«Я ни разу не встречал ультимативных требований», — удивляются строители вспышке бунта казанских крановщиков. Сегодня несколько десятков машинистов отказались работать, требуя в три раза поднять зарплату и обеспечить безопасность на стройке. Их действия хорошо организованы благодаря участию межрегиональных профсоюзов, а оседлала протест республиканская КПРФ. Требования «восставших» в части соблюдения правил уже взяла в работу прокуратура РТ и поддержал минстрой РТ.
«Это не забастовка, а остановка кранов ввиду угрозы жизни и здоровью окружающих», — так описывают свои действия представители казанского неформального объединения крановщиков
«ТАМ НАСТОЛЬКО ВСЕ ЗАПУЩЕНО, ЧТО УЖЕ ПРОСТО СИЛ НЕТ!»
«Это не забастовка (такие мероприятия у нас в России запрещены), а остановка кранов ввиду угрозы жизни и здоровью окружающих», — так описывают свои действия представители казанского неформального объединения крановщиков. Под их влиянием сегодня на стройках города было остановлено несколько десятков башенных кранов. О своих планах крановщики еще накануне уведомляли работодателей — строительные и подрядные организации получили ряд требований, увенчанных дедлайном — 8 утра 24 июля. Как показало сегодняшнее утро, ряд работодателей так и не вышли на переговоры с обиженными сотрудниками, поэтому те, как и обещали, прекратили работу.
«Краны не приняты Ростехнадзором, техника в ужасном состоянии, зарплата низкая… Людям приходится трудиться по 300 часов в месяц, чтобы заработать более-менее достойные 50–60 тысяч. Они устали. Некоторые сейчас откатывают назад, потому что их запугивают работодатели или застройщики — увольнениями, штрафами, недоплатами и прочим», — рассказал нашему корреспонденту представитель объединения «Крановщики Казани» Владимир Водолазов, сам работающий, к слову, машинистом крана в СПК (Строительная промышленная компания).
Обращение крановщиков в адрес работодателей стало распространяться накануне в социальных сетях. В числе требований — соблюдение стандартов безопасности и охраны труда при работе на башенных кранах, официальное трудоустройство в соответствии с нормами трудового кодекса РФ, обеспечение страховки, белой зарплаты, нормированный рабочий день, достойная зарплата (500 рублей в час, сейчас — порядка 150–200 рублей в час), командировочные, служебное жилье для приезжих и прочее.
«Реально каждый день сидишь в кране и думаешь: не дай бог, что-то случится. Тебе тогда либо тюрьма, либо могила. Другого варианта нет. Ну еще инвалидом можно остаться, — пояснил Водолазов. — Работодатели покупают где-то хлам, ставят его и набирают людей на работу, нарушая все инструкции, которые предписаны к исполнению машинисту башенного крана. Если не нарушаешь — ты плохой крановщик, и тебя стараются заменить на того, кто готов на это. Там бардак. Все настолько запущено, что уже просто сил нет!»
По его словам, в течение года крановщики пытались достучаться до работодателей, отправляли обращения во все возможные инстанции — от прокуратуры до администрации Владимира Путина. В отстаивании пролетарских интересов им активно помогал депутат Казгордумы, коммунист Алексей Серов и межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация» (МПРА). Жителям Татарстана этот профсоюз известен по истории с закрытием заводов Ford-Sollers в Набережных Челнах и Всеволожске. Тогда представители МПРА отметились громкими акциями и забастовками за права рабочих.
Владимир Водолазов: «Каждый день сидишь в кране и думаешь: не дай бог, что-то случится. Тебе тогда либо тюрьма, либо могила»
Жалобы крановщиков встретили отписки, терпение у них иссякло, и они пошли на крайние меры. В разосланных работодателям ультиматумах машинисты оповещали, что, если их требования не будут выполнены, они перестанут работать, то есть придут на стройку, чтобы им этот день не засчитали как прогул, но в кабину крана не сядут. Что интересно, переговоры протестующие предлагали провести на улице Дзержинского, 5, где расположен офис татарстанского отделения КПРФ. Однако, по словам Водолазова, практически никто так и не отреагировал на их призывы. Результат не заставил себя долго ждать — около 40 кранов, по его оценке, по всему городу встало. В их числе ЖК «Мой ритм», «Салават Купере» и прочие (как позднее сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в «Ак Барс Недвижимость», строительство ЖК «Мой ритм» ведется без остановки, поскольку забастовка крановщиков не коснулась объектов компании, — прим. ред.). Правда, более конкретно представитель объединения «Крановщики Казани» пояснить масштаб протеста не смог: все в основном происходит стихийно, и отследить точные данные сложно. «У нас не стоит задача как-то задушить и уничтожить своего работодателя. Мы хотим, чтобы он к нам присоединился и пошел вместе с нами против застройщика. Все нарушения в основном оттуда, начиная от нелегалов, которые ни работать, ни связать по-русски два слова не могут…» — отметил собеседник «БИЗНЕС Online».
«У работодателей нет желания с нами разговаривать. Начинают какие-то выходы искать, некоторых запугали угрозами увольнения. Кому-то вовсе напрямую позвонили и сказали: „Ребята, вы уволены“. Когда человек спросил, какова причина, ему ответили: „Мотив мы придумаем, найдем“. Это из ООО „Главкран“ такой звонок был, есть у нас тут такой… — пояснил Водолазов, из слов которого следует, что останавливать забастовку никто не намерен. — Мы встаем не на один день. Это будет и завтра, и послезавтра, пока с нами не выйдут на переговоры».
На строительстве четвертого квартала ЖК «Салават Купере» на улице Наиля Юсупова сегодня утром только два крана из почти двух десятков начали двигаться
«Я ПОНИМАЮ, ЗА ЧТО ОНИ БОРЮТСЯ. ВСЕ ХОТЯТ НЕ ПРОСТО ХЛЕБ ЕСТЬ»
Побывавшие на нескольких стройках корреспонденты «БИЗНЕС Online» своими глазами увидели замершие башенные краны. На строительстве четвертого квартала ЖК «Салават Купере» на улице Наиля Юсупова сегодня утром только два крана из почти двух десятков начали двигаться. А через несколько минут с территории стройки вывели около 10 человек — машинистов башенных кранов, которые отказались работать. Одним из этих рабочих и был наш собеседник Водолазов.
По словам забастовщиков, на данном строительстве работает несколько разных компаний, в том числе «Ак таш», ТСМ, СПК. Сами крановщики получают от 25 до 30 тыс. рублей в месяц. Чтобы заработать больше, многие из них идут на переработки, не слезая с крана по 12 часов.
С выведенными за ворота крановщиками в присутствии нашего корреспондента пообщался мужчина, который представился как заместитель директора компании «Ак таш», но имени не назвал. По его мнению, тему повышения зарплаты крановщики поднимают совершенно справедливо.
«Я согласен, что машинисты получают очень мало за такой квалифицированный труд… Этого недостаточно. И я понимаю, за что они борются. Все хотят не просто хлеб есть, а хлеб с маслом», — подтвердил он, а вот с претензиями по технике безопасности был категорически не согласен.
«Вы не путайте одно с другим, это социальный объект», — выговаривал строитель Водолазову, видимо, имея в виду то, что данные дома будут сдаваться жильцам по социальной ипотеке.
Габдулхай Гилазетдинов заметил, что все требования по технике безопасности на стройке выполняются
Еще один представитель руководства стройки назвался как главный инженер ООО «Казаньстроймаш» Габдулхай Гилазетдинов. По его словам, в собственности компании и находятся работающие здесь краны. Он также заметил, что все требования по технике безопасности на стройке выполняются, причем признал, что часть кранов действительно не прошла проверку и регистрацию Ростехнадзора. Гилазетдинов объяснил, что это якобы обойдется очень дорого и сделает строительство нерентабельным.
Сами же крановщики возлагали большие надежды на появившегося в центре забастовки депутата городского совета Казани от КПРФ Серова. Он заявил, что руководство строительных компаний должно, не откладывая, садиться с крановщиками за стол переговоров и создавать «дорожную карту» по исправлению сложившейся ситуации. Но в беседе с нашим корреспондентом коммунист заметил, что руководство «Ак таша» не намерено исполнять требования. После этого часть крановщиков вернулись на рабочие места, а часть остались за забором стойки. Сам же депутат, по его словам, обратился в региональное отделение Ростехнадзора с просьбой провести проверку тех нарушений, о которых он услышал от рабочих.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на месте возведения трехэтажной полилингвальной школы на улице Бондаренко. Стройка движется полным ходом, однако два башенных крана не работают
Другой корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на месте возведения трехэтажной полилингвальной школы на улице Бондаренко. Стройка движется полным ходом, однако два башенных крана не работают так же, как и в «Салават Купере». Зато на месте трудился автомобильный кран. Впрочем, у соседнего возводимого жилого дома застройщика «Монолит-Строй» башенный кран работал исправно. Рядом находились пятеро мужчин, некоторые из них с касками в руках. «Мы подрядчики-монтажники, — сказали они корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Ничего не слышали о забастовке. Вряд ли такое здесь будет, видите, работает кран». Никого из строителей больше рядом не было.
Третий наш корреспондент вместе с представителем профсоюза МПРА Юрием Шариповым побывал на проспекте Победы, где строится ЖК «Мой ритм». Собрались здесь порядка 10–12 крановщиков, которые, как и многие в городе, не появились на работе. Работодатели к ним так и не вышли.
Третий наш корреспондент вместе с представителем профсоюза МПРА Юрием Шариповым побывал на проспекте Победы, где строится ЖК «Мой ритм»
запустят ли крановщики цепную реакцию?
К истории с бунтом крановщиков присматривается республиканская прокуратура. Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев, надзорное ведомство проверит жалобы машинистов на предмет нарушений трудового законодательства. «Соответствующее поручение дал глава прокуратуры РТ Илдус Нафиков. При наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования», — добавил он.
В министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана заявили, что «полностью согласны и поддерживают требования крановщиков в части обеспечения порядка в сфере безопасности труда и исправности оборудования, полного и всестороннего соблюдения норм Трудового кодекса РФ».
В пресс-службе минстроя РТ подчеркнули, что у крупных строительных компаний Татарстана нет собственных башенных кранов. Исключением являются фирмы «Ак таш», «Евростиль», ПСО «Казань» и некоторые другие. В остальном организации арендуют краны у специализированных компаний, которые в свою очередь имеют договорные отношения с машинистами. Работодатель же и отвечает за обучение сотрудников, обеспечение безопасных условий труда, трудовых прав и гарантий, в том числе установление оплаты труда и страхование жизни. Согласно ТК РФ, жалобы крановщиков может рассмотреть государственная инспекция труда в Татарстане, заключили в минстрое республики.
Сами строители, с которыми побеседовали наши корреспонденты, указывают на высокий уровень организации бунта крановщиков. «Чувствуется, что за ними стоит вмешательство со стороны, — заметил один из участников рынка. — Эти люди действуют так, будто у них есть юридические консультанты, специалисты по потребительскому экстремизму, которые стремятся получить свои финансовые дивиденды. Такие попытки шантажа, иначе сказать нельзя, могут привести только к росту стоимости строительства».
В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» первый заместитель гендиректора строительной компании «Грань» Сергей Лукашук заявил, что на его памяти это первый случай бунта не только крановщиков, но и строителей вообще. «Не было такого никогда, чтобы строители бастовали, мы впервые с подобным сталкиваемся, я за все время работы ни разу не наблюдал таких ультимативных требований», — заметил он. По мнению Лукашука, строители стали свидетелями хорошо организованной акции. При этом поводов для протестов крановщиков собеседник издания не видит. «На строительном рынке существует устойчивая стоимость всех видов работ, включая крановщиков, данная специальность редкая и непростая. — добавил он. — Но получают они, насколько я знаю, неплохо. Стоимость машино-часа составляет от 1,2 тысячи до 1,5 тысячи рублей за час, значительная часть этой суммы — зарплата».
Суточная забастовка крановщиков в Казани не будет иметь катастрофического эффекта, полагает собеседник издания, но пример может оказаться заразительным: «Если 40 крановщиков на сутки перестанут работать, ничего страшного не случится, строители нагонят это отставание. Опасно другое — может получиться нежелательный резонанс, что повлечет за собой цепную реакцию. Если строители сейчас пойдут на поводу у крановщиков, подобная реакция может захватить рабочих и других профессий».
P.S. После публикации материала в редакцию «БИЗНЕС Online» поступил ответ на запрос нашей газеты от Приволжского управления Ростехнадзора. По предоставленной ведомством справке, в Казани с начала 2019 года проверено четыре организации и выявлено 34 нарушения при эксплуатации башенных кранов. За аналогичный период 2017–2018 годов проверили 31 организацию и по результатам выявили 422 нарушения. По обращению граждан за 2018 год проведено 9 проверок и выявлено 48 нарушений. За этот год произошла в Казани только одна авария с краном ООО «Татспецкран» — инцидент имел место 17 апреля. За тот же период прошлого года произошла авария с краном ООО «Волдай» — 26 июня 2018 года. «Никаких несчастных случаев с башенными кранами за прошлый год в Казани не зарегистрировано», — пояснили в ведомстве.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 177
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.