Все для фронта, все для победы!

Советский лозунг

На истекшей неделе в парламент был внесен проект бюджета на 2020 год, с трехлетним прицелом на 2021–2022 года «На истекшей неделе в парламент был внесен проект бюджета на 2020 год с трехлетним прицелом на 2021–2022 годы» Фото: kremlin.ru

НИКАКИХ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОЗИТИВНЫХ ПРОРЫВОВ

Основная особенность всей ситуации с российским бюджетом заключается в том, что чем дальше, тем важнее она становится. Причина этому вполне прозрачна и заключается в том, что уровень огосударствления российской экономики превышает две трети таковой. При таких параметрах говорить о частном бизнесе в стране смысла вообще не очень много, поскольку в сложившейся ситуации подавляющая доля частного бизнеса либо сама прямо зависит от государственных денег, либо обслуживает тех, кто прямо зависит от тех же самых государственных денег, — такой вот российский мультипликатор.

Соответственно, на текущий момент понимание экономической ситуации исходит из понимания того, что происходит с госбюджетом. Данный вопрос недавно обновился: на истекшей неделе в парламент был внесен проект бюджета на 2020 год с трехлетним прицелом на 2021–2022 годЫ. С учетом того, что в нынешнем составе парламента «Единая Россия», зафиксировав высокий уровень народного одобрения, имеет конституционное большинство, можно предположить, что изменения к проекту бюджета будут в лучшем случае косметическими. И если так, то имеет смысл подробнее присмотреться к данному проекту — в силу его ключевой важности для динамики российской экономики в ближайшем будущем.

Сразу, впрочем, стоит сказать, что никаких фундаментальных позитивных прорывов в бюджете не предполагается, за исключением разве что расходов на здравоохранение. Согласно плану, в следующем году они подрастут на треть (с 739 млрд до 990 млрд рублей) и останутся на таком уровне еще два года, причем деньги будут выделяться и в рамках штатного бюджета, и под эгидой соответствующего нацпроекта. С другой стороны, в новой бюджетной росписи полно различных нюансов, которые заметно портят эту благостность трат на здравоохранение.

17% бюджета уходят неизвестно куда, и рост этой части по сравнению с текущим годом составляет 319 млрд. рублей, что есть почти 11% — и что более чем вдвое выше официальной инфляции «17% бюджета уходит неизвестно куда, и рост этой части по сравнению с текущим годом составляет 319 млрд рублей, что есть почти 11% и что более чем вдвое выше официальной инфляции» Фото: «БИЗНЕС Online»

В РОССИЙСКОМ БЮДЖЕТЕ ПРОДОЛЖАЕТ РАСТИ ЗАСЕКРЕЧЕННАЯ ЧАСТЬ

Во-первых, стоит отметить основу бюджета, его экзогенные факторы. Она, на мой взгляд, продолжает сложившуюся в последние годы правильную традицию — быть достаточно адекватной реальности. Так, в нынешнюю версию бюджета заложена стоимость барреля Urals на уровне $57 при снижении стоимости тысячи кубометров экспортируемого природного газа до $179 за 1000 куб. м и сохранении текущего курса рубля к доллару США. Обе базисные цифры выглядят вполне реальными, если предположить экстраполяцию на один год текущей мировой экономической ситуации с ее напряженностью, но без массового кризиса; впрочем, в этом случае должны отработать те самые накопленные могучие резервы.

Во-вторых, в российском бюджете продолжает расти засекреченная часть, на которую отсутствует подробная роспись и которая недоступна сколько-нибудь внятному контролю. Так, в следующем году в режиме такой вот конфиденциальности будет потрачено 3,32 трлн рублей: из общего размера трат бюджета в 19,5 трлн рублей роспись присутствует только на 16,18 трлн рублей. Иначе говоря, 17% бюджета (который, напомню, формируется исключительно из налогов, принудительно взимаемых стационарным бандитом с социума) уходит неизвестно куда, рост этой части по сравнению с текущим годом составляет 319 млрд рублей, что есть почти 11% и что более чем вдвое выше официальной инфляции. Более того, предполагается, что этот тренд продолжится и в будущем: в 2021 году закрыто для посторонних глаз будет 18,7% от расходной части бюджета, а в 2022-м — даже более 20% от общих трат.

