Мэр Казани Ильсур Метшин дал большое интервью главному редактору радиостанции «Эхо Москвы» Алексею Венедиктову Мэр Казани Ильсур Метшин дал большое интервью главному редактору радиостанции «Эхо Москвы» Алексею Венедиктову Фото: metshin.ru

Про игру в казаки-разбойники с газелистами

Мэр Казани Ильсур Метшин дал большое интервью главному редактору радиостанции «Эхо Москвы» Алексею Венедиктову. На вопрос о том, какое самое трудное решение Метшину приходилось принимать за 14 лет работы мэром Казани, он ответил, что реформа схемы общественного транспорта столицы РТ.

«Если совсем трудное [решение] — когда мы решили убрать „Газели“ и пазики. Это были казаки-разбойники, — вспоминает мэр. — То есть водители выезжают без медицинского освидетельствования, люди, имеющие учет в наркологии, и так далее. Мы приняли решение поменять городской автотранспорт на автобусы повышенной комфортности, вернуться к советской системе — она была очень отлажена, когда по расписанию приходили автобусы».

Метшин признал, что решение это было принято, не учитывая, с каким сопротивлением предстоит столкнуться казанским властям. Ведь транспортный бизнес был очень выгодным. «„Газель“ отбивалась в кэш за 6 месяцев, а пазик — за 9 месяцев. И понятно, какое количество… То есть это порядка 6 миллиардов рублей кэша», — объясняет мэр.

Дошло до того, что возникла угроза паралича движения на 16 перекрестках города — в один прекрасный февральский день газелисты намеревались «остановить движение, поставить пазики, „Газели“, вытащить провода, выкинуть ключи и уйти».

«В один прекрасный февральский день газелисты намеревались «остановить движение, поставить пазики, «Газели», вытащить провода, выкинуть ключи и уйти»Фото: «БИЗНЕС Online»

«А я только начинал работать, и мне сказали: „Ты принимай решение. Потому что тебя в 7 утра вынесут вперед ногами и вышвырнут на свалку истории“, — вспоминает Метшин ту непростую ситуацию. — И вот за ночь было принято решение. Количество грейдеров… там к танковому училищу еще обратился, чтобы расчистить, если…»

«В итоге в 2007 году мы впервые в России закупили [автобусы] „Евро-3“, в те времена еще 1,2 тысячи автобусов повышенной комфортности, низкопольные — туда инвалиды могут заезжать. Сделали прозрачные торги, где каждый получил возможность участвовать равнодоступно. (…) И когда люди, участники увидели, что это действительно не перекройка какая-то бизнеса в свой или в какой-то карман, а мы в самом деле хотим сделать благо…» — говорит Метшин, добавляя, что в итоге с транспортниками все же удалось выйти на диалог. Было решено: 50% маршрутов будет муниципальных, 50% — рыночных. А уже через год из рук Игоря Левитина, на тот момент министра транспорта РФ, казанцы получили золотую колесницу за лучшую работу общественного транспорта в России.

«С тех пор мы стали Меккой, потому как сегодня у нас самый современный новый подвижной состав и электрический — троллейбусы, трамваи; у нас единая система ГЛОНАСС. Со своего айфона можете зайти и посмотреть, через сколько приедет трамвай на остановку, автобус... Масса других вещей, которые мы сделали. Но заново, думаю, эту дорогу я бы не прошел, — признается Метшин. — То есть бог помог. Поддержали президент [Минтимер] Шаймиев тогда, Рустам Нургалиевич Минниханов, министр МВД. Потому что у нас в автобусы стреляли новые».

Метшин заявил, что полностью поддерживает мэра Москвы Сергея Собянина, которого многие считают противником личного транспорта Метшин заявил, что полностью поддерживает мэра Москвы Сергея Собянина, которого многие считают противником личного транспорта Фото: metshin.ru

О СОБЯНИНЕ

От темы транспорта в Казани разговор плавно перешел к обсуждению московских реалий. Метшин заявил, что полностью поддерживает мэра Москвы Сергея Собянина, которого многие считают противником личного транспорта. «Болезнь в том, что количество автотранспорта — я начинал работать 14 лет назад — было 130 тысяч [штук] автотранспорта в Казани, сейчас — 438 [тысяч]», — отметил казанский градоначальник. То есть рост числа автомашин произошел в три раза за 15 лет.

«Вот будет новая практика, когда по воздуху начнем летать, мы примем другое решение. А пока растущее с благополучием жизни жителей Казани количество личного и другого автотранспорта не позволяет нам бежать и расширять дороги», — добавил он.

«А вообще, в поддержку Сергея Семеновича, человеку надо отдать должное уважение. Ну какой была Москва? Вот я не москвич, но какой она была? Раньше я приезжал туда, и у меня первое желание: свалить вечерним рейсом. Сегодня смотришь: эти парки, скверы, набережные, возможности для отдыха людей. Просто красивейший город.

Я вернулся из Нью-Йорка. Мы выступали на генассамблее ООН, на панели сессии мэров. Так вот, в кластере вокруг Нью-Йорка грязь такая… Собянину просто в страшном сне бы не снилось в каких-нибудь закоулках. Есть с чем сравнивать. Я смотрю профессиональным взглядом. Многое может не нравиться, но то, как человек меняет Москву (я как младший профессионал, давно работающий мэром, говорю), респект, это один из успешнейших мэров мира», — считает «младший брат» мэра Москвы.

«Мы в режиме диалога находим консенсус в каждом дворе отдельно. Нет одной таблетки для всех дворов» «Мы в режиме диалога находим консенсус в каждом дворе отдельно. Нет одной таблетки для всех дворов» Фото: kzn.ru

О КАЗАНСКИХ ДВОРАХ и велосипедистах

«Сейчас программа дворов. Наш президент объявил: за три года мы отремонтируем все дворы в республике. Это беспрецедентная программа. Мы ее начали в Казани 8 лет назад и отремонтировали почти 50 процентов дворов. Вот я вам хочу сказать, ведь что такое город? Это отражение людей. У меня четверо детей и один телевизор. Попробуй выбери одну программу. Один хочет смотреть футбол, другой послушать „Эхо Москвы“, третий еще какую-то передачу. (…)

Во дворах ровно такая же ситуация. Половина жителей во дворах говорят: „Не надо нам расширять парковки, оставьте зеленую зону, детские площадки“. Вторая половина говорит: „Нам некуда ставить машины, все равно на газоны будем заезжать“. Но мы в режиме диалога находим консенсус в каждом дворе отдельно. Нет одной таблетки для всех дворов. Выход такой: в диалоге с населением мы приходим к какой-то середине», — рассказал Метшин о том, как непросто рождается новая республиканская программа «Наш двор» стоимостью 50 млрд рублей.

Также глава Казани рассказал, что в городе стало много велосипедистов. «У нас это (количество велосипедистов — прим. ред.) растет, и мы видим их число на набережных, статистику по продажам велосипедов в специализированных магазинах. (…) Все новые проекты набережных, парков, что мы с президентской программой делаем с Наталией Фишман (…) Сейчас мы без велодорожек не строим», — заметил мэр Казани.

О стоимости ЖКХ

На первом месте по степени озабоченности казанцев — стоимость услуг ЖКХ. «Когда-то, еще во времена Германа Оскаровича, флаг был на то, что ЖКХ должно быть частное. Провозгласили. Но к работе над ошибками мы не возвращались. Много министров поменялось. Федеральная повестка — тоже. Мы же вернулись к госкорпорациям. Почему мы пришли к ним? Потому что зачастую (меня тоже может сейчас либеральное крыло накрыть медным тазом) советское прошлое возвращается — во многих вещах, как в ВПК, в оборонке, это должно быть в руках государства. Так и ЖКХ. Не может быть собственником пока еще наше население. Вот нет этого… (…) Любая проблема — они по-прежнему куда идут? В исполком. Они даже не называют это мэрией. Вот как в Советском Союзе был райисполком. В ЖЭО звонят и так», — признается мэр.

«15–17 процентов действительно есть частных управляющих компаний, как правило, новые дома, дорогие квартиры, которые позволяют плюсом платить. Все остальное — надо возвращать в муниципальное управление жилым фондом. Почему? Что такое частный собственник? В уставе написано чуть ли не первым пунктом: извлечение прибыли. Не до прибыли в нашем жилом фонде в управлении. Мы должны четко планировать расходы на капитальный, текущий ремонт, вывоз мусора, очистку, освещение, замену лампочек и так далее. А любой предприниматель в этой области сначала на радостях шубу жене купил, дальше дочь машину попросила, потом сын женится…» — рассуждает глава города.

По его мнению, население не является эффективным управляющим собственным жилым фондом. «Хватит уже. Не все то, что хорошо в Америке, хорошо в России. У нас зимы, свой менталитет, культура. Поэтому пора уже некоторые вещи возвращать на круги своя и делать работу над ошибками», — считает Метшин.

«Мы один из самых больших растущих туристических центров в России» «Мы один из самых больших растущих туристических центров в России» Фото: «БИЗНЕС Online»

О молодежи и росте туризма

В Казани один из самых низких по стране уровней безработицы — 0,55%. На одного безработного — пять предложений на рынке, но молодые специалисты не всегда могут найти себе работу.

«Молодежь другая. Завышенные ожидания. Он после вуза… Мы мечтали пойти... Допустим, я после юрфака хотел пойти в органы, послужной список заработать и когда-нибудь, лет через 10–15, на квартиру заработать, а пока жить в съемной и так далее. О машине мечтали.

Молодежь другая. Сегодня, сейчас, причем, не имея (в подавляющем большинстве) какой-то квалификации или особых талантов, но „мы хотим сейчас социального лифта“. (…) Я хочу сегодня и сейчас иметь высокооплачиваемую работу. Я хочу машину, квартиру, я хочу-хочу-хочу», — сетовал глава Казани.

Конечно, с оттоком молодежи у Казани проблем нет, миграция в городе положительная, причем именно за счет студентов.

«14 лет назад, после 1000-летия, для меня был вызов, что дальше. Мне казалось, что пик Казани достигнут. (…) Мы пригласили международный банк реконструкции и развития. И они мне тогда показали простую статистику, что мы были и должны быть образовательным центром. Казань — второй после Москвы императорский университет. (…) И в 2007 году с Минтимером Шариповичем Шаймиевым мы поехали на выставку по недвижимости MIPIM в Канны . (…) Я тогда заявил, что Казань будет магнитом, который притянет все лучшее в Поволжье. И с 20 миллионов мы соберем все сливки. У нас будет самый крутой город, большой туризм и самое дорогое жилье, растущее в цене. Бабай на меня так посмотрел (тогда еще интернета не было) со словами: „Слушай, бумага все стерпит. Но тебе потом надо будет об этом говорить“», — вспоминает Метшин.

В те годы в Казань приезжали 500 тыс. туристов в год, сегодня — 3 млн 300 тысяч.

«Мы один из самых больших растущих туристических центров в России. Первые по росту вторички. То есть любой, кто вкладывается в Казань, имеет доход 14–15 процентов. И то же самое по новому жилью. Мы строим миллион квадратных метров. И порядка 15 процентов покупателей у нас — не жители Татарстана. То есть мы ставили себе системные задачи, работали над ними. Это не пальцем в небо попадали, и не вдруг подобное нам оттуда свалилось», — говорит Метшин.

Во многом помогли Универсиада, чемпионат водных видов спорта и чемпионат мира по футболу. «Это как big wave raises all boats — „большая волна поднимает все лодки“. И вот они нам помогали поднимать. Но это одна часть большой штанги», — приводит он параллели.

О том, почему Казань не жирует

«Мы город крупного бизнеса: химия, нефтехимия, авиа- и машиностроение, вертолетостроение, IT, торговля. То есть у нас, конечно (в перечне источников бюджета — прим. ред.) НДФЛ, налог на землю и аренда имущества. Но две цифры есть. Если брать прямой бюджет, то мы по обеспеченности на одного жителя на 11-м, 10-м месте — Казань, то есть мы, не жирует. Но, как я вам уже сказал, благодаря системной поддержке президента республики субвенции, дотации, программы капитального ремонта, капитального строительства — то, конечно, у меня бюджет такой, что называется, слава богу», — радуется Ильсур Раисович.

Туризм, по его словам, пока большой роли в общем бюджете Казани не играет. «Туризм — занятость. Это узнаваемость. Работа всей нашей сферы услуг и обслуживания. (…) Отели — это тысячи занятых людей. Такси, автобусы, экскурсоводы. Сувенирная продукция, наши кафе, рестораны. Фастфуды», — перечислял Метшин сферы, зависящие от туризма.

