«ХОТИМ, ЧТОБЫ В НАШЕМ РОДНОМ ГОРОДЕ БЫЛ КРАСИВЫЙ ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС»

Финалистов первого этапа конкурса на реконструкцию торгового центра «Кольцо» выбрали на днях в Казани. Конкурс оказался «полуоткрытым»: широкого приглашения журналистам не рассылали, посовещавшись в зале управления архитектуры и градостроительства казанского исполкома.

В итоге первое место занял проект московской архитектурной студии Heads Group, второе — авторский коллектив под руководством Ильи Фаттахова и Степана Новикова, на третье место конкурсное жюри определило работу мастерской «ВЕЛП» и ее директора Евгения Прокофьева. Напомним, что он начал разработку концепции «Кольца» еще четыре года назад. Приз «зрительских симпатий» достался московским разработчикам, спроектировавшим здание-фантазию в виде улитки (правда, в финал он не прошел). Также в число финалистов хотели включить выбывший изначально проект Рината Хафизова — многие участники градсовета высказали симпатию именно ему. По словам одного из участников встречи, пока неясно, какое в итоге решение примут по данному проекту, поскольку непонятно, как это сделать с юридической точки зрения и по бюджету.

Кто стал победителем? Это архитектурное бюро из Москвы, основателями которого являются Владислав Куликовский, Арсен Хаиров и Маргарита Подгорная (двое из них родились в Казани, окончили КГАСУ). Они предложили оформить здание в двух визуальных сценариях — дневном и ночном, с подсветкой и проекцией исторического облика.

«Основная наша идея заключается в том, чтобы отдать дань старому, при этом дав дорогу новому, — рассказал «БИЗНЕС Online» Куликовский. — Название исторического центра имеет историческую отсылку к месту, где когда-то была кольцевая транспортная развязка. Мы считаем, что связь с историей является неотъемлемой частью архитектуры, поэтому решили углубиться в изучение этой территории». Фронт улицы ранее был сформирован зданием «Татпотребсоюза» и Музуровскими номерами, еще раньше место носило название Рыбнорядской площади. «И мы предлагаем в первую очередь восстановить исторический объем и силуэт зданий, формировавший фронт по улицам Пушкина, Бутлерова и Петербургской», — объясняет архитектор. Вновь созданные объемы по всему периметру закрываются единой ажурной сеткой, похожей на кружевные занавески или вуаль.

Фото: koltso-kazan.ru

С помощью этого приема объем торгового центра днем выглядит целостно и максимально индустриально, объясняют выбранный подход архитекторы. Рисунок сетки выполнен в виде татарского орнамента, стилизованного до простых геометрических фигур. «Ночной облик торгового центра напоминает людям об истории места, о тех зданиях, которые здесь когда-то существовали. Искусственное освещение внутри зданий отлично просматривается через металлическую сетку, а разная степень прозрачности остекления подчеркивает силуэты старого здания», — поясняет Куликовский.

Разработчики изложили и свое видение транспортной ситуации. Полосы движения автотранспорта они предложили сократить, а от подземного перехода в дальнейшем отказаться. «Мы поддерживаем современные урбанистические веяния: город должен принадлежать людям, а не машинам. И первый способ избавиться от машин и пробок — стараться избавляться от машин в центре. Поэтому мы предлагаем ряд мер, среди которых, в частности, сужение дорог и более развитые пешеходные улицы», — объяснил Куликовский свою позицию. При этом проектировщики отдают себе отчет в том, что одним сужением дорог нужного эффекта не добиться. «Обязательно нужно вкладываться в развитие общественного транспорта. Сейчас с этим существуют проблемы, городу нужно работать в этом направлении. И мы со своей стороны тоже хотим дать какой-то толчок, бросить вызов», — признается архитектор. Члены экспертного жюри, по его словам, в целом согласились, что в этом направлении стоит нащупывать пути развития. «У нас совпали точки зрения, что нужно делать это комплексно и постепенно», — пояснил наш собеседник.

Сейчас проект будет дорабатываться с учетом пожеланий города и заказчика. Архитекторы планируют работать с функциональным насыщением, вносить новые идеи и дорабатывать уже изложенные. «Мы хотим, чтобы в нашем родном городе был красивый торговый комплекс, и будем стараться, чтобы наши идеи были реализованы так, как они задуманы», — резюмирует Куликовский.



Разработано и предоставлено Ильей Фаттаховым

«МУЗУРОВСКИМИ НОМЕРАМИ МЫ ЗАКРЕПЛЯЕМ РОМБОВИДНУЮ ПЛОЩАДЬ, А ОСТАЛЬНОЕ — ЗАПОЛНЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРОЙ»

Второе место занял совместный проект авторской группы под руководством архитекторов Фаттахова и архитектора Новикова. Они предложили совместить воссоздание фасада Музуровских номеров со стороны улицы Петербургской (с использованием состаренного кирпича) и примыкающую к ней более современную часть с колоннадой — с использованием натурального камня разных фактур. «Наша колоннада запроектирована таким образом, что она создает визуальный акцент всего квартала при спуске по улице Пушкина от театра оперы и балета. Это значимая видовая точка. Музуровскими номерами мы закрепляем ромбовидную площадь, а остальное — заполнение современной архитектурой», — рассказал Фаттахов. Архитекторы предлагают уйти от «павильонной» архитектуры в сторону более материальной и тактильной (кирпич, натуральный камень), но при этом современной. По словам разработчика, членам жюри не понравилась присущая проекту разномасштабность (Музуровские номера, затем современная часть) и размер колоннады.

Казанские архитекторы тоже «покусились» на дороги, но по сравнению с победителями конкурса их решение более мягкое. Они предложили за счет разметки сузить полосы — до минимальных для улиц районного значения 3,25 метра. За счет этого на территории появляются зеленые островки и возможность обособить полосу общественного транспорта линией озеленения. «Мы выделили полосу общественного транспорта, чтобы разделить потоки машин, поворачивающих с улицы Пушкина вправо на Бутлерова и общественный транспорт», — пояснил архитектор. По его словам, к реализации этого решения можно приступать хоть завтра, и это наверняка улучшит транспортную ситуацию в центре. 

Разработано и предоставлено Ильей Фаттаховым

На третьем месте — проект архитектора Прокофьева, который был первым разработчиком концепции реконструкции «Кольца». Сооружение отдаленно повторяет очертания фасада когда-то стоявшего здесь трехэтажного «Татпотребсоюза» — об этом проекте мы рассказывали ранее.

На совещании также присутствовали турецкие инвесторы по проекту Espace, который планируется возвести за памятником Муллануру Вахитову. Проект, страсти вокруг которого кипели в основном из-за отклоненного в итоге «прокола» под памятником, утвердили на одном из совещаний с участием Рустама Минниханова. В этот раз представители застройщика включились в битву за трафик: они лоббировали появление подземных переходов к их комплексу и непрерывный путь к ним от станции метро. Поскольку архитекторам в любом случае необходимо будет проработать увязку с Espace, в компании решили присоединиться к инвесторам конкурса, увеличив призовой фонд почти вдвое (ранее организаторы обещали миллион рублей).

Фото: koltso-kazan.ru

«БУНТ» В ЖЮРИ: СКАНДАЛ «НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ АРХИТЕКТУРУ, ЕСЛИ У ВАС НЕТ КАРКАСА»

Мнения членов жюри разделились. Некоторые из них — в частности, помощник президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова и советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Николай Васильев — предложили аннулировать итоги конкурса, выплатив участникам премии за проведенную работу. Однако победило, судя по всему, преобладающее большинство. Финалистам поручили продолжить разработку концепций, продлив срок на доработку проектов до 2 сентября. Советник министра выразил столь резкое несогласие, что даже попросил исключить его из членов жюри при оценке данного конкурса.

«Территория вокруг „Кольца“ на сегодняшний день испытывает перегрузку как транспортно-пересадочный узел, — пояснил он свою позицию в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — И на будущее этот участок прежде всего требует реконструкции под новые условия: повышенные возможности транспортно-пересадочного узла. И это главное, на что надо смотреть в проекте». Архитектор напоминает, что сегодня на эту территорию разрабатывается новая транспортная модель (разработкой занимается транспортное бюро при мэрии Казани), которая все еще находится в процессе обсуждения. И без учета этих вопросов заниматься проектированием «Кольца», по его мнению, вообще не имеет смысла.

«Кроме того, нельзя делать архитектуру, если у вас нет градостроительного каркаса. Это основа: когда полностью рассматривается градостроительная ситуация, с прилегающей застройкой, с новой застройкой за памятником Муллануру Вахитову, с застройкой, которая сейчас идет по Бутлерова. Эти вещи, образуя надструктуру,  должны предшествовать конкурсу, являться обязательным условием. А у нас получилось, что москвичи просто предложили: а давайте мы сократим движение в центре! И все. И тогда ходим пешком по верху. Но эти решения нереализуемы. Казань сегодня не готова к ним прийти», — констатирует советник министра. По его словам, следует также дождаться разработки концепции исторического центра, которая и предполагала разработку таких узлов с решением комплексной градостроительной задачи, а уже потом переходить к художественным образам — когда будет ясно, в какую ситуацию предстоит вписываться.

Николай Васильев: «Москвичи просто предложили: а давайте мы сократим движение в центре! И все. И тогда ходим пешком по верху. Но эти решения нереализуемы. Казань сегодня не готова к ним прийти» Фото: «БИЗНЕС Online»

Все остальное, по словам, Васильева уже детали. «Кому-то понравился кирпич псевдоисторический, хотя на обсуждении было понятно, что никакого воссоздания быть не может, поскольку Мазуровские номера нельзя восстановить. Для этого нужно будет не просто фасадик сделать, но и внутреннее объемно-планировочное решение гостиницы. А это нереализуемо», — отмечает эксперт. Сами архитекторы, впрочем, придерживаются другого мнения — удалось же воссоздание лавок Курманаева на пересечении Чернышевского — Профсоюзной…

Высказался Васильев и по поводу футуристичного проекта в форме улитки, заметив, что посмотреть на это можно, но как это будет реализовываться — большой вопрос.

«Представьте: вы выходите из метрополитена, и вам, чтобы перейти через дорогу, надо подняться на три этажа до нулевой отметки и затем еще на 4 или 5 метров подняться выше, перешагнув магистраль. Вы будете так ходить? Поэтому все эти вещи — дизайнерски интересное в них что-то можно найти, но реализуемости в них, конечно же, нет», — считает архитектор.