Из-за гастролей цирка «Дю Солей», о которых было известно уже в феврале, «Ак Барс» не сможет сыграть матчи регулярного чемпионата КХЛ против «Салавата Юлаева» и «Сибири» в льду «Татнефть Арены» Из-за гастролей Цирка дю Солей, о которых было известно уже в феврале, «Ак Барс» не сможет сыграть матчи регулярного чемпионата КХЛ против «Салавата Юлаева» и «Сибири» на льду «Татнефть Арены» Фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»

как «татнефть Арена» заблудилась между цирком и хоккеем

Казус с «бездомным» «Ак Барсом» можно было предотвратить. На «Татнефть Арене» регулярно проходят неспортивные мероприятия — концерты, форумы, ледовые шоу, но ранее таких накладок не возникало. Ежегодно, обычно в мае, арена отправляет «Ак Барсу» документ, в котором указаны даты, когда площадка занята. Затем клуб передает его в КХЛ. Напрямую с аренами лига не взаимодействует. «Лига старается учесть все забронированные на аренах мероприятия при условии, что клуб сообщил о них до установленной даты. Если все-таки появляется новое мероприятие, он согласовывает возможность его проведения в рабочем порядке», — рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе КХЛ.

Договор аренды между «Татнефть Ареной» и Цирком дю Солей был заключен еще 13 февраля этого года, а в начале марта стартовала продажа билетов на ледовое шоу. Более того, мероприятие анонсировалось в СМИ. Таким образом, еще за четыре месяца до публикации календаря КХЛ (12 июля) было известно, что «Татнефть Арена» окажется занята с 19 по 22 декабря. Однако, по нашим данным, в официальном уведомлении, которое она отправила в «Ак Барс», почему-то был указан лишь месяц проведения циркового шоу — декабрь, без точных дат. В клубе ничего уточнять не стали и просто перенаправили информацию в КХЛ. «Заключив договор аренды, хоккейный клуб „Ак Барс“ руководствовался принципом добросовестности гражданского права и не перепроверял расписания мероприятий арены на указанные даты», — говорится в заявлении пресс-службы казанской команды.

8 августа забеспокоился Цирк дю Солей, опубликовав у себя на сайте сообщение: «Мы начали получать вопросы от зрителей, которые приобрели билеты на выступления шоу Crystal в Казани. Они обратили внимание, что в даты наших выступлений в календаре на официальном сайте ледового дворца спорта „Татнефть Арена“ заявлены другие мероприятия».

Как уточнили нам в пресс-службе цирка, 19 августа — уже после публикации календаря регулярного чемпионата КХЛ 2019/20 — «Татнефть Арена» дала официальное подтверждение, что шоу Crystal состоится, согласно подписанному договору, с 19 до 22 декабря. По нашей информации, она пыталась перенести мероприятие на другие даты, но циркачи отказались. 

Аргументы у канадцев серьезные. Crystal — первое ледовое шоу в истории Цирка дю Солей, его премьера состоялась в Канаде в конце 2017-го. В этом году выступления пройдут в пяти городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе и Екатеринбурге. Билеты продаются с конца февраля, их минимальная стоимость — 1,6 тыс. рублей, максимальная — 8 тысяч. В столице Татарстана уже давно расклеили баннеры ледового шоу, рекламу крутят по ТВ и в интернете. Если выступление не состоится по вине арены, принимающей стороне придется выплатить солидную неустойку.

«ЗЕЛеНОЕ ДЕРБИ» в старом дворце спорта: 4 млн рублей недополученной выручки

В свою очередь пресс-служба «Ак Барса» заявила, что о необходимости перенести матчи клуб был уведомлен лишь в третьей декаде августа, за несколько дней до старта игрового сезона. По нашим данным, он сразу предложил КХЛ изменить даты декабрьских матчей, но лига отказала, сославшись на логистические проблемы.

Еще одним выходом из ситуации был обмен с «Салаватом» и «Сибирью» домашними матчами. Например, первое «зеленое дерби» сезона, которое состоялось на прошлой неделе в Уфе, могли бы провести в Казани. Однако такой вариант не устроил ни одну из команд. Также на решение клубов отказаться от обмена повлиял вынесенный в Швейцарию матч между «Ак Барсом» и «Салаватом», который состоится после игры с «Сибирью». Иначе «барсам» пришлось бы лететь в Давос из Новосибирска, а не из Казани.

КХЛ одобрила идею проведение матчей в казанском  Дворце спорта — старая ледовая арена вполне соответствует техническому регламенту лиги Ледовая арена Дворца спорта соответствует техническому регламенту лиги. Но перенос туда матча «зеленого дерби» — серьезный удар по престижу и доходам «Ак Барса» Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Сейчас «Ак Барс» прорабатывает самый безболезненный вариант решения проблемы: проведение матчей в старом Дворце спорта. По заявлению пресс-службы клуба, КХЛ уже одобрила эту идею — старая ледовая арена вполне соответствует техническому регламенту лиги. 

Однако у такого решения есть издержки. Матч с «Салаватом Юлаевым» — это то самое «зеленое дерби», одно из главных противостояний в лиге, собирающее аншлаги и в Казани, и в Уфе. Его перенос в старый Дворец спорта — серьезный удар по престижу и доходам казанской команды. Арена вмещает всего 3,5 тыс. зрителей, то есть полностью будет забита владельцами абонементов. К тому же из-за размеров дворца в нем не удастся провести такую же развлекательную программу для зрителей в подтрибунных помещениях, как на «Татнефть Арене». То же самое касается фирменных магазинов и точек питания. 

Из-за встречи с «Салаватом» во Дворце спорта «Ак Барс» может недосчитаться, по самым скромным оценкам, 4 млн рублей за каждый матч. Источники, близкие к клубу, отметили, что сейчас ведутся переговоры о компенсации — «Татнефть Арена» готова покрыть часть материальных убытков. Но как измерить разочарование болельщиков?

«Зеленое дерби» предложила приютить у себя «Казань Арена». Но «Ак Барс» опасается, что несколько тысяч человек на гигантском холодном стадионе будут смотреться, прямо скажем, грустно Матч с «Салаватом Юлаевым» предложила приютить у себя «Казань Арена». Но «Ак Барс» опасается, что несколько тысяч человек на гигантском холодном стадионе будут смотреться, прямо скажем, грустно Фото: «БИЗНЕС Online»

«КАЗАНЬ АРЕНА» ГОТОВА ПОМОЧЬ

И тут на сцену спортивно-циркового скандала вышел настоящий тяжеловес. «Зеленое дерби» предложила приютить у себя «Казань Арена». Устоять от такого предложения «Ак Барсу» будет непросто. «Клуб рассматривает возможность проведения одного матча на открытом воздухе на футбольном стадионе, в настоящий момент идет финансовая оценка проекта», — говорится в заявлении ХК.

Напомним, 22 и 27 августа на стадионе состоялись церемонии открытия и закрытия чемпионата по рабочим профессиям. Из-за дополнительных конструкций футбольное поле было повреждено и в любом случае нуждается в восстановлении. В пресс-службе «Казань Арены» сообщили нам, что эти работы проводятся именно с прицелом на возможную декабрьскую игру «Ак Барса».

Накануне на стадионе поставили новую дренажную систему и сейчас делают подогрев поля. После того как его прошьют синтетическими нитями, пройдет первый посев травы. Ожидается, что эту часть работ завершат в конце ноября. После пророста первой травы можно будет установить специальное покрытие, которое защитит ее от нагрузки холодильного оборудования и низкой температуры. Таким образом, матч «Ак Барса» никак не скажется на состоянии газона, и весной «Рубин» сможет вернуться на «Казань Арену». По нашим данным, все работы по восстановлению газона обойдутся в 90 млн рублей.

«Хоккейный матч этой зимой на „Казань Арене“ возможен, если начать подготовку в самое ближайшее время, условно завтра. Надо понимать, что, кроме непосредственной подготовки площадки, есть и другие организационные процессы, например согласование с КХЛ. Для успешной реализации необходимо оперативно принять решение всеми заинтересованными сторонами», — сообщили нашему изданию в пресс-службе стадиона.

Ключевой аргумент за — в будущем такой уникальной возможности для хоккейного матча на 45-тысячном стадионе может и не быть. Сейчас сошлось сразу несколько факторов — WorldSkills, «Рубин» без еврокубков, ну и казус с Цирком дю Солей.

Из-за дополнительных конструкций, установленных в августе для проведения церемоний WorldSkills, футбольное поле было повреждено и в любом случае нуждается в восстановлении Из-за дополнительных конструкций, установленных в августе для проведения церемоний WorldSkills, футбольное поле было повреждено и в любом случае нуждается в восстановлении Фото: «БИЗНЕС Online»

МАТЧ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ обойдется в 35–45 МЛН РУБЛЕЙ, «Ак Барс» ОПАСАЕТСЯ РИСКОВ

У «Ак Барса» есть все шансы повторить успех ЦСКА и СКА. В прошлом году, 22 декабря, состоялся матч этих хоккейных клубов на футбольном стадионе «Газпром Арена» в Санкт-Петербурге. Он установил абсолютный рекорд КХЛ — 67 770 зрителей. Правда, организаторы «схитрили» — крыша домашнего стадиона «Зенита» была полностью закрыта. Рекорд посещаемости матча КХЛ на открытом воздухе установлен в 2017 году — на игре СКА против «Йокерита» в Хельсинки, которую посетили 17 645 человек.

Однако в «Ак Барсе» пока окончательного решения по поводу «Казань Арены» не приняли.

Во-первых, в клубе опасаются, что стадион не успеют «заточить» под хоккей на льду к указанной дате. Остается меньше двух месяцев. Для сравнения: НХЛ анонсирует матчи на открытом воздухе за 7 месяцев.

В «Ак Барсе» опасаются, что «Казань Арену» не успеют «заточить» под хоккей на льду к указанной дате. Остается меньше двух месяцев 3D-модель хоккейной коробки на «Казань Арене» / коллаж «БИЗНЕС Online»

Во-вторых, клуб пугают затраты. По предварительным подсчетам, стоимость матча на открытом воздухе — от 35 млн до 45 млн рублей. В эту сумму входит установка и демонтаж холодильного оборудования, хоккейной коробки, покрытия на газон, а также маркетинг и эксплуатационные расходы.

Часть денег можно отбить за счет спонсорских соглашений, хотя интерес коммерческих партнеров к игре пока до конца непонятен. С одной стороны, это первоклассное спортивное событие в жизни города и всей КХЛ, а с другой — зачем «Татнефти» делить с кем-то лавры от такого суперматча? 

В то же время можно прилично заработать на билетах. Если продавать в среднем по 500 рублей, то при аудитории в 30 тыс. можно заработать 15 млн, то есть почти половину от затрат на организацию. Это без учета скайбоксов, билеты в которые многократно дороже, — на «Казань Арене» 72 ложи. Цены в них доходят до 10 тыс. рублей за место. Так как игра будет в конце декабря, то кто-то точно захочет совместить корпоратив с просмотром знакового хоккейного поединка, да еще и на футбольном стадионе. 

Есть риски, что маркетологи «барсов» попросту не справятся с организаций матча. На новой, незнакомой арене будет сложнее подготовить запоминающуюся шоу-программу Есть риски, что маркетологи «барсов» попросту не справятся с организацией встречи. На новой, незнакомой арене будет сложнее подготовить запоминающуюся шоу-программу Фото: «БИЗНЕС Online»

Третий и самый серьезный аргумент против — «Ак Барс» сомневается, что сможет собрать аудиторию в несколько десятков тысяч зрителей. Матч с «Салаватом Юлаевым» пройдет в рабочий день — четверг. А несколько тысяч человек на гигантском холодном стадионе будут смотреться, прямо скажем, грустно.

Есть риски, что маркетологи «барсов» попросту не справятся с организацией встречи. Без особого блеска прошел, к примеру, «Нефтяной матч» 30 октября в «Татнефть Арене». Игру с «Нефтехимиком» казанская команда приурочила к 15-летию партнерства с «Татнефтью», хоккеисты вышли на лед в черной форме. Однако к этому событию клуб не сумел подготовить запоминающуюся шоу-программу. А на новой, незнакомой арене будет еще сложнее. 

Опасения можно понять. Новый директор «Ак Барса» Мансур Усманов, который пришел в клуб в начале сентября из «Нефтяника», пока не сформировал свою команду менеджеров. Ему приходится опираться на старые кадры, для которых такие масштабные проекты будут в новинку. 

Матч с «Салаватом Юлаевым», который может пройти на «Казань Арене» — это то самое «зеленое дерби», одно из главных противостояний в лиге, собирающее аншлаги и в Казани, и в Уфе Возможно, матч с «Салаватом Юлаевым» на открытом воздухе позволит «зеленому дерби» вновь вернуться на федеральный уровень Фото: «БИЗНЕС Online»

С другой стороны, «Казань Арена» уже собирала аншлаги вечером буднего дня, причем не только на футбол. Например, закрытие Универсиады-2013 прошло в среду при полных трибунах. В 2015 году «Рубин» играл с «Ливерпулем» — тоже в четверг, и матч до сих пор удерживает домашний рекорд посещаемости (41 585 зрителей). 

В сезоне 2016/17 КХЛ в «Твиттере» назвала встречи «Ак Барса» и «Салавата» главным противостоянием лиги. В прошлом сезоне команды представили логотип матча, в нынешнем — единые концепты игровой формы и переходящий кубок «Чак-чак Cup». Встреча на открытом воздухе позволит «зеленому дерби» вновь вернуться на федеральный уровень.

Что же касается второго «бездомного» матча «Ак Барса», то для встречи с «Сибирью» вполне подходит и Дворец спорта, если клуб сумеет грамотно обыграть возвращение на свою старую арену. По информации «БИЗНЕС Online», матч проведут в ностальгическом стиле. Этот прием в последние годы очень популярен в КХЛ, его регулярно использует «Спартак», «Трактор», «Северсталь» и «Магнитка». В Казани ретроигры еще не было.