«Самая лучшая ресторация — безусловно, Москва, Лондон, Париж и Рим: я бы взял вот так, четыре… А если по цене и качеству — у нас вкусная кухня, очень красивые люди. Я думаю, красивый город благодаря Волге, Казанке, людям, набережным. Мы приросли общественными пространствами, культурными учреждениями. Поэтому в трех часах езды на машине у нас без Москвы 20 миллионов населения проживают. Вот три-четыре часа на машине. Мы их видим, они приезжают!» — говорит Метшин.

«Когда меня спрашивают, в чем секрет — секрет просто в том, что повезло на больших руководителей» «Когда меня спрашивают, в чем секрет — просто в том, что повезло на больших руководителей» Фото: «БИЗНЕС Online»

О мэрстве

«Мне иногда говорят: „14 лет, ты не устал? Ты почему не устаешь?“ (…) Нет, я абсолютно не устал. Для меня каждый день как новый. Вот мы с вами не виделись два года. Это у нас, татар, каждая встреча — как новая жизнь. С интересными людьми, совершенно разными. Культура, искусство. С проектантами, архитекторами. (…) И новые проекты. Допустим, вот мы закончили только что WorldSkills (…) Мы сейчас занимаемся с нашим президентом тем, чтобы привезти в Казань Суперкубок УЕФА на 2023-й. Он проходил в этом году в Стамбуле. Играли „Челси“ и „Ливерпуль“. Весь мир, вся элита приезжают туда. (…) Мы, дай бог, когда победим, предопределим до 2023 года приезд крупных компаний, спонсоров, которые миллиардными бюджетами обладают», — помечтал Ильсур Раисович.

Венедиктов спросил, что бы мэр ответил, если бы ему предложили стать председателем космической станции. «Окей, хорошо, но с условием того, что столицей будет Казань, согласен», — нашелся градоначальник.

Радиоведущий предложил Метшину назвать «штуку, ради которой конный памятник Ильсуру Метшину можно поставить напротив Ленина». «Во-первых, по нашим мусульманским традициям, памятники ставить нельзя, — ответил Метшин, но добавил. — Для меня, конечно, важнее мои добрые имя и фамилия. Чтобы через годы дети, внуки ходили по улицам моей Казани, любимой, родной, и им не было бы стыдно. Вот главный памятник».

«Отвечая на ваш вопрос, безусловно, возраст, физические возможности и опыт позволяют еще долгое время приносить стране пользу. На каком рубеже это будет — воля Всевышнего. И в данному случае я имею в виду не главнокомандующего, а действительно Всевышнего. Я верующий человек. Где моя дорога — подчинюсь и со словами „С Богом!“ пойдем дальше», — говорит Метшин.

«У меня чувство к Казани: „Она выбрала тебя, а не ты ее выбирал“ (из переписки Метшина с другом — прим. ред.). Когда меня спрашивают, в чем секрет — просто в том, что повезло на больших руководителей. Наш Бабай Минтимер Шарипович Шаймиев. До него великие руководители были и Мусин, и Табеев Фикрят Ахмеджанович — такие великие люди. Нынешний — Рустам Нургалиевич Минниханов. Есть преемственность великих государственных мужей, и существует одна лодка, в которой работают все, не только президент, парламент, правительство, мэр. Большой бизнес. У нас нет сторонников каких-то, как принято называть, олигархов. У нас есть люди, которые имеют ответственность за происходящее и на предприятиях, и за забором предприятия. Простой рецепт. Нефть есть в других регионах, нефтеперерабатывающие заводы, большие компании, но должны быть люди и преемственность. Мне просто повезло оказаться в этой лодке.

Я не имею каких-то исключительных талантов, но мне позволили те, которые есть, раскрыть их. И это сделали Шаймиев, Минниханов и старшие коллеги. Я не могу всех перечислить. Это и премьер-министры, и парламент, и самое главное — наши трудолюбивые татарстанцы. Мы умеем работать, служить. И Казань, Татарстан были, есть и всегда останутся оплотом большой федеральной России», — заключил Ильсур Раисович.