари жизнь» хочет повысить эффективность своей деятельности, так как федеральные фонды располагают поддержкой экспертного врачебного сообщества.

Как он отметил, компания за год получает более полутора тысяч обращений с просьбами о помощи как от людей, оказавшихся в сложной ситуации, так и от родителей больных детей. В прошлом году «Татнефть» потратила на благотворительность около 7 млрд рублей, часть денег была направлена и на адресную поддержку. «Сейчас мы трансформируем нашу благотворительную деятельность, чтобы сделать ее более эффективной, — заявил Мамин. — Традиции благотворительности были заложены еще с момента основания компании. Когда здесь происходило становление промышленности, в составе „Татнефти“ имелись и медицинские учреждения, и детские оздоровительные лагеря. Такой была социальная политика компании. Это переходило из поколения в поколение, и сейчас мы не представляем, что можно как-то иначе. Это наш долг — развивать регион присутствия и оказывать людям помощь».

С идеей сотрудничества к Хаматовой обратилось руководство фонда «Татнефть». «У нас уже есть совместный проект с Русфондом по помощи детям Татарстана, — сообщил Мамин. — Аналогичный проект мы запускаем с фондом „Подари жизнь“. Мы провели переговоры с его специалистами, посмотрели их программы. Мы остановились на двух, руководство нашей компании поддержало выбор».

Первый проект связан с непосредственной помощью детям Татарстана. «Подари жизнь» и «Татнефть» на условиях софинансирования будут спонсировать дорогостоящее лечение, чтобы охватить еще больше детей из республики адресной помощью. Как пояснил Мамин, в компанию поступает много обращений с просьбами о помощи, в том числе детям с различными заболеваниями. Теперь эти заявки будут перенаправляться в «Подари жизнь». Одну половину от требуемой на лечение суммы оплачивает фонд «Татнефть», другую — «Подари жизнь». Также они предоставляют экспертную оценку,  так как их поддерживает серьезное сообщество врачей.

 «Я РЫДАЛА И ТРЕБОВАЛА ОТ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ НОРМАЛЬНОГО ИМЕНИ»

Второй совместный проект с фондом Хаматовой — это масштабный семинар для врачей, который состоится осенью в Альметьевске. Фонд актрисы подготовит программу и список выступающих экспертов, а компания берет на себя финансовые расходы. По словам Мамина, «Татнефть» серьезные средства вкладывает в развитие инфраструктуры — это и строительство онкоцентра, и в целом развитие материально-технической базы медицинских учреждений. Семинар поможет тому, чтобы персонал больниц Альметьевска был в тренде новейших методов лечения. А сама Хаматова в беседе с журналистами призналась, что такие предложения поступают нечасто. «Это первый раз, когда люди сами выходят и говорят: „Давайте поможем“. Это очень круто», — заметила актриса в интервью,  которое состоялось перед выходом на сцену.

Что касается самого спектакля, то чуть ли не половина его занимает рассказ о становлении фонда «Подари жизнь». Другая же часть — о том, как из скромной девочки из Казани, которая жутко стесняется своего старинного татарского имени, состоялась известная всем актриса Хаматова.

«Детство прошло под знаком абсолютнейшего ужаса перед собственным именем. Сейчас я еду по Альметьевску и вижу: страховая компания „Чулпан“. Тогда же это имя было очень редким, в своем окружении я не встречала ни одного человека с ним. Родители меня успокаивали, что так звали дочку Мусы Джалиля, но это не помогало совершенно», — рассказывала актриса со сцены. Она поделилась подробностями выбора имени: «Папа объявил конкурс на лучшее имя для своей дочери, приз — ящик водки. Победил его друг с таким же странным именем — Фат».

«Все детство на вопрос, как меня зовут, в Казани, столице Татарстана, я, не моргнув, без паузы отвечала: Маша, Оля, Наташа, Лена, — вспоминала актриса. — Дома я рыдала и требовала от своих родителей нормального имени». По словам Хаматовой, в Москве ей предлагали взять псевдоним: «Один режиссер сказал мне: „С таким именем ты не станешь актрисой русского театра“». С вариантами в стиле Лена Нежная она категорически была не согласна.

Впрочем, оказалось, что родители были правы, выбрав для дочери такое необычное имя. Еще один эпизод из прошлого актрисы: «Бегу по коридорам „Мосфильма“ и слышу, как две женщины разговаривают: „Вот девочка у Абдрашитова снялась, татарочка, имя на Ч начинается, че-че… Чебурашка?“ Я понимаю, что, может быть, это мое преимущество — имя, которое запоминается не в деталях, а своим образом».

Также Хаматова призналась, что сейчас вся ее жизнь стоит на трех китах — дети, творчество и благотворительный фонд. Рассказы о том, как он создавался, как она искала деньги на дорогие аппараты, обзванивая богатых людей Москвы, как спасали четырехлетнюю малышку Соню, которая уже отказывалась бороться, вызывали то смех, то слезы. Откровенность актрисы пронзала всех.

Все эти истории перемежались стихами в исполнении Хаматовой. Под аккомпанемент фортепиано звучали строчки Бориса Пастернака, Беллы Ахмадулиной, Марины Цветаевой. За роялем в этот вечер была пианистка Полина Кондраткова, с которой актриса делает уже не первый проект.

Не обошлось и без упоминания фильма «Зулейха открывает глаза». Журналисты, конечно, поинтересовались, когда ждать выхода картины. «Вот мы вместе с Гузель Яхиной как раз встречались с режиссером, и первое, что мы спросили, — когда будет фильм? Он сказал: „Я не знаю“. Передаю вам то, что он мне ответил», — подчеркнула Хаматова.