«Мечты о том, что к 2035 году возобновляемое электричество значительно вырастет от уровней настоящего, не являются обоснованными» «Мечты о том, что к 2035 году возобновляемое электричество значительно вырастет от уровней настоящего, не являются обоснованными» Фото: ©Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

ЗЕЛЕНЫЕ МЕЧТЫ

С интересом прочитал очередную статью Forbes («Will Russia Survive The Coming Energy Transition?» — Ariel Cohen), наполненную болью и сопереживанием за судьбы «диких» русских варваров, которые все никак не поймут, что им нужно срочно строит ветряки…

Дал свои комментарии, к тексту неполживого [ныне] американского журналиста…

  • «Начинается эра новой глобальной энергетической реальности. Эра углеводородов, которая продвинула человечество через второй этап промышленной революции, подходит к концу. Каменный век закончился не потому, что у нас кончились камни. То же самое будет с нефтью и газом».

Зелёные очень любят эту фразу мудрого арабского погонщика верблюдов. Правда, с логикой у них, как всегда, нелады… Даже если первая часть фразы (про камни) истинна — из этого совсем не вытекает истинность второй части (про нефть). На сегодня не существует адекватной замены ископаемому топливу и альтернативой ископаемой энергии является только резкое сокращение потребления энергии, со всеми вытекающими из этого прелестями жизни.

  • «Сейчас мы вступили в эру возобновляемой энергии, когда электричество с нулевым выбросом СО2 генерируется с помощью практически неограниченных ресурсов (солнца, ветра, приливов, водорода и, в конечном итоге, дейтерия). Ультрасовременные, интеллектуальные электрические сети, промышленные аккумуляторы и транспортные средства с питанием от литий-ионных аккумуляторных батарей и водородных топливных элементов являются важнейшими элементами этого исторического перехода к новой энергии».

Перечисленные источники возобновляемой энергии являются бесплатными и неограниченными только в зеленых мечтах. В реальности, это все крайне низкоффективные (или отрицательно эффективные) источники энергии, которые способны существовать только за счет эксплуатации ископаемых источников энергии. Даже если калифорнийскому радужному креаклу кажется, что его солнечная панель волшебным образом бесплатно генерирует электричество, на самом деле это стало возможно только благодаря тому, что где-то в далёком Китае, используя китайский уголь и арабскую нефть, эта панель была произведена.

  • «Каждая из этих технологических тенденций будет уменьшать спрос на основной источник доходов бюджета России: ископаемое топливо».

Поэтому всё не совсем так, как кажется американоцентричным авторам. Все эти модные технологии не столько уменьшают спрос на ископаемое топливо, сколько смещают его потребление в Юго-Восточную Азию. Странам золотого миллиарда остаются зеленые вершки и безработица, замаскированная под пост-индустриальную «занятость». А Китаю достаётся промышленность и неизбежно связанные с этим выбросы парниковых, «вредных» газов. Ну и далее обвинение в «загрязнении» атмосферы и требование выплаты штрафов в пользу «чистых» стран.

  • «Переход будет иметь серьёзные последствия для лидеров статус-кво эпохи углеводородов: от Москвы до Каракаса и от Тегерана до Эр-Рияда. Российская Федерация, которая сегодня является крупнейшим в мире экспортёром газа и вторым по величине производителем нефти, является одним из таких игроков, который должен „адаптироваться или умереть“ в течение следующих 15–20 лет. Действительно, Россия получает 40% своего дохода от продажи нефти и газа, что делает ее фактически нефтедобывающим государством. Она и другие страны, зависимые от доходов от углеводородов, должны принять новую реальность и действовать решительно, если они надеются выжить в эпоху возобновляемых источников энергии».

Если Россия надеется выжить в эпоху, когда дешёвые углеводороды заканчиваются, она должна научиться перестать продавать свои ресурсы задёшево и хвастаться количеством труб, которые она протянула до чужих берегов.

  • «Это означает, что нынешняя стратегия Кремля по повороту на Восток на энергозатратные азиатские рынки — как мы видим из их газопровода „Сила Сибири“ в Китай и трубопровод „Восточная Сибирь — Тихий океан“ (ВСТО) в Азиатско-Тихоокеанский регион — в лучшем случае близорукая. Поскольку Китай присоединяется к развитым странам и пытается сократить выбросы, он ограничит импорт российских углеводородов».

Зеленые мечты… они такие зеленые…. Поскольку Китай прошёл пик добычи своего дешёвого угля, то он будет вынужден увеличивать импорт российских углеводородов (так же, как и арабских и австралийских) для замещения выпадающего (колоссального) объёма энергии. И хотя меня этот факт скорее огорчает, но я вынужден констатировать, что американский автор совершенно не понимает, что он пишет…

  • «Даже Германия, которая является принимающей стороной противоречивого российского мегапроекта „Северный поток II“, уже заявила, что закупки российского газа через 10 лет начнут сокращаться в соответствии с национальной программой трансформации энергии. Так называемая политика Energiewende направлена на сокращение выбросов парниковых газов примерно на 40% к 2020 году, на 55% к 2030 году и до 95% в 2050 году по сравнению с уровнями 1990 года. Это точно не приведёт к увеличению импорта российского ископаемого топлива».

Разумеется, политики обязаны заявлять, что когда-нибудь потом, лет через десять (наверно, может быть) они обязательно сократят зависимость от поставок российского тоталитарного газа. Но так наивно приводить это как аргументацию в статье…

Energiewende может быть направлена на что угодно, но грубая реальность состоит в том, что:

  • снижение на 40% к 2020 году не состоится, от слова совсем. На сегодня их достижение — это минус примерно 30%. За четыре года до 2018 года снижения не было совсем. В 2018 году снижение произошло на 4,2% и, по словам министра (окружающей среды), оно было вызвано… в основном более тёплой погодой чем обычно;
  • снижение от уровня 1990 года в основном произошло за счёт разрушения промышленности Восточной Германии и за счет переноса наиболее энергоемких производств в ЮВА;
  • рост возобновляемой генерации происходил за счет огромных субсидий и возможности сбрасывать на соседей проблемы балансировки сети. Каждый следующий процент прибавки чистого электричества в энергобалансе будет стоит намного, иногда в разы больше, чем первые «достижения» на этом фронте.


  • «По лучшим экспертным оценкам, пик мирового спроса на углеводороды придётся на период с 2030 по 2040 год, после чего мы будем свидетелями резкого снижения потребностей в нефти и газе. В Европе, основном российском экспортном рынке углеводородов, пиковый спрос на ископаемое топливо уже позади».

Почему-то лучшие эксперты всегда стараются предсказать что-нибудь, что произойдёт к 2050 году, ну в крайнем случае к 2030 году. Мудрость такого подхода подробно изучил в своё время достопочтенный Ходжа Насреддин. Видимо, поэтому эти эксперты до сих пор и считаются «лучшими».

Если же мы посмотрим на предоставленный график и отвлечёмся от мечтаний, тянущихся к 2050 году, то мы видим, что не столько произошло замещение потребления углеводородов, сколько в целом упало потребление энергии в Европе. Как я говорил, отчасти это связано с бегством промышленности в Китай, отчасти с растущим явлением «энергетической бедности», заставляющем бюргеров экономить энергию в ущерб комфорту, здоровью и правилам санитарии.

ВРЕДОНОСНЫЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ

  • «Как мы уже видели в Европе, спрос на углеводороды будет зависеть от снижения стоимости возобновляемой энергии, политики правительства, новых технологий и изменений в стратегиях компаний при подготовке к наступлению новой энергетической эры. Соответственно будут происходить структурные изменения в предложении, спросе, структуре потребления энергии и ценах на ископаемое топливо. Автомобили внутреннего сгорания, на которые приходится более 50% мирового спроса на нефть, ежегодно уступают долю рынка электромобилям. В 2017 году на электромобили приходилось 1,3% мирового автомобильного рынка — по сравнению с 0,8% в 2016 году. В прошлом году было впервые продано более 1 миллиона единиц электромобилей»

Я по-прежнему думаю, что истерия, вокруг бурного роста рынка электроавтомобилей и крайне экологической полезности электроавтомобилей пройдёт по уже натоптанному маршруту дизельгейта. Спустя несколько лет после отмены правительственных субсидий, окажется, что «научные» расчёты, доказывающие экологичность электротраснспорта, были фальсифицированы и не учитывали массу побочных явлений и факторов. Но в любом случае очень интересно в очередной раз читать высказывание в духе того, что электроавтомобили заменят автомобили, потребление нефти упадёт, а электричество мы возьмём из розетки….

Я, например, считаю, что единственно разумным является подход компании Тойота, которая сделала основную ставку на гибридные автомобили. Использование технологий гибридных автомобилей позволяет с минимальными и адекватными затратами сократить количество автомобильных выбросов (безусловно являющихся вредными) в местах скоплений автомобилей.

  • «Снижение затрат на технологии производства аккумуляторов, в сочетании с развитием возобновляемой генерации энергии, такими как солнечная и ветровая энергия, привело к конкурентоспособной по стоимости (LCOE) выработке электроэнергии в диапазоне от 20 до 40 долларов за кВт/ч. Это позволяет работать на равных в сравнении с парогазовыми установками с комбинированным циклом и даже побеждать большую часть ядерной энергетики».

