Пока в России лидеры мусульман вновь заговорили о возможности легализации в стране многоженства (которое лучше, чем 40 любовниц), в Британии запустили краудфандинговый сбор средств на проведение первого в истории исламского ЛГБТ-парада в Лондоне. Автор «БИЗНЕС Online» Рустам Батыр обнаруживает неожиданные связи между подобными событиями и инициативами.
Рустам Батыр: «Христианство уже давно сошло с авансцены европейского общества, однако, отойдя в тень, оно продолжает скрытно влиять на умы людей через матрицу мышления, которую выковывало веками»
ЛГБТ-АКТИВИСТЫ БЬЮТ НЕ ПО САМОЙ РЕЛИГИИ
На этой неделе британская организация ЛГБТ-мусульман Imaan запустила краудфандинговый сбор средств на проведение первого в истории исламского ЛГБТ-парада в Лондоне, который должен пройти весной 2020 года. Прежде нетрадиционные (во всех смыслах этого слова) мусульмане присоединялись к общим акциям глобальных ЛГБТ-сообществ, а теперь вот созрели до собственного, исключительно исламского, гей-парада. Подобное укрепление позиций мусульман в британской столице не вызвало большого восторга в среде единоверцев. Как водится в таких случаях, мусульманские секс-активисты были завалены на просторах интернета шквалом негатива и оскорблений. Не желая выступать адвокатом ни тех ни других, хочу отметить, что ЛГБТ-движение у нас, как правило, воспринимается крайне однобоко, шаблонно. Однако если разобраться в сути вопроса, то обнаружится, что, как бы это парадоксально ни звучало, успехи радужного сообщества можно поставить на службу исламской умме. Скажем так, грех не использовать телодвижения геев и лесбиянок в интересах тех, кто их осуждает, в том числе и в России.
Мы не будем ввязываться в дискуссию о природе нетрадиционной сексуальности, пытаясь разобраться в том, является ли это генетической предрасположенностью или приобретенной девиацией, не станем и копаться в малоизвестных страницах мусульманского богословия на данную тему, обнажая несоответствие устоявшихся сегодня стереотипов и подлинно исламского учения. В рамках настоящей статьи нас будет интересовать совсем другое: не ЛГБТ-явление как таковое, а те последствия, которое оно порождает в обществе.
Движение ЛГБТ-активистов за свои права, как известно, противостоит традиционным ценностям, а поскольку последние либо напрямую, либо завуалировано являются продолжением исконного религиозного мировоззрения, то уступки геям и лесбиянкам многие из нас расценивают как поражение религии, которое ни в коем случае нельзя допустить.
В действительности ЛГБТ-активисты бьют не по самой религии. В самом деле, как, простите, секс двух мужчин у себя дома может повлиять на набожность их соседа? Никак. ЛГБТ-активисты бьют по несколько другому — гегемонии религии в обществе, закрепленной на уровне законов. Вы спросите: о какой гегемонии религии может идти речь в западном постхристианском мире? Ответ будет таков: латентной.
Да, христианство действительно уже давно сошло с авансцены европейского общества, однако, отойдя в тень, оно продолжает скрытно влиять на умы людей через матрицу мышления, которую выковывало веками. И потому Запад, несмотря на все свое постхристианство, в ряде вопросов продолжает двигаться по тем рельсам, которые когда-то проложили ему религиозные иерархи. Один из таких вопросов — институт семьи, с традиционными (читай: прохристианскими) рамками которого и борются ЛГБТ-активисты. Другими словами, они борются с гегемонией христианства. Именно в данном контексте для мусульман и открывается окно возможностей.
ОТДЫХ В ВОСКРЕСЕНЬЕ ОТНЮДЬ НЕ НЕЙТРАЛЕН В РЕЛИГИОЗНОМ ОТНОШЕНИИ
Обнаружение и выкорчевывание латентного христианства (и религиозности в целом), скрывающегося под покровами современных общесоциальных стандартов, — не что иное, как следующий этап в создании подлинно светского общества и мировоззренческого равноправия. Многие ошибочно полагают, что светскость и религиозные свободы — некая зацементированная данность. Нет. Границы данных понятий постоянно расширялись и продолжают делать это до сих пор: от малого к большему.
Сделаем краткий исторический экскурс, чтобы понять, о чем идет речь и в какой точке мы находимся сегодня.
Современные идеи свободы совести и вероисповедания родились в ответ на религиозные войны, которые охватили Европу с началом Реформации и которые были остановлены к концу XVII века, поэтому первые призывы к веротерпимости поначалу распространялись только на христиан. Например, Джон Локк прямо говорил, что нельзя быть терпимыми к атеистам и мусульманам. XVIII век ставил своей задачей уже преодоление христианства (вспомним вольтеровское «Раздавите гадину!»), что вылилось в Великую французскую революцию. К концу XIX века ее религиозные идеалы по факту победили во всей Европе. Первым это зафиксировал Фридрих Ницше в своей знаменитой фразе «Бог умер».
До сего момента светскость отвоевывала пространство исключительно у христианства. У нее просто не было другого контрагента. Проблема была одномерной. В ходе колониальной экспансии европейцы, конечно же, встречались с иными религиозными традициями, но столкновение происходило за контуром собственного общества. Однако XX век меняет эту картину: в Европу устремляются потоки иммигрантов. Во втором и третьем поколениях новые европейцы начинают активно заявлять о своих правах. И тогда рождается концепция мультикультурализма, которая переводит понятие светскости в многомерное пространство.
Что это меняет по существу? Раньше для того, чтобы считаться светским, т. е. конфессионально нейтральным, достаточно было удовлетворять запросам тех, кто вышел из христианства. В двухсоставном обществе подобная бинарность вполне работала. Например, отдых в воскресенье никак не ущемлял права атеистов. Верующие шли в этот день на службу в церковь, а безбожники проводили его по своему усмотрению. Все довольны, всем хорошо. Однако с усложнением этноконфессионального состава общества подобная идиллия разрушается. Отныне отдых в воскресенье отнюдь не нейтрален в религиозном отношении. Теперь это предстает уже как христианский атавизм, контрабандой попавший в светскую эпоху мировоззренческого равноправия. В самом деле, если христиане, имея выходной день в воскресенье, могут реализовывать свое право на свободу совести и вероисповедания в полной мере, то мусульмане, чья еженедельная религиозная служба приходится на пятницу, в этой свободе оказываются ограничены. О каком же равноправии тут можно вести речь?
Стоит через подобные фильтры мультикультурализма прогнать другие принятые в обществе нормы — и окажется, что многие из них не такие уж светские и толерантные, какими они представали в одномерном пространстве — на фоне одного лишь христианства. Прожектора разных религий и в целом мировоззрений быстро высвечивают латентное присутствие христианства во внешне нейтральных социальных нормах, которым прежде никто не придавал особого значения.
Институт семьи не исключение. Мы привыкли смотреть на борьбу ЛГБТ-сообщества за легализацию своих брачных отношений как подрыв данного института, но на ситуацию можно взглянуть и с другой стороны: это не столько подрыв, сколько выявление прохристианской подкладки в той модели семьи, которая закреплена законодательно. Во многих социальных вопросах взгляды христианства и ислама совпадают, однако в данном случае объем совпадения неполный, поэтому сбрасывание масок, которое устраивают ЛГБТ-активисты с института семьи, прежде выдаваемой нам в светских одежах, может быть на руку мусульманам.
«Современное (как бы) светское законодательство настаивает на моногамном характере семьи. Возникает закономерный вопрос: а на чем, собственно, основано подобное ограничение?»
МУСУЛЬМАНАМ ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТОЙ ВОЗМОЖНОСТЬЮ
Как известно, исламская традиция допускает создание полигамных браков, однако современное (как бы) светское законодательство настаивает на моногамном характере семьи. Возникает закономерный вопрос: а на чем, собственно, основано подобное ограничение? Ответ один: на вековых традициях, уходящих корнями еще в христианство. Другими словами, перед нами грубейший факт нарушения светского характера государственных законов. Здесь сквозь форточку императива моногамии машет ручкой, как и в случае с отдыхом в воскресенье, христианский партизан, ведущий в тылу победившей светскости подрывную деятельность.
Автор этих строк не выступает апологетом многоженства. Речь совершенно о другом. В нашем обществе полигамные браки де-факто существуют. Хорошо это или плохо — отдельный вопрос. Но раз подобные отношения созданы, задача государства состоит не в том, чтобы лезть в постель к гражданам, сделавшим такой жизненный выбор, и учить их вести свое домашнее хозяйство, а в том, чтобы регулировать возникающие в данной связи вопросы, прежде всего имущественного характера. В конце концов, речь идет о взрослых людях, которые вольны распоряжаться своим сердцем и судьбой так, как они посчитают нужным. На практике же происходит обратное: светское государство зачем-то навязывает всем своим гражданам без исключения, в том числе и мусульманского вероисповедания, прохристианскую/моногамную модель семьи.
ЛГБТ-сообщества взламывают этот христианский геном ячейки общества. Напористо, умело. И в большинстве развитых стран достигли грандиозных успехов. Но вместе с тем, стремясь стерилизовать институт семьи от христианской начинки, они открывают возможность для борьбы за свои права и тем сообществам, которым прежний христианский каркас семейного идеала мешал, — мусульманам прежде всего. Если государство теперь разрешает регистрировать браки однополых партнеров, то отныне у него нет никаких рациональных аргументов против признания полигамных брачных союзов, ибо все эти доводы остались в отброшенном христианском прошлом. Таким образом, ЛГБТ-сообщества, сами о том не подозревая, проторили путь для легализации многоженства. Мусульманам осталось только воспользоваться этой возможностью.
Конечно, будут правы те, кто скажет, что многоженство не самая актуальная проблема для мусульман: такого рода семьи возникают в нашей среде в пределах статистической погрешности. Но дело не в нем как таковом, а в принципе. Многоженство лишь маркер, который показывает нашу готовность принять инаковость других традиций. Нельзя строить современный мультикультурный мир, неотъемлемой частью которого является и многонациональная Россия, если не научиться уважать жизненный выбор каждого человека. Говорить красивые речи с высоких трибун о мультикультурализме или, как в нашем случае, о вековой многонациональности страны — это одно, а вот конвертировать высокопарные тезисы в реальные законодательные инициативы, направленные против нарушения светскости государства и прекращения латентной гегемонии христианства, — совсем другое. Кто знает, быть может, в этой сложной и кропотливой работе ЛГБТ-активисты окажутся нам нам не врагами, а союзниками, хотя, конечно же, все мы привыкли считать иначе.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.