«Цирк для хулиганов» и семейный веломаскарад превратили Альметьевск в город-праздник. В такой необычной форме в нефтеграде презентовали итоги очередного этапа арт-проекта «Сказки о золотых яблоках» «Цирк для хулиганов» и семейный веломаскарад превратили Альметьевск в город-праздник. В такой необычной форме в нефтеграде презентовали итоги очередного этапа арт-проекта «Сказки о золотых яблоках»

 КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ УЛИЦА? ОДНОВРЕМЕННО ВСЕМ И НИКОМУ!

Даже солнце, похоже, переехало из тропических широт на юго-восток Татарстана, чтобы хоть одним глазком взглянуть на то, что происходило  в начале сентября в Альметьевске. И вместе с жителями нефтеграда погрузилось в стихию ярких красок и юмора, которую создали семейный веломаскарад и карнавал под открытым небом от Упсала-цирка — «единственного в мире цирка для хулиганов»,  где с артистами занимаются дети из групп социального риска. Уик-энд был приурочен к завершению второй части проекта «Сказки о золотых яблоках».

«Сказки о золотых яблоках» — пятилетняя паблик-арт-программа, которая с 2017 года реализуется при поддержке компании «Татнефть»  в Альметьевске и не имеет в России аналогов по замыслу и масштабам. Цель проекта — пробудить у жителя современного индустриального города историческую память о корнях, чувство гордости за время и место, в котором живет.

«Сказки о золотых яблоках» — пятилетняя паблик-арт программа, которая  с 2017 года реализуется при поддержке компании «Татнефть»  в Альметьевске и не имеет в России аналогов по замыслу и масштабам «Сказки о золотых яблоках» — пятилетняя паблик-арт-программа, которая  с 2017 года реализуется при поддержке компании «Татнефть»  в Альметьевске и не имеет в России аналогов по замыслу и масштабам

Институт исследования стрит-арта из Санкт-Петербурга создал концепцию программы. По мере ее реализации типовой урбанистический пейзаж преображается, город приобретает свое неповторимое лицо за счет монументальной росписи зданий, скульптур, медиаинсталляций, ландшафтно-архитектурных решений. Выбор тем, персонажей и сюжетов неслучаен, он рождается в совместной работе антропологов, этнографов, художников и обязательно с участием самих горожан. Сопричастность жителей Альметьевска к происходящему — непременное условие паблик-арт-программы, благодаря которой искусство выходит на улицы и становится доступным для всех. Как рассказала соосновательница института исследования стрит-арта Полина Еж, современный город может и должен быть многоуровневым пространством культуры. Изображения из старинных сказок, букварей, послания с монет разместились на стенах городских зданий в виде муралов и стали принадлежать каждому жителю. Локации (на сегодня их 22, а всего в Альметьевске запланировано появление порядка 50 арт-объектов) соединяют общий маршрут велоэкскурсий. Их проводят бесплатно для всех желающих экскурсоводы-добровольцы, молодые жители нефтеграда, которых обучили на специальных курсах гидов.

 

Изображения из старинных сказок, букварей, послания с монет разместились на стенах городских зданий в виде муралов и стали принадлежать каждому жителю Изображения из старинных сказок, букварей, послания с монет разместились на стенах городских зданий в виде муралов и стали принадлежать каждому жителю

 ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ТВАРИ И МЕСТА, ГДЕ ОНИ ОБИТАЮТ

Новые арт-объекты программы «Сказки о золотых яблоках» появились в Альметьевске благодаря интернациональному творчеству художников из пяти стран мира. Каждый в своей манере осмыслил фольклорное, историческое, литературное наследие юго-востока Татарстана.  

В Альметьевске Dulk обратился к  сказанию о белой волчице Ак бүре — мифической «праматери» тюрков В Альметьевске Dulk обратился к сказанию о белой волчице Ак бүре — мифической «праматери» тюрков

Работы испанского иллюстратора и уличного художника Антонио Сегура Доната под псевдонимом Dulk можно найти по всей Европе. Их сопровождает фирменный знак — мишень. Тем самым мастер предупреждает об экологической угрозе, призывает заботиться об окружающей среде.

В Альметьевске Dulk обратился к сказанию о белой волчице Ак бүре — мифической «праматери» тюрков. Исследователи института стрит-арта отыскали альтернативный, альметьевский сюжет  легенды, основанной на реальных фактах: как в республике в годы войны начали разрабатывать месторождения нефти, на буровиков, случалось, нападали волки. На буровых работали тогда в основном девушки, и рассказ непосредственной участницы тех событий записала архивист София Гафиатуллина: «Возвращались через лес с факелами, когда нас окружили волки… Мы стали в круг спинами… Факелы догорали. И вдруг из леса медленно вышла огромная белая волчица — Ак буре. Увидев ее, волки неожиданно затихли, повернулись и все вместе ушли за нею вглубь леса».