Да, да, да… как обычно, расходы на балансировку сети, дополнительные линии передач и прочее мы оставим за кадром…

  • «Согласно исследованию Вуда Маккензи, к 2035 году около 20% мировых потребностей в энергии будет удовлетворяться за счет солнечной или ветровой энергии, что убирает примерно 100 миллиардов кубических футов в день потребности в газе. К 2040 году спрос на нефть уменьшится за счет внедрения электромобилей почти на 6 миллионов баррелей в день. Стоит отметить, что с 2010 года стоимость солнечные фотоэлектрических панелей снизилась на 80%, а в таких технологиях, как ветроэнергетика (onshore), затраты снизились примерно на 30%. Вуд Маккензи также прогнозирует, что после 2035 года растущее распространение возобновляемой генерации и электрифицированного транспорта сделает их предпочтительным выбором во многих энергосистемах по всему миру. Действительно, половина всех новых электростанций, построенных по всему миру, будет либо солнечными, либо ветряными, либо гибридными станциями с системами хранения энергии. Кроме того, 50% всего роста количества пройденных миль на дорогах будет приходиться на электромобили. А добавление других технологий, таких как автономное вождение и каршеринг, ускорит этот рост».

Учитывая, что Германия, локомотив движения к светлому эльфийскому электричеству, очень серьёзно буксует на своём переходе к зелёному электричеству, мечты о том, что к 2035 году возобновляемое электричество значительно вырастет от уровней настоящего, не являются обоснованными. В мире очень мало стран, достаточно богатых гидроресурсами, в которых развитие энергетики солнца и ветра имеет хоть какой-то смысл, и очень мало «богатых» стран, имеющих возможность тратить большие деньги на эту религию.

В большинстве стран развитие прерывистой энергетики может происходить только при параллельном росте «прерывистой», пиковой газогенерации. К сожалению, потребление российского газа в Европе (да и в Азии тоже) будет только расти.

СТОИМОСТЬ НЕФТИ ИСКУССТВЕННО ЗАНИЖЕНА

  • «Даже без учёта надвигающегося энергетического перехода, Россия страдает от ряда серьёзных угроз, вызванных новыми глобальными тенденциями в производстве энергии. Увеличение мировых запасов углеводородов, нефтяной и газовый бум, вызванный американской сланцевой революцией, и снижение спроса на энергоносители в ОЭСР оказывают сильное давление на экономику России».

Да нет же… на экономику России оказывает сильное давление неспособность Запада платить адекватную цену за энергоносители и связанная с этим необходимость занижать цену нефти и газа. Неспособность компрадорских политиков трансформировать экономику страны никак не связана с мифическим падением спроса на углеводороды.

  • «Необузданная коррупция, экономические санкции из-за войны 2014 года с Украиной, сокращение населения, относительно низкая продолжительность жизни, недостаточные инвестиции в исследования и разработки (R& D) и рост внутренних цен на основные товары являются серьёзными проблемами для экономической устойчивости России».

  • «Для решения этих проблем может потребоваться серьёзная правительственная реформа, которая будет включать улучшение инвестиционного климата за счёт укрепления верховенства закона; обуздание коррумпированных и властных правоохранительных органов; благоприятная среда для малого и среднего бизнеса; развитие туризма; процветание инноваций и венчурного капитализма; и дальнейшее развитие сельского хозяйства».

Для решения этих проблем нужна комплексная программа, направленная в первую очередь на сокращение поставок своей энергии за рубеж по бросовым ценам, на рост цены продажи ресурсов и адекватная ориентация на максимальную переработку энергии внутри страны.

  • «Но поскольку администрация Путина не проявляет интереса к таким реформам, то этим придётся заняться следующему поколению российского руководства, ну или наблюдать дальнейший упадок своей страны».

Ну вот с этим спорить сложно, так как очевидно, что сырьевое крыло правительства вполне устраивает позиция России как источника энергии для Запада и их личное место «на трубе», позволяющее получать хорошие бонусы и прочую икру на бутерброд.

  • «Говорят, что Россия никогда не бывает такой сильной, как выглядит, или такой слабой, как кажется. Конец эпохи углеводородов приведёт к очередному грандиозному испытанию России на прочность».

Точнее сказать, что конец эпохи дешёвых углеводородов приведёт к испытанию России, так как выживание и уровень процветания Запада будет напрямую зависеть от способности заставить Кремль в очередной раз обесценить рубль, и в очередной раз увеличить поставки энергии на Запад.

В любом случае меня радует искренняя и бескорыстная забота Ариеля Коэна о судьбе России… Вот только почему-то хочется поступить согласно старой пословице — «Выслушай и сделай наоборот».

Станислав Безгин, 16.07.2019