В-третьих, российский бюджет ожидает довольно заметное изменение источников пополнения доходной части. Так, сборы налогов с добычи углеводородов планируется сократить почти на 5%, что есть 373 млрд рублей, до 7,47 трлн рублей. Причиной тому является вышеупомянутое снижение цен на углеводороды, а в дополнение — заметные налоговые льготы, которые сумели выжать из государства представители данной отрасли. В итоге с учетом пересчета на размер экономики налоговое бремя для нефтегазовой отрасли упадет почти на 17% — с 7,2% до 6% ВВП. Совокупно денег в виде доходов бюджета предполагается собрать больше, чем в текущем году, и сделано это будет за счет прочих берущихся с социума налогов, а также повышения прозрачности и налоговой дисциплины. Проще говоря, с нефтяников возьмут меньше, а скомпенсирует это из своего кошелька простой обыватель.

На самом деле на данном моменте стоит отметить изрядную сомнительность предполагаемых цифр экономического роста. Они и так довольно вялые, предполагается, что экономика (не реальные доходы — их-то урежут налогами) подрастет на 1,7%, но даже такая бледная цифра в условиях сокращения частного спроса выглядит не очень вероятной. Собственно говоря, рост НДС с 18% до 20% в начале этого года стоил, по изначальным данным, минус 0,4% экономического роста кв./кв. в первом квартале этого года; чуть позже Росстат исправился и дал уточненную оценку про рост в 0,2% что в первом, что во втором квартале. Ожидать при таких условиях роста не очень разумно. Опять же все эти рассуждения о долях процента имеют мало смысла на фоне наличия рядом засекреченного куска, чей размер, как сообщается, на порядок больше. Конечно, можно было бы предположить, что росту экономики послужит активизация трат на национальные проекты (которые сейчас в массе своей находятся в состоянии «еще и конь не валялся»), но в следующем году расходы по статье «Национальная экономика» не только не будут увеличены, но их даже сократят на 12%.

В-четвертых, нельзя не сказать о самом главном «национальном проекте» бюджета следующего года — пополнении резервов. В следующем году долларов, евро и фунтов купят на 2,33 трлн рублей, что составляет 11,5% общих бюджетных расходов. Фактически на скупку валюты пустят все деньги, что будут получены как разница между предполагаемыми полными и базовыми нефтегазовыми доходами, считаемыми исходя из цены отсечения в $42,4 за баррель. Что забавно, эта сумма почти втрое превышает планируемый профицит бюджета (880 млрд рублей). Фактически закупка валюты пойдет за счет эмиссии рублевого долга. Такая схема наверняка устроит дополнительное давление на рубль, гоня его вниз: ЦБ РФ в следующем году прогнозирует профицит текущего счета на уровне $56 млрд, и минфин намерен выкупить более 60% от этого объема.

Нельзя не сказать о самом главном «национальном проекте» бюджета следующего года — пополнении резервов. В следующем году долларов, евро и фунтов будет куплено на 2,33 трлн. рублей «Нельзя не сказать о самом главном «национальном проекте» бюджета следующего года — пополнении резервов. В следующем году долларов, евро и фунтов купят на 2,33 трлн рублей» Фото: «БИЗНЕС Online»

ВПРОЧЕМ, СТАГНАЦИЯ ВСЕ ЖЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ДЕПРЕССИЯ

В принципе, фокус бюджета вполне понятен. Здравоохранение — это хорошо, равно как и некоторое увеличение соцподдержки и трат на науку, но расходы на образование сократят, уменьшат и субсидии регионам, при этом увеличат несекретные военные расходы. Аналогично вырастет финансирование по статье «Национальная безопасность», из которой финансируются МВД, Росгвардия, СК, прокуратура и ФСБ. Суммарно же финансирование силового блока съест почти 30% от общих бюджетных расходов. В общем, враг не пройдет — ни внешний, ни внутренний.

В целом же надо отметить, что российский государственный бюджет 2020 года — это бюджет не развития, а экономии, накопления валютных запасов и подготовки к худым временам. Наверное, его можно было бы назвать мобилизационным бюджетом, затягиванием поясов ради светлого будущего, но сколько-нибудь светлого будущего как такового тоже не просматривается, ведь в подобном случае должны, вообще говоря, идти заметные инвестиции в основной капитал, а таковых как-то не предполагается, даже если не касаться их окупаемости. Экономика тем временем зажимается в фискально-регуляторные тиски, частные предприятия, действительно живущие рынком и оперативно реагирующие на его изменения, уходят в тень, а государство яростно копит резервы и надеется на то, что нацпроекты все же как-то сделают свое полезное дело. Увы, сама модель экономики РФ дошла до своих пределов использования несколько лет назад, все попытки выйти за ее рамки напоминают гальванизацию покойника.

Впрочем, стагнация все же лучше, чем депрессия, хотя по реальным доходам населения, главному показателю экономики, депрессия сейчас и есть, продолжается она уже не первый год.