Вид на Будапешт с горы Геллерт Вид на Будапешт с горы Геллерт

РОССИЙСКИЙ СЛЕД В БУДАПЕШТЕ

Столица Венгрии — интересный для россиян город. Не только потому, что он богат памятниками истории и архитектуры, сравнительно низкими ценами, качественным сервисом и разнообразными формами досуга. Кроме прочего, в истории этого города наша страна оставила неизгладимый след.

Как и все страны бывшего социалистического лагеря, Венгрия не избежала борьбы с памятниками и другими символами коммунистического прошлого. По понятным причинам это прошлое ассоциируется с нашей страной. Надо отдать должное венграм: пройдя в 1990-е годы «люстрацию» символов социалистической эпохи, они вскоре прекратили эту политику, бросавшую тень на отношения между нашими странами. Даже события 1956-го, которые в Венгрии и России трактуются далеко неоднозначно, венгры уже давно воспринимают без прежней агрессии. Для них это памятная и трагическая страница истории, которая тем не менее не должна отравлять отношения двух стран на современном этапе. В этом смысле венгры подают достойный пример полякам, жертвующим отношениями с Россией в угоду своей несостоятельной исторической политике.

Здание Венгерского парламента – один из символов Будапешта Здание Венгерского парламента — один из символов Будапешта

Поиск российского следа в современном Будапеште — это своеобразный квест. Большую часть наших следов венгры уже затерли: нет в городе улиц Ленина, Маяковского, Мичурина, Толбухина и многих других советских деятелей. В топонимике города сохранилось только имя Пушкина. Относительно недавно с карты Будапешта исчезли Московская площадь и аналогичное название станции метро. Эти объекты получили новое имя в честь премьер-министра венгерского правительства эпохи Австро-Венгрии Кальмана Селла.

Памятник советским воинам-освободителям на площади Свободы Памятник советским воинам-освободителям на площади Свободы

Первыми жертвами венгерских антикоммунистов стали монументы социалистического прошлого. Их убрали с улиц Будапешта, но не стали разрушать, а отнеслись к этому наследию по-хозяйски. На юго-западной окраине города был открыт парк, куда свезли большую часть коммунистических памятников, многие из которых обладают художественной ценностью. Здесь есть несколько памятников Ленину, скульптуры Маркса и Энгельса, монументы венгерско-советской дружбы, памятники советским воинам-освободителям. При этом и в городе кое-где кое-что осталось.

Скульптура Сталина в Венгерском национальном музее. Копия памятника, уничтоженного в 1956 году Скульптура Сталина в Венгерском национальном музее. Копия памятника, уничтоженного в 1956 году

В центре города, на площади Свободы, сохранился единственный монументальный обелиск советским воинам, установленный еще в 1945 году. На обелиске, увенчанном золотой звездой, размещены герб СССР и надпись на русском и венгерском языках: «Слава советским героям-освободителям». Сейчас это место лишено памятного лоска, власти Будапешта низвели площадь до уровня торговой: здесь регулярно проводят ярмарки и музыкальные фестивали и постоянно жуют. Памятным это место осталось лишь для туристов из стран бывшего СССР. Недалеко от обелиска установлен памятник Рональду Рейгану, которого многие венгры считают настоящим освободителем их страны — от коммунистического прошлого.

Памятник Свободы (бывший Монумент Освобождения) на горе Геллерт Памятник Свободы (бывший монумент Освобождения) на горе Геллерт

Во время событий 1956 года в Будапеште был снесен памятник Сталину. Он был установлен в 1951-м недалеко от главной площади венгерской столицы — площади Героев. Это было монументальное сооружение: высота бронзовой скульптуры достигала 8 м, а вместе с постаментом — 18 метров. На ее отливку пошло несколько старых памятников различным венгерским деятелям прошлого. Скульптура Сталина была сделана основательно, восставшие долго не могли ее свалить, пока кто-то не додумался разрезать ее по ногам. Сталин был повержен, а на постаменте остались его сапоги. Именно в таком виде этот монумент предстает перед посетителями парка скульптур коммунистической эпохи. Впрочем, увидеть уменьшенную копию памятника Сталину можно и сейчас в Венгерском национальном музее. Советский вождь стоит в музейном зале, как бы говоря: «Я знаю, что после смерти на мою могилу нанесут кучу мусора. Но ветер истории безжалостно развеет ее». Венгры, конечно, Сталина не жалуют, как не любят и его верного сторонника Матиаша Ракоши, действия которого во многом спровоцировали восстание 1956 года. Удивительно, что, несмотря на репутацию венгерского диктатора, открытки с портретами Ракоши свободно продаются и активно раскупаются. Причем, как я заметил, не только туристами. Ностальгия, она ведь бывает разной.

Советский воинский мемориал на кладбище Керепеши Советский воинский мемориал на кладбище Керепеши

АВТОМАТЫ КАЛАШНИКОВА И ВАГОНЫ МЕТРО ОТ МЫТИЩИНСКОГО ЗАВОДА

Еще один пример советской монументальной истории в Будапеште — это монумент Освобождения на горе Геллерт. Он был установлен в 1947 году на вершине самой высокой точки в городе (227 м) в память освобождения Венгрии советскими войсками от немецко-фашистской оккупации. На 26-метровом постаменте установлена 14-метровая бронзовая женская фигура, держащая в руках пальмовую ветвь. У подножия монумента установили фигуру советского солдата-освободителя со знаменем в руках. Автором монумента является венгерский скульптор, но место для него выбрал советский маршал Ворошилов. В 1956 году монумент Освобождения чуть было не снесли: пострадала лишь скульптура советского солдата, которая позже была восстановлена. Однако в 1990-е этот памятник частично «люстрировали», полностью лишив его элементов советской символики и попутно переименовав на американский лад в памятник Свободы.

Советская 152-мм гаубица Д-20, стоящая на вооружении венгерской армии Советская 152-миллиметровая гаубица Д-20, стоящая на вооружении венгерской армии

Впрочем, есть в Будапеште одно место, где память о наших солдатах сохраняется в неизменном виде. Это мемориальное кладбище Керепеши, северо-западная часть которого отведена под советские воинские захоронения. Здесь похоронены не только погибшие при освобождении города в 1945 году, но и те, кто стал жертвой восстания 1956-го. Центром мемориальной зоны является обелиск, у подножия которого всегда лежат венки от посольств России и других постсоветских стран. Раньше здесь лежали венки и от посольства Украины, но сейчас у этой страны другие герои.

Танк Т-34-85 у здания Венгерского военно-исторического музея Танк Т-34-85 у здания Венгерского военно-исторического музея

Советское влияние до сих пор проявляется в венгерской армии, которая, несмотря на членство в НАТО, во многом сохраняет наше вооружение. В мае этого года в будапештском парке Варошлигет для обычных граждан проводилась армейская выставка. На ней демонстрировались различные образцы вооружений, среди которых БТР-80, 152-миллиметровая гаубица Д-20 производства завода «Уралмаш», а также стрелковое оружие типа автоматов Калашникова. Чувствуется, что венграм нашего оружия хватит еще надолго, ведь эта страна уже давно забыла, как воевать.

Метропоезд Мытищинского завода на линии Будапештского метрополитена Метропоезд Мытищинского завода на линии Будапештского метрополитена

В то же время свою военную историю венгры помнят и ценят. Достаточно посетить Будайскую крепость и ознакомиться с экспозицией Венгерского военно-исторического музея. О России и русских здесь можно узнать немало: и в отношении периода 1848–1849 годов, и применительно к эпохе двух мировых войн, а также в период социалистического строительства. Ведь в эпоху социализма венгерская народная армия была миниатюрной копией советской — и по структуре, и по вооружению, и по обмундированию. Неслучайно при входе в этот музей стоит танк Т-34-85, который состоял на вооружении венгерской народной армии.

«Памятник» советскому автопрому в Будапештском зоопарке «Памятник» советскому автопрому в Будапештском зоопарке

Впрочем, если быть объективным, главным символом нашего положительного влияния на Будапешт является местный метрополитен. Конечно, он появился в столице Венгрии гораздо раньше, еще в 1896 году, но построенная тогда первая линия уже давно не имеет существенного транспортного значения, являясь скорее аттракционом для туристов. По-настоящему Будапештский метрополитен стал развиваться благодаря Советскому Союзу, при активной помощи которого строились вторая и третья линии. Эти линии были сделаны по нашим техническим стандартам, и до сих пор по ним бегают метропоезда Мытищинского завода.

В свое время наше влияние в Венгрии довольно заметно прослеживалось в местном автопарке, значительную часть которого составляли машины советского производства. Сегодня следы нашего автопрома в Венгрии найти так же непросто, как найти на наших улицах знаменитые венгерские автобусы «Икарус». Впрочем, иногда можно наткнуться на неожиданные объекты. Например, на старенький уазик, выполняющий роль арт-объекта в Будапештском зоопарке.

Депутат Государственного Совета РТ Николай Атласов

Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции