Тина Кузнецова: «Я считаю, что наша страна в принципе находится на таком переломном моменте и в исполнительской, музыкальной среде происходят положительные перемены, становится лучше и лучше»
Фото: Алиса Шаукерова, PR-служба группы Zventa Sventana

«ЯВЛЯЛА СОБОЙ МАТУШКУ-РОССИЮ»

— Тина, вы были одним из хедлайнеров культурной программы недавнего WorldSkills в Казани. Дали концерт в Горкинско-Ометьевском лесу, спели на церемонии закрытия, прошедшей на «Казань Арене». Кто вас пригласил выступить на 40-тысячном стадионе?

— Меня позвала команда Алексея Сеченова, который уже делал потрясающие шоу в Казани — церемонии открытия и закрытия Универсиады, чемпионата мира по водным видам спорта. Он меня приглашает уже во второй раз, причем первое событие концептуально совершенно иное — это был всемирный фестиваль молодежи и студентов в Сочи в 2017 году. Я выступала на церемонии открытия и, так скажем, являла собой матушку-Россию, вещая 8,5 минуты на 127 стран. В 2019-м, собственно, Алексей Геннадьевич пригласил меня на WorldSkills. Полагаю, это как-то обсуждалось с руководством Татарстана.   

— И как вам нынешнее шоу в столице РТ?

— Все прошло великолепно. Моя группа Zventa Sventana исполнила песню «Мужа дома нету» перед целым стадионом, в окружении мощнейших декораций. Надеюсь, мы однажды повторим подобное, но уже в рамках сольного концерта.

— Была ли какая-то процедура выбора песни для исполнения? Как проходили репетиции к шоу?

— Все просто: мы исполнили наш главный хит с последнего одноименного альбома «Мужа дома нету». Где бы мы ни играли, эта песня способна раскачать любой зал и каждую аудиторию. Подготовка для меня прошла легко, поскольку я регулярно выступаю на событиях подобного масштаба, особого волнения уже не чувствую. Да и организация была отличная, так что обошлись без стресса.

«Моя аудитория здесь увеличивается и последний концерт, который прошел буквально пару недель назад, был прекрасен, публика отлично восприняла мою музыку» «Моя аудитория здесь увеличивается, и последний концерт, который прошел буквально пару недель назад, был прекрасен, публика отлично восприняла мою музыку» Фотография предоставлена дирекцией парков и скверов Казани

«ВСЕГДА ПОЙДУТ, СКАЖЕМ, НА ПЕТРОСЯНА, УСПЕНСКУЮ, НО Я ВИЖУ, ЧТО СИТУАЦИЯ МЕНЯЕТСЯ»

— Вообще, в родной Казани вы выступаете довольно редко, и поймать вас, например, для интервью здесь непросто.

— Если попытаться восстановить хронологию выступлений в столице РТ, то здесь я пела, еще когда была студенткой музыкального училища. Затем, после переезда в Москву, по истечении, наверное, года приезжала выступать на фестиваль «Джазовый перекресток». А вот потом действительно частота концертов с моим участием здесь резко сократилась. Выступление случилось только после проекта «Голос» в «Пирамиде», то есть после 2013 года. И два-три раза пела на фестивале Kremlin Live… В общем, если перечислять, то выступлений в Казани у меня было очень немного.

С чем это связано — не знаю. Признаться, для меня тоже удивительно, почему я так редко сюда приезжаю с концертами. Правда, странно, потому что, мне кажется, Казань в общем-то по предпочтениям аудитории мало отличается от других городов-миллионников. Ну и, разумеется, мне бы хотелось как-то больше движухи, нежели эпизодических выступлений.  

— Но на самом деле есть довольно расхожее мнение, что столица Татарстана — очень специфический город в плане предпочтений зрителей. И многие исполнители, которые делают качественную музыку, формируя афишу тура, сюда не заезжают. Так говорят и местные промоутеры. 

— Не берусь точно отвечать на данный вопрос, но, мне кажется, приглашающая сторона, вот эти организаторы, еще не есть народ, они не есть предпочтения… Например, моя аудитория здесь увеличивается, и последний концерт, который прошел буквально пару недель назад, был прекрасен, публика отлично восприняла мою музыку. 

Я считаю, что наша страна в принципе находится на таком переломном моменте и в исполнительской, музыкальной среде происходят положительные перемены, становится лучше и лучше. Это касается и качества приглашенных артистов, разумеется. Понятно, что всегда пойдут, скажем, на Петросяна, Успенскую, но я вижу, что ситуация меняется.

Здесь нужно привлекать молодую грамотную кровь для развития города и молодежи в нем. Казань самобытная, я бы сказала, в плане воспитанных ею людей. Здесь родились, работали легендарные люди — актеры, музыканты. И нужно делать выводы. Либо этот город будет для людей интересных, но доживших до 17 лет и уехавших в Москву. Либо он станет собирать их у себя и поднимать интерес к культурному развитию. На самом деле статус культурной столицы нужно поддерживать. Кроме того, в Казани до сих пор есть заведения, педагоги высочайшего уровня, их надо беречь.

Понимаете, когда ты выходишь в большое плавание, оказывается, все, что тебя формировало, — это твой родной город. Например, для меня музыкальная школа, в которую я здесь ходила, была таким оазисом в том жутковатом райончике, где я жила (Горки-2, улица Кул Гали). Соответствующая же была школа, с таким же потоком, с которым у меня связаны не самые позитивные воспоминания. Но как бы то ни было, какие бы года это ни были, какая бы ни существовала политическая, экономическая ситуация… Короче, времена не выбирают.

— У вас есть какое-то представление о том, как можно поднимать интерес к культурному развитию в городе?

— Проводить, организовывать интересные проекты, привозить искусство. Какой город, грубо говоря, какие стены, такая и культура, атмосфера. Тот же Санкт-Петербург… Невозможно жить в такой архитектуре и не хотеть делать что-то новое.  

— Но есть Екатеринбург, Пермь. Теодор Курентзис, теперь уже бывший художественный руководитель Пермского театра оперы и балета, говорил, что Пермь — некрасивый город, тем не менее он стал одним из главных культурных центров России.  

— Ну в свое время там была осуществлена концепция развития, в которую вкладывались, чтобы поднять общий культурный уровень. И эти города приобрели совершенно другие статусы, потому что четко была поставлена задача. О той же Перми узнал практически весь культурный мир в глобальном смысле. 

Но вкладываться нужно избирательно, потому что талантливых личностей в принципе немного, ими не может кишеть страна и планета. Поэтому этими людьми нужно дорожить и не следовать примеру того же Курентзиса, которого выжили из Перми.

«Чего-то мне не хватало в исполнении даже очень интересной музыки — фьюжна, джаза. Чего-то мне не хватало на подсознательном уровне, я искала уникальности» «Чего-то мне не хватало в исполнении даже очень интересной музыки — фьюжена, джаза, чего-то — на подсознательном уровне, я искала уникальности» Фото: «БИЗНЕС Online»

«РОДИТЕЛЯМ НЕ НАДО СПРАШИВАТЬ У ДЕТЕЙ, ЧТО ОНИ ХОТЯТ: КАРТОШКУ ФРИ ИЛИ ОВСЯНУЮ КАШУ»

— В самом начале весны у вашей группы Zventa Sventana вышел второй альбом «Мужа дома нету»…

— Он сформирован моим музыкальным бэкграундом, который прививали мне родители. Мои вкусы взращивались на хорошей музыке, на классической, немного джаза, рока. Особенно на меня повлиял папа, который ставил народный фольклор. Признаться, тогда не понимала эту музыку, отторгала ее. После Майкла Джексона ставить ребенку старых бабушек? Я всячески защищалась. Но все же в меня это проникло. В 12–13 лет я сама начала добывать ту музыку, которая мне интересна. Я ее через себя очень много пропускала. Сейчас родителям, конечно, благодарна. Вы и сами наверняка знаете людей, которые в детстве чего-то не понимали, и осознание ценности этого приходило только потом, с возрастом. Потому осознанным родителям не надо спрашивать у детей, что они хотят: картошку фри или овсяную кашу. Нужно просто ставить тарелку. Ну а по выходным фри — подобного никто не отменяет.

Так вот, не только этот альбом, а вообще мои музыкальные эксперименты зародились еще в детстве. Тогда же начались такие тотальные поиски себя. Почему? Потому что чего-то мне не хватало в исполнении даже очень интересной музыки — фьюжена, джаза, чего-то — на подсознательном уровне, я искала уникальности. Это еще обусловлено тем, что, может быть, будет громко сказано, но по отпущенному мне таланту музыка — мой язык. Мне очень легко играть в разных стилях, подбирать, импровизировать, смешивать, сочетать, я сама делаю аранжировки и всегда ищу уникальности, чтобы не повторяться

— Известный музыкальный критик Борис Барабанов написал, что ваш новый альбом — пример того, как электронные биты могут комфортно себя чувствовать рядом с корневыми русскими мотивами. И в идеальной России именно такие песни будут посылать на «Евровидение». Действительно вот это сплетение танцевальной электроники, фольклора, инди-попа невероятно гармонично и, можно сказать, уникально.

— Сейчас я не контролирую, какие краски сочетаю, это все просто наполнение меня. Подобное естественно, и я хочу быть максимально открытой. Техника может быть разной, но все это — эмоциональные порывы и профессиональное мастерство, ты не думаешь о том или конкретном стиле. Тем более мы живем в век компиляций, и только какие-то удачные сочетания могут вывести исполнителя на ту или иную волну.    

— Вы писали у себя в соцсетях, что альбом «Мужа дома нету» разобьет стереотипы о народной музыке. Стереотипы о том, что народная музыка — это только дудки и гусли? 

— В нашей стране народные традиции в общем-то активно уничтожались со времен коллективизации, все было доведено до состояния анахронизма, полного забвения, и людям внушалось чувство, будто это уже что-то ненужное. Такое делалось с большим умыслом, чтобы всех переключить на другой режим, иные ценности, которые рассыпались, и наша страна жила в обмане, абсолютно перевернутых традициях, коммунистических. Мы должны осознать подобное и возвращать то, что у нас было отнято. Это важно для любой национальности, страны, особенно сейчас, в век глобализации и безликости.

Мне кажется, с одной стороны, мир стал маленьким, человечество — более чутким, сплоченным, созревают решения серьезных проблем, таких как экология (начиная от мусора до глобального потепления). Уже просто в колокола трубит экологическая ситуация во всем мире. В то же время человечество абсолютно оторвано от молниеносного цифрового, информационного развития. Мне кажется, люди в большем количестве стали находить для себя какие-то свои пути и ориентиры. Даже на примере востребованности моего первого альбома и второго я чувствую, что сейчас мир больше готов к моей музыке, нежели тогда. С первой пластинкой мы опередили время — и это нормально для художника. Но прошло 10 лет, прежде чем подобное стало более понятным и понравилось слушателю.


«ПЛАСТИНКОЙ «МУЖА ДОМА НЕТУ» Я ХОТЕЛА РАСКРЫТЬ УНИКАЛЬНУЮ МНОГОГРАННОСТЬ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ»

— Действительно, после выхода пластинки заметен рост популярности и узнаваемости Zventa Sventana. Вы были хедлайнерами на многих важных музыкальных фестивалях, выступали и в «Вечернем Урганте», а это показатель того, что артиста заметили.  

— Собственно, да. В 2008 году, когда увидела свет первая пластинка «Страдания», в нашей стране не все просто обстояло с PR-службами, со СМИ. Была совершенно другая ситуация. Хотя и тогда своими силами мы достигли неплохих результатов и проект выжил. Сейчас Zventa Sventana для меня на первом плане.

Для тех, кто вообще не знаком с группой, объясню: Zventa Sventana являет собой народные песни в моем переложении. Альбом «Мужа дома нету» мы записали вместе с моим мужем (создатель группы «Гости из будущего» Юрий Усачев  — прим. ред.), сопродюсером, саунд-продюсером. Туда вообще внесли вклад лучшие музыканты России, которые аккумулированы в Москве. Для меня альбом абсолютно бескомпромиссный, и никаких задач по охвату ротации, смотрибельности я не ставила. Приняла решение, что нужно делать то, что мы хотим, никого не спрашивая.  

— Дуэт с Иваном Дорном на заглавной песне пластинки «Мужа дома нету» был изначально запланирован?

— Конечно, изначально я не задумывала, что буду делать фичеринг с Дорном, и специально для этого не сочиняла песню. Все должно быть максимально гармонично и естественно, как я уже говорила. Идея пришла довольно спонтанно, мне даже понадобилась доля смелости, чтобы предложить Ване поучаствовать. Хотя я верила, что он оценит эту философию, такой трек. В итоге все сложилось самым благополучным образом.

— Откуда корни песни?

— «Мужа дома нету» — песня из села Россошки Воронежской области. Ее исполняли на свадьбах, и это было своего рода наставлением молодкам, что делать можно, а что — нельзя. На мой взгляд, композиция раскрывает безграничную страсть, экспрессию и азарт русской женщины.


— Пока вышла только первая часть альбома?

— Да. Вторая сейчас на подходе к выпуску. Вообще, была идея выпустить все треки в одном релизе, но мы поняли, что нужно делать это дозированно. Несмотря на то что в первой части альбома 6 песен, они очень информативные. Мне пишут интересные комментарии, например: «Мне зашла сначала одна песня, потом две, затем три… позже 6, а дальше я не смог остановиться». Так что, если бы появилось сразу 13 треков, думаю, подобное напугало бы людей. Кстати, прямо на этой неделе у нас вышел новый клип «Сухотушка».

— Как вы формулируете философию данной пластинки?

— Пластинкой «Мужа дома нету» я хотела раскрыть уникальную многогранность русской женщины. Ее сложнейший духовный мир и множество психологических состояний: от нежных и любовных до веселых и озорных, от жестоких до экстатических и философских. В альбоме Zventa Sventana их можно прочувствовать все. И, что самое интересное, темы всех старинных народных песен актуальны и по сей день. Так что это одновременно альбом о вечных человеческих страстях, поисках и ценностях.

— В родной Казани презентация не планируется?

— Это было бы логично, конечно. Но… что значит родной город? Я в Москве живу с 17 лет, то есть 20 лет. Да, в Казани по-прежнему живет моя семья, меня вырастили здесь, и сформировалась я тут — семьей, педагогами… Ну что могу сказать, приглашайте, я с удовольствием.

«На примере востребованности моего первого альбома и второго, я чувствую, что сейчас мир больше готов к моей музыке, нежели тогда» «На примере востребованности моего первого альбома и второго я чувствую, что сейчас мир больше готов к моей музыке, нежели тогда» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЗА «ГОЛОС» СПАСИБО МОИМ РОДНЫМ, КОТОРЫЕ МЕНЯ ТУДА ЗАТАЩИЛИ»

— Почему вы решили в таком юном возрасте переехать в Москву? Не возникало сомнений, где и как строить артистическую карьеру? 

— Мой переезд в Москву оказался судьбоносным, мне стало уже очень тесно здесь. 

Я никогда не была ограничена в передвижениях, у нас с родителями всегда существовали доверительные отношения. Тем не менее поначалу с их стороны имелись волнения, но я очень смело, где-то даже дерзко настояла на том, что останусь в Москве. Хотя я не сразу мягко, благополучно перевелась из Казанского музыкального училища, года полтора точно заняло. А пока все это время я балбесничала. Хотя, скорее всего, просто дозревала там, в Москве. На самом деле в возрасте 17–19 лет, когда кажется, что дети обнаглевшие, ленивые и ничего не хотят, тем более зарабатывать и думать об учебе, у них в головах происходят серьезные сложнейшие процессы…

Ну а дальше с легкой руки подруги в Москве познакомилась с прекрасным моим товарищем Ренатом Гатаулиным, который учился в Казани, он классический джазовый пианист. Мы с ним потрясающе сыгрались и взяли Гран-при на легендарном джазовом конкурсе «Синяя птица». В то время еще в жюри сидели мастодонты, великие, легендарные представители российского джаза: Юрий Саульский, Игорь Бутман, Владимир Чекасин и многие другие. И я настолько тогда понравилась Саульскому, что, когда он спросил, какие у меня планы, я ответила, что, конечно, хотела бы учиться в Москве, но не имею возможности поступить на коммерческое отделение. Что касается заведений, самым модным и престижным, но безумно дорогим (по-моему, оно таковым до сих пор и остается) было ГМУЭДИ (Государственное музыкальное училище эстрадно-джазового искусства — прим. ред.) на Ордынке. Я туда неоднократно прослушивалась, но мне всегда говорили, что все замечательно, прекрасно, однако мест нет. И вот благодаря Юрию Сергеевичу, который у меня буквально в списке благодетелей, меня туда взяли, перевелась на третий курс и в общем-то пригодилась этому заведению. Я неоднократно была его представителем на разных фестивалях, конкурсах во время учебы.  

— А телепроект «Голос»? Не могу его не упомянуть. Не секрет, что о вас многие узнали после второго сезона шоу, как считается, самого сильного по составу участников за всю историю этой телепрограммы в России. Антон Беляев, Наргиз Закирова, вы…

— За «Голос» спасибо моим родным, которые меня туда буквально затащили. Когда я пошла на проект, у меня был непростой период, я находилась в очень тяжелом психологическом состоянии, была подавлена, но этого никто не знал и не видел.

— Первый сезон смотрели?

— Не помню, что за обстоятельства возникли, но я даже приезжала туда пару раз, была непосредственно на площадке. Ну и немного следила за сезоном, особенно за Настей Спиридоновой и Маргаритой Позоян, потому что общалась с ними, и еще за некоторыми участниками. Что касается представительниц из Татарстана, мне, безусловно, было приятно их участие в «Голосе», другое дело, что у меня иные приоритеты. Болеть за кого-то, только потому что мы из одного региона... я считаю, что это была бы неправильная оценка.

— Почему именно второй сезон российского «Голоса» считается лучшим?

— Потому что собрались все самые сильные музыканты и сказали: «Ну ладно, хорошо, сходим, раз вы так хотите». (Смеется.) Думаю, большинство участников приехали на проект благодаря инициативе их родственников. Того же Беляева уговорила жена. На самом деле это была потрясающая веха в моей творческой профессиональной жизни, и я очень благодарна проекту, всему, что там произошло.


«САМЫЕ ПРЕКРАСНЫЕ ПЕСНИ — КОРНЕВЫЕ»

— Вернемся к Zventa Sventana. Проект существует с 2006 года, но, как вы уже сказали, вышло лишь два альбома — «Страдания» в 2008-м и спустя 11 лет «Мужа дома нету». Почему такой большой перерыв?

— Вот так вот. Не думаю, что художник Иванов хотел за свою жизнь написать одну картину «Явление Христа народу» и кучу эскизов к одному произведению. Просто так сложилось… На самом деле не считаю, что в количестве есть какой-то смысл, правда. Конечно, здорово выпускать альбомы часто, но у кого как складывается.

Второй альбом вообще был процентов на 70 записан еще в 2010-м, но, к сожалению, не все получилось так, как я хотела. Когда ушла в декрет, в том же году моя деятельность немного приостановилась, а музыканты, к огромному сожалению, разбежались. Их (чтобы вы понимали масштаб) моментально к себе взяли Земфира, Елка. Да, я не была популярна в шоу-бизнесе, но весь российский музыкальный мир меня прекрасно знал. И многие очень хотели поработать с такими музыкантами, как мои, которые взрастились необычной, интересной и нужной музыкой. Думаю, поэтому они и привлекли других артистов, кроме естественного профессионализма, разумеется. Ну и победило количество работы.

— А в Казани есть хорошие музыканты?

— Думаю, здесь их найти еще сложнее. Знаете, проблема ведь не в том, насколько человек профессионален, важна его культура, что он слушает, какой имеет музыкальный багаж, какие у него предпочтения. Музыкант может прийти в группу, где от него хотят, например, инди-поп, а он любит совершенно другую музыку. В таком случае человек не сможет играть настолько хорошо, насколько нужно музыкантам инди-попа, эстетически плавать в этом стиле… Музыкантов много, но они играют не те ноты.

Повторю: необходима наслушенность. Прошли джаз, историю мирового джаза, поиграли его три-пять лет — и либо остались в нем, либо развиваетесь дальше. Здесь я имею в виду расширение музыкального кругозора, все стили прекрасны, и личное дело каждого, какому отдавать предпочтения. Просто когда я, например, беру на работу человека, мне нужен не клавишник, а музыкант, который владеет многими стилями, слушает много музыки, с которым можно поговорить, потому что музыка — это не только музыка, но и еще история, искусство, культура. Ну и, кроме того, сейчас надо владеть цифровыми компьютерными технологиями, программами и любить подобное, не зависать на устаревших школьных программах. 

Если конкретно называть музыкантов из Казани, конечно же, Рома Алексеев, с Ильдаром Нафиковым мы пересекались не раз в Москве, с Женей Борцом. Валера Коротков, Стас Колобанов. Это дорогие моему сердцу люди, товарищи, музыканты. 

«Корневая музыка напоминает тебе, что ты человек — ты высшее существо, высшее создание. Не только физическое» «Корневая музыка напоминает тебе, что ты человек, высшее существо, высшее создание. Не только физическое» Фото: «БИЗНЕС Online»

— И какую же цель вы поставили перед проектом Zventa Sventana?

— Да, был эксперимент (и он удался вопреки чьим-то мнениям), что же я могу сделать с прекрасными песнями, которые есть на планете Земля, потому что самые прекрасные песни — корневые. Какой бы национальности, какому бы народу они ни принадлежали, потому что это собирательные образы и проработка очень важных человеческих состояний. Самые мудрые песни, философские, терапевтические… через них ты настраиваешься на высокие вибрации. Корневая музыка напоминает тебе, что ты человек, высшее существо, высшее создание. Не только физическое. Оно тебе напоминает не явно, но ясно, что ты сюда прибыл на время и куда-то уйдешь. И частицы друг друга — частица чего-то глобального. Все мы между собой равны. Я уже что-то забыла, какой вопрос (смеется)… 

— Вы говорили о том, что нужно работать с корневыми песнями.

— Да, как их донести до моих современников, как им показать, что подобные композиции нереально крутые, во что их обернуть. И чтобы человек за всеми эти стереотипами не оттолкнул себя от прекрасного — от народного творчества. В таких песнях я вижу огромный потенциал. А моя мечта — раскрыться максимально в своей профессиональной деятельности.