Сегодня, в День республики, как никогда актуален разговор о татарской нации, представители которой разбросаны не только по всей России. Кто же несет на планете в массы знания о татарах? «БИЗНЕС Online» решил составить список самых активных диаспор по всему миру. Мы надеемся и на своих читателей, которые в комментариях могут выставлять свои оценки деятельности общин, а также работе властей Татарстана, взаимодействующих с теми, кто считает республику своей малой родиной.
По весьма приблизительным данным, общая численность татар, проживающих за пределами Российской Федерации, составляет более миллиона человек
КТО ЗАНИМАЕТСЯ ДИАСПОРАМИ?
30 августа в РТ — это День республики, а в ее столице — еще и День города. Между тем стало уже забываться, что причина, по которой эта дата стала главным праздником РТ, — это принятие ровно 29 лет назад Декларации о государственном суверенитете Татарстана. Вот и на следующий год мы скорее будем отмечать 100-летие Татарской АССР, но не 30-летие суверенитета. Но есть и те, кто наверняка помнит первоначальный смысл этого красного дня календаря. В их числе — татарские диаспоры зарубежья.
По весьма приблизительным данным, общая численность татар, проживающих за пределами Российской Федерации, составляет более миллиона человек. Татарская диаспора дальнего зарубежья насчитывает более 50 тыс. человек: 25 тыс. живет в Турции, 6 тыс. — Китае, около 10 тыс. — в США, 3 тыс. — в Канаде и т. д. Цифры эти с каждым годом растут — татары все чаще перебираются на ПМЖ в Европу и Соединенные Штаты.
В 2013 году в Брюсселе был официально зарегистрирован альянс татар Европы, который был призван объединить всех татар и татарские общественные организации Европы
Кто же занимается работой с диаспорами? В 2013 году в Брюсселе был официально зарегистрирован альянс татар Европы, контролируемый МИД РФ и Россотрудничеством. Альянс был призван объединить всех татар и татарские общественные организации Европы, но по идеологическим разногласиям некоторые общины, например Финляндии и Чехии, не захотели вливаться в его ряды. Позже со скандалом ряды АТЕ покинула и татарская община Бельгии. В прошлом году всемирный конгресс татар с большой помпой отметил пятилетие со дня создания АТЕ — торжества прошли в Будапеште. Но можно уже смело говорить, что новый орган так и не стал объединяющим для всех европейских татар.
Работу с татарскими диаспорами за рубежом со стороны всемирного конгресса татар курирует отдел по работе с общественными организациями татар стран ближнего и дальнего зарубежья, который возглавляет Ленара Кутеева. Однако данный отдел скорее выступает в качестве визового центра — решает технические проблемы татар из-за рубежа при посещении ими тех или иных съездов, организуемых ВКТ. Кутеева также выполняет роль оргкомитета по организации сабантуев в зарубежных странах — именно она решает, к кому отправлять артистов из Татарстана, а к кому нет — исходя из своих личных предпочтений или дружеских связей. Ни о какой идеологической, организационной и направляющей работе с татарами зарубежья речи, к сожалению, не идет; более того, отдел, возглавляемый Кутеевой, больше подчиняется даже не республике, а МИД РФ.
Тем не менее в потенциале разбросанные по всему миру островки татарской идентичности — это мощный ресурс. Неслучайно, приезжая в любую страну, президент РТ Рустам Минниханов встречается с местной диаспорой. Мы расставили страны в порядке убывания численности татар. Хотя где-то местная община может быть заметна уже больше столетия (например, в Финляндии), а где-то только-только складываться по инициативе одного человека (как в ОАЭ).
1. ТУРЦИЯ: «КОРОЛЕК — ПТИЧКА ПЕВЧАЯ» И «ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЕК»
Численность татар: 25 тыс. человек.
Лидеры:
- Генюль Пултар — руководитель всемирной лиги татар.
История. Эмиграция татар в Турцию началась в конце XIX века и продолжалась в 1920-1940-х годах XX столетия. Турция за свою историю приняла несколько волн татарской эмиграции: в конце XIX века российский император Александр III начал открыто притеснять мусульман, возобновил политику христианизации. Первая волна татар прибилась к турецкому берегу именно тогда. Последующие волны эмиграции были вызваны столыпинскими реформами, Первой мировой войной, репрессиями большевистского режима. Переезд был сложным, эмигрантам турецкий султан выделял засушливые, самые худшие земли. Этому периоду жизни татар посвящен роман Махмута Галяу «Мухаджиры».
Центры традиционного расселения татар — Анкара и Стамбул, города Центральной Турции — Конья и Эскишехир, а также Измир, где есть целые отдельные татарские деревни Османие, Богределек, Корыкоек и другие, в которых проживают до 1 тыс. татар. Османие была основана переселенцами из нынешнего Бугульминского района Татарстана и Оренбургской области в конце XIX века. В середине прошлого века деревня была довольно многочисленна, но с 1980-х годов молодежь начала уезжать в города, и сейчас там осталось всего несколько семей. А Эскишехир и вовсе неофициально считается татарским городом. У татарской общины Эскишехира своя история: еще на раннем этапе было создано «Общество культуры и взаимопомощи казанских турок». Но с приходом к власти военных его деятельность была в 1980 году приостановлена. Сейчас по инициативе татар общество возродилось и успешно работает.
За много лет до создания всемирного конгресса татар в Турции начала свою работу всемирная лига татар. История этой организации восходит к знаменитому в тюркоязычном мире общественному деятелю, выдающемуся политику татарской эмиграции, писателю Гали Акышу. Сегодня всемирную лигу татар возглавляет профессор Босфорского университета Генюль Пултар — внучка видного политического деятеля России и Турции XX века Садри Максуди. Не менее известна в Турции и мать Генюль-ханум Адиля Айде — первая в истории этой страны женщина-дипломат, работавшая послом в США, Голландии и Италии.
Для татар Турции характерно не только стремление сохранить национальную культуру и обычаи, но и материально поддерживать нуждающихся членов общины, спонсировать литературно-издательскую деятельность. Еще в 40-е годы такую помощь получали видные татарские ученые-эмигранты Гаяз Исхаки, Абдулбари Баттал, Максуди, позже — Хамит Кушай, дочь Исхаки Сагадат Чагатай, Рашит Рахмати Арат, Ахмет Темир, Махмут Тахир, Лябиб Каран и другие. Каждый из них — веха не только в истории татарского народа, но и турецкого. В 60–70-е годы на средства владельца турецкого филиала компании Mercedes-Benz, татарина родом из Петропавловска Ахметвели Менгера, здесь издавался литературно-публицистический журнал «Казан».
Нынешнее состояние. Одними из наиболее активных лидеров татар в Турции до недавнего времени были ученый, профессор Мармарского университета Надир Давлет и бизнесмен Фарит Бичури, а также Махмут Аллюкаи, Атилла Кундуз, Сайда Асланбек и Наиля Бинарк. После первого съезда всемирного конгресса татар развернуло активную деятельность «Татарское культурное общество» в Эскишехире, которое занимается культурно-просветительской и религиозной деятельностью. Его лидерами являются Эмин Сакмар и Иксан Яфай.
С начала 1990-х годов несколько татарских семей в Стамбуле во главе с бизнесменом Махмутом Ураллы вели работу по воссозданию общества «Идель-Урал», которое было призвано объединить турецких татар и башкир — выходцев из одноименного региона России — и наладить культурно-национальные связи с Татарстаном и Башкортостаном. Сегодня это общество возглавляет его дочь Гюльтен Ураллы. В 1995 году обществом издавалась газета «Салям».
Турцию постоянно посещают артисты из Татарстана, с огромным успехом проходят гастроли Камаловского театра. В свою очередь, многие турецкие предприниматели, используя родственные связи татар, живущих в Турции, открыли в Татарстане, Башкортостане, Чувашии и других республиках Поволжья коммерческие предприятия (по пошиву меховых изделий, выделке кожи, хлебопечению, строительные и туристические фирмы). Сегодня татарская община Турции пополняется и студентами-татарами, многие из которых обзаводятся там семьями и остаются жить.
Татар в Турции помнят и ценят. В Стамбуле и Анкаре установлен памятник Габдулле Тукаю, в Анкаре есть одноименный сквер, в Стамбуле — парк. В 2016 году генконсул Турции в Казани Турхан Дильмач поспособствовал установке памятника Садри Максуди в Казани. В этнопарке Стамбула есть татарская деревня. В Турции нашли свой последний приют Гаяз Исхаки, Юсуф Акчура и Садри Максуди. В Стамбуле действует полномочное представительство Республики Татарстан.
Лица диаспоры:
- Актриса Айдан Шенер — исполнительница роли Фериде в сериале «Королек — птичка певчая». Во время своего визита в Казань Шенер призналась, что ее отец происходит из казанских татар, а мать — из крымских.
- Актер Мехмет Гюнсюр, сыгравший в популярнейшем сериале «Великолепный век» принца Мустафу. В интервью турецкой газете Sabah отец Мехмета Теоман сказал: «Я наполовину татарин, Мехмет — татарин. Потому что моя жена татарка, у нее мама и папа татары».
2. США: ПЕРВЫЙ ТАТАРИН, ПОХОРОНЕННЫЙ В КАЛИФОРНИИ
Численность татар: 10 тыс. человек.
Лидеры:
- Туран Апакай — руководитель американской турко-татарской ассоциации.
История. Татарская община США появилась одновременно с австралийской — эмигранты перебрались сюда из Китая и Японии. После революции 1917 года переселенцы из Уфы, Казани, Троицка и Пензенской губернии обосновались на Дальнем Востоке — в городах Хайлар, Харбин, Мукден, Тяньцзинь, Шанхай, Кобе, Токио и Кейдзе татары создавали общины, строили мечети и школы. До Второй мировой войны они вели размеренную жизнь, но после 1950 года неблагоприятные политические изменения на востоке побудили их искать безопасное жилье в других частях земного шара, они эмигрировали в Турцию, Южную и Северную Америку. Нынешние татары Нью-Йорка и Сан-Франциско — потомки этих эмигрантов.
Но первые татары появились на американском континенте еще раньше — в 1923 году в Калифорнию прибыла семья Хасена Салиха и Мутигуллы Гарифуллина, а также холостяк Абдулла Зайнашев. В 1927 году Абдулла привез из Шанхая свою невесту Зайтуну Акбирдину. Эти три семьи часто посещали друг друга, чтобы поддерживать традиционные религиозные и культурные татарские обычаи, в 1932 году к ним присоединился Исмаил Акбирдин — основатель тюрко-татарской ассоциации в Шанхае. В своем доме в Америке он организовал общество взаимопомощи «Аль-Фитр», куда приглашал также местных турецких и пакистанских мусульман на совместные молитвы. В 1936 году Акбирдин скончался, он был первым татарином, похороненным в Калифорнии.
Ассоциация американских татар в США была создана на базе Татарского общества Соединенных Штатов, возникшего в 1950-х годах в Нью-Йорке. На западном побережье США существует американская турко-татарская ассоциация (АТТА), которая также занимается культурно-просветительской деятельностью.
Вскоре за первым потоком иммиграции последовали и другие татары. К 1960 году число татар, проживающих в Калифорнии, возросло до 20 человек, причем увеличивалось оно за счет смешанных браков. Татары были очень небольшим меньшинством и, чтобы сохранить традиции, решили организовать татарскую общину. 15 мая 1960 года в зале Одд-Феллоуз, Берлингейм, татарская община провела свое первое заседание: было выбрано название — американская тюрко-татарская ассоциация (АТТА), президиум общества и собрано $265 членских взносов. Первое заседание совета директоров состоялось в доме Саида Килки. Из-за отсутствия своего здания собрания проводились в домах различных членов, там же читались праздничные намазы. С каждым годом потребность в общественном центре для этих собраний становилась все больше.
В 1966 году на совете было принято решение о покупке отдельного здания по адресу 1258 El Camino Real, Burlingame (Эль Камино Реал), стоимостью $30 250. Здание стало не только культурным центром. Здесь же проводились пятничные богослужения, ежедневные молитвы во время месяца Рамазан, была организована воскресная школа для детей. Там же в «Татарском Доме» прошла встреча с президентом Татарстана Миннихановым в 2016 году.
Нынешнее состояние. Сабантуи сегодня проходят в Вашингтоне, Нью-Йорке, Флориде, Филадельфии, Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. Татары и башкиры здесь объединены в одно общество, проводят совместные Сабантуи и другие праздники. Татары рассредоточены в основном в Питтсбурге, Майями, Тампе, Сан-Франциско, Нью-Йорке, Вашингтоне и других городах. Сегодня АТТА возглавляет Туран Апакай — американец в третьем поколении.
Лица диаспоры:
- Роальд Сагдеев — физик,
- Юлай Шамильоглы — историк,
- Масгуда Шамсутдинова — композитор,
- Гата Камский — шахматист.
3. ОАЭ: МАЛЕНЬКАЯ КАЗАНЬ В ЭМИРАТАХ
Численность татар: 10 тыс. человек.
Лидеры:
- Исмагил Шангареев — предприниматель.
История. Татарская диаспора Объединенных Арабских Эмиратов — самая молодая в нашем списке. Она сформировалась здесь выходцами из России в середине 2000-х годов. Во главе стоит бизнесмен родом из Оренбургской области — Исмагил Шангареев. По неофициальным данным, численность татар в ОАЭ может достигать 10 тыс. человек, среди них есть те, кто приезжает в Эмираты на сезонную работу. Активное участие в татарской жизни Шарджи принимают 200–300 человек, из них около 100 — только члены семьи Шангареева.
Нынешнее состояние. В 2010 году Шангареев открыл в Шардже первый на Ближнем Востоке ресторан татарской кухни «Казань». Там посетителям предлагаются блюда традиционной татарской кухни, которые готовятся опытными поварами из Татарстана и Турции. Здесь же, в ресторане «Казань», проходят все встречи и торжественные мероприятия татар этой страны.
Шангареев также возглавляет группу компаний компанию «ДАН» («Дубайское агентство недвижимости»). По признаниям самого бизнесмена, он очень любит свою Родину, но не имеет возможности часто бывать здесь, поэтому решил построить маленькую Казань в Эмиратах. Ресторан стал местом общения, где можно познакомиться с татарской культурой и искусством. Сюда часто заходят звезды российского и мирового уровня, которые посещают Шарджу. В гостях у Шангареева побывали Лидия Федосеева-Шукшина, Дмитрий Певцов, Марат Башаров, Елена Проклова, Владимир Коренев и многие другие.
4. канада: СКРИПАЧКА СЕЛИН ДИОН И СОКАМЕРНИК ЛЬВА ГУМИЛЕВА
Численность татар: 3 тыс. человек.
Лидеры:
- Марат Салахутдинов — глава ассоциации татар Монреаля.
История. Первая волна иммиграции татар в Канаду произошла в 1960-х: 12 татарских семей прибыли на американский континент из Турции. Часть из них осталась в Монреале, который тогда был самым большим городом Канады. Часть уехала в Нью-Йорк, в Штаты. Поскольку все эти семьи приходились друг другу родственниками, они поддерживали тесное общение — проводили совместно праздники, особенно национальные и религиозные. На YouTube сохранились записи празднования татарами Сабантуя в Монреале в 1969 году.
Ближе к 1980-м годам началась вторая волна иммиграции, когда в Канаду приехали уже русскоязычные татары. У татар Монреаля, в отличие от Нью-Йорка и Сан-Франциско, своего здания для мероприятий нет, но в 1980-х им удалось открыть мечеть. С того времени ныне покойный Талиб Кудеки начал формировать татарское общество Канады. Он сам искал соплеменников по всей Канаде — вычитывал татарские фамилии, прислушивался к речи проходящих людей. Услышав однажды в магазине женщину, говорившую на татарском языке, пригласил ее в общество, позже она стала активным его членом. Но официально «Ассоциация татар Монреаля» была зарегистрирована только в 2002 году. Кудеки — татарин, рожденный в Китае. Многим соотечественникам он помогал по мере возможности с арендой жилья, с поиском работы, становился постоянным спонсором татарских мероприятий в Канаде.
В 1990-х годах татарское сообщество также начало формироваться и в Торонто, вместе с развитием самого города. Стоит отметить, что в Канаду приехали в том числе татарские семьи из Средней Азии после распада СССР, то есть минуя историческую родину. Тогда же сформировался союз татар Торонто «Берлек». Поначалу это было объединение всех татар Торонто, в том числе и крымских, и добруджинских (румынских) татар. Но языковые различия приехавших были слишком большими, так что тесного сотрудничества не получилось, но связи и контакты сохранились.
Татары также живут и в Ванкувере: в 2013–2014 годах там оформилось свое отдельное сообщество. Несколько татарских семей живет в Калгари, в том числе и представители первой волны иммиграции.
Нынешнее состояние. Новое дыхание в жизнь татар Монреаля внесли IT-специалист Марат Салахутдинов и его супруга Алима, перебравшиеся на ПМЖ в Канаду в 2015 году. Ассоциацию татар Монреаля Салахутдинов возглавляет с 2017 года. Усилиями семейной пары здесь был поставлен первый татарский спектакль, ежегодно проводятся исконно татарские сабантуи, Алима организовала языковую школу «Укыйбыз» и детский сад для татарских детей, а 30 августа в честь Дня Республики Татарстан Ниагарский водопад окрасится в цвета татарстанского флага. Не удивительно, что здесь регулярно проходит и хоккейный турнир среди татар Северной Америки — Tatar Hockey.
Лица диаспоры:
- Вадиль Нурмухаметов — экс-вокалист популярной группы «Казан егетлэре»,
- Айрат Ишмуратов — известный композитор и дирижер, внук известного татарского драматурга Ризы Ишмурата. Ишмуратов живет в Канаде с 1998 года, он дирижер и композитор в резиденции камерного оркестра «Новое поколение», кларнетист монреальской клезмер-группы «Клезтори» и профессор в Университете Лаваля в Квебеке. Его жена Эльвира Мисбахова — скрипачка, выступала на сольных концертах Селин Дион.
- Батухан Азимов — один из старейших представителей татарской общины Канады, ветеран Великой Отечественной войны, участвовавший во взятии Берлина. Он ушел на фронт 16-летним мальчишкой, а после войны попал в ГУЛАГ вместе с известным историком-тюркологом Львом Гумилевым. В 2016 году Минниханов исполнил его мечту, подарив путевку в Берлин.
5. германия: ГОЛОС ГАЯЗА ИСХАКИ И ЗАЩИТНИК ТАТАРОВЕДЕНИЯ В КФУ
Численность татар: 3 тыс. человек.
Лидеры:
- Гульнур Даутова — руководитель сообщества татарских женщин Европы «Ханым».
История. Первые татары появились в Восточной Пруссии в конце XVIII века. Прусский король Фридрих Вильгельм (Friedrich Wilhelm III) своим указом в августе 1795 года разрешил татарам селиться в Восточной Пруссии — из Западной Польши в Берлин тогда переселились богатые татарские семьи, которые создавали здесь торговые предприятия.
С конца XIX века начинаются регулярные поездки татар из Российской империи в Германию. Приезжали молодые люди — дети богатых татар, чтобы познакомиться с европейской жизнью, некоторые даже учились здесь. А купец Абдулхамит Казаков, выходец из Казанской губернии, даже открыл торговый дом.
Первое серьезное соприкосновение кайзеровской Германии с татарами произошло во время Первой мировой войны. Недалеко от Берлина, в Вюнсдорфе (в советское время там находился штаб Западной группы войск), были созданы два специальных лагеря для военнопленных: лагерь Полумесяца для солдат армий Антанты, выходцев из мусульманских колоний этих стран, и лагерь Винной горы — для российских мусульман, подавляющую массу которых составляли татары. Тогда же в Вюнсдорфе была возведена мечеть — первая в Западной Европе, и службы в ней вели татары. Мечети уже давно нет, но в Вюнсдорфе сохранилась улица Moscheestraße.
Во время Революции вместе со многими представителями российской интеллигенции и знати в Берлине оказалось и немало татарских мыслителей, писателей, ученых. Самый известный из них — Гаяз Исхаки. В Берлине работали и другие представители татарского народа, они издавали свой журнал «Яңа милли юл», поддерживали татарских студентов, а с приходом к власти Гитлера эмигрировали в Польшу и далее — в Турцию. После Второй мировой войны в Германии почти не осталось представителей старой татарской эмиграции — кто-то перебрался в Турцию, кто-то — в Америку, Австралию или Канаду. После двух мировых войн число татар в Германии выросло за счет военнопленных. Историки говорят о нескольких десятках тысяч человек, которым удалось остаться в Германии. Их судьбы сложились по-разному: кому-то удалось выжить в концлагерях, кто-то погиб, но бо́льшая часть военнопленных татар была возращена в СССР.
Среди тех, кому удалось остаться, — основатель и руководитель татаро-башкирской редакции радио «Свобода» Гариф Султан. Так, с 1953 по 1995 года редакция радиостанции «Азатлык», штаб-квартира которой находилась в Мюнхене, превратилась в центр притяжения татар. Роль руководителя татарской общины в ФРГ долгое время выполнял бывший шеф-редактор РС «Свобода» ученый-тюрколог Гали Акыш. В социалистической ГДР татары появлялись только в качестве жен или реже — мужей немецких студентов, обучавшихся в то время в Советском Союзе. Одна из них — уроженка Елабуги Бария Киттлер, ее имя хорошо знакомо многим выпускникам факультета славистики Университета им. Гумбольдта.
Новый поток татар хлынул в уже объединенную Германию, когда сюда начали перебираться немцы из Казахстана, Сибири, Средней Азии, когда открыли ворота для еврейских контингентных беженцев. Татары ехали сюда как члены их семей. Тогда же Европа открылась для нашей молодежи — стало проще приезжать на Запад и получать образование; таким образом, здесь оказалось немало татарских студентов и аспирантов. Тогда же в Берлине был образован татаро-башкирский культурный центр союз «Татарлар Дойчланд» (1999), с 2002 года в Германии регулярно проводился Сабантуй.
Нынешнее состояние. Каждую осень во Франкфурте-на-Майне проходит осенняя встреча татар. В федеральной земле Рейнланд-Пфальц было небольшое татаро-башкирское издательство «Бертуган». Им руководила кандидат филологических наук Алия Тайсина. Здесь издавали книги татарских авторов на немецком языке, в том числе и для детей. Недавно Тайсина перевела на немецкий язык башкирский народный эпос «Урал-батыр».
Сегодня татары живут практически во всех Землях Германии. До недавнего времени активную деятельность вело сообщество татарской молодежи «Аргамак», они организовывали ежегодные осенние встречи, творческие вечера, мероприятия для детей, встречались с Миннихановым. В 2017 году здесь прошел третий форум татарской молодежи Европы. Но в последнее время деятельность «Аргамака» сошла на нет, и ее эстафету переняло сообщество татарских женщин Европы «Ханым», которую возглавляет Гульнур Даутова. В ближайших планах татар Германии — организовать в этой стране показ татарского фильма «Мулла».
Вообще, связи между Германией и Татарстаном очень тесные — множество татарских студентов обучаются в магистратурах университетов Германии. Сегодня есть возможность изучать татарский и башкирский языки есть в Институте тюркологии Свободного университета Берлина (Freie Universität Berlin). В прошлом году в Казани прошла выставка о татаро-турецко-германских связях. В каталоге, изданном при участии большого друга татар Дильмача, есть фотографии, как ратушу украшают деревянные резные светильники, сделанные пленными татарами. Большой вклад в изучении татар Германии внес историк Искандер Гилязов. В немецких архивах нашлись аудиозаписи песен на татарском языке и чтение молитв, которые были записаны пленными татарами. Там же нашлась аудиозапись выступления в одном из университетов Гаяза Исхаки. Несколько лет назад директор Института кавказских, татарских и туркестанских исследований Магдебурга Мисте Хотопп-Рикке даже выступил в нашей газете с защитой кафедры татароведения в КФУ.
Лица диаспоры:
- Рашид Сюняев — астрофизик,
- София Губайдулина — композитор,
- Айдар Гайнуллин — баянист, композитор,
- Насур Юрушбаев — режиссер, автор документальных фильмов, посвященных судьбам пленных татар, привез в Казань уникальные артефакты, найденные им в архивах Германии и Голландии.
- Алина Бронски — писательница. Родилась в Свердловской области, но в возрасте 12 лет вместе с родителями эмигрировала в Германию. Бронски — автор нескольких романов, в том числе «Самые острые блюда татарской кухни» и «Татарский матриархат кончается в Германии». Ее произведения ставят на театральной сцене, а также экранизируют. Правда, сама Алина никак не участвует в деятельности татарской общины Германии.
6. эстония: ЗАГАДОЧНЫЙ МЕЦЕНАТ И ПЕРЕДАЧА НА ТАТАРСКОМ НА МЕСТНОМ РАДИО
Численность татар: 3 тыс. человек.
Лидеры:
- Ильдар Мухамедшин — руководитель исламского культурного центра «Турас» («Наследие),
- Фаузия Хадиуллина — член правления общества культуры татар Эстонии «Идель».
История. Татарская община Эстонии — это пример того, что могло бы стать с татарами Финляндии, останься эта страна в составе Российской империи. При иммиграции сергачских татар в Финляндию часть из них осталась в Эстонии, поскольку и здесь у татар тоже были свои торговые лавки и производства. В XVIII–XIX веках здесь, как и в Финляндии, татарские торговцы из Нижегородчины и Казанской губернии Умар Зарипов, Сибгатулла Магдеев, Фатех Закиров и другие успешно осваивали эстонский рынок, становились богатейшими людьми, вошли в состав эстонского нобилитета, стали видными меценатами. Однако в советское время связь с ними прервалась — многие родные братья, оказавшиеся по две стороны Финского залива, так и не увиделись друг с другом до смерти. Границы открылись лишь в 1991 году, с распадом СССР. Тогда татары начали вновь приезжать друг к другу на чай, благо из Хельсинки до Таллина на пароме всего полтора часа пути. Многие из них периодически приезжают в Эстонию, но уже для того, чтобы ухаживать за могилами своих родственников.
Первая мусульманская организация Narva Muhamedi Kogudus была зарегистрирована в соответствии с законами независимой Эстонской Республики в 1928 году, а вторая — Tallinna Muhamedi Usuühing — в 1939 году. Дом, построенный общиной в Нарве на средства, полученные в качестве пожертвований, был превращен в мечеть. Однако уже в 1940 году с приходом советской власти собрание было запрещено, а здание было полностью уничтожено при бомбардировке города во время Второй мировой войны в 1944 году. Лишь в условиях восстановления независимости Эстонии удалось вновь возродить деятельность мусульманских объединений татар, но пока мусульмане в Эстонии не имеют ни одной мечети.
Многие татары приехали в Эстонию в 1976 году на строительство объектов Олимпиады, которая прошла в СССР в 1980 году.
В 1995 году здесь сформировалось общество татарской культуры татар Эстонии «Идель», созданное для объединения уже татар – выходцев из СССР. Татарские национально-культурные общества есть в Нарве, Маарду, Кохтла-Ярве и других городах Эстонии.
Нынешнее состояние. Сегодня самым активным представительством татар в Эстонии является исламский культурный центр «Турас» («Наследие), который возглавляет Ильдар Мухамедшин. Исламский центр занимает отдельное многоэтажное здание площадью 900 кв. м недалеко от Финского залива. Здание это татарам Эстонии подарил один крупный татарский бизнесмен из арабской страны, правда, имя его до сих пор не раскрывается.
Еще одним активным представителем татар Эстонии является представитель общества культуры татар Эстонии «Идель», член правления общества Фаузия Хадиуллина. В 1988 году была зарегистрирована первая татарская культурная община в Эстонии. Из нее в 1995 году отделилось объединение «Идель», которое возглавил видный театральный и общественный деятель Эстонии, режиссер театра «Салонг» Даян Ахмет. Время, в которое Ахмет возглавлял общину, называют золотым для татар Таллинна. Он смог выкупить для татар столицы общественное помещение, которое и сегодня находится в общинном владении. Он наладил регулярную работу татарской воскресной школы, создал все условия для воспроизводства татарской культуры на новой родине, провел много мероприятий, которые значительно повысили авторитет татарской общины в столице. В 2006 году Ахмет трагически погиб, попав вместе с труппой театра во время гастролей в автомобильную катастрофу. Хадиуллина хоть и не возглавляет общину, но ведет передачу на татарском языке на эстонском радио.
Активна здесь и татарская молодежь — в 2013 году здесь прошел второй форум татарской молодежи Европы. В этом году молодежь организовала свое общество «Хаят». В 2019-м Эстония также стала столицей татарской Европы — здесь прошел общеевропейский Сабантуй.
7. ЛИТВА: ЛИПКИНСКИЕ ТАТАРЫ
Численность татар: 3 тыс. человек.
Лидеры:
- Зиля Каримова — председатель общества татар города Висагинаса.
История. Литва — это одна из стран, где живут липкинские татары. Это уникальная этническая группа татар, которая впервые поселилась в Великом княжестве Литовском еще 600 лет назад. Липкинские татары компактно расселились в XIII–XIV веках на нынешних территориях Литвы, Беларуси, Польши и Прибалтики. Они придерживаются мусульманской религии, говорят на польском, белорусском и татарском языках. Письменность на основе латинской, русской и арабской графики. Общая численность татар в этих странах сейчас свыше 12 тыс. человек, из них в Беларуси — 7 тыс., в Литве — около 3 тыс., в Польше — 2 тыс. человек.
Переселившись на территорию Великого княжества Литовского в XIV–XV веках, татары в течение двух столетий смешивались с местным населением в языковом отношении, переживая вместе с ним все исторические перемены, интегрируясь в их культуру, но при этом сохраняя свою самобытность, а самое главное — религию (ислам), которая и позволяет говорить о литовских татарах как особом этноконфессиональном образовании. В 1914 году на былой территории княжества насчитывалось 25 мусульманских мечетей (без Волынских и Подольских земель, по которым данные отсутствуют), из них пять было уничтожено во время Первой мировой войны.
Из 3 тыс. татар Литвы 600 — это потомки тех татар, которые приехали сюда по приглашению Великого князя Витаутаса. Новая волна эмиграции произошла во времена СССР, когда в Висагинас приехали специалисты-инженеры, которые запустили и обслуживали атомную электростанцию. В Клайпеде и других городах также осели татары — моряки и военные.
Нынешнее состояние. В современной Литве татары компактно проживают в Вильнюсском и Алитусском районах, разрозненно — по всей стране. В Литве действует союз общин татар Литвы (лит. Lietuvos totorių bendruomenių sąjunga), выпускается ежемесячник «Татары Литвы». Сохранились и действуют четыре мечети: в Каунасе, Нямежисе (1909), деревнях Сорок татар Вильнюсского района (1815) и Райжяй Алитусского района (1889). В Литве функционирует четыре мечети — Каменная мечеть в Каунасе (второй по значимости город Литвы, бывшая столица) и три деревянные мечети в деревнях Сорок Татар (считается самой древней мечетью в Европе), Немежисе и Райжяйе. В самом Вильнюсе мечети до сих пор нет, есть только молельная комната. В 2008 году Сигитас Геда перевел Коран на литовский язык. Представители липкинских татар не сохранили татарский язык, но сохранили веру. Также у них не сохранилась национальная одежда, но есть свое особое национальное блюдо, которого нет у других татар, — маковый пирог Шимталапис (šimtalapis), в переводе на русский «тысячелистник». В Литве функционирует несколько фольклорных ансамблей — «Лейсан» в Клайпеде, «Илсу» и «Эфсане» в Вильнюсе, «Мирас» и детский ансамбль в Висагинасе. В Висагинасе также успешно работает воскресная татарская школа.
Здесь, в отличие от других стран, представители первой и второй волн эмиграции тесно общаются друг с другом, проводят совместные праздники. В последние годы представители первой волны эмиграции стали проводить не совсем свойственные им Сабантуй и Навруз. Первый же Сабантуй в Литве прошел 22 года назад в Висагинасе. Здесь татарскую общину возглавляет уроженка Башкортостана Зиля Каримова, она же преподает детям татарский язык. Вообще, работа с детьми здесь стоит на первом плане. Зиля-ханум проводит для детей традиционные татарские праздники «Карга боткасы», «Сомбелэ». Также здесь проходят «Аулак ой», поэтические вечера, каждый год здесь проходят дни татарской культуры, дни татарской кулинарии, различные выставки, круглые столы. Весной этого года висагинский Сабантуй был включен в список нематериального культурного наследия Литвы.
Лицо диаспоры:
- Лилия Губайдуллина — оперная певица.
8. ФИНЛЯНДИЯ: ТУРЕЦКИЕ ПАСПОРТА И ГЕРОИ СОВЕТСКО-ФИНСКОЙ ВОЙНЫ
Численность татар: 700 человек.
История. Одна из старейших, самая известная и самая финансово-обеспеченная среди татарских общин в зарубежных странах— это, бесспорно, татарская махалля Финляндии. Ей более 150 лет. Община представлена татарами первой волны эмиграции. Первые татары в Финляндии появились между 1870 и 1920 годами. Стоит сразу же оговориться, они не любят, когда их называют «финские татары», и поправляют каждого, кто их так назовет, на «татары Финляндии». Это самая первая по времени образования мусульманская община во всей Скандинавии и даже Северной Европе.
Еще с 1870-х наиболее предприимчивые татары из татарских деревень Сергачского региона Нижегородской губернии начали ездить в Финляндию по торговым делам, благо она с 1809 года была в составе Российской империи. Сначала на лето возвращались домой, затем некоторые из них постепенно оседали там насовсем. После захвата власти в России большевиками в 1917 году и объявления Финляндии независимым и суверенным государством, встала серьезная проблема: где жить дальше? Местные власти признавали только союз рабочих и крестьян, а татары уже стали успешными предпринимателями. Железный занавес и политическая система в СССР, построенные к концу 1920-х годов, стали для татар Финляндии непреодолимой преградой на пути домой, и примерно в это время они приняли для себя трудное решение — навсегда остаться в Финляндии, став ее полноправными гражданами.
Чтобы сохранить единство, жить сплоченно, татары Финляндии организовали свое общество. Созданное в 1925 году общество татар Финляндии «Исламия» было одним из первых официально зарегистрированных мусульманских организаций в странах Запада. В течение всей своей деятельности общество занимается обучением молодежи языку и основам религии, изданием книг, материалов с научных конференций, поддерживает тесные связи с татарскими организациями и общинами в других странах.В 1935 году было образовано культурное сообщество татар Финляндии «ФТБ — Финляндия төрекләре берлеге» (союз тюрков Финляндии). В 1945 году был создан спортивный клуб «Йолдыз», при котором функционировала татарская футбольная команда, которая раньше называлась «Золотой Ордой», а сейчас «Йолдыз».
Татары не случайно назвали свое общество не «союз татар», а «союз тюрков». У большинства татар Финляндии в то время были лишь временные паспорта, только малая часть общины уже имела гражданство Финляндии. После окончания Второй мировой войны татары, опасаясь депортации на историческую родину, назвались не татарами, а «тюрками» и поспешили обратиться в турецкое посольство, чтобы получить паспорта граждан Турции. Большинство татар живет в городах Хельсинки, Турку, Тампере и Ярвенпяя. Татары полностью интегрированы в финское общество и свободно владеют, кроме родного языка, еще финским и иногда шведским.
Нынешнее состояние. Несмотря на свою немногочисленность, татары Финляндии весьма влиятельны, чем активно пользуются финские власти. Так, к примеру, одно время татар даже хотели привлекать к продвижению продукции Nokia в странах мусульманского Востока. Из последних примеров — тогда еще премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время своего визита визита в Финляндию встретился с активом «исламской тюркской общины татар». Хорошую поддержку в сохранении языка оказывают и курсы по изучению татарского языка и основ ислама, которые уже много лет проводятся в стенах дома общины татар Финляндии.
Председателем общины является Гюлтен Бедретдин. Имам татарской общины Финляндии Рамиль Беляев, родившийся в Нижегородской области и работавший в Москве, снял два документальных фильма о татарах Финляндии — «Мәчеткә илткән юл» и «Изге мирас». Оба фильма были показаны в Казани в рамках фестиваля мусульманского кино.
В 2000 году с успехом в Казани прошла выставка «Финбизнесс-2000», на которой продукцию более 80 финских фирм-производителей представляло совместное предприятие «Татскан», президентом которого является крупный предприниматель Аднан Имадетдин. Его жена Первин, известный архитектор-дизайнер, была приглашена к участию в реставрационных работах исторического центра Казани.
Когда в 2013 году в Брюсселе образовался «Альянс татар Европы», контролируемый МИД, независимые татары Финляндии, не связанные с Россией никакими обязательствами, отказались в него вступать.
Татарская махалля Финляндии — закрытая община. Они редко пускают в свои ряды татар, приехавших из России, только если это не супруга одного из членов махалли. Также они не пускают в свои ряды финнов, за которых вышли замуж местные татары. Все это делается для того, чтобы не размывался язык — ни финны, ни бо́льшая часть представителей новой волны эмиграции из числа татар татарского языка не знают, и общение с ними автоматически переходит на финский, русский или английский языки.
Лица диаспоры:
- Дениз Бедретдин — рок-музыкант.
- Джамиля Незаметдин — эстрадная певица.
9. АВСТРАЛИЯ: ДЕНЬ ВЗЯТИЯ КАЗАНИ В 1552 ГОДУ — В КАЛЕНДАРЕ ПАМЯТНЫХ ДАТ
Численность татар: 500 человек.
Лидеры:
- Шухрат Валиф (Валиев) — руководитель татарско-башкирской ассоциации Южной Австралии,
- Лилия Самигуллина — руководитель ассоциации Tatar Heritage Association of NSW.
История. Несмотря на малочисленность, татарская община Австралии является одной из старейших. Первый татарин Австралии появился здесь во время Первой мировой войны — Абдул Ганиваффо (Ганивахов) прибыл в Мельбурн в 1916 году в качестве моряка из России, вступил в местную армию в Мельбурне и получил чин капрала. Диаспора же начала формироваться после Второй мировой войны. Ее основу заложили татары, эмигрировавшие из китайской провинции Маньчжурии, куда в 1945 году пришли советские войска и полностью разрушили складывавшуюся десятилетиями уникальную жизнь татарских общин в Харбине, Мукдене, Хайларе и других городах. Первая татарская женщина Махира Хаертдинова-Надольная появилась в Южной Австралии в 1949 году — она приехала сюда из Германии вместе с другими 907 освобожденными узниками немецких лагерей. С 1950-х годов начинается миграция татар в Южную Австралию из Германии, Польши, Маньчжурии и Восточного Туркестана (Китай), Японии, Турции, в последнее время — из Российской Федерации. Самая большая община находится в Аделаиде.
Татарская диаспора Австралии объединена в несколько организаций. В 1984 году Сагит Садри со своей супругой Лейлой Садри (Габитовой) основали ассоциацию татар Южной Австралии. Самой крупной организацией сегодня является татарско-башкирская ассоциация Южной Австралии, которую в 1990 году основал официальный представитель Башкортостана в Австралийском Союзе Зия Маски.
Нынешнее состояние. С 2004 года татарско-башкирскую ассоциацию Южной Австралии возглавил большой подвижник татарской культуры Шухрат Валиф (Валиев). В Сиднее в декабре 2017 года была создана новая ассоциация которую возглавила Лилия Самигуллина — Tatar Heritage Association of NSW, Australia Inc. Сегодня в Сиднее проживают около 300 человек с татарскими корнями, но язык их общения, в отличии от татар Аделаиды, преимущественно русский.
Семьи Садри и Валиевых (Валиф) являются сегодня одними из самых состоятельных и влиятельных в диаспоре. Сын Сагита Садри — Рустем — является крупным предпринимателем, ведущим директором компании SAMeatCorporation.
В Аделаиде построена мечеть, в которой действует воскресная школа, есть там и мусульманское кладбище. Татаро-башкирская школа работает с 1981 года — раз в неделю в ней проходят уроки татарского языка. С 1997 года при поддержке департамента национальностей и международных дел города-порта Аделаиды здесь проводится национальный праздник Сабантуй, он проходит в декабре или ноябре (когда в Австралии наступает лето), тем самым начиная череду Сабантуев во всем мире. В декабре 2004 года в Музее эмиграции в Аделаиде прошла выставка, посвященная 1000-летию Казани. День взятия Казани в 1552 году вошел в календарь памятных дат народов Австралии.
Лица диаспоры:
- Зуля Камалова — известная татарская певица, музыкант и композитор. Приехала в Австралию в 1991 году из удмуртского города Сарапула. В 1999 году записала свой первый альбом с русскими, французскими, индийскими, цыганскими, португальскими, испанскими, ирландскими песнями. В 2000 году альбом татарских песен Aloukie принес ей ежегодную австралийскую премию в номинации «Лучший альбом года». В 2001 году ее объявили певицей года, а в 2002-м — лучшим исполнителем в жанре World Music,
- Лилия Надершина — доктор архитектуры, дизайнер,
- Ирек Фахрутдинов — академик, конструктор ракетных двигателей,
- Анас Юлдабай — художник,
- Айгуль Гайсина — танцовщица «Балета Австралии»,
- Асхат Галимов — танцовщик Театра балета.
10. чехия: ШТАБ-КВАРТИРА РАДИО «АЗАТЛЫК» И ЛЮБИМЫЙ КУРОРТ ШАЙМИЕВА
Численность татар: 200 человек.
Лидеры:
- Рим Гилфанов — директор радио «Азатлык».
История. Несмотря на то, что татары не самая многочисленная община и не имеет вековую историю, но в столице Чехии — Праге — находится штаб-квартира татаро-башкирской редакции радиостанции «Свобода» («Азатлык»). В 1995 году штаб-квартира радио «Свобода» перебралась из Мюнхена в Прагу.
Нынешнее состояние. История татарской общины, в принципе, и начинается с этого времени. Именно тогда татары самоорганизовались и начали проводить встречи — например, уже на протяжении 17 лет сообщество Tatar.cz организует в Праге ежегодный Сабантуй, различные творческие встречи, например композитора Эльмира Низамова, также организована помощь студентам, приезжающим в Чехию из Татарстана и Башкортостана. Редакция радио «Азатлык» генерирует не только новостной и аналитический контент на татарском языке, но и выпускает обучающие видеоролики по татарскому языку. Директором радио является журналист Рим Гилфанов. Татары Чехии, также как и татары Финляндии, отказались в 2013 году вступать в альянс татар Европы, контролируемый МИД России.
Здесь же, в Карловых Варах, расположен легендарный отель «Ульрика», в котором каждую весну начиная с 1990-х отдыхал вместе с супругой Сакиной Шаймиевой первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Для удобства обслуживания татарстанских элит главным врачом санатория до недавнего времени был врач из Татарстана, доктор медицинских наук Раиф Кемалов.
Лица диаспоры:
- Фарида Курбангалеева — известная российская телеведущая. Пару лет назад на ПМЖ в Прагу перебралась вместе с детьми и мужем — режиссером-документалистом, автором фильма «Война непрощенных» о легионе «Идель-Урал», Денисом Красильниковым.
P.S. Невозможно не упомянуть и Китай, поскольку там живет около 6 тыс. наших соплеменников. В Китае татары живут в основном в Синьзян-Уйгурском автономном районе. Мэром Урумчи до недавнего времени был выходец из Буинского района Татарстана, профессор Бурхан Шахиди.
В Китае есть несколько татарских деревень, а в городе Кульджа есть татарская школа, которую основал в 1913 году известный татарский просветитель Габдулла Буби. Школа эта считается историческим памятником и охраняется государством. Хоть в той школе сегодня и не преподают на татарском языке, на стене школы висит памятная табличка, напоминающая о том, что в ней когда-то преподаватели видные татарские деятели.
Связь с татарами Китая прервалась два года назад — в некоторых СМИ время от времени появляется информация, что они целыми семьями содержатся в так называемых лагерях перевоспитания мусульман. Один из ярких представителей татар Китая — выпускник Казанской консерватории Базарбай Бикчантаев, лауреат многочисленных песенных конкурсов, принимавший участие в золотомасочном спектакле «Алиф». Правда, у Бикчантаева проблемы с получением российского гражданства — через год у него заканчивается срок китайского паспорта, и он будет вынужден вернуться в Китай, чтобы продлить его. Как его встретят на российско-китайской границе, неизвестно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 155
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.