АльфаАльфа изобразил женщину в образе гусыни, которая у татар олицетворяет аккуратность,  хозяйственность,  заботу о  семье АльфаАльфа изобразил женщину в образе гусыни, которая у татар олицетворяет аккуратность, хозяйственность, заботу о семье

Под ником АльфаАльфа скрывается Николас Санчез, всемирно известный художник-муралист, который работает в гравюрной технике. На торце дома по Герцена,  90 АльфаАльфа  изобразил женщину в образе гусыни, которая у татар олицетворяет аккуратность, хозяйственность, заботу о семье. А вскоре альметьевцам предложат, проголосовав за различные варианты, самим выбрать имя для «гусыни-хозяюшки».

Hitnes создал мурал с иллюстрацией татарской сказки «Зухра» и интерпретацию первой альметьевской яблони Hitnes создал мурал с иллюстрацией татарской сказки «Зухра» и интерпретацию первой альметьевской яблони

Старожил уличного искусства Hitnes — личность настолько таинственная, что не называет журналистам своего настоящего имени и даже не показывает лица, работая в капюшоне. Хотя в Альметьевске итальянский художник творит совершенно легально, создав мурал с иллюстрацией татарской сказки «Зухра» и интерпретацию первой альметьевской яблони. Цветущие яблони для многих жителей — картинка из их города детства, ведь именно эти деревца привозили с собой и сажали первые поселенцы Альметьевска.

Дима Fatum  исполнил портрет Ризы Фахретдина в технике коллажа — разрозненные сценки  складываются в портрет татарского энциклопедиста  и общественного деятеля,  когда зритель удаляется от мурала на сотню шагов Дима Fatum исполнил портрет Ризы Фахретдина в технике коллажа — разрозненные сценки  складываются в портрет татарского энциклопедиста и общественного деятеля, когда зритель удаляется от мурала на сотню шагов

Особняком в этой анималистско-флористической серии стоит портрет Ризы Фахретдина. Автор с Украины Дима Fatum исполнил его в технике коллажа — разрозненные сценки складываются в портрет татарского энциклопедиста и общественного деятеля, когда зритель удаляется от мурала на сотню шагов. Такое решение подсказал сам художник, и, по мнению научного консультанта проекта, ассистента-профессора Амстердамского университета Альфрида Бустанова, идея очень точно отражает суть личности Фахретдина и ее роль в нашей истории:

«Здесь, в Альметьевске, мы Ризу Фахретдинова не видим, хотя человек такого масштаба не появился бы из ниоткуда, он вырос из контекста культуры медресе и образования, существовавшего в этих местах».

«Мы делаем по одной простой причине — это наш город, — отметил Маганов. —  В нашей стратегии и в наших мыслях — делать наш город лучше каждый день, каждый час» «Мы делаем по одной простой причине — это наш город, — отметил Маганов. — В нашей стратегии и в наших мыслях — делать наш город лучше каждый день, каждый час»

Этой осенью в центре Альметьевска  также «пропишется» инсталляция с элементами дополненной реальности. Годом раньше на здании котельной АПТС №2 художник Артем Стефанов создал масштабное панно «Теории происхождения нефти». Городские власти пошли навстречу пожеланиям  кураторов паблик-арт-программы и превратили прежде закрытую территорию в пешеходную зону. Прогуливаясь по ней, все желающие теперь могут познакомиться с версиями происхождения нефти — достаточно установить приложение, навести камеру своего смартфона на объект, чтобы не только услышать, но и увидеть доминирующую сегодня версию нефтегенеза.

Первым испробовал дополненную реальность в действии генеральный директор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов, который пообщался с горожанами и участниками паблик-арт-программы в неформальной обстановке «индустриального бранча» под открытым небом. На этой встрече, надо сказать, звучали не только комплиментарные слова: жителей Альметьевска волновали планы развития города и экологические темы, например создание предприятия по выпуску малеинового ангидрида. К чести топ-менеджера, он не стал уходить от «неудобных вопросов»,  аргументированно обосновав безопасность проекта. Лейтмотивом в словах руководителя «Татнефти» звучала мысль, что Альметьевск — родной город самих нефтяников, их родных и близких. И все улучшения  в нем в первую очередь делаются для тех, кто здесь живет и трудится. «Мы делаем по одной простой причине — это наш город, — отметил Маганов. — В нашей стратегии и в наших мыслях — делать наш город лучше каждый день, каждый час».