Мероприятие в одном из казанских ресторанов по случаю Хэллоуина, который будет отмечаться на следующей неделе, вернее реакция общественности на его будущее проведение, стало одним из самых шумных городских событий недели. Политолог Руслан Айсин в свою очередь считает уже ежегодной неизбежностью идеологическую свистопляску в России вокруг праздника нечистой силы. В нашу эпоху постмодернизма он превратился в культ смешения всего и вся, где стирается зримая грань между добром и злом.
«Хэллоуин — это изначально кельтский праздник Дня всех святых. Однако столетие назад сакральное для ирландцев и шотландцев мероприятие трансформировалось в костюмированное балаганное шоу нечистой силы
СТОИТ ЛИ СТРОГО СУДИТЬ «ДВУНОГОГО БЕЗ ПЕРЬЕВ»
Как говорил Франц Кафка: «То, что мы называем злом, является всего лишь неизбежностью в нашем бесконечном развитии». Такой же неизбежностью представляется в России регулярная идеологическая свистопляска вокруг праздника Хэллоуин. И ведь можно выразить всю эту шумиху словами одного из персонажей комедии Уильяма Шекспира «Два веронца»: «Ты скулишь, как нищий на День всех святых». Хэллоуин — это изначально кельтский праздник Дня всех святых. Однако столетие назад сакральное для ирландцев и шотландцев мероприятие трансформировалось в костюмированное балаганное шоу нечистой силы. А уже в нашу эпоху постмодернизма праздник превратился в культ смешения всего и вся, где стирается зримая грань между сакральным и профанным, так называемыми добром и злом, светом и нечистью.
Этот праздник уже давно перестал символизировать тот изначальный посыл, который имелся в эпоху, когда слова и образы соединялись в своей аутентичной чистоте. По большому счету современные религиозные воззрения жителей мегаполисов и медвежьих углов носят характер синкретический, перверсивный и включают в себя элементы народных религий, суеверий. Посему стоит ли строго судить «двуногого без перьев», согласно платоновскому определению человека, который лишен возможности понимания зла и добра, хаоса и порядка, различения иррационального и рационального. Человек хоть и пытается «звучать гордо», но его постулирование и понимание реальности находятся на примитивном уровне.
Ценностная система жителя Земли, как мы видим, меняется от эпохи к эпохе. Если изначально Хэллоуин был концентрированным выражением Дня святости, то сейчас он превратился в изнанку самого себя и воспевается как ода темным силам. Но вопреки позиции клерикалов, которые видят в этом заговор сатанистов, ситуация обстоит несколько иначе. Нечистая сила уже не воспринимается таковой, какой была во времена Средневековья. Прежний образ сменился аллегорией, она в свою очередь насмешкой над тем, что составляло в оные времена полюса религиозного мира.
Наши религиозные иерархи продолжают бороться со следствием, а не с причиной. Митрополит Феофан обратился к властям Татарстана с требованием запретить проведение шоу «Бал Сатаны» в ночь на Хэллоуин
ОТКРОЙТЕ НОВОСТИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДВА ДНЯ И ВЫ УЖАСНЕТЕСЬ
Но наши религиозные иерархи продолжают бороться со следствием, а не с причиной. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан обратился к властям Татарстана с требованием запретить проведение в одном из ресторанов на Кремлевской набережной шоу «Бал Сатаны» в ночь на Хэллоуин. Запретить-то, конечно, можно это отдельное мероприятие. Но способно ли оно изменить пафос мировоззрения современных россиян? Куда входят, между прочим, и те самые блюстители морали и праведности. А разве то, что происходит в нашей стране сегодня, не «Бал Сатаны», не danse macabre.
Откройте новости за последние два дня и вы ужаснетесь той зловещей фактуре, что пронизывает наше общество. Негодяй сбивает 6-летнего мальчика во дворе, и подкупленная им экспертиза находит в крови малыша алкоголь, тем самым делая его виноватым в этом происшествии. У полковников правоохранительных органов находят дома миллиарды рублей, а пенсионеры роются в мусорных баках. Чиновники, чьи кабинеты завешаны иконами, не стесняясь, берут взятки пред ликами своих святых. Религиозные деятели, вещающие с кафедр об аскезе благочестии, на поверку оказываются миллионерами-толстосумами, вряд ли способными «пролезть в евангелическое угольное ушко» для входа в рай, матери отказываются от новорожденных детей и бросают их на произвол судьбы. Вся страна поражена такими метастазами.
Павел Пожигайло заявляет на голубом глазу: «Как-то меня спросили: «Если бы вы были президентом России, какие первые законы приняли бы?» Ликвидировать министерство культуры. Сделать полную ревизию того, что мы финансируем. Естественно, я бы закрыл все театры…»
Если бывший заместитель министра культуры, а ныне член Общественной палаты РФ, участник всевозможных советов по культуре и духовности Павел Пожигайло заявляет на голубом глазу: «Как-то меня спросили: „Если бы вы были президентом России, какие первые законы приняли бы?“ Первое — это запрет изучения английского языка. Я поясню. Второе — ликвидировать министерство культуры. Сделать полную ревизию того, что мы финансируем. И потом принять решение о возобновлении. Или оно даже и не нужно, за ненадобностью. Естественно, я бы закрыл все театры…» Их этот «культурный деятель» призывает закрыть из-за того, что они отвлекают людей от духовного развития, заменяют россиянам храмы и литургию. В стране растет количество церквей, монастырей, пропаганда денно и нощно проводит духовно-нравственное просвещение населения. Но уровень морального состояния граждан все ниже и ниже… Как решить это странное уравнение?
«Если бы подобное случилось у стен Московского кремля, на набережной Москва-реки, шум поднялся бы знатный и «Бал Сатаны» бы запретили, даже будь там хозяином заведения сам местный Равиль Зиганшин или его тесть, как в нашем случае»
КАЗАНСКАЯ ПУБЛИКА НЕ СИЛЬНО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СТОЛИЧНОЙ СВОИ НРАВАМИ И ЗАПРОСАМИ
И такие запретительные настроения царят и главенствуют во всем политическом классе. Удивительно, как еще не создали министерство по запретам и всяким идеологическим ликвидациям с суперполномочиями, гвардией, солидным бюджетом, как у Владимира Сорокина в «Дне опричника». В конце концов, мы же рождены, чтобы сказку сделать былью. И бал Сатаны мы тоже проходили только в художественном исполнении Булгакова в «Мастере и Маргарите». Умершие грешники были гостями Воланда на балу, в образ которого прославленный писатель вшил фигуру товарища Сталина. На фоне Князя Тьмы алчная московская публика предстанет еще более падшей и безнадежной, о чем и намекает сам хозяин дьявольского шабаша.
Хотя, если бы подобное случилось у стен Московского кремля, на набережной Москва-реки, шум поднялся бы знатный и «Бал Сатаны» бы запретили, даже будь там хозяином заведения сам местный Равиль Зиганшин или его тесть, как в нашем случае. Ну и как там Воланд заключил по итогам встречи с московской публикой: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну легкомысленны… ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»
Кажется, казанская публика не сильно отличается от столичной свои нравами и запросами: деньги, квартиры, слава, лайки в соцсетях и между этими заботами «балы Сатаны» вместо «вальсов Шуберта и хрустов французской булки».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 82
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.