Опубликованная КАМАЗом финансовая отчетность всей группы за полгода по МСФО выглядит мрачно: компания ушла в минус на 3 млрд рублейФото: «БИЗНЕС Online»

ГЛАВНЫЙ МИНУС — ОСНОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

На 3 млрд рублей в минус ушел КАМАЗ по итогам первого полугодия текущего года — такой размер чистого убытка отражен в опубликованной на днях консолидированной отчетности группы по международному стандарту финансовой отчетности (МСФО). Напомним, что по российскому стандарту бухотчетности (РСБУ), который учитывает финансы только самого ПАО «КАМАЗ» без участия в других компаниях, полугодовой чистый убыток составил 2 млрд рублей, а если сравнивать нынешние показатели с аналогичным отчетом по МСФО за прошлый год, то падение превысило 4,5 млрд: тогда КАМАЗ заработал чистыми 1,6 млрд рублей.

Выручка группы «КАМАЗ», однако, сократилась незначительно — всего на 0,6%: с 78,1 млрд рублей за первое полугодие 2018-го до 77,6 млрд рублей в этом году, причем по РСБУ она даже выросла на 1,6% до 63,1 млрд рублей.

В деталях отчета раскрывается, что просадка произошла именно по основному сегменту — производству грузовых автомобилей: с 69,8 млрд рублей до 69,1 миллиарда. А вот Группа ОАТ, взятая КАМАЗом на попечительство в начале 2018 года, смогла нарастить выручку с 8,2 млрд рублей до 8,5 миллиарда. Таким образом приобретение, поначалу выглядевшее чуть ли не как социальная нагрузка, которую челнинскому заводу нужно еще превратить в рентабельный бизнес, уже отчасти перекрывает собственный минус КАМАЗа.

Если разобраться в основном сегменте, то и здесь отдельные направления дают любопытный расклад. Ко дну челнинцев тянет именно производство тягачей и самосвалов, которое ушло в минус на 4,6 млрд рублей до 42,2 миллиарда. От еще более выразительного провала спасают автобусы, прицепная техника и бетоносмесители — эта продукция дала плюс в 3,1 млрд рублей, доведя полугодовую выручку до 7,7 млрд рублей.

В опубликованном вчера агентством «Прайм» интервью Сергея Когогина гендиректор КАМАЗа так прокомментировал ситуацию с финансами автогиганта: «Если брать операционную деятельность, то, в принципе, у нас программа сокращения издержек достаточно хорошо работает. Но та инвестнагрузка на компанию, которую мы приняли, говорить о том, что у нас будут отличные финансовые результаты, не позволяет, потому что мы все-таки на заемные средства модернизируемся в основном, но государство нас поддерживает, акционеры основные в лице „Ростеха“ и Daimler поддерживают, все относятся пока с пониманием. Мы идем чуть хуже наших долгосрочных планов. Тем не менее катастрофы нет».

Также Когогин заявил в интервью, что КАМАЗ вынужден был пересмотреть свой бизнес-план. Сергей Анатольевич отметил, что будет продано 28,5 тыс. машин на рынке РФ. При хорошем раскладе в четвертом квартале годовые продажи могут составить около 30 тысяч. При этом он признал, что дела с экспортом идут неважно. «Бизнес-план по экспорту у нас за 7 месяцев не выполнен, причем очень существенно, тем не менее контракты крупные на этот год уже подписаны, мы будем по ним тщательно работать», — объяснил гендиректор автогиганта. 

В негативных тенденциях на рынке грузовиков нет ничего нового, КАМАЗ комментировал данную тему и ранее, объясняя это отсутствием крупных инвестиционных проектов в масштабах России — строек в первую очередь. Такой фактор находит свое подтверждение в статистике внутреннего спроса, который упал на 10% с 42,2 до 37,9 млрд рублей. На КАМАЗе, напомним, жаловались и на мировой рынок грузовых авто, однако минувшее полугодие вновь доказывает, что глобальные тенденции не оказывают существенного влияния на общие показатели автогиганта. Доля экспорта «КАМАЗов» составляет только 10% от общей выручки, за 6 месяцев данные продажи принесли группе 4,2 млрд рублей, что лишь на 400 млн уступает аналогичной цифре 2018-го. Еще одним традиционным фактором влияния в последние годы остается программа модернизации производства, о которой руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев не забыл упомянуть и на этот раз.

Сергей Когогин заявил, что КАМАЗ вынужден был пересмотреть свой бизнес-план и что будет продано 28,5 тыс. машин на рынке РФФото: «БИЗНЕС Online»

«Сейчас у рынка падение 6 процентов по отношению к прошлому году, а в сегменте магистральных тягачей — уже 40 процентов по итогам полугодия, — отметил Афанасьев. — В инвестиционный план мы берем и заемные деньги, каждый год вкладывая по 15 миллиардов. Сейчас наши общие вложения в модернизацию уже превысили 50 миллиардов. Эти средства нужно обслуживать, траты ложатся на текущую деятельность, соответственно, еще возрастают и выливаются вот в такие убытки. Есть и третий момент: существует определенная задолженность перед нами, в том числе и у исполкома Набережных Челнов по лизинговым автобусам. На сегодняшний день она составляет около полумиллиарда рублей, что тоже привело нас к таким убыткам».

Последняя ремарка, напомним, касается деятельности МУП «Электротранспорт», для которого город купил в лизинг 194 газовых «НЕФАЗа» еще в 2013 году. КАМАЗ систематически взыскивает копящиеся долги по платежам, но фактического расчета не получает.

Если в Челнах автобусная тема пока ложится в убытки КАМАЗа, то в Москве, наоборот, очень прилично выручает. За последние два года автогигант выиграл два аукциона на поставку в столицу 200 электробусов по 33 млн рублей за каждый. Дизельных автобусов Москва закупает еще больше. В этом году на улицы города вышло свыше 180 «НЕФАЗов», до конца года Нефтекамск должен прислать еще 420 дизельных машин. В общей сложности КАМАЗ продаст столичному муниципалитету около тысячи традиционных автобусов, а общая сумма контрактов, подписанных с Москвой за последние 8 месяцев, достигает 20 млрд рублей. Уже сейчас НЕФАЗ обеспечен заказами на весь 2020 год, включая как электрические, так и дизельные автобусы. Начиная с 2021-го Москва намерена ежегодно закупать по 800–1000 электробусов.

В деталях отчета раскрывается, что просадка произошла именно по основному сегменту — производству грузовых автомобилей, с 69,8 млрд рублей до 69,1 миллиардаФото: «БИЗНЕС Online»

В ПЛЮСЕ ИГРЫ С ВАЛЮТОЙ И ЛИЗИНГОВЫЕ ПРОДАЖИ

В целом лизинговые продажи КАМАЗа растут и положительно сказываются на отчетности. Так, за минувшее полугодие лизинг вырос сразу на половину, или на 522 млн рублей, до 1,5 млрд, что, впрочем, указывает на сужение горизонта планирования потенциальных покупателей, в отличие от чистых продаж.

Несмотря на падение оборотов, иначе говоря — продаж, себестоимость производства группы выросла на 3 млрд до 72,7 млрд рублей. На заводе неоднократно называли в числе причин динамики издержек переход автогиганта на новые двигатели стандарта «Евро-5». Стоит, однако, добавить, что на фоне падающего рынка самосвалов популярные тягачи семейства «5490» несут в себе значительную долю импортных комплектующих. Отсюда и скачки расходов при ослаблении национальной валюты или даже при изменениях ценовой политики поставщиков. В то же время группе удалось увеличить положительную курсовую разницу на 402 млн рублей до 498 миллионов. В отчетности операции с финансовыми инструментами и текущие валютные позиции не уточняются, и Афанасьев также не стал раскрывать тайны игр с валютой, обозначив их грамотной финансово-экономической политикой. Быть может, КАМАЗ просто классически играет против рубля?

Коммерческие расходы группы (хранение, логистика, сбыт) выросли на 64 млн рублей до 3,5 млрд, административные (зарплата непроизводственного персонала, содержание АБК) — на 345 млн рублей, или 6,7%, до 5,53 миллиарда. Доход от ассоциированных компаний и совместных предприятий в январе – июне 2019 года вырос на 35 млн рублей до 1,03 млрд рублей, прочие доходы — на 666 млн рублей до 2,5 миллиарда. В этой связи отметим, что материальной помощи от государства КАМАЗ в первом полугодии принял 1,07 млрд, что на 380 млн рублей больше, чем годом ранее.

Сумма финансовых расходов КАМАЗа также выросла — практически на миллиард до 4,2 млрд рублей. Собственно проценты по долгам подскочили на 828 млн рублей до 3,8 миллиарда. Из нюансов отметим, что в потере 147 млн рублей отразилось признание неких финансовых инструментов — годом ранее такой позиции не наблюдалось. По словам Афанасьева, к этим инструментам относятся как раз просроченные долги перед КАМАЗом, в том числе за лизинговые автобусы для челнинских пассажиров.