Сегодня на педагогической конференции в Набережных Челнах наводили мосты с Башкортостаном. И. о. министра образования соседней республики Айбулат Хажин приехал напомнить о договоренностях регионального уровня и подарил городу деньги на кабинет башкирского языка. Из других новостей: управление образования подсчитало процент школ, которые бездумно выбирают профильные предметы, а депутат Госдумы РФ Альфия Когогина обещала Челнам некие деньги из допдоходов федерального бюджета.
В автоград приехал и. о. министра образования Башкортостана Айбулат Хажин (третий справа)
В ЧЕЛНАХ НАЧНУТ ПРЕПОДАВАТЬ БАШКИРСКИЙ?
Августовская педагогическая конференция, прошедшая сегодня в Набережных Челнах, отличилась необычным гостем — в автоград с речью приехал и. о. министра образования Башкортостана Айбулат Хажин. Посыл, который он привез с собой, заключается во взаимном сохранении национальных языков. Столь статусный для городского совещания визит, должно быть, обусловлен как проблемами научно-методической базы, так и разногласиями федеральной и двух региональных образовательных политик. Хажин приехал в Челны как символ совместной работы республик в отстаивании языковых интересов перед лицом федералов.
И. о. министра прежде всего напомнил педагогам и чиновникам автограда о сохранении башкирского языка в Татарстане. «Между республиками есть особая взаимосвязь, необходимо продолжать делиться своей культурой», — заявил Хажин, рассказывая, что в РБ татарский преподается как школьникам, так и студентам. Он надеется, что минобразования РТ поможет и башкирскому языку на своей территории, поскольку в Татарстане, по данным переписи 2010 года, живут свыше 13 тыс. башкир.
От татарстанского минобразования на совещание прибыл первый замминистра Ильсур Хадиуллин. Он в своей речи отразил общую позицию республики, напомнив, что с 1990-х годов Челны остаются примером города, активно занятого развитием национальных школ. Ребенок и его родители вправе выбирать родной язык, транслировал Хадиуллин, и никто не может этому выбору препятствовать.
Начальник челнинского управления образования Рустем Хузин на эту тему тоже высказался лаконично: среди главных задач на новый учебный год он выделил формирование среды для развития родного языка.
Хажин же в продолжение темы напомнил, что весной правительства республик заключили соглашение о сотрудничестве, в том числе культурном, и реальной перспективой стал набор преподавателей башкирского в челнинских школах. «В плане мероприятий по реализации соглашения между нашими правительствами запланировано открытие классов с изучением родного башкирского языка в общеобразовательных классах Челнов и Казани, — сообщил Хажин. — Мы сегодня планируем встретиться с родительской общественностью в Челнах и обсудить вопросы изучения нашего национального языка в системе образования».
В качестве ответа в 2021 году в Нефтекамске откроется полилингвальная школа, среди языков которой заявлен и татарский, а к 2024 году таких школ будет уже 14, сообщил Хажин. И в поддержку языковой среды и. о. министра передал мэру автограда Наилю Магдееву подарок для города — сертификат на оформление одного кабинета башкирского языка в какой-либо из челнинских школ.
Рустем Хузин
65% БЮДЖЕТА НА «НЕПРОФИЛЬНЫЙ» ПРОФИЛЬ
В целом, исходя из слов Магдеева и Хузина, в автограде со средним образованием полный статистический порядок. Челны остаются на первых местах в республике как по качеству преподавания, так и по результатам олимпиад. Садики, по словам мэра, доступны, питание хорошее, инвестиции в отрасль идут. Только за этот год отремонтировано 2 школы на 100 млн рублей и 9 садиков на 343 миллиона. Новая школа №42 на 1,2 тыс. мест за 1,15 млрд рублей откроется к сентябрю, продолжив традицию открывать по школе в год, теперь уже четырехлетнюю. Плюс шесть новых детсадов за 1,4 млрд рублей откроется по национальному проекту — все вместе они дадут 1,4 тыс мест, из которых половина ясельного возраста. Ежегодно городской бюджет выделяет на образование свыше 6,5 млрд рублей, а это почти 65% всего муниципального капитала.
Если количество школ и садиков растет (всего в Челнах 241 образовательное учреждение, в том числе 126 дошкольных), то число вузов сокращается. Собственный полноценный вуз у Челнов вообще остался только один — педагогический университет, а между тем четко выраженный государственный курс на выведение нового рабочего класса, знакомого с технологиями, в автограде пока не слишком успешен. Пока власти хвалят педагогов за результаты ЕГЭ и показатели в республиканских рейтингах, профильная подготовка лишь расстраивает идеологов. Основным предметам дети учатся с желанием: по русскому языку и математике четыре местные школы в двадцатке лучших по РТ, в десятке лучших гимназий пять челнинских, в общем рейтинге СОШ 7 местных, лучший лицей — челнинский №78. По профильным же дисциплинам все больше выпускников не может пройти минимальный порог бюджетного обучения, из чего начальник управления публично выводит, что выпускники все-таки не нацелены на рабочие специальности. Так, 40% выпускников, подавших заявления в учреждения профессионального среднего образования, вынуждены идти в платные группы, ведь колледжи, пришедшие на смену техникумам, хотят денег. Далеко не все абитуриенты из этих 40% способны оплатить курсы.
Вместе с тем сами профильные направления выбираются многими школами безо всяких аналитических оснований, за что Хузин отчитал директоров и настойчиво рекомендовал прислушаться к устремлениям самих учеников и их родителей. Сейчас 10-е классы открываются чаще всего с социально-гуманитарными, физико-математическими, химико-биологическими и социально-экономическими профилями, но востребованы из них только последние два — при поступлении в вуз подростки выбирают их почти в 90% случаев. Гуманитарные науки, филология и, как ни странно, информатика выпускников почти не интересуют. Рассказав, сколько школ обеспечили высокий процент ребят, решивших идти дальше по предложенному профилю, — всего 6 школ дали 80% и выше, 20 школ — менее 40%, — Хузин резюмировал статистику цифрой: «42 процента образовательных учреждений выбрали профиль обучения без анализа всех необходимых факторов».
Альфия Когогина рассказала, что на реализацию нацпроектов в Татарстане в ближайшие три года будет потрачено 52 млрд рублей, в том числе 34 млрд из федерального бюджета
ПЯТИДНЕВКА НЕ СВЕТИТ ДО 2020 ГОДА
О федеральном участии в судьбе челнинского образования педагогам и чиновникам поведала депутат Госдумы РФ Альфия Когогина. По ее словам, на реализацию нацпроектов, в том числе «Образование», в Татарстане в ближайшие три года будет потрачено 52 млрд рублей, в том числе 34 миллиарда из федерального бюджета.
«В завершение весенней сессии Государственной Думой были приняты поправки в федеральный бюджет в связи с увеличением доходной части бюджета на 2019 год и на плановый период 2020–2021 годов, которые увеличили на 256,5 миллиарда рублей бюджетные расходы, — замысловато довела до сведения публики Когогина. — Важно, что дополнительные расходы бюджета носят социальный характер и они были направлены на решение актуальных общественно-значимых задач. Для меня важно, что нам удалось отстоять выделение этих средств на объекты здравоохранения, культуры, образования в моем округе, а именно в Набережных Челнах». Когогина, к сожалению, не уточнила, какая именно часть от 256,5 миллиарда достанется автограду.
Кроме того, в рамках федерального проекта «Учитель будущего» из нацпроекта «Образование» к 2024 году в каждом регионе России появятся центры независимой оценки квалификации педагогов. В Татарстане таких центров будет шесть, о чем заявил уже Хадиуллин, и Челны присутствуют в списке городов размещения. Мотивировать же учителей будут грантами, на которые бюджет РТ ежегодно выделяет порядка 300 млн рублей.
В речи Хадиуллина стоит отметить также акцент на школьной пятидневке, которую давно ждут ученики и их родители. Как и замруководителя челнинского исполкома Рамиль Халимов накануне, замминистра рекомендовал директорам не спешить с реформами. Вопрос длительности учебной недели, напомним, каждая школа решает самостоятельно. Хадиуллин тем не менее профилактически попугал директоров рассказами о татарстанских школах, которые, отведав пятидневки, отказались от нее и тем самым нарушили баланс учебного процесса.
«Были такие нарушения у нас, в республике, — поделился замминистра. — Некоторые школы решили вернуть шестидневный учебный план, сохраняя положенную нагрузку как для учителей, так и для детей. При этом учебная неделя все равно длилась пять дней. Этого допускать нельзя, запрещено. Перестраиваться сложно. Я думаю, что учебные планы, которые были утверждены в прошлом году, нужно сохранять. Потому что ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт — прим. ред.) еще обсуждается. Принят он будет в декабре, а внедрят его с 1 сентября 2020 года. До этого срока нет необходимости что-то менять в учебном плане. Это, конечно, ваше право, я просто рекомендую», — улыбнулся чиновник